Бывшие монахи о жизни в монастыре. Внутренняя жизнь монаха в условиях постоянного общения с миром

Как живут монахи

Поговорим сегодня о том, как живут монахи. Давайте на секунду представим, что у нас нет денег, нет дома, нет друзей и… живём мы в пещере или в пустыне (кому как нравится)… Представили? Страшно, даже? А настоящие монахи именно так и живут…

Мы суетимся, крутимся как белка в колесе в поисках… чего? Заметили? нам всегда чего-то не хватает! Мы всегда чем-то недовольны! Всегда ищем пресловутый смысл жизни… А настоящий монах его уже нашёл! Смысл жизни монаха — в молитвах за весь мир, за вас, за меня, за мир во всём мире. Он не ищет смысл жизни, потому что его жизнь — уже наполнена смыслом — ЛЮБИТЬ ВСЕХ. Помните, «Бог — есть любовь!»

В этой статье вы узнаете:

Он как горизонт — вечно один, он всегда от нас далеко, но именно он и «соединяет» небо с землёй… Простым людям это сложно понять, поэтому иногда мы побаиваемся людей, похожих даже отдаленно на монахов. Нам сложно понять, как можно жить без благ цивилизации, как можно не общаться друг с другом, ведь в этом и есть прелесть жизни?!

В жизни настоящему монаху не нужно общение: он разговаривает с Богом во время молитвы (собственно, молитва — это и есть «разговор с Богом»), а другого общения монаху и не нужно. Помните, как у Тютчева:»… мысль изречённая — есть ложь!» Молчание, отрешение, уединение, служение — тайное служение- миру и Богу одновременно — вот что такое жизнь настоящего монаха.

Сложно? Однажды ученик спросил: «Учитель, почему жизнь такая сложная?» «Это не жизнь, это ты сложный,»- ответил учитель. На самом деле, подумайте, это ведь мы усложняем нашу жизнь — придумываем всё новые и новые предметы быта, потом учимся ими пользоваться, потом мучаемся с ними, отдавая их в ремонт или собирая деньги на то, чтобы приобрести эти вещицы… ЗАЧЕМ? Чтоб легче было жить. Бред. А мы так живём.

Поэтому нам и тяжело понять людей, которые добровольно отказались от всех благ цивилизации — им это не нужно, они молятся о спасении наших душ, в то время как мы забываем о том, что помимо еды обыденной, есть и ДУХОВНАЯ ПИЩА. Кто не слышал хотя бы раз в своей жизни слова Сократа:»Нужно есть, чтобы жить, но не ЖИТЬ, чтобы ЕСТЬ»? Для настоящего монаха еда — дело пятьсот десятое, а вот духовную пищу он получает сполна. И это главнее, чем всё остальное.


Монахи, действительно, селятся вдалеке от людей и даже если они живут в монастыре, под одной крышей, как говорится, то практически не общаются между собой — повторюсь, им это не надо! Но так ли они ОДИНОКИ на самом деле? Мы б давно волком завыли, окажись на их месте хотя бы в течение одного дня… завыли бы от ОДИНОЧЕСТВА.

Это нам, простым смертным, кажется одиночество пыткой, мы бежим от него, учимся избавляться от него у различного рода ЦЕЛИТЕЛЕЙ… Монахи ВЫШЕ одиночества. При общении с Богом, невозможно чувствовать себя одиноким, ведь ОДИНОЧЕСТВО — это болезнь души, а душу может ИЗЛЕЧИТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ! Вот круг и замкнулся! Монахи любят мир! Да, они любят мир, от благ которого добровольно отреклись. И сделали они это для того, чтобы СПАСТИ ЭТОТ ХРУПКИЙ МИР своими молитвами. Разве это не подвиг?

Не каждый человек, отказавшийся от благ может называться монахом. И даже живя в монастыре, не во всех случаях даётся право называть себя монахом. Есть определённые правила, уставы, вникать в которые простому человеку очень сложно.
Вам ни о чём не говорят такие имена, как: Серафим Саровский,Сергий Радонежский,Фотиния,Феодосий Кавказский? Да, эти святые в мирской жизни были монахами! Сегодня мы молимся им, просим помочь в сложных жизненных ситуациях и ведь ОНИ ПОМОГАЮТ! Помните библейское:»… по вере вашей да будет вам.» Прочитайте их житие — очень поучительно…

Настоящие монахи живут практически на всех континентах, самые знаменитые — шаолиньские, тибетские, и даже летающие… Вот такая простая и сложная жизнь монахов.

Прислала статью наша читательница Карина Нуджанян.

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Читать еще:  Способы определения характера по щекам. К чему «горят» обе щеки? Щеки горят

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Читать еще:  Любовный гороскоп девы. Мужчина дева - прикольный любовный гороскоп

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Внутренняя жизнь монаха в современном мире

Доклад митрополита Лимасольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на монашеской конференции «Монашество и современный мир» (Большая Соборная палата подворья святого Прокопия ставропигиального мужского монастыря Киккской иконы Божией Матери. Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Дорогие братья и сестры во Христе!

Прежде всего я чувствую необходимость поблагодарить уважаемого и дорогого владыку Киккского и Тиллирийского Никифора за гостеприимство, которое он нам оказывает на своем подворье, и за оказанную мне честь выступить здесь. Благодарю также организаторов конференции.

Тема доклада, которую мне предложили, – «Внутренняя жизнь монаха в современном мире» привела меня к воспоминанию о том, как в 1978 году я посетил Кипр вместе со старцем Иосифом Ватопедским – Кипрским, как его называли на Святом Афоне. Он приехал на Кипр, чтобы увидеть свою родину и своих родных, святые места нашего острова, а также воспринять боль и трагедию недавнего в то время турецкого вторжения. Я сопровождал старца, и мы совершили поездку по всем местам на Кипре, свободным для посещения. Везде мы слышали призывы, чтобы старец Иосиф переехал на Кипр на постоянное жительство, и чтобы он, приложив силы, сделал свой вклад в борьбу местной Церкви. Это его очень тронуло. Мы, будучи тогда совсем юными, тоже побуждали старца совершить этот шаг – приехать на Кипр и помогать, чем он может, своей Родине. Старец колебался, находясь в непростом положении. Он предпринимал разные духовные опыты – молился, постился, посещал святые места, но в качестве последнего решения оставил то, что скажет ему святой старец Паисий (Езнепидис), которого он очень чтил. Они питали друг к другу большую братскую любовь.

Я сопровождал старца Иосифа к преподобному Паисию в сентябре 1978 года. Отец Иосиф рассказал всю эту историю с приглашением на Кипр и спросил: «А ты что скажешь? Поехать ли мне туда или не поехать?» И старец Паисий ему ответил: «…Сами люди на Кипре и предстоятели Церкви сказали, чтобы ты поехал, помог, чем можешь. Если ты не поедешь, ты будешь нести ответственность за это, а если поедешь, должен будешь смириться перед Церковью, которая тебя позвала. Кто вообще должен ехать на Кипр, как не вы, киприоты?»

Отец Иосиф возразил: «Старец, я же простой монах. Я не священник, не духовник, не богослов – что я буду делать на Кипре, если туда поеду? Что я могу дать, будучи безграмотным монахом? (Он закончил только несколько классов начальной школы.) А святой Паисий ему ответил: «Старец, не нужно ехать с помыслом, что ты что-то сделаешь. Ты должен поехать и получить лампаду от святого монастыря. Ты возжжешь эту лампаду, которая до сегодняшнего дня не горела, и совершишь тонкое духовное делание в душах своих учеников – только эти две вещи». Старцы попрощались, и старец Иосиф принял решение приехать на Кипр, чтобы посмотреть и попробовать что-то сделать. И действительно, он особое внимание обращал на те две вещи: зажигал давно погашенную лампаду в монастыре – чтобы совершались богослужения, и трудился духовно над душами своих учеников. Он продолжал это делание, будучи преемником святого старца Иосифа Исихаста. Я по своей молодости не понимал тогда, чтó это такое – тонкая духовная работа с душами учеников. Я понял это спустя годы – настолько, насколько смог. Но я действительно увидел, что дело монашества – это дело обновления и возрождения всего человека, проистекающее, прежде всего, от Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа.

Как мы все знаем, Господь дал весь смысл проповеди в одном слове: Покайтесь! Близится Царствие Небесное (см. Мф. 4:17). Покаяние – это главное делание для монаха.

По-гречески термин покаяние означает то, что действительно происходит в священной, исцеляющей лаборатории, использующей медицинскую технологию нашей Святой Церкви. Покаяние означает не то, что мы просто расстраиваемся из-за каких-то своих поступков и решаем больше их не совершать, – это только часть покаяния. Покаяние означает то, что значит это греческое слово само по себе – перемена ума, перемена нашего разума, наших помыслов, – то, как мы уходим от мирской логики и перемещаемся в логику Евангелия. Это нам постоянно и говорил старец: «Не думайте по-мирски, думайте по-евангельски». И когда мы иногда пытались защитить наши помыслы мирским образом, старец говорил: «Дитя мое, послушай, то, что ты говоришь, – говорит не Евангелие, это другая логика. Здесь есть логика Евангелия – Божественная логика, и Господь нас приглашает присоединиться к ней».

Читать еще:  Куда повесить часы в зале. Часы по фен-шуй: куда можно и нельзя вешать, как выбрать

В Отечнике есть такой пример. Один монах, разговаривая с другими монахами на каком-то собрании, сказал: «Я уже столько лет монах!» Он уже около двадцати лет, наверное, был монахом. На что другой отец ему ответил: «Я уже шестьдесят лет монах, но еще не стал монахом. Ты действительно стал монахом? Для тебя богатство стало бедностью? внутри тебя бесчестие стало честью и славой? внутри тебя тяжелые страдания стали счастьем? ты видишь других людей как ангелов Божиих и как образ Божий?» Тот монах говорит: «Я пытаюсь». – «Ну, значит, ты еще не стал монахом, потому что монах – тот, кто полностью переместился из мирского состояния в монашеское». Вы понимаете, что это дело всей жизни, и оно проявляется во всем.

В чем же состоит эта монашеская работа? Наш Господь Иисус Христос, Который является образцом духовной жизни, как только крестился на реке Иордан, был приведен Святым Духом в пустыню, чтобы испытать искушения от диавола. И там он встретил три больших искушения, которые согласно святым отцам считаются главнейшими страстями каждого человека и порождают все остальные страсти. Это сластолюбие, гордость и сребролюбие. Вы помните, что диавол сказал Христу: скажи, чтобы камни стали хлебом, – потому что Господь как человек был голоден. И Христос ответил: человек не может жить только хлебом, и изгнал это искушение. Потом Его подняли на крышу храма и сказали: бросься с крыши храма вниз, ты же Сын Божий, Господь Тебя защитит. Это гордыня, эгоизм. И Христос изгнал второе искушение тоже. А затем диавол показал Ему все царства земные, все богатства, всю славу, все сияние, всю роскошь этого мира и сказал: это все мое; если хочешь, чтобы я это Тебе дал, поклонись мне. Это сребролюбие. Христос же ответил: Господу Богу надо поклоняться… И так Он окончательно победил диавола, и отступил от Него диавол. Христос хотел пережить все искушения и показать нам способ спасения.

Эти три основных искушения побеждаются и в монашестве и позволяют стяжать добродетели монашеской жизни. Сластолюбие побеждается через девство, гордость – через послушание, поскольку смиренный человек проявляет послушание к своему старцу и заповедям Божиим. Сребролюбие побеждается через нестяжательство. Эта работа осуществляется в душах людей, которые молятся, чтобы стать настоящими монахами.

Есть определение, которое мне очень нравится, оно выражает самую суть монашества: настоящий монах есть тот, кто ничего не имеет от нынешней жизни, кроме Христа. Не имеет в этом мире ничего, кроме Христа . Почему у него ничего нет? Потому что он отрекся от сребролюбия, от сладострастия, от гордыни, и все его сердце было отдано, чтобы вместить Святой Дух. Это духовное делание приносит результаты – плоды Святого Духа, которые описывает апостол Павел. Чтобы мы не заблуждались и не думали, что преуспеваем в духовном делании, святой апостол Павел, побуждаемый Святым Духом, приводит нам целый список плодов Святого Духа, говоря: Братия, плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… (Гал. 5:22–23). Если в зеркале этого ты найдешь свое отражение, увидишь, что есть эти милости Святого Духа, то, значит, духовное делание, которое осуществляется в твоей жизни, приведет к этим плодам. Если же вместо этого ты обнаружишь беспокойство, темноту, отчаяние, беспорядок, двоедушие и многое другое, то тебе нужно усиленно продолжать духовную работу.

Перейдем к современному человеку. Сегодня Всеблагий Господь управил, что у нас есть молодые люди, которые приходят, чтобы стать монахами. Это люди интернета, фейсбука и всего, что есть в этом современном мире. Однако духовная работа для того, чтобы принести определенные духовные плоды, должна исполняться неукоснительно. И мы видим, что, действительно, во всех наших монастырях проводится духовная работа, – так как для того, чтобы кто-то остался в монастыре, ему, независимо от характера, нужны сегодня большое терпение, большая вера, большое смирение и все остальные добродетели.

Я признаюсь, на основании своего личного горького опыта, что трудность современного монашества – это не пост, поскольку люди и в миру сегодня питаются достаточно здорово и правильно. Не труд, занимающий много времени, – есть мирские люди, которые очень много работают, дни напролет. Я не видел больших проблем для современных молодых людей в отношении труда, долгих служб, даже молитвы. Самая большая трудность, испытываемая молодым человеком, – это его встреча с идолом, который столько лет создавался в этом мире. Это образ, который создали наши страсти, наши мирские помыслы, наши дипломы, наше богатство, если у нас есть что-то в миру. И лживые слова, которые нам с легкостью говорят. Чтобы разрушить этот образ, образ Навуходоносора – обманчивый, лживый, демонический, – нужны очень большие усилия. Но, разрушая этот образ, можно разрушить и человека. И нужно, чтобы духовный отец сохранил образ Божий, который есть в каждом человеке. Помните притчу, когда рабы хотели очистить засеянное поле от сорняков? Нужно быть очень аккуратным, чтобы вместе с сорняками не убрать и добрые всходы.

Можно двадцать лет ждать и не высказывать человеку какого-то замечания, поскольку, если сказать, – он не выдержит и может полностью разрушиться. Это действительно медицинская операция в Духе Святом, которую совершает священный врач – духовный отец в монастыре, принимающий с доброй волей всех, кто сегодня приступает к монашеской жизни. Все люди приходят с добрыми, благими намерениями, никто не приходит ради какой-то корысти. Но когда наступает время тронуть этого идола, – их сразу бьет током, происходит взрыв… В этом заключается великое искусство духовного отца – как постепенно отделить ветхого человека, не разрушив в своем чаде образ Христа.

Заканчивая выступление, хочу вспомнить еще одну встречу. В 1990 году я был со старцем Иосифом у святого Софрония Эссекского в Англии. Он нас принял со всяческой любовью, и мы остались вместе с ним на несколько дней и общались с этим великим святым.

Я скажу вам то, что я лично пережил, это мой личный опыт. Когда я увидел этого человека, во мне родилось непоколебимое убеждение – я сказал: вот человек во Христе. Я понял, как Евангелие может сделать человека человеком Божиим. Недавнее прославление во святых старца Софрония – очень важное событие. Засвидетельствовать, что есть человек во Христе, – это то, в чем нуждается современный мир и современные молодые люди, которые приходят к нам.

Перевод с греческого: Ксения Климова

Источники:

http://manoiloksana.ru/zhizn-monaxov/
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html
http://mbrsm.ru/2019/12/17/vnutrennyaya-zhizn-monaxa-v-sovremennom-mire/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: