Чем отличается храм от мечети. Постановка цели урока

Сходства и различия в христианстве (православии), мусульманстве, иудаизме

В настоящее время особенно остро встала проблема формирования толерантного сознания, а учебники гуманитарных дисциплин в начальной школе содержат минимум информации по данной проблеме и минимум материала для работы, что, на мой взгляд, говорит об отсутствии системы в решении этого вопроса. Поэтому на уроках учитель должен использовать каждую возможность для воспитания в детях чувства уважения чужого образа жизни.

Так при изучении истории в 4 классе темы «Принятие Христианства на Руси» необходимо познакомить учащихся с содержание и сущностью трех (из четырех основных) религий мира: иудаизма, христианства и ислама, что позволяет более полно обосновать причину принятия Христианства в 988 году князем Владимиром «Красное Солнышко».

Знакомство с этими религиями можно начать с определения архитектурных особенностей храмов.

Детям демонстрируются изображения православного храма, мусульманской мечети, иудейской синагоги сначала по отдельности для выделения особенностей, отличий, а потом одновременно для определения сходства в архитектуре и, как следствия, в религии. Желательно привлечь самих детей к подготовке урока: принести изображения храмов, священные книги (Библию, Коран), поделиться своими впечатлениями от посещения своего храма.

Учащиеся начальной школы – это благодатная почва для интернационального воспитания, что в настоящее время очень важно, поэтому важно не упустить время, когда можно донести до детей мысль, что люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.

Задача урока: дать детям знания о сходстве религий мира, о едином источнике их происхождения.

Цель урока: патриотическое воспитание, воспитание чувства толерантности в детях.

  • изображения православных храмов, мусульманской мечети, иудейской синагоги;
  • набор открыток «Храм Христа Спасителя»;
  • учебник Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс М.: «Дрофа», 2002;
  • тетрадь творческих заданий Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс, М.: «Дрофа», 2005; атлас «История Отечества» 3-5 классы, М.: «Дрофа», 2000;
  • Священные книги – Библия, Коран.

1. Постановка цели урока

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Побываем в разных храмах. В каких храмах вы уже были? Свое путешествие мы начнем с православного храма.

2. Сообщение нового материала

Архитектурные особенности православных храмов.

Учитель демонстрирует изображение православного храма Христа Спасителя.

Что представляет собой русский храм?

Какую геометрическую фигуру напоминает? (Квадрат.)

Квадрат с точки зрения древних народов символ чего? (Символ земли.)

Что служит завершением храма? (Купола.)

Какую геометрическую фигуру напоминает купол? (Круг.)

Круг с точки зрения древних людей символ чего? (Неба.)

Какой вывод можем сделать? (Купол – тоже символ неба.)

Сколько куполов вы видите на храме Христа Спасителя? (5)

Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять глав – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – число церковных таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, таинство священства, таинство брака, соборование.

Учитель демонстрирует изображения храмов с различным количеством куполов.

Очень редко встречаются храмы с 9-ю куполами в честь встречи души умершего человека с ангелами 9-ти чинов. Таким редким девятиглавым является Дмитровский Успенский кафедральный собор, сооруженный на средства дмитровского князя Юрия Ивановича, сына Ивана III в 1509-1533 годах, и московский храм Василия Блаженного (храм Покрова на рву), построенный при Иване IV в честь взятия Казани 14 октября 1552 года. Дети рассматривают изображения храмов, их купола.

Существуют 13-главые храмы в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.

Изображение такого храма мы найдем на стр. 3 атласа «Истории Отечества».

Как называется этот храм? Софийский собор в Киеве.

Чем увенчаны купола? (Крестом.)

Знак креста еще в дохристианские времена во многих религиях был символом божественного и символом вечной жизни, а с принятием христианства Крест Господень включает в себя эти значения и является для христиан знаком искупительной жертвы Иисуса Христа.

Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите православный храм.

Как вы определили, что это именно православный храм? Напоминает квадрат, имеет купол, увенчанный крестом.

Как выглядит православный храм внутри?

На доске или стенде вывешиваются открытки с внутренним убранством храма Христа Спасителя.

Главная часть православного храма – алтарь.

Алтарь – важнейшая часть православного храма. Слово «алтарь» латинское. Алтарь существовал еще в дохристианские времена. В раннем христианстве алтарем называли стол, на котором готовилось причастие. Входить в алтарь могут только священнослужители или мужчины при совершении обряда крещения. От остальной части храма алтарь отделяется стеной с иконами – иконостасом, что позволяет священнослужителям не отвлекаться во время священнодействия.

На иконостасе 5 рядов с иконами. В центре находятся Царские Врата. От входа через всю церковь к царским вратам полегает царский путь, который отмечен на полу другим цветом или ковровой дорожкой.

Демонстрация модели иконостаса с Царскими Вратами.

Работа с учебником.

Стр. 25. Верхний рисунок. Что изображено? Царские Врата.

Докажите, свои слова подтвердите строчками из текста.

Нижний рисунок. Что изображено? Православный храм и колокольня.

Зачем рядом с православным храмом строиться колокольня? Христиане созываются к богослужению колокольным звоном.

Как выглядит исламская мечеть?

Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите мусульманскую мечеть.

Учитель демонстрирует изображение мечети.

Как вы определили, что это мечеть? В мечетях есть полумесяц.

В основе строительства исламских культовых сооружений лежит прямоугольный двор (сходство с квадратной формой православного храма – символом земли)

Что служит завершением мечети? Купол. (Сходство с православным храмом: купол – символ неба.) Чем увенчан купол? Полумесяцем. (У христиан – крестом)

Слово «ислам» означает «предание себя Богу». По-арабски это звучит «муслим», отсюда произошло русское слово «мусульманин».

Какие архитектурные сходства мы видим в православном храме, мусульманской мечети?

Читать еще:  Как правильно разместить дом по фэншую. Фэн-шуй по-нашему

Четырехугольная форма, купол с символом религии крестом или полумесяцем.

В отличие от христианских храмов, в мечетях нет изображений живых существ (животных и человека). Это имеет глубокий религиозный смысл: не отвлекаться от молитвы направленной к Аллаху.

Мечеть украшается геометрическими и растительными орнаментами, надписями арабским шрифтом.

Рядом с мечетью строиться минарет. Мусульмане призывают к молитве пением с верхушки минарета. (У христиан – колокольным звоном)

Религиозные сходства в христианстве и мусульманстве.

Есть ли бог у христиан? Да. У мусульман? Да. Как зовут мусульманского бога? Аллах.

Есть ли священная книга у христиан? Да, Библия (греч. – собрание книг). Священная книга мусульман – Коран (араб. – читать наизусть, декламировать).

Показ и рассматривание священных книг – Библии и Корана.

Аравийские и библейские священные книги имеют общие корни. (Адам, Ева, Авраам – Ибрагим, Моисей – Мусса.)

Есть ангелы у христиан? Да. У мусульман? Да. (Архангел Гавриил, в исламе – Джебраил).

Отличия в христианстве и мусульманстве, иудаизме.

Христианство признает троичность божества: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. Ислам признает единобожие и считает Иисуса предпоследним пророком. Иудеи считают Иисуса Христа последним пророком.

Работа с тетрадью. В рабочей тетради на стр. 11 найдите иудейскую синагогу. Какие архитектурные особенности мы можем выделить в иудейской синагоге?

В основе храма – четырехугольник, как и у православного храма и мечети. Синагога также увенчана куполом.

Учитель демонстрирует изображение синагоги.

В синагоге нет изображения живых существ, только растительный орнамент и надписи (также как и в мечетях)

Иудаизм – самая древняя из этих трех религий. Священная книга иудеев – Библия.

Иудаизм первым провозгласил единобожие. Иудаизм является источником, из которого вышло христианство (самая распространенная религия). На основе идей иудаизма и христианства появился ислам (вторая по числу приверженцев мировая религия). Вот почему так много общего в этих религиях, а значит, всегда можно найти общий язык при решении любых спорных вопросов.

На доске (стенде) вывешены изображения храмов для сравнительного анализа.

Какие архитектурные сходства мы видим в православном храме, мусульманской мечети, иудейской синагоге?

В основании храма – четырехугольник. Купол – символ неба. Крест, полумесяц, звезда – религиозные символы.

Отсутствие изображения живых существ в мечети и синагоге, чтобы не отвлекаться от молитвы, а в христианском храме есть иконостас, который отгораживает алтарь от остальной части церкви, чтобы во время священнодействия ничто не отвлекало священнослужителей.

Аравийские и библейские сказания имеют общие корни. (Адам, Ева, Авраам – Ибрагим, Моисей – Мусса.)

Главная священная книга: Коран – у мусульман, Библия – у христиан и иудеев.

4. Подведение итогов

Что нового вы сегодня узнали?

Какие выводы можем сделать?

Люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.

Иудаизм, христианство и ислам – близкие друг другу религии, т.к. имеют много общего.

5. Домашнее задание

Учебник, стр. 24-28, рабочая тетрадь, стр. 11.

1. Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Введение в историю» 4 класс М.: «Дрофа», 2002;

2. О.А. Андреев. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

3. Т.Д. Шолохова, Г.Н. Подшибякин. Святыни земли Дмитровской. Фотоальбом. Москва: ООО «Издательская группа «Жизнь», 2005.

Конспект экскурсии в мечеть «Мечеть — Дом божий»

Диляра Юсупалиева
Конспект экскурсии в мечеть «Мечеть — Дом божий»

ЕМА: Мечеть – дом божий.

ЦЕЛЬ Формировать основы культуры поведения в мечети.

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать знания детей о мечети.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интерес и элементарные представления о мечети и

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других вероисповеданий. Формировать основы культуры поведения в мечети.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята сегодня мы с вами пришли на экскурсию в мечеть. Чтобы узнать что-то новое и интересное.

Невозможно представить себе современный город, село без мечетей, храмов. 31 декабря 2010г. состоялось открытие мечети в нашем селе Килинчи.

Мечеть – это крепость веры. Она предлагает помощь и приют, нуждающимся и страждущим.

В: Ребята мы с вами очень много беседовали прежде чем прийти в мечеть, кто мне скажет, как нужно входить в мусульманскую мечеть.

Ответы детей: без обуви.

Дети: потому что пол застлан коврами.

В: Что нужно сделать верующему мусульманину, перед тем как прийти в мечеть?

Д: Вымыться, особенно ноги и надеть чистую одежду.

В: Какой должна быть одежда женщин приходящих в мечеть?

Д: Должна закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.

Мы, жители села 5 раз в день слышим – АЗАН, повторите – АЗАН. Служитель мечети –ИМАМ 5 раз в день читает молитву – АЗАН.

В нашем селе большинство жителей мусульмане. Повторите мусульмане. Их религия называется – ИСЛАМ. Повторите ребята – ислам. С молитвой мусульмане обращаются к Аллаху. Священная книга мусульман называется – КОРАН.

Кроме мусульман, в нашем селе живут христиане. Их религия – христианство, так как они обращаются с молитвой к ИИСУСУ ХРИСТУ. Храм у христиан называется церковь или собор. В нашем селе нет церкви. Священная книга христиан – БИБЛИЯ.

В мечеть идут в горе и в радости, здесь находят понимание, успокоение и совет. В мечети по праздникам и будням совершают богослужение. А какие вы знаете мусульманские праздники? Д: Ураза Байрам, Курбан Байрам.

В: Молодцы! А какие ещё обряды проводят в мечети?

Д: Проводят обряд – венчание молодоженов – НИКАХ.

Проводят обряд имя наречения – АТКУШУ.

Читают намаз, когда провожают в последний путь усопших.

В: Правильно молодцы!

Наша мечеть самая большая в Астраханской области. Высота её минарета составляет 27 м, а диаметр купола 17м. Минарет это специальная башня, с которой верующих призывают на молитву. В каждой мечети, обязательно есть ниша (МИХРАБ, она обращена в сторону МЕККИ, священного города для мусульман. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы. Есть в мечете так же трибуна (МИНБАР, на которой стоит проповедник (имам).

Читать еще:  К чему видеть себя в норковой шубе. К чему снится шуба: неужели подарят? Цвет и другие характеристики

Мечеть украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Ребята сейчас мы с вами находимся в зале, где молятся мужчины, женщинам в мечети нельзя находиться вместе с мужчинами, поэтому у них есть своя территория – женская. Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Давайте пройдем с вами на женскую территорию и посмотрим что там.

Чтобы построить мечеть, в сборе средств и строительстве мечете, принимали участие не только мусульмане, но и христиане. Это очень характерно для Астраханской области, где дружат и помогают друг другу люди разных национальностей и вероисповеданий.

Символичен и тот факт, что наша мечеть строилась 23 года – столько же пророку Мухамеду ниспосылались откровения Корана.

В мечеть ходят, чтобы найти и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.

В: Ребята, кто мне скажет, что такое мечеть?

Д: Мечеть это дом Божий.

В: Правильно. Это дом Божий или дом Аллаха, и мы, все те, кто считает себя мусульманами, должны приходить в этот Дом. И нам нужно всем вместе стараться делать нашу жизнь и наше будущее лучше!

В: Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры?

Д: Добротой, уважением, доброжелательностью, миролюбием.

Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру, не навязывать свою.

Каждый истинно верующий человек старается творить добро, отрицать плохое, старается

помочь ближнему и ведет здоровый образ жизни.

А сейчас послушайте стихотворение Виктории Дьячковой «МЕЧЕТЬ».

Устремляются ввысь, в небеса.

Правоверный! Где бы ты не был,

Помолись – так Пророк сказал.

Пять раз в день, слыша глас муэдзина,

Призывающего на намаз,

Позабудь тревоги, кручины.

Помолись, помолись за нас.

Пред молитвой свершив омовенье,

Намазлык расстелить поспеши,

И скорей преклони колени.

Ты познаешь простор души.

И священные суры Корана

Бытия смысл раскроют тотчас.

Ты в мечети под сенью ислама

Помолись, правоверный, о нас.

Глас имама слетает с минбара.

Мир, покой наступают в душе.

Мысль уносится в Мекку, в Каабу,

Просветленной вернувшись уже.

Ты в мечети. Здесь только молитвы

Приглушенно звучат в этот час.

Оставляя невзгоды, обиды,

Помолись, правоверный, о нас!

Город, который люблю Главные часы – Биг Бен Павлодара Благовещенский собор- святое место для всех павлодарцев. Огни ночного Павлодара Ледовый дворец.

Казань — город из «Котла». Казань издавна считалась посредником между Востоком и Западом. Стоит город на семи холмах, как Рим и Москва. “Казан” или “котел” – это большая.

Урок “Православный храм”

Кленовская ош I – III ступеней

«Православный храм»

Тема . Православный храм.

Цель :- дать понятие о храме, его устройстве; показать, какую роль

играет храм в жизни православных христиан; раскрыть

значение церковных предметов и святынь; закрепить на

практике правила поведения в храме;

– развивать у детей память, образное мышление;

-воспитывать толерантное отношение к религиозным

чувствам людей других профессий.

Оборудование : иллюстрации храмов, раздаточный материал

(учебные пазлы, рисунок храма для

раскрашивания), цветные карандаши.

Тип урока: урок- экскурсия

Ход урока

Объявление темы, цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности с использованием метода «интеллектуальна разминка» (учитель предлагает учащимся раскрыть значение высказывания с целью настроить их на дальнейшую работу).

Учитель. Ребята, многие из вас, наверняка слышали высказывание

« У каждого своя дорога в храм». Как вы понимаете его?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

Учитель. Ключевым словом этого высказывания является слово

«храм». Я надеюсь, что после сегодняшней экскурсии в

местный храм Иоанна Богослова, у вас сформируется чёткое

представление о храме, его устройстве, о церковных предметах и

святынях, а также сможете понять, какую роль играет храм в жизни

Прежде, чем мы войдём в храм, давайте вспомним правила поведения в храме.

Дети называют правила поведения в православном храме

  1. В храм надо приходить к началу богослужения, чтобы своим опозданием не мешать молитве других.
  2. Вести себя в храме нужно тихо и скромно.
  3. Во время службы желательно не ходить по храму.
  4. В храме положено стоять, а не сидеть.
  5. Одежда должна быть скромной и чистой. Женщины не должны надевать брюки, голова у них должна быть покрыта.

II . Работа над темой урока

Беседа с учащимися

Учитель. На предыдущих уроках мы обсуждали вопрос , кто такие православные христиане. Давайте воскресим в памяти эти знания.

Предполагаемые ответы учащихся

– Православные христиане веруют в Господа Иисуса Христа.

-Потому что принадлежат к основанной Самым Спасителем на земле единой и Святой Церкви.

Учитель. Итак, Церковь (храм) есть особый дом, посвященный

Богу- «Дом Божий», в котором совершаются

богослужения. В храме пребывает особенная

благодать, или милость Божья, которая подаётся

через совершающих богослужения – священнослужителей.

Скажите, ребята, отличается ли наружный вид храма от обыкновенных зданий? Чем?

Предполагаемые ответы учащихся

– Внешним видом: стены окрашены в белый или голубой цвета.

-Есть купола с крестами.

-В церкви есть колокола.

Учитель. Правильно, храм имеет существенные отличия от обычных зданий.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений.

Храм играет в жизни православных христиан огромную роль: сюда приходят помолиться, пообщаться с Богом, здесь венчаются, крестят детей, исповедуются, поминают усопших. Поэтому православные христиане называют храм домом Божьим.

Наш местный храм носит имя Иоанна Богослова. Когда мы с вами изучали тему «Библия и Евангелие», то говорили о евангелистах. Давайте вспомним, что мы знаем об Иоанне Богослове.

Упражнение «Закончи предложение»

Учитель проговаривает начало предложения, а дети заканчивают фразу.

  1. Иоанн Богослов один из двенадцати…(апостолов, автор Евангелия от Иоанна).
  2. Своё прозвище- Богослов – Иоанн получил благодаря тому, что…(в своём Евангелие именовал Иисуса Христа Словом Божьим).
  3. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных…(учеников Иисуса Христа).
  4. Был особенно любим за …(жертвенную любовь и внутреннюю чистоту).
  5. Он находился во дворе архиерейском при …(допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за ним по Крестному пути).
  6. По завещанию Иисуса он заботился…(о Божьей матери, как любящий сын, и служил ей до Её Успения ) .
  7. После Успения Божьей Матери апостол Иоанн направился проповедовать в Ефес, взяв с собой…(своего верного ученика Прохора).
  8. Во время бури …(все были выброшены на сушу, а Иоанн исчез в морской пучине).
  9. Прохор тяжело оплакивал своего духовного отца, а на 14-й день…(увидел выброшенного на берег человека, в котором узнал Иоанна, которого Господь сохранил живым).
  10. Учитель и ученик отправились в Ефес, где…(апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе).
  11. Его проповеди сопровождались многочисленными и великими чудесами , так что…(число уверовавших увеличивалась с каждым днём).
Читать еще:  Протестантские течения в христианстве. Протестантизм

Учитель. Ребята, мы сейчас с вами стоим на паперти. Это площадка, которая

устраивается снаружи при входе в храм.

На паперти детей и учителя встречает отец Александр.

Учитель. Экскурсию по храму с вами проведёт настоятель церкви Иоанна

Богослова отец Александр.

Отец Александр проводит экскурсию по храму, рассказывая об его устройстве, о значении церковных предметов и святынь, а также отвечает на многочисленные вопросы учеников.

После экскурсии следующая часть урока проходит в классной комнате для детей воскресной школы.

III . Закрепление полученных знаний. Рефлексия.

Учитель. Ребята, скажите, а что особенно бросается в глаза из убранства

Предполагаемые ответы учеников

-В Церкви очень красиво.

-В Церкви повсюду свечи.

Учитель. Правильно, в Церкви действительно много икон и свечей. Об иконах мы поговорим с вами на следующем уроке, а вот о свечах хотелось бы сказать несколько слов.

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть так же свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божьей, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча- это символ, видимый знак, она выражает горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна.

Ребята, а вы обратили внимание, какую форму имеет основание этого храма?

Предполагаемый ответ

Ученик . Храм имеет форму креста.

Учитель. Правильно. Это означает, что храм посвящён распятому за людей

на Кресте Господу.

Работы с иллюстрациями, на которых изображены храмы разных форм.

Учитель. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это

означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого

ковчега, ведёт людей по морю жизни к тихой пристани в Царствие

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминает нам

вечность Церкви Христовой.

Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы

звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде,

сияет в этом мире.

Задание «Пазлы»

Учитель. Отец Александр рассказал вам, ребята, об устройстве храма, о значении церковных предметов и святынь. Предлагаю вам упражнение «Пазлы». Вам нужно каждому понятию подобрать его значение. Работать будете в группах.

Учащийся объединяются в группы и получают карточки(«пазлы»), где указаны понятия и их определения.

В конечном итоге учащиеся должны получить следующий результат:

Икона – изображение Самого Бога, или Божьей Матери, или

ангелов, или святых угодников.

Иконостас – состоит из нескольких рядов икон и имеет трое врат.

Царские врата – средние врата иконостаса, через которые Сам Господь

Иисус Христос невидимо проходит в святых дарах. Через

Царские врата никому не разрешается проходить, кроме

Благословение – осенение крестным знамением. Когда священник

благословляет нас, это значит, что через него благословляет

нас Сам Господь.

Священник – особо посвященный человек, который совершает

Алтарь – это место, где священнослужители совершают

и где находится самое главное место во всем храме- святой

престол. Алтарь означает Царствие Небесное.

Кадило – употребляется для каждения ладаном. Каждение перед

святым престолом и иконами выражает наше почтение к ним.

Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание,

чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы

возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы

благодать Божья так осеняла верующих, как окружает их дым

Панихида – краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и

упокоении в царстве небесном умершего.

Богородица – Пресвятая Дева Мария, Матерь Сына Божия Иисуса Христа.

Учитель. Когда мы совершали экскурсию по церковному двору, рядом с

храмом вы видели колокольню. Так вот, колокола являются одной

из необходимых принадлежностей православного храма.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

  1. Созывать верующих к богослужению.
  2. Выражать торжество Церкви.
  3. Звоном созывается народ на вече (народное собрание).
  4. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
  5. Оповещали об опасности или о несчастье.
  6. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества.
  7. Звоном оповещали народ о победе над врагом.

Работа над аудиоматериалом. Учащиеся прослушивают разные виды колокольного звона и пытаются определить его предназначение.

Учитель. Наш урок- экскурсия подходит к концу. Наиболее активные

ученики за работу на уроке, конечно же, получат оценки.

(Учитель комментирует выставленные баллы).

IV . Домашнее задание.

Учитель. Урок у нас был необычный, богатый на всевозможные

впечатления. Именно об этих впечатлениях вы и напишете в

домашней работе. А также каждый из вас получит раскраску

с изображением храма. Это творческое задание тоже нужно

выполнить к следующему уроку.

На следующем занятии речь пойдёт о православных иконах.

Надеюсь, что и будущий урок оставит у вас неизгладимые

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568704/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yekskursi-v-mechet-tema-mechet-dom-bozhii.html
http://mega-talant.com/biblioteka/urok-pravoslavnyy-hram-81903.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: