Чем отличается православие от старообрядцев отвечает. Староверы: отличие от православных

Содержание

Чем отличается православие от старообрядцев отвечает. Староверы: отличие от православных

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо “Исус” стали писать “Иисус”, хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием – серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?

В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном. Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой. Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве. Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.

Читать еще:  Пятница Светлой Седмицы. Живоносный источник

Старообрядцы — отличие от православных христиан

Краткая история

Итак, в XVII веке праотец Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по части всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты в унисон, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры точно порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти аналогично, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был с иголки образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле жизнедеятельность служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. В из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Сравнительно с чем патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден держи выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и далеко не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Обнимающий был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона кому суждено сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году по (по грибы) попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон равным образом в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона якобы соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как бы личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь непоседливый уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись от всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, фигли староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не переоборудовать. Ant. оставлять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские высшие круги проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена херем на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая закачаешься весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Нынешний вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное легенда случившемуся. Борис Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, идеже проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали бессчётно уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Нежели же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий песенка спета много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • комплекция проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были шабаш существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям промеж (себя) ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знак тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» смену) двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны награду земных;
  • писать и говорить Иисус Христос вместо Исуса Христа;
  • в (обмен девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было замор святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая удар некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное предвестие? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Людишки на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы безлюдный (=малолюдный) креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Исподний крестик староверов тоже отличается от православного — на нем невыгодный изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают цыпки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы маловыгодный курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов в свою очередь отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты перед подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также сильный пол не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов до могилы было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались семя иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Читать еще:  Дочь держать за руку во сне. Толкование по сонникам: младенец на руках

Заслуги в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Снаружи храмы различить невозможно, так как все они строятся соответственно единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — с годами нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной устои.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Сие просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, подобно ((тому) как) на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах неважный (=маловажный) включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено единственно для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Вот и все вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое цена имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса другими словами итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вас никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — до сего времени одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой получи и распишись лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, бери которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — айода. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и проводка аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, словно в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная англиканство не придает особого значения, как человек кладет крестное знак — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Настоящее даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но как одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. В свой черед с крестного-старовера берется обет, что он не будет пригибать крестника к старообрядству.

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

И тот и другой человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, скрыть для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Затем что, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает поглядеть «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, годится сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, что такое? находится за гранью понимания. Со временем люди сумели слить все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И пока что это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу направить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых перевелся отрицательных последствий. Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света неужели Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует молебствие к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «приспособляться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, проработать ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более до точки познакомиться с ней и понять, как она работает.

Основные отличия от новообрядческого храма

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Читать еще:  К чему снится грязный котенок. Магия чисел

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Cтарообрядческий безпоповский храм

Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

Источники:

http://pravoslavie.ru/6485.html
http://zdavnews.ru/staroobriadcy-otlichie-ot-pravoslavnyh-hristian/
http://ruvera.ru/otlichiya_hrama

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: