Челябинское духовное училище. Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью

Набор в Челябинское духовное училище

Объявляется набор в Челябинское духовное училище

В преддверии нового учебного года Челябинское православное духовное училище открыло новый набор учащихся. Абитуриентов ждут по адресу: город Челябинск, улица Кыштымская, дом 32.

В учебное заведение принимаются юноши, желающие получить духовное образование. К вступительным экзаментам допускаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование, холостые или женатые первым браком.

Срок реализации программы – два года. По окончании училища выдаётся диплом установленного образца. Студенты обеспечиваются местами в общежитии. Успевающим студентам выплачивается стипендия.

Поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тему. Кроме того, они сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

1. Священная история Ветхого и Нового Заветов.

2. Основы православного вероучения.

3. Основы богослужебного устава.

4. Общая церковная история.

Материал необходимо знать в рамках учебника протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы».

Поступающие должны знать наизусть все утренние и вечерние молитвы, а также молитву святого Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую Господи и исповедую. », десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Также поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

Желающие поступить в духовное училище должны представить в канцелярию следующие документы:

1.Прошение на имя ректора (заполняется при подаче документов).

2.Анкета для Учебного Комитета РПЦ (заполняется при подаче документов).

4.Фотографии (6х9 — четыре шт., цветные).

5.Копия паспорта (первая страница и с пропиской).

6.Документ о среднем или высшем образовании (оригинал).

7.Сертификат ЕГЭ (при наличии).

8.Справка о составе семьи.

9.Свидетельство о регистрации брака и о венчании – для женатых (копия).

10.Справка о состоянии здоровья (форма 086/у).

11.Справка о крещении.

12.Медицинская страховка (для граждан РФ, копия).

13.Приписное свидетельство или военный билет (копия всех страниц).

14.Рекомендация приходского священника.

Поступающие по прибытии в духовное училище должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть отметка о постановке на воинский учёт.

Приём документов производится в библиотеке кафедрального собора с 1 июля по 14 августа с 9:00 до 17:00, кроме выходных. Прибытие абитуриентов в училище на вступительные экзамены — 18 августа 2014 года до 15:00.

Начало занятий – 1 сентября.

Вся дополнительная информация по тел.: +79681114917 – проректор духовного училища свящ. Евгений Мартенец.

К 10-летию Сретенской духовной школы.
Священник Игорь Якимчук: «Без осознания призвания к служению Церкви учиться в духовной школе нет смысла»

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

– Я родом из Сергиева Посада, родился в семье священника – преподавателя Московской духовной семинарии. Интересно, что моим первым местом жительства был дом знаменитого отца Павла Флоренского, где мои родители тогда снимали квартиру. Вдова отца Павла даже называла меня одним из своих внуков. У меня есть младший брат, сейчас он протоиерей, настоятель одного из приходов в Московской области.

Все наше детство и юность были связаны с лаврой и академией. Помню, что у детей в академическом храме было особое место в ризнице, откуда все было хорошо видно и слышно. Отец был регентом академического хора, поэтому с ранних лет мы имели навыки церковного пения.

Я близко знал многих преподавателей из старой корпорации. Ректором Московской духовной академии был тогда нынешний Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Он очень любил детей, и дети его любили. Теплые воспоминания у меня сохранились о наместнике лавры того времени, архимандрите Иерониме, ее экономе – нынешнем архиепископе Владимирском и Суздальском Евлогии и многих других.

Яркие воспоминания остались о наших с братом выступлениях на рождественских елках, на которые ежегодно приезжал Святейший Патриарх Пимен. Мы были еще совсем детьми, но, тем не менее, старательно готовили свои номера. Хотя, конечно, не обходилось и без казусов. Однажды мы подготовили номер с музыкальными инструментами, причем я играл на скрипке в сопровождении фортепиано. Выйдя на сцену, я так сосредоточился на исполнении, что забыл повернуться лицом к зрителям. Отец, сидя в зале, тщетно пытался как-то исправить ситуацию, привлечь мое внимание, но я так и исполнил всю программу, стоя спиной к патриарху.

Читать еще:  Поиск истины, или Обретение истинной веры. Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие

– Какое образование вы получили?

– Я получил медицинское образование. Окончил Дмитровское медицинское училище, фельдшерское отделение. Пошел учиться туда после восьмого класса. Хотя в школе я учился на отлично, поступить в институт в то время шансов у меня было мало: сын священника, не комсомолец, не был ни пионером, ни октябренком. И вот это обстоятельство вынудило меня покинуть школу и идти получать какую-то профессию. Я выбрал медицину и окончил училище с отличием. Впоследствии я работал в бригаде скорой помощи фельдшером. Очень любил свою работу, она мне казалась чрезвычайно интересной, романтичной, ответственной, важной – помогать больным, спасать людей. Ну а после этого принял решение идти в семинарию, поскольку все равно не мыслил жизни без служения Церкви.

Что вам запомнилось во время обучения в семинарии более всего?

– Наиболее яркие впечатления остались, конечно, от наших преподавателей. Особенно от тех профессоров, которые пережили самые тяжелые годы атеистических гонений. Очень яркие, живые, интересные лекции были у профессора Алексея Ильича Осипова. С благодарностью вспоминаю профессоров Константина Ефимовича Скурата, Владимира Дмитриевича Юдина, Ивана Васильевича Воробьева и многих других. Во время обучения я нес певческое послушание в братском хоре Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея. Многолетнее общение с отцом Матфеем стало для меня великолепной школой не только пения, но и жизни в Церкви, должного отношения к богослужению, к порученному тебе делу.

А как возник интерес к ныне преподаваемой вами общецерковной истории?

– Интерес к истории у меня возник с самого раннего детства. Я очень рано научился читать, и в детстве много читал. Так получилось, что в мои руки еще до школы попал том из серии «Всемирная история». Это была толстая книга, там, наверное, было больше тысячи страниц, но я просто зачитывался ею. Очень любил читать художественную литературу на исторические темы и, конечно же, «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, которые тоже связаны с церковной историей. История всегда была одним из любимых моих предметов и в школе, и в семинарии, и в академии. Моя работа в Отделе внешних церковных связей оказалась связанной с Поместными Православными Церквями. А их современная жизнь – это опять-таки продолжение все той же церковной истории.

– Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, как вы стали преподавателем Сретенской духовной семинарии?

– Почти пять лет проректором Сретенской духовной школы был мой близкий друг и однокурсник отец Амвросий (Ермаков; ныне епископ Гатчинский, ректор СПбДАиС). Первоначально я бывал в монастыре и в духовной школе, посещая отца Амвросия. Он показывал мне классы, спальни, рассказывал, как устроена жизнь студентов. Были и разговоры о том, чтобы мне преподавать, но сотрудничать со Сретенской духовной семинарией я стал уже после того, как отца Амвросия рукоположили в архиереи. Общецерковную историю здесь вел один из сотрудников ОВЦС – отец Николай Данилевич. После того как он уехал в Киев, освободилась вакансия, и мне предложили читать эти лекции. Я с удовольствием согласился и не жалею о своем решении.

А что вы можете сказать конкретно о студентах-сретенцах, сравнивая их, например, со своими однокурсниками: уровень знаний, отношение к учебе и так далее?

– Учась в духовных школах, я часто ловил себя на мысли о том, как отличаются современные мне студенты, к примеру, от однокурсников моего отца. Но это объективные различия, они обусловлены той или иной эпохой, которая накладывает свой отпечаток на всех людей, в том числе и на семинаристов. Что касается уровня знаний и прилежания, то во все времена были и остаются как отличники, так и те, кто недостаточно успевает в учебе. Нужно также отметить, что каждая семинария, несмотря на то, что везде учатся по единой программе, имеет свою специфику. Если говорить о Сретенской духовной семинарии, то по сравнению, например, с Московской, она небольшая, потому и атмосфера здесь более доверительная, семейная.

А были ли студенты, которые писали у вас курсовые или дипломные работы? Может быть, какой-то семинарист заинтересовал вас как исследователь той или иной проблемы?

– Всегда, на каждом курсе находятся один или два человека, которые выделяются своими знаниями, своей подготовкой, своими интересами к тому или иному предмету. Так, в прошлом году студент Валерий Мешалкин, которого привлекла предложенная мною тема сочинения об Афоне, написал основательную курсовую работу. В этом году весьма порадовал Антон Поспелов, написавший хорошее сочинение о Флорентийской унии, которое уже вполне отвечает уровню курсовой работы.

– Отец Игорь, какой вы видите методику преподавания своего предмета? Интересно узнать, как вы проводите экзамен.

Читать еще:  Зачем нам нужна религия. Зачем нужна религия современному человеку? Государство: а ему она зачем

– По моему мнению, задачей преподавателя является пробудить интерес воспитанников, построить изучение своего предмета так, чтобы студенты полюбили его. В меру своих сил и дарований стараюсь следовать этому принципу. На экзамене не стремлюсь относиться к студентам излишне строго, зная, что мой предмет у них не единственный, а жизнь заставит их рано или поздно вспомнить о том, что они изучали, поднять какую-то литературу, освежить знания…

– Отец Игорь, как вы считаете, может ли юноша, поступающий в семинарию, понять, есть ли у него призвание к священническому служению?

– Желание стать служителем алтаря открывается у разных людей по-разному, в различные периоды жизни. Некоторые уже с детства готовятся быть священниками, другие пришли к этому позже, в зрелые годы. Думаю, что у того, кто принял решение поступать в семинарию, уже должно быть полное понимание того, что он призван Господом. Без осознания призвания к служению Церкви учиться в духовной школе нет смысла.

– Отец Игорь, каковы, по-вашему, итоги десятилетнего существования Сретенской духовной семинарии?

– Десять лет – это период, по которому можно оценивать целесообразность какого-либо начинания. Если говорить о Сретенской семинарии, то за эти годы она состоялась как добротное духовное учебное заведение. Ее преимуществом является, с одной стороны, местонахождение – в центре Москвы, что позволяет привлекать сюда высококвалифицированные преподавательские кадры, с другой – она расположена в стенах монашеской обители, которая благотворно воздействует на воспитанников. В семинарии неплохо налажен учебный процесс, заложены хорошие традиции общей со Сретенским монастырем богослужебной жизни. Хотелось бы пожелать тем, кто здесь учится, ценить эти студенческие годы, и не тратить их напрасно.

Изнанка церковной жизни. Исповедь бывшего семинариста

Исповедь бывшего семинариста. Изнанка церковной жизни. Бывший студент семинарии рассказал про изнанку церковной жизни.

О некоторых проблемах церкви не принято говорить вслух. Тем более от своего имени. Наш сегодняшний собеседник рассказал газете, почему после 5 лет обучения в духовной семинарии решил отказаться от церковной карьеры.

Икра, осетрина – что Бог послал

В духовную семинарию я попал почти случайно. Всегда читал много сложных философских книг, увлекался восточными трудами и практиками, занимался йогой. А тут во время одной из поездок моя девушка предложила мне заехать в ближайший храм. Церковь была уютной, священник – душевным, одним словом, потянуло. Стал много читать, а потом для получения системного религиозного образования решил поступить в семинарию.

Ничего сложного в этом нет, конкурса в моем регионе практически не было. Единственная загвоздка у меня была в пении. Это для священника считается важным, а у меня данные – не очень.

На первом курсе мы только учились. На втором нас стали подтягивать к реальной церковной жизни. Ну как подтягивать. Например, 3–5 человек отправляли убирать архиерейские палаты. Чаще всего это случалось накануне пирушек митрополита с бизнесменами и чиновниками. Часов с 10 утра мы убирались, потом накрывали на стол, ждали, пока пройдет праздник, потом еще часов до 2 ночи все убирали. Подъедали, что оставалось, – что скрывать, студенческие времена всегда полуголодные.

Некоторые блюда я видел и пробовал впервые. Черная икра, красная икра, осетрина, водки, коньяки… В общем, не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею. Все, конечно, окупалось – у нашего, например, было 2 квартиры, автомобиль представительского класса и даже норковая шуба.

После таких поездок лекции о важности смирения и подавления страстей шли как-то особенно туго…

При этом студентам могли устроить выволочку за джинсы, прическу чуть моднее, чем позволительно, смартфон.

Армия Христа

В церкви – как в армии. А в семинарии – как в самом жестком ее подразделении. Нас могли отправить через полгорода разгружать фуры с картошкой. Часа 4–5 работаем до упаду, голодные идем домой пешком, так как нам даже на проезд не дали. Спрашивать, что за фуры, чья картошка и кто получает за разгрузку, нельзя. Непослушание. Которое грозит новыми поручениями. Регулярно разгружали доставленные свечи – а они тяже-е-е-елые! Могли отправить и туалеты мыть.

В наш домовый храм не пускали в тапочках – только в ботинках. Я как-то возразил, что Иисус Христос сам порой ходил в тапочках, а то и вообще без них, – вызвали на педсовет. За чайник в комнате общежития – выволочка.

Не все выдерживали давление. Кто-то тихо заливал переживания алкоголем. Один мой сокурсник почти сошел с ума – бросился с ножом на преподавателя.

Бизнес на вере

Как-то меня отправили на практику в Московскую патриархию. Помню, там был вопрос к слушателям: «Что самое главное вы должны всегда помнить?» Мы давай вспоминать заповеди, учение Христа. А преподаватель нам говорит: «Главное – это какого числа сдавать финансовый отчет в патриархию».

Читать еще:  К чему снится крупная соль. Видеть во сне соль что это значит

В общем, поставить церковную кассу, церковную лавку и начать отчислять деньги.

Когда говорят про большие деньги в церкви, большинство даже не понимают, какие это средства. Московский монастырь, где я одно время подвизался, платил налог в Московскую патриархию 5–10 млн в месяц. На Урале, где я живу, доходы скромнее, Москве отдают 0,5–1 млн рублей каждый месяц с храма.

Когда дело шло к моему рукоположению и выбору прихода, мне один священник сказал: «Если занесешь 5 млн митрополиту, получишь хороший приход, в котором вернешь деньги уже в первый год». Я растерялся: у меня нет таких средств, квартиру, что ли, продавать? «Продавай, – ответили мне. – Все вернешь, не бойся».

На такое я, конечно, не решился. Хотя со временем понял, что бизнес и в самом деле гарантированный.

Четыре руки святого

Чудеса – одна из основных статей дохода. Пояса и мощи святых дают бесперебойное пополнение церковной казны. Мне доводилось как-то сопровождать мощи, происхождение которых было неточным. Много подделок возникло еще в Средние века. Но об этом предпочитают не распространяться. Так, например, есть 5 голов Иоанна Крестителя, 4 руки апостола Андрея, а какие из них подлинные, не уточняется. В Питере был богослов, который исследовал эту тему, и его за это погнали. Люди идут, деньги приносят – и хорошо. Плюс масло, водичка, свечи.

Мой товарищ стоял в сопровождении Пояса Богородицы, который возили по стране, – за один день получил 15 тысяч рублей. Но это еще владыка Никон сказал: «Деньги – это кровь церкви».

Нетрадиционное лобби

Голубое лобби, о котором говорит Андрей Кураев, – не миф. Еще курсе на 3-м я заметил, что ко мне как-то по-особенному относится учитель пения. Приобнимет, норовит в щеку поцеловать. Но больше я к себе лично «особенного» внимания не ощущал. А вот товарищ мой студенческий натерпелся больше: иподьякон, который с нами жил в одном общежитии, как выпьет, так проявлял к нему свой нездоровый интерес. Один раз даже подарил ему интимный подарок – белье с сексуальными сценами. Как-то греческая делегация к нам приезжала, так один из гостей даже зажал бедного Пашку в углу, тот еле вырвался. Но здесь целиком – твой личный выбор. Пашка сейчас женат, двое детей, служит священником в простом храме.

Есть и те, кто соглашался. Я знаю троих из нашей семинарии, и у них уже пошла неплохая карьера. Думаю, митрополиту даже выгодно продвигать людей с «секретами» – ими проще управлять.

Один священник в нашей епархии умер от СПИДа. Но причина его смерти не разглашалась.

Суд Божий и светский

Во время моей учебы наша епархия прогремела уголовным делом над блогером Соколовским. Да, дурачок, да, богохульник – ну что его за это, сажать, что ли? Епархия зачем-то начала с ним войну. Семинаристы в большинстве своем не понимали, зачем иерархам нужно непременно растоптать этого человека и откуда в них столько вражды к парнишке, который просто страдает ерундой. Но нам тогда прямо объявили: кто пойдет в суд над Соколовским и скажет, что не оскорблен его действиями, тот моральный урод и извращенец.

Я свое видение ситуации, что по-божески надо бы простить неразумного блогера, изложил на своей странице в интернете. Меня назвали иудой. Священник из епархии позвонил и пообещал меня встретить и избить и, как он сказал, «познакомить мое лицо с Евангелием». Потом стали сыпаться угрозы мне, моей девушке, моему брату-школьнику.

В общем, уже к концу учебы я понял, что это все не мое. Да и владыка заартачился – понял, наверное, что со мной потом проблем не оберешься. Обиделся на меня. Видимо, хотел, чтобы я на коленях приполз, умолял, как это и принято. Но я не стал.

Но годы учебы не прошли даром – прочитано много книг, успел подтянуть языки. Сейчас преподаю в школе. Езжу в деревенский храм, где служит простой священник, далекий от интернета, скандалов, он и знать не знает, что я – бунтовщик с точки зрения епархии. У меня с ним хорошие отношения. Он как раз из тех, кто честно служит за зарплату 30–35 тысяч и ездит на «копейке».

Семинарию стараюсь помнить с хорошей стороны, курс у нас был дружный. Со многими семинаристами общаемся до сих пор.

Духовная семинария – учебное заведение для подготовки православного духовенства.

В России около 50 семинарий, где обучаются порядка 18 тысяч студентов.

В семинарию принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Будущий семинарист должен быть холост либо женат первым браком.

Обучение очное и заочное. Срок обучения – 4–5 лет.

Источники:

http://troitsk-eparchy.ru/news/120/
http://www2.pravoslavie.ru/30361.html
http://svobos.ru/iznanka-cerkovnoj-zhizni-ispoved-byvshego-seminarista/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: