Что нужно говорить на исповеди пример. Почаевский листок

Что нужно говорить на исповеди пример. Почаевский листок

Листок для подготовки к исповеди

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра­чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз­вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни – причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

– Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

Читать еще:  Потерять очки от солнца примета. Приметы о разбитых стёклах

про. секты – сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

– Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Подготовка ко Святому Причащению – говение

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть молитвой, постом, христиански-смиренным настроением и поведением и исповедью.

Молитва домашняя и церковная

Желающий достойно причаститься Св. Христовых Таин должен, по крайней мере, неделю молитвенно готовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если работа или служба препятствуют регулярному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, и, во всяком случае, обязательно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.

Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое «Правило ко Св. Причащению», которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтений накануне с вечера канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, канона и молитв ко Св. Причащению и молитв на сон грядущим, а утром утренних молитв.

С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи – мяса, молочных продуктов, масла, яиц, и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким осознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и непотребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен размышлять о величии Таинства Тела и Крови Христового, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении слова Божия и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего Богослужения исповедоваться – принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью необходимо примириться с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Прощение, обычно, осуществляется в такой форме «Прости меня, грешнаго(-ую), что согрешил(-ла) пред тобою», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешнаго(-ую)». Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вины на других. Для избавления от ложной стыдливости в исповедании своих грехов их можно написать на листке бумаги и подать священнику во время исповеди.

Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но приходить на исповедь, когда Божественная литургия уже началась, это крайнее неуважение к великому таинству. Неисповедовавшиеся не допускаются ко Св. Причащению, кроме случаев смертельной опасности.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих грехов. Есть добрый обычай – после исповеди и до Св. Причащения не есть и не пить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

Перед и во время Св. Причащения

В церковь необходимо прийти заранее, до начала чтения Часов. Во время Божественной литургии, до открытия царских врат и выноса Св. Даров, вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первыми причащаются (а также подходят ко кресту, помазываются) братия монастыря, затем дети, после мужчины и в конце женщины. Подходя к Чаше, нужно еще заблаговременно, издали сделать земной поклон, а в воскресеные дни и Господские праздники – поясной поклон, коснувшись рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди – правую поверх левой. Перед Св. Чашей ни в кое случае не креститься, чтобы случайно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и сразу же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край Чаши и сразу же подойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.

До окончания Богослужения из церкви не уходить, но обязательно выслушать благодарственные молитвы. В этот день – день Св. Причащения не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».

Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедоваться.

Кому нельзя причащаться

Ко Св. причащению нельзя приступать: имеющим вражду на ближнего своего, некрещеным, неносящим постоянно нательного креста, не бывшим накануне на вечернем богослужении и не исповедовавшимся, евшим с утра, опоздавшим на Божественную литургию, не постившимся и не читавшим Правила ко Св. Причащению, женщинам, имеющим неподобающие для церкви состояние здоровья и вид, а именно: в период месячного очищения, с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице и в особенности накрашенными губами. Также неправославным, кто посещает приходы неканонических, раскольнических церковных объединений (Греко-Католической и Римо-Католической церквей, украинской Автокефальной Православной церкви, Украинской Православной церкви – Киевский Патриархат и др.) и сект. Такие люди должны принести покаяние в том, что сознательно или бессознательно пребывали в расколе и этим пренебрегали божественным учением о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нарушая при этом постановления Вселенских Соборов.

Пример краткой исповеди перед духовником

Исповедую я, многогрешный(-я), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи вольные и невольные, словом, или делом, или помышлением. Согрешил(-а): несохранением своих обетов, данных мною при Крещении, но во всем солгал(-а) и приступил(-а), и непотребным(-ой) себя соделал(-а) пред лицеем Божиим. Маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, от врага всеваемым против Бога и Святой Церкви, самомнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого(-у) себя и на людей более, чем на Бога. Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, непокорностью к действиям Промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастною любовью к твари и вещам. Нестаранием в познании о Боге, воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха пред Ним, надежды на Него, и ревности о славе Его. Неблагодарностью к Господу Богу за все его великие благодеяния, в изобилии изливаемые на меня и в целом на весь человеческий род и непамятованием о них, роптанием на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви, ни страха и неисполнением святой воли Его. Порабощением себя страстям: корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, пристрастию к играм, зрелищам и увесилениями (посещение театров, кинотеатров, дискотек и др.). Божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, святотатством (похищением церковных вещей), призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях. Непочитанием праздников Божиих, нехождением в храм Божий по лености и по нерадению, неблагоговейных стоянием в храме Божием, разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, хождением по храму во время Богослужения, преждевременными выходами из храма, в нечистоте приходил(-а) в храм и прикасался(-ась) святыням его. Нерадением к молитве, оставлением утренних и вечерних молитв, нехранением внимания во время молитвы, оставлением чтения святого Евангелия, Псалтири и др. Божественных книг. Утаиванием грехов на исповеди, самооправданием в них, покаянием без сердечного сокрушения, и нестаранием о должном приготовлении к Причащению святых Таин Христовых, не примирившись со своими ближними приходил(а) на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал(-а_ приступать ко Причащению. Нарушением постов и постных дней: среды и пятницы, невоздержанием в пищи и питии, небрежным и неблагоговейным изображением на себе крестного знамения. Непослушанием, самонравием, самооправданиями, леностию к труду и неисполнением порученных работ и дел по долгу службы. Непочитанием родителей своих и старших себя по возрасту, дерзостию, непокорством. Неимением любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, неуступчивостью, враждою, зло за зло воздаянием, непрощением обид, злопамятством, ревностью, завистью, зложелательством, мстительностью, оклеветанием, осуждением, лихоимством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, корыстолюбием, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью. Забвением о будущей вечной жизни, непамятованием своей смерти и Страшного Суда и неразумной пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям. Невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью. Невоздержанием своих душевных и телесных чувств, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодейством, излишним щегольством, желанием нравиться и прельщать других. Неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других, неимением воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия. Унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу), и в прочих моих грехах, о которых не помню.

Читать еще:  Мария кикоть. "Исповедь бывшей послушницы"

Назвав грехи, нужно внимательно выслушать ответ священника, который в конце прочитает разрешительную молитву.

Что такое исповедь Пример исповеди перед причастием

В современном мире Евангельский призыв всегда бодрствовать и непрестанно творить молитву очень трудно воплотить в жизнь. Постоянные заботы, очень высокий темп течения жизни, особенно в крупных городах, практически лишают христиан возможности уединиться и предстать перед Богом в молитве. Но понятие молитвы до сих пор чрезвычайно актуально, и обращение к ней, безусловно, необходимо. Регулярная молитва всегда приводит к мысли о покаянии, которое происходит на исповеди. Молитва — пример того, как можно точно и объективно оценить свое душевное состояние.

Понятие греха

Грех не следует рассматривать как некое юридическое нарушение данного Богом закона. Это не принятый в сознании «выход за рамки», а нарушение законов, естественных для человеческой природы. Каждая личность наделена Богом абсолютной свободой, соответственно, любые падения совершаются сознательно. По сути, творя грех, человек пренебрегает заповедями и ценностями, дарованными свыше. Происходит свободный выбор в пользу отрицательных поступков, мыслей и иных действий. Такое духовное преступление наносит вред самой личности, повреждая весьма уязвимые внутренние струны естества человека. В основу греха ложатся страсти, унаследованные или приобретенные, а также первородная подверженность, которая сделала человека смертным и более слабым к различным болезням и порокам.

Это сильно способствует тому, чтобы душа уклонялась в сторону зла и безнравственности. Грех бывает разным, его степень тяжести, конечно, зависит от многих факторов, в которых он совершается. Существует условное разделение прегрешений: против Бога, против ближнего и против самого себя. Рассматривая собственные деяния через такую градацию, можно понять, как написать исповедь. Пример будет рассмотрен ниже.

Осознание греха и исповедь

Крайне важно понимать, что для устранения темных душевных пятен следует постоянно обращать внутренний взор на самого себя, анализировать именно свои поступки, мысли и слова, объективно оценивать нравственную шкалу собственных ценностей. Найдя тревожащие и не дающие покоя черты, нужно тщательно разбираться с ними, потому что если закрывать глаза на грех, очень скоро придет привыкание к нему, что исказит душу и приведет к духовной болезни. Главным средством для выхода из такой ситуации является раскаяние и покаяние.

Именно покаяние, произрастающие из глубин сердца и ума, способно изменить личность в лучшую сторону, привнести свет доброты и милосердия. Но путь покаяния — это путь длиною в жизнь. По своей природе человек склонен к греху и будет совершать его каждый день. Даже великие подвижники, которые уединялись в безлюдных местах, грешили помыслами и могли ежедневно приносить покаяние. Поэтому пристальное внимание к своей душе не должно ослабевать, и с возрастом критерии личностной оценки следует подвергать более жестким требованиям. Следующим шагом после раскаяния является исповедь.

Пример правильной исповеди — истинное покаяние

В православии рекомендуется исповедь для всех людей старше семи лет. Ребенок, воспитывающийся в христианской семье, к семи-восьми годам уже обретает представление о таинстве. Часто его готовят заранее, подробно объясняя все аспекты этого непростого вопроса. Некоторые родители показывают пример исповеди, записанной на бумаге, которая была придумана заранее. Ребенок, оставшийся наедине с такой информацией, имеет возможность поразмыслить и увидеть что-то в себе. Но в случае с детьми священники и родители опираются, прежде всего, на психологическое состояние ребенка и его мировосприятие, способность анализировать и осознавать критерии добра и зла. При чрезмерной поспешности насильственного привлечения детей иногда можно наблюдать плачевные результаты и примеры.

Исповеди в церкви часто превращаются в формальную «перекличку» грехов, тогда как выполнение лишь «наружной» части таинства недопустимо. Нельзя пытаться оправдывать себя, утаивать что-то смущающее и вызывающее стыд. Нужно прислушаться к самому себе и понять, действительно ли присутствует покаяние, или впереди просто обыденный ритуал, который не принесет никакой пользы душе, но может нанести существенный вред.

Исповедь является добровольным и покаянным перечислением согрешений. Данное таинство включает в себя две основные части:

1) Исповедание перед священником грехов человеком, пришедшим к таинству.

2) Молитвенное прощение и разрешение грехов, которое произносит пастырь.

Подготовка к исповеди

Вопрос, который мучает не только новоначальных христиан, но иногда и давно воцерковленных — что говорить на исповеди? Пример того, как нужно каяться, можно найти в различных источниках. Это может быть молитвослов или отдельная книга, посвященная именно данному таинству.

Читать еще:  Сонник замужняя но встретила другого парня. К чему снятся чужие мужчины замужней девушке

Готовясь к исповеданию, можно опираться на заповеди, мытарства, брать пример исповеди святых подвижников, которые оставили записи и изречения на эту тему.

Если построить покаянный монолог на основании деления грехов на три вида, приведенных выше, то можно определить неполный, приблизительный список отступлений.

Грехи, направленные против Бога

К этой категории относится маловерие, суеверие, отсутствие надежды на Божье милосердие, формальность и отсутствие веры в догматы христианства, ропот и неблагодарение Бога, клятвы. В эту группу попадает неблагоговейное отношение к предметам почитания — иконам, Евангелию, Кресту и так далее. Следует упомянуть пропуск служб по неуважительной причине и оставление обязательных правил, молитв, а также, если молитвы читались поспешно, без внимания и нужного сосредоточения.

Примыкание к различным сектантским учениям, мысли о самоубийстве, обращение к колдунам и ворожеям, ношение мистических талисманов считается богоотступничеством, подобное обязательно выносится на исповедь. Пример данной категории прегрешений, безусловно, приблизительный, и каждый человек может дополнить или сократить этот перечень.

Грехи, направленные против ближнего

В этой группе рассматривается отношение к людям: родным, друзьям, коллегам и просто случайным знакомым и незнакомым. Первое, что чаще всего отчетливо открывается в сердце — это неимение любви. Нередко вместо любви имеется потребительское отношение. Неумение и нежелание прощать, ненависть, злорадство, зложелательство и месть, скупость, осуждение, сплетни, ложь, равнодушие к чужой беде, немилосердие и жестокость — все эти уродливые занозы человеческой души должны быть исповеданы. Отдельно указываются поступки, в которых случалось открытое членовредительство или нанесен вред материального характера. Это могут быть драки, вымогательство, грабеж. Тяжелейшим грехом является аборт, непременно влекущий за собой церковное наказание после вынесения его на исповедь. Пример того, каким может быть наказание, узнается у приходского священника. Как правило, налагается епитимия, но она будет носить скорее дисциплинарный характер, чем искупительный.

Грехи, направленные против самого себя

Данная группа отводится для личностных прегрешений. Уныние, страшное отчаяние и мысли о собственной безнадежности или непомерная гордыня, презрение, тщеславие — подобные страсти способны отравлять жизнь человека и даже довести его до самоубийства.

Пороки, подобные пьянству, наркотической зависимости, пристрастию к азартным играм, также сильно влияют на личность и буквально за несколько лет разрушают ее. В эту категорию можно отнести и чрезмерную праздность, мотовство, похоть, сладострастные мысли и вызывающее поведение, а также пристрастие к непристойностям в душевном и телесном плане.

Пример исповеди отражает лишь некоторые грехи. Каждый христианин, решившийся на покаяние в храме, сам рассматривает свое душевное состояние и отмечает прегрешения.

Роль священника

Трудно переоценить значение пастыря, которому выпадает обязанность принять покаяние христианина. Исповедь — пример единения Церкви, связанности всех ее чад. Как это возможно? Священник водружает на себя ответственность свидетельства всей совокупности Церкви о том, что человек принес покаяние. Его тихое присутствие не что иное, как свидетельство перед самим Господом о спасающемся и кающемся христианине, который задумывается о душе. Человек фактически приносит себя Церкви, ведь Богу известны грехи, им совершаемые. Покаяние должно совершаться чадом церковным без ложного стыда, сокрытия, самооправдания. И священник, являясь образом христианской общины и Церкви в целом, принимает слезы раскаяния. Сама исповедь направлена непосредственно к Господу, а пастырь символизирует богочеловеческую природу Церкви. Часто священник помогает раскрыться, справиться со смущением и страхом. Бывает достаточно вопроса или нескольких проникновенных слов, чтобы человек сумел разобраться, как правильно построить исповедь.

Пример такой действенной помощи можно найти у священника Павла Гумилева. Этот пастырь раскрывает в своем творении важные аспекты, на которые могут опираться все, желающие принести покаяние в храме.

Пример исповеди перед причастием

Архимандрит Иоанн Крестьянин способствовал созданию книги «Опыт построения исповеди». Данное печатное издание — прекрасный пример исповеди перед причастием. Отец Иоанн рассматривал грехи, исходя из заповедей, данных христианам самим Господом. Прежде чем приступить к таинству, священник призывал обязательно простить своих обидчиков.

Первая заповедь провозглашает наличие только одного Господа, и никого другого не следует почитать как Бога. Отец Иоанн советовал прихожанам обратиться к своей совести и проверить, не нарушается ли эта заповедь. Имеется ли в сердце достаточная любовь к Богу, есть ли вера в Него, надежда на Его милосердие. Не приходят ли мысли, связанные с богоотступничеством и вероотступничеством.

Вторая заповедь предостерегает верных от создания кумира или идола. Часто данное послание воспринимается как имеющее отношение лишь к материальным языческим идолам. Но Иоанн Крестьянин указывает на нематериальные аспекты, напоминая о том, что все люди рабы своих наслаждений и страстей, и, по сути, большинство служит именно телу и его прихотям. Особенно многие питают гордыню, из которой произрастают тщеславие и осуждение.

Третья заповедь налагает запрет на произношение имени Господа без особенных на то причин, то есть всуе. Здесь следует вспомнить, были ли клятвы и восклицания с участием имени Бога, ведь даже рассеянную молитву можно отнести к пустому поминанию Всевышнего. Отец Иоанн также сетовал на недостаточную подготовку к таинству исповеди. Даже многие воцерковленные люди несут пример исповеди, записанной на бумаге, который они встретили и переписали в молитвослове, не имея желания хотя бы на несколько часов погрузиться в раздумье о состоянии своего внутреннего мира.

Таким образом, перечисляя все заповеди одну за другой, пастырь призывает детально рассматривать душевное состояние и проверять, соответствует ли оно сути послания.

О краткости

Священники часто просят исповедоваться кратко. Это не значит, что не нужно называть какой-то грех. Надо стараться говорить именно о грехе, но не про обстоятельства, в которых он совершен, не привлекая третьих лиц, которые возможно как-то вовлечены в ситуацию, и не описывая подробно детали. Если покаяние происходит в храме первый раз, можно набросать пример исповеди на бумаге, тогда во время обличения себя в грехах будет проще собраться, донести до священника и, главное, до Бога абсолютно все подмеченное, ничего не забыв.

Рекомендуется произносить название самого греха: маловерие, гнев, оскорбление или осуждение. Этого будет достаточно, чтобы передать то, что беспокоит и тяжестью давит на сердце. «Извлечение» из себя точных грехов — задача непростая, но именно так и создается краткая исповедь. Пример может быть следующий: «Согрешил(а): гордостью, унынием, сквернословием, маловерным страхом, излишней праздностью, ожесточением, ложью, честолюбием, оставлением служб и правил, раздражительностью, соблазном, дурными и нечистыми помыслами, излишеством в пище, леностью. Каюсь также в тех грехах, про которые забыл(а) и не произнес(ла) сейчас».

Исповедь, безусловно, — сложная задача, требующая усилий и самоотречения. Но когда человек привыкает к сердечной чистоте и опрятности души, он уже не сможет прожить без покаяния и таинства причастия. Христианин не захочет потерять обретенную связь со Всевышним и будет стремиться лишь к ее упрочнению. Очень важно подходить к духовной жизни не «рывками», а степенно, осторожно, регулярно, быть «верным в малом», не забывая про благодарность Богу абсолютно во всех жизненных ситуациях.

Источники:

http://karacharovohram.prihod.ru/tainstvacategory/view/id/23604
http://www.makary-monastery.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=151
http://nlo-mir.ru/religia/44105-chto-takoe-ispoved-primer.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: