Что можно и нельзя есть в пост? Почему в пост нельзя есть именно мясо.

Содержание

Постные продукты и примерное меню того, что можно кушать в пост (строгий и нестрогий)

Пост — это не диета, а духовный подвиг, направленный на очищение души, разума и тела. Готовиться к нему нужно заранее — заблаговременно сократив количество потребляемой пищи, составив меню на основе списка постных продуктов.

Суть соблюдения поста и правильный подход

Правильный пост подразумевает воздержанность верующего во всех видах внешней деятельности: в мирском общении, развлечениях, употреблении пищи. Помимо скромного меню, он требует:

  1. духовного очищения, посредством ежедневной молитвы;
  2. отказа от половой жизни;
  3. освобождения от гнева, жадности, сквернословия;
  4. раскаяния в совершенных грехах;
  5. благотворительности — жертвования на благо общества своего времени, знаний или материальных благ;
  6. чтения духовной литературы.

При правильной еде в пост и соблюдении вышеперечисленных правил, верующий сможет очистить тело и душу, укрепиться на духовном пути.

Строгий пост и нестрогий — в чем их отличия?

Строгий и нестрогий пост различаются между собой списком разрешенных к употреблению постных продуктов.

В первом случае запрещено не только мясо и рыба, но и все ингредиенты животного происхождения, сладости, выпечка, алкогольные напитки, большое количество жареной и жирной пищи. Каши, овощные супы, запеченные овощи — основные блюда, что можно есть в строгий пост.

Во втором случае допускается употребление морепродуктов, растительное масло, некоторые виды сладостей. Разрешены грибные бульоны, уха, салаты на постном майонезе, выпечка без яиц.

Что можно есть в пост

Меню подбирают в соответствии с видом поста. Также стоит учитывать, что монастырские постные правила не распространяются на всех православных, в частности, на работающих мирян, школьников и студентов.

Великий пост: правила приема пищи

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи, посвящен скитаниям Иисуса Христа по пустыне, его продолжительность — 48 суток. В 2020 году он длится со 2 марта по 18 апреля включительно.

Особые правила трапезы и что можно есть во время поста:

  1. В Чистый Понедельник, Великую Пятницу и Субботу Страстной Седмицы верующие полностью отказываются от пищи, проводят весь день на воде.
  2. На протяжении 48 дней из меню исключают все продукты и ингредиенты животного происхождения: майонез, сметану, сыр, масло, молоко, яйца, яичный порошок, желатин, рыбу, икру, крабовые палочки.
  3. Также придется воздержаться от употребления алкоголя, сигарет.
  4. Кроме того, из списка разрешенных блюд вычеркивают фаст-фуд, все виды сладостей, кроме сухофруктов, выпечку.
  5. Растительное масло разрешено только в выходные дни.

Среди сытных продуктов, что можно кушать в пост, стоит выделить:

  • Хлеб, макароны, мучные изделия без добавления яиц.
  • Любые виды орехов и семечек.
  • Фасоль, чечевицу, сою, горох, бобы.
  • Любые виды круп. Особенно богаты полезными микроэлементами рис, пшено и гречка.
  • Грибы.
  • Все виды овощей и фруктов.
  • Соусы домашнего приготовления, без содержания яичного порошка, растительного масла.

Некоторые священнослужители утверждают, что для работающих и занятых умственной деятельностью мирян допустимы послабления в виде рыбы, икры. Есть еще некоторые отличия в рационе, что едят в пост миряне, от монастырского меню.

Монастырское постное меню на каждый день

Несмотря на ограниченный список продуктов питания, монастырское постное меню содержит необходимые для организма витамины, минералы, микроэлементы.

Монастырское меню на неделю, что можно есть в пост:

  • Завтрак — овсяные хлопья, залитые кипятком, с добавлением измельченных орехов, фиников, изюма, инжира.
  • Обед — картошка, запеченная в духовке, кислая капуста, постные хлебцы.
  • Ужин — винегрет.
  • Завтрак — манная каша на воде.
  • Обед — овощной крем-суп из тыквы, ржаной хлеб.
  • Ужин — тушеные овощи.
  • Завтрак — яблочное пюре с измельченными грецкими орехами, постные хлебцы.
  • Обед — гороховое пюре с сухарями.
  • Ужин — фруктовый салат из хурмы, бананов, апельсинов, фиников.
  • Завтрак — каша из тыквы с изюмом.
  • Обед — постные щи с фасолью и свежей капустой, ржаной хлеб.
  • Ужин — Рис под томатной заправкой.
  • Завтрак — тертая свекла с черносливом.
  • Обед — картофель в мундире, диетические хлебцы.
  • Ужин — компот из сухофруктов, картофель в мундире.
  • Завтрак — блинчики с бананом, приготовленные без добавления молока, яиц.
  • Обед — вермишелевый суп на грибном бульоне.
  • Ужин — нагут в подливке из обжаренного лука, помидор, болгарского перца.
  • Завтрак — гречневая крупа с грибной подливой.
  • Обед — борщ с фасолью, сухарики.
  • Ужин — обезжиренный рисовый пудинг с сухофруктами.

Кроме того, Монастырское меню включает особые дни, когда ничего нельзя есть — Чистый Понедельник, Суббота Страстной Седмицы и Великая Пятница. В Великий Четверг можно выпить немного вина. Период со второго по пятый день поста многие верующие проводят на хлебе и воде.

Петров пост

Петров пост посвящен деяниям апостолов — Петра и Павла, в 2020 году он проходит с 15 июня по 11 июля включительно. Во время него рекомендуется воздержаться от употребления мясной и молочной продукции, яиц, майонеза. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям в список продуктов, разрешенных в пост добавляется рыба, икра.

Успенский пост

Успенский пост — единственный среди всех посвящен Пресвятой Богородице. Каждый год он проходит в одно и то же время — с 14 до 27 августа. Продукты, какие можно есть во время поста: черный хлеб, овощи, фрукты, бобовые, орехи, мед, сухофрукты, каши, зерно. Запрещено употреблять мясные и рыбные изделия, молочные продукты, яйца.

Читать еще:  Кошка царапает во сне. К чему снится кошка по соннику

Рождественский пост

За 40 дней до великого праздника — Рождества Христова начинается Рождественский пост. В 2020 году он пройдет с 28 ноября по 6 января включительно.

Чем питаться в пост до 6 декабря — дня Святого Николая: овощами, фруктами, любыми видами каши, бобовыми, черным хлебом, орехами, семенами. После дня Святого Николая вплоть до 2 января, по выходным в постное меню добавляется рыба, растительное масло. Со 2 января до 6 числа меню снова становится строго вегетарианским, в честь приближения Рождества Христова.

Какие продукты можно использовать в приготовлении постных блюд?

Список продуктов, которые можно есть в пост:

  1. Овощи в сыром, тушеном, квашеном, в некоторых случаях жареном виде: картофель, капуста, морковь, свекла, редис, тыква, сладкий перец, лук, чеснок.
  2. Макаронные изделия, приготовленные без яиц, сливочного масла.
  3. Корень сельдерея, петрушки, земляной груши, брюквы. Их можно есть не только в сыром виде, но и тушить, пассировать в грибной подливе.
  4. Зелень: базилик, кинза, укроп, листья петрушки, щавель, лук, листовой салат.
  5. Морская капуста.
  6. Любые виды бобовых: фасоль, нагут, горох, чечевицу, сою.
  7. Лаваш, постные блины, пресные лепешки.
  8. Тушеные, маринованные, вареные или жареные грибы.
  9. Крупы, приготовленные без молока и масла. Среди них стоит выделить особенно полезные — рис, овес, перловку, кукурузную крупу, пшено, гречку.
  10. Напитки: компот из сухофруктов, чай, кофе, соевое молоко, свежевыжатый сок.
  11. Любые виды орехов и семечек.
  12. Черный, ржаной, цельно зерновой хлеб.

Несмотря на отсутствие запрета, из того чем можно завтракать в пост лучше исключить свежевыжатый сок, квашеные и маринованные овощи. В период ограниченного рациона питания желудок полупустой, особенно с утра. Поэтому такие продукты могут спровоцировать гастрит, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Когда во времени поста можно есть рыбу?

Согласно христианским традициям, рыбу не относят к категории запрещенных мясных продуктов, но ее едят только в нестрогие постные дни (нужно сверять по календарю Великого, Успенского, Рождественского, Петрова поста).

Кроме того, миряне, которые заняты физическим трудом, беременные женщины, дети, школьники и студенты, путешественники, военные — могут отказаться от строгих монастырских традиций и употреблять рыбу в течение всех постных дней.

Разрешены ли сладости?

Православные духовники расходятся во мнении относительно употребления сладостей в постные дни. Некоторые говорят, что кушать в пост любые виды сладостей нежелательно, так как в этот период нужно отказаться от материальных удовольствий, предаться аскезе.

Другие утверждают, что строгие ограничения предписаны для служителей монастыря, но не для мирян. Последним разрешено употреблять следующие виды постных сладостей:

  • Зефир, мармелад, пастилу- приготовленные на агар-агаре, без использования желатина.
  • Сухофрукты.
  • Подсолнечниковую, кунжутную, арахисовую халву.
  • Диетическое печенье, не содержащее маргарина, сливочного масла, яиц.
  • Карамель.
  • Горький шоколад.
  • Сушки, бублики, постные сухарики, пряники.
  • Засахаренные фрукты.
  • Рахат-лукум.
  • Козинаки.
  • Мед.

При покупке магазинных конфет стоит обращать пристальное внимание на отсутствие ингредиентов животного происхождения, в том числе на яичный белок, сало, желатин.

Что можно и что нельзя делать в Великий пост?

В продолжение Великого поста мы подготовили для наших читателей ответы священников из рубрики «Вопрос священнику», имеющие отношение к посту. Надеемся, что этот материал разъяснит многие непонятные моменты.


***

Отвечает иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма РПсЦ в г. Калуге.

Мы постимся, воздерживаясь от пищи определенного качества. Святые отцы, зная влияние различной пищи на дух человека, установили различный устав о посте в разные дни. В Великий пост, время строгого воздержания и говения — растительная пища. Масло можно только в субботы и воскресенья. В остальные дни постимся строже и смиряем свое тело и душу сухоядением.

Рыба — тоже постный продукт. Но пост с рыбой уже облегченный. Рыбная икра считается менее питательной, чем рыба. Раз в год, на Лазареву субботу, она дозволяется для утешения постящихся в честь праздника. Еще легче пост, когда мы воздерживаемся только от мяса (на Масленице). Собственно, это еще не пост, а подготовка к несению бремени Великого поста. Монахи никогда не едят мяса.

Мясо и мясопродукты, молоко, яйца, пищу животного происхождения нельзя есть в пост не потому, что мы гнушаемся этой едой, считаем ее скверной, а потому, что качество пищи влияет на душу, на ум и сердце. Скоромная пища утучняет плоть, придает ей дебелость, отягощает мозг. В этом состоянии человек не способен к покаянию, он сладострастен телом и умом, духовное преуспеяние делается для него невозможным. Поэтому святая Церковь и установила посты. Если внимательно посмотрите на православный календарь, вы увидите, что постных дней в году больше, чем скоромных. Когда начнете поститься, вы увидите и опытно познаете благотворное влияние поста на душу человека. Он вводит христианина в состояние духовное, способное к подвигам и принятию Божественной благодати. Пост — весна души.

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.

Вся градация скоромных и постных продуктов построена по принципу их калорийности и усвояемости желудком. Чем более пища калорийная, сытная и усваиваемая, тем она более скоромная, чем менее калорийная и приятная желудку, тем она более постная.

Поэтому градация такая: мясные продукты — молочные продукты и яйца — рыбные продукты — рыбная икра — пища с растительным маслом — пища без добавления каких-либо жиров (без масла) — невареная пища — хлеб с водой — полное воздержание от пищи.

Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом».

Отвечает иерей Иоанн Курбацкий.

Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Читать еще:  К чему снится когда тебя поливают водой. Поливать цветы во сне

Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден. Да укрепит вас Господь.

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов.

Могу сказать из опыта моей жизни. Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла — я позволяю есть с маслом, если с маслом — то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников.

Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще. Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию.

С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост — праздник! Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке — Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы.

В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие. Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля (без применения тракторов и прочей техники), выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу.

Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь!

По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен. Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу. Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас. Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих. Вы знаете своего друга лучше. Рассуждайте! Бог в помощь.

Отвечает иерей Никола Муравьев.

В книге Номоканон, в разделе «О постех», указание 220: «во Святую и великую Четыредесятницу, ямы единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла, вина же и масла в субботу и в неделю вкушаем», и в Триоди Постной: «Иже бо на всяк день ясти во уреченный час похваляет святый Феодор Студит». Обычно указывается время около трех часов дня. В прочие посты «сидящие во обители» иноки едят раз в день, труждающиеся — дважды, около двенадцати и вечером.

Общаясь с опытными священниками и людьми, внимательно относящимися к своей жизни, я слышал, что они рекомендовали есть дважды в день, но не наедаясь. Это позволит быть и ближе к Уставу, и в то же время не болеть тщеславием, возносясь над окружающими, что, к сожалению, случается, если христианин начинает пытаться 100%-но соблюдать строго-иноческие правила. Потом, после «крутости», обычно следует «выброс»: устав от строгости, человек может вообще бросить и пост и молитвенное правило. Бог в помощь в постных трудах и нахождении своего чувства меры!

Отвечает иерей Никола Муравьев.

Честно говоря, я не встречал в Правилах указания на конкретный возраст, который назначал бы начало поста для детей. Общаясь с коренными староверами и «маститыми» протоиереями, слышал, что раньше, когда дружные старообрядческие семьи вступали в постное время, то мальчики начинали поститься с трех лет, а девочки с двух. Более частая практика — когда дети начинают постные труды с выходом из младенчества, в 6-7 лет. Особое внимание уделялось средам и пятницам.

Читать еще:  Магия чисел. Толкование сна намаз в сонниках

Но главное, наверное, в этом вопросе не цифры и не разовая жесткость в соблюдении Устава, а осознание, зачем нужен Пост. От чего сознательно человечек сможет отказаться ради Христа. Если вся семья старается жить духовной жизнью, по заповедям Божиим, под руководством опытного духовника, то получится объяснить ребенку духовный смысл постов — хорошо. Опять же воздержание от компьютерных и телевизионных развлечений — замечательно!

В приучении к постам, что взрослых, что маленьких, надежнее всего постепенность. Сначала отказ от мяса и излишеств, потом — молочное и яичное. Во всем очень важен личный пример: семья, любимые родители, старшие братья и сестры станут маяком в жизни — появится желание и внутренняя необходимость соблюдать Церковные, постные установления. Бог в помощь!

Еще полезные ссылки по теме:

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост

Может ли мясо повредить отношениям с Богом? Как вести себя в гостях, если подают непостное? Отвечают священники

Почему молочное нельзя, а рыбу можно?

Протоиерей Александр Борисов:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

— Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Протоиерей Константин Островский:

— Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

— Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, — так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше — в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Источники:

http://pearative.ru/beauty-health/chto-mozhno-est-v-post/
http://ruvera.ru/articles/vopros_svyashenniku_post
http://www.miloserdie.ru/article/pochemu-v-post-nelzya-molochnye-produkty-i-drugie-voprosy-pro-post/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: