Что делал иисус в понедельник. Страстной понедельник: проклятие смоковницы

Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Иаков, Иосиф и его братья Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Страстной седмицы Великого Поста

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О роковых событиях Великого Понедельника и сакраментальных словах Спасителя

Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о величии Страстной седмицы и важных эпизодах Великого Понедельника.

Вчера с жителями и паломниками Иерусалима мы торжественно встречали Господа Славы, ожидаемого иудейским народом на протяжении многих столетий. Все восклицали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Сегодня Господь снова идет в Иерусалим из Вифании, однако Его уже никто не встречает.

Мы вступаем в период Страстной седмицы, каждый день которой, по Церковному Уставу, принято называть Великим: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Великая пятница и Великая преблагословенная суббота. Величие этих дней в том, что каждый христианин по-особому переживает и пытается вникнуть в каждое слово, в каждый поступок, каждый сюжет Евангелия. Иисус терпел страсти ради нашего спасения.

Великий понедельник, согласно евангельскому повествованию, связан с двумя очень важными событиями. Господь вместе с учениками идет в Иерусалим и по дорогое видит смоковницу со многими прекрасными листьями. Зная о том, что смоковница выпускает листья после принесения плодов, Он имеет надежду напитать Себя и Своих учеников. Однако подойдя к смоковнице, Иисус увидел, что она бесплодна, и произнес проклятия. Слова Господни сразу же сбылись. В этом эпизоде очень много важного и сакраментального. Потому что душа каждого христианина исполнена благодати духа Божия. Того, что есть в жизни каждого из нас, не имеют очень многие люди на нашей земле. Но все это дается нам для того, чтобы мы приносили плод, которым должен насыщаться весь мир.
Пример бесплодной смоковицы – пример на все века для назидания каждому христианину, который носит имя Христово и не абстрактно верит в Слово Божие, а все свои поступки соотносит с библейскими принципами.

Читать еще:  Как выдержать истерики мужчины льва. Приручить царя: как влюбить в себя мужчину Льва на всю жизнь

В Великий понедельник, согласно евангельскому повествованию, состоялась беседа с эллинами. После торжественного входа в Иерусалим очень многие стали участниками и свидетелями того, как Господь изгоняет торгующих из храма, показывая Божественную силу и наставляя дом Божий не превращать в вертеп разбойников. Многие присутствующие эллины и иудеи были под впечатлением от того, что происходило, и именно поэтому хотели поближе познакомиться с Иисусом Христом. Они подошли к Филиппу и просили встречи с Ним.

Филипп с апостолом Андреем оповестили Спасителя о том, что эллины желают с ним встретиться. Удивительно, но Господь и не согласился, и не отверг эту встречу. Он произнес сакраментальные слова: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». Наверное, когда мы слышим о прославлении, то представляем себе славу. Но в чем эта слава? Жители Иерусалима торжественно во славе встречали Христа, входящего как победитель в Иерусалим. Слава – это то внутреннее состояние, к которому стремится падшая человеческая природа. Но Господь говорит об иной славе: прославление Христа Спасителя – это крест и страдания. Именно это состояние позволяет каждому человеку надеяться на то, что и мы будем причастны к Воскресению Христа.

Пришел час прославиться Сыну Человеческому – с этого начинается Великий понедельник, Страстная седмица. Мы же, находясь в начале этого пути, должны быть внимательными к себе, забыть о своих слабостях и провинах. Ведь во время богослужений уже почти ничего не говорится о наших грехах, в песнопениях речь идет только о том, что Господь соделал каждому человеку. Именно ради каждого из нас Он нынче шествует на вольные страдания и крест.

Великий Понедельник. Что происходило на Страстной седмице

Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной смоковницы. На утрене (в приходской практике ее обычно служат в Вербное воскресенье вечером) читают большой отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея:

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Читать еще:  Толкование снов и сновидений для андроид. Сонник Нины Гришиной

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Нетрудно заметить, что эта часть главы делится на три сюжета: проклятие смоковницы, первая притча о винограднике (в связи с Иоанном Предтечей), притча о злых виноградарях.

Первый фрагмент обычно толкуется в связи с отступлением от Истины народа Израиля, однако богослужебные тексты раскрывают образ неплодной смоковницы с другой стороны – как символ нераскаявшегося, не принесшего добрых плодов грешника:

Убоявшись наказания смоковницы, засохшей за бесплодие, принесем Христу, подающему нам великую милость, достойные плоды покаяния.

Другим двум фрагментам, как ни странно, в богослужении места не остается, несмотря на поэтичность и поучительность. В чем значимость сюжета про смоковницу?

В Евангелии от Луки (13,6-9) есть притча о неплодной смоковнице:

Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь её.

Под виноградарем обычно понимают Христа, но если увязать эту притчу с чтением Великого Понедельника, то можно провести параллель с Иоанном Крестителем: это он проповедует – окапывает и обкладывает навозом смоковницу – народу Божьему, дабы Господь получил плоды. Но, как и говорит Спаситель фарисеям, покаялись только отверженные: мытари и блудницы, живущие постыдным трудом… Итак, смоковница плодов не дала, праведные израильтяне не исправились. Более того: самые главные праведники, то есть те, кто должен был как раз воспитывать лучшее в народе Божьем, выращивать для Хозяина лучшие плоды в Его винограднике, из жадности убили Его Сына. Возвращаясь к предыдущему образу – смоковница не только не дала плодов, но еще и взбунтовалась. За что и была проклята. Так что логически первый фрагмент – своего рода развязка следующих двух притч.

Читать еще:  Характер по дате рождения гороскоп. Лунный гороскоп по дате рождения

Второй теме Великого Понедельника – Иосифу Прекрасному (как его называют в ближневосточной традиции) – в богослужении уделяется гораздо больше внимания, причем ни одного ветхозаветного чтения о нем в этот день нет. Лишь на вечерне будет зачитано начало книги Исход, где сказано, что в Египте пришел к власти фараон, который не знал об Иосифе.

Здесь надо отметить, что судьба Иосифа, прозванного еще и целомудренным – почти прямое указание на искупительный подвиг Спасителя. Напомню сюжет: одному из младших сыновей праотца Иакова Иосифу позавидовали братья и продали его в рабство в Египет (горькая ирония: светлая мысль продать Иосифа пришла в голову брату по имени Иуда… остальные, правда, хотели его вообще убить, так что Иуда был особенно благословлен Богом и стал предком царя Давида, а следовательно, и Господа Иисуса Христа). В Египте Иосиф, хотя и оставался в рабстве, сначала своим примерным поведением достиг высокой должности в доме придворного, но вступил в конфликт с его супругой: женщина влюбилась в красавца-раба, но когда он ее категорически отверг, обвинила его в попытке изнасилования. Иосиф провел много времени в тюрьме, пока не выяснилось, что Бог дал ему способность разгадывать сны. Фараона мучали странные кошмары, он вызвал загадочного заключенного – и, получив мудрый ответ, приблизил его к себе. Иосиф стал его правой рукой, организовал запасы на случай неурожая, а в годы голода, бушевавшего, видимо, по всему Ближнему Востоку, помог перебраться в Египет своей семье. Братьев он простил, сказав им, что все вышло промыслительно: Господь Сам привел его в Египет, чтобы спасти близких от голода.

Этой драматичной истории посвящены кондак и икос канона утрени и одна из стихир:

Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный.

К скорби ныне прибавим скорбь, и прольем слезы с Иаковом, оплакивая Иосифа славного и целомудренного, проданного в рабство телом, но душу непорабощенной сохранившего и власть над всем Египтом получившего: ибо Бог подает рабам Своим венец нетленный.

Вторую Еву в египтянке обретя, старался змий ее речами льстивыми соблазнить Иосифа; но он, оставив одежду, бежал от греха и, нагой, не стыдился, как первозданный до ослушания. Его мольбами, Христе, помилуй нас.

Вообще первые три дня Страстной седмицы тематически как бы перетекают одна в другую. Во вторник мы будем вспоминать несколько притч, в их числе – о десяти девах, ожидающих жениха. Поэтому одно из главных песнопений понедельника, вторника и среды – тропарь «Се, Жених грядет в полунощи…»:

Вот, в полночь приходит Жених – счастлив раб, которого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он застанет в праздности и унынии. Так смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и заключенной вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! Молитвами Богородицы помилуй нас!

Здесь пересекаются две притчи: о десяти девах (Мф. 25) и рабах, ожидающих возвращения хозяина (Мф. 24) – в обеих описывается печальная судьба тех, кто не был готов к приходу Христа, причем «неготовность» может быть двоякая: недостаток «масла» (добродетели) и обилие грехов (безделье, пьянство, уныние и жестокость). «Се, Жених…» перекликается с песнопением из начала Великого поста, кондаком Великого покаянного канона «Душе моя…»: «Душа моя, вставай, что ты спишь? Конец приближается, и ты испугаешься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий», – однако в Великие дни та же мысль становится более выпуклой. Конец не приближается – он уже почти наступил, скоро полночь, шаги Жениха слышны…

Источники:

http://pravoslavie.ru/1689.html
http://pravlife.org/content/o-rokovyh-sobytiyah-velikogo-ponedelnika-i-sakramentalnyh-slovah-spasitelya
http://www.pravmir.ru/velikij-ponedelnik-chto-proishodilo-na-strastnoj-sedmitse/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector