Булгаков Сергей Николаевич, русский философ, богослов, православный священник: биография. Литература о жизни и творчестве

БУЛГА́КОВ

  • В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 328-330

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БУЛГА́КОВ Сер­гей Ни­ко­лае­вич [16(28).6.1871, г. Лив­ны Ор­лов­ской губ. – 13.7.1944, Па­риж], рус. фи­ло­соф, бо­го­слов, эко­но­мист, цер­ков­ный и об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Обу­чал­ся в Ли­вен­ском ду­хов­ном уч-ще (1881–1884), за­тем в Ор­лов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, вслед­ст­вие кри­зи­са ве­ры ос­та­вил её в 1888 и пе­ре­шёл в Елец­кую гим­на­зию. В 1890–1894 учил­ся на юри­дич. фа­куль­те­те Моск. ун-та. С 1895 пре­по­да­вал по­ли­тич. эко­но­мию в Моск. ком­мерч. уч-ще, при­мы­кая к на­прав­ле­нию «ле­галь­но­го мар­ксиз­ма» («О рын­ках при ка­пи­та­ли­сти­че­ском про­из­вод­ст­ве», 1897). Ана­ли­зи­руя связь де­неж­но­го и то­вар­но­го об­ра­ще­ния при ка­пи­та­лиз­ме, Б. при­шёл к вы­во­ду, что в Рос­сии ещё со­вер­ша­ет­ся про­цесс «от­де­ле­ния го­ро­да от де­рев­ни». В 1898–1900 в за­гра­нич­ной ко­ман­ди­ров­ке в Бер­ли­не, от­ку­да вы­ез­жал в Же­не­ву, Цю­рих, Па­риж, Лон­дон, Ве­не­цию; об­щал­ся с герм. со­ци­ал-де­мо­кра­та­ми (К. Ка­ут­ским, А. Бе­бе­лем, Э. Берн­штей­ном, В. Ад­ле­ром), по­зна­ко­мил­ся с Г. В. Пле­ха­но­вым. В ма­ги­стер­ской дис. «Ка­пи­та­лизм и зем­ле­де­лие» (т. 1–2, 1900) вы­сту­пил с обос­но­ва­ни­ем ус­той­чи­во­сти мел­ко­го хо­зяй­ст­ва при ка­пи­та­ли­стич. ор­га­ни­за­ции нар. хо­зяй­ст­ва и кри­ти­кой за­ко­на кон­цен­тра­ции про­из­вод­ст­ва, сфор­му­ли­ро­ван­но­го К. Мар­ксом. С 1901 проф. Ки­ев­ско­го по­ли­тех­нич. ин-та и при­ват-до­цент ун-та Св. Вла­ди­ми­ра. Зна­ком­ст­во с фи­ло­со­фи­ей И. Кан­та и нео­кан­ти­ан­ст­ва ох­ла­ди­ло ув­ле­че­ние Б. мар­ксиз­мом; кро­ме то­го, он при­шёл к вы­во­ду, что «про­гноз Мар­кса, имев­ший оп­ре­де­лён­ное зна­че­ние для сво­его вре­ме­ни… для на­стоя­ще­го вре­ме­ни про­сто не­при­ло­жим». Пуб­лич­ные лек­ции «Иван Ка­ра­ма­зов как фи­ло­соф­ский тип» (1901) и «Что да­ёт со­вре­мен­но­му соз­на­нию фи­ло­со­фия Вла­ди­ми­ра Со­ловь­ё­ва» (1903) зна­ме­но­ва­ли на­ча­ло «идеа­ли­сти­че­ско­го» пе­рио­да в твор­че­ст­ве Б., вос­при­ятия идеа­лов хри­сти­ан­ско­го гу­ма­низ­ма в ду­хе Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Вл. С. Со­ловь­ё­ва (уча­стие в про­грамм­ном сб. «Про­бле­мы идеа­лиз­ма», 1902; ав­тор­ский сб. «От мар­ксиз­ма к идеа­лиз­му», 1903). Один из ор­га­ни­за­то­ров и член Сою­за осво­бо­ж­де­ния . С осе­ни 1904 уча­ст­во­вал в ж. «Но­вый путь», в 1905 со­вме­ст­но с Н. А. Бер­дяе­вым ре­дак­ти­ро­вал ж. «идеа­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния» «Во­про­сы жиз­ни». С 1906 в Мо­ск­ве, проф. по­лит­эко­но­мии Моск. ком­мерч. ин-та и при­ват-до­цент Моск. ун-та («Крат­кий очерк по­ли­ти­че­ской эко­но­мии», 1906; кур­сы лек­ций по ис­то­рии со­ци­аль­ных и эко­но­мич. уче­ний). Б. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал идеа­лы «хри­сти­ан­ской по­ли­ти­ки», в нач. 1907 из­бран де­пу­та­том 2-й Гос. ду­мы, на­зы­вал се­бя бес­пар­тий­ным «хри­сти­ан­ским со­циа­ли­стом». С 1906 при­ни­мал уча­стие в ра­бо­те пе­терб. «Брат­ст­ва рев­ни­те­лей цер­ков­но­го об­нов­ле­ния», моск. Ре­лиг.-фи­ло­соф­ского об­ще­ст­ва па­мя­ти Вл. Со­ловь­ё­ва, Круж­ка ищу­щих хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния, в 1910 – в соз­да­нии кни­го­из­да­тель­ст­ва «Путь». Уча­ст­во­вал в сб. «Ве­хи» (ст. «Ге­ро­изм и под­виж­ни­че­ст­во»), в 1911 вы­пус­тил сб. ста­тей «Два гра­да. Ис­сле­до­ва­ния о при­ро­де об­ще­ст­вен­ных идеа­лов» (т. 1–2; в ст. «Карл Маркс как ре­ли­ги­оз­ный тип» мар­кси­ст­ская фи­ло­со­фия ис­то­рии рас­смат­ри­ва­лась как раз­но­вид­ность се­ку­ля­ри­зо­ван­ной иу­део­х­ри­сти­ан­ской апо­ка­лип­ти­ки). В 1910 по­зна­ко­мил­ся с П. А. Фло­рен­ским , друж­ба с ко­то­рым по­ро­ди­ла ин­тел­лек­ту­аль­ное и твор­че­ское со­труд­ни­че­ст­во. В 1911 в чис­ле боль­шой груп­пы пре­по­да­ва­те­лей Б. по­ки­нул Моск. университет в знак про­тес­та про­тив уволь­не­ния прав­ле­ния уни­вер­си­те­та.

    Булгаков Сергей Николаевич

    Русский философ, богослов, экономист, публицист. Автор фундаментальных работ по философии и богословию, оказавших влияние на эволюцию русской мысли.

    Булгаков Сергей Николаевич (16(28). 06.1871, Ливны Орловской губ. — 13.07.1944, Париж) — экономист, философ, богослов, публицист и общественный деятель. Родился в семье священника. В 1881 г. поступил в Ливенское духовное училище, а в 1884 г. — в Орловскую духовную семинарию. В 1890 г. поступил на юридический факультет Московского университета, по окончании которого был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию.

    В 1895 г. преподает политическую экономию в Московском техническом училище. В 1897 г. выходит его первый значительный труд «О рынках при капиталистическом производстве», написанный с позиций так называемого «легального марксизма».

    В 1898 г. Булгаков сдал магистерский экзамен и был направлен в двухлетнюю заграничную командировку (Германия, Франция, Англия). Здесь он написал свою магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (Спб., 1900. Т. 1—2), глубоко изучил немецкую классическую философию, особенно И. Канта и Ф. В. Шеллинга. В эти же годы он знакомится с ведущими германскими социал-демократами: К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером и др. Плеханов оценивает его как «надежду русского марксизма».

    По возвращении Булгакова в Россию, приблизительно с 1901 г., начинается его постепенный переход к идеализму, что выразилось сначала в его участии в сборнике «Проблемы идеализма» (М., 1902; ст. «Основные проблемы теории прогресса») и затем явно обозначилось в книге «От марксизма к идеализму» (Спб., 1903).

    С 1901 г., защитив магистерскую диссертацию, Булгаков живет в Киеве, где избирается ординарным профессором политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцентом Киевского университета. Тогда же начинается его лекторская деятельность, принесшая ему вскоре широкую известность.

    Читать еще:  Какой рисунок по фен шуй на одежде. Фен-шуй одежды

    В августе 1903 г. он принял участие в нелегальном съезде, на котором было положено начало «Союзу освобождения» (будущему ядру партии кадетов), с 1904 г. вместе с Бердяевым редактирует журнал «Новый путь» и «Вопросы жизни».

    Революция 1905 г. привела его к окончательному разочарованию в идеях марксизма и социализма (относительную правоту последнего он, впрочем, никогда не отрицал, считая социализм как бы социально-политическим «минимумом» христианской политики).

    В 1906 г. Булгаков участвовал в создании Союза христианской политики, а в 1907 г. был избран депутатом во II Государственную думу от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист».

    В 1906 г. Булгаков переезжает в Москву, где становится приват-доцентом Московского университета, а в 1907 г. — и проф. политической экономии Московского коммерческого института.

    Начиная с 1907 г. в творчестве Булгакова заметно возрастает и затем начинает преобладать религиозно-философская проблематика. В 1909 г. он принял участие в сборнике «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), в 1911 г. в издательстве «Путь», в организации и работе которого Булгаков играл заметную роль, выходит его сборник «Два града» (в 2 т.).

    В 1912 г. публикуется первая монография Булгакова «Философия хозяйства» (с подзаголовком «Часть первая. Мир как хозяйство»), в которой вся проблематика политической экономии и социальной философии марксизма подвергнута коренной переработке с позиций религиозной философии. В том же году Булгаков защитил ее как докторскую диссертацию.

    Публикуя первую часть «Философии хозяйства», издательство «Путь» объявило, что готовится к печати вторая ее часть — «Оправдание хозяйства (этика и эсхатология)», но в ходе работы замысел этот существенно изменился, и в итоге в 1917 г. Булгаков издал книгу «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», которую считал фактическим продолжением и завершением «Философии хозяйства».

    Она является своеобразным итогом всего предыдущего периода философского развития Булгакова, предельной точкой эволюции его мировоззрения в рамках религиозной философии. Дальнейший шаг этой эволюции — принятие сана священника летом 1918 г. (чему предшествовало активное и плодотворное участие Булгакова в работе Всероссийского Поместного собора, восстановившего патриаршество) — был для него вполне последователен и естествен.

    В 1918 г. Булгаков уехал из Москвы в Крым, где находилась его семья и откуда он в конце 1922 г. был выслан в Турцию по решению Советского правительства. За четыре года пребывания в Крыму Булгаков написал ряд философских трудов, изданных уже после его смерти: «Философия имени», «Трагедия философии» и др. На этом период собственно философского творчества Булгакова заканчивается.

    С мая 1923 до лета 1925 г. Булгаков был профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге и затем окончательно обосновался в Париже, где был профессором богословия и деканом Православного богословского института. С 1925 по 1938 г. Булгаков совершает ряд поездок по странам Европы и Америки.

    Богословское наследие о. Сергия весьма обширно: «Св. Петр и Иоанн», «Купина неопалимая», «Апокалипсис Иоанна», «Православие», трилогия — «Агнец Божий», «Невеста Агнца», «Утешитель» и др. Правда, и как богослов Булгаков весьма философичен и даже «социологичен», о чем свидетельствуют такие его статьи, как «Душа социализма» (Новый град. 1931. № 1; 1932. № 3; 1933. № 7), «Нации и человечество» (Там же. 1934. № 8), «Православие и социализм» (Путь. 1930. № 20), небольшая брошюра «Христианская социология» (Париж, 1927) и опубликованная посмертно книга «Христианство и еврейский вопрос».

    Значительную роль в жизни о. Сергия занимала и его экуменическая деятельность, которая не получила в церковно-православных кругах однозначной оценки (как, впрочем, и все его богословское творчество).

    Мировоззрение Булгакова, если учесть к тому же его переход «от марксизма к идеализму», не укладывается в единую формулу. Большинство исследователей выделяют три этапа его творческой эволюции: легальный марксизм (1896—1900), религиозная философия (1901—1918), богословие (с 1919). Эволюция взглядов Б. на протяжении всей его жизни была органической и никогда не содержала в себе ни малейшей доли того, что принято называть «ренегатством».

    Л. А. Зандер насчитывает четыре «личностных фактора», которые придают Булгакову облик чисто «русского мыслителя»: 1) почвенность, 2) эсхатологичность, 3) необычайную способность к философскому и богословскому синтезу, 4) чисто русское стремление доходить во всем до конца (Зандер Л. А. Бог и Мир. Париж, 1948. Т. 1. С. 11—12).

    На первом (марксистском) этапе творчества Булгакова эти черты сказались следующим образом. Подвергнув анализу идеи К. Маркса о конечных судьбах человечества — прежде всего идею прогресса и Zukunftstaat’a (государства будущего), — Булгаков пришел к убеждению о невозможности социологического обоснования глобальных закономерностей общественного развития. В самой попытке установить такого рода закономерности он усмотрел элементы утопизма и «богоборчества», причем последнее он считал основным движущим мотивом марксизма и вообще социализма.

    Что касается перспектив развития капитализма в России, то, не отрицая таковых, Булгаков подчеркивал, что и капиталистическая Россия должна для сохранения своей национальной специфики остаться страной по преимуществу аграрной и крестьянской.

    Читать еще:  Икона святого никиты новгородского значение. История и описание иконы Никиты Новгородского

    На втором этапе творческого пути в центре внимания Булгакова оказались все те проблемы, которые, по его мнению, не получили в марксизме адекватного развития. Главным сочинением этого этапа следует считать «Философию хозяйства», в которой помимо ответа на основной ее вопрос, сформулированный по-кантовски: «Как возможно хозяйство?», Булгаков дал свое понимание природы философского и научного знания.

    В этой же книге он впервые в развернутой форме изложил свой вариант софиологии — учения, которое в полном объеме не осмыслено и не оценено до сих пор. Считая, что исторический материализм, в котором с наибольшей силой воплотился дух современного экономизма, не может быть просто отвергнут, а должен быть «положительно превзойден», Булгаков попытался построить собственную философскую систему, соединив достижения немецкой классической философии (преимущественно гносеологизм) с традиционным русским (в духе христианизированного Платона) онтологизмом.

    Многие критики справедливо усматривали в «немецкой» терминологии Булгакова лишь своего рода философическое «кокетство», совершенно ему чуждое. Однако это не совсем так. Хотя синтез в целом и не получился, он помог Булгакову преодолеть гегелевскую и Марксову диалектику, которая так или иначе приводила к торжеству «историцизма» (если воспользоваться термином К. Поппера).

    Крайности гносеологизма и онтологизма, по Булгакову, преодолимы с помощью понятия Софии, которую в самом первом приближении можно истолковать как предвечный замысел Божий о мире и человеке. Именно понятие Софии позволяет Булгакову считать себя «религиозным материалистом», избегающим гипостазирования общих понятий с «изобретением» места обитания идей («умного места» Платона) и того «размывания» физической (или материальной) субстанции мира, которое зачастую происходит в рамках идеалистической гносеологии (особенно в ее неокантианском варианте).

    Кроме того, с помощью понятия Софии Булгаков пытается установить непрерывную иерархию сущностей от Бога до человека и тем самым преодолеть (до известной степени) разрыв между Творцом и Тварью, характерный, например, для протестантской либеральной теологии.

    Следующая книга Булгакова — «Свет невечерний» — посвящена решению тех философско-богословских проблем, которые в «Философии хозяйства» были лишь сформулированы и поставлены. Эту книгу вместе с «Тихими думами» (М., 1918) можно считать последним философским произведением Булгакова, после которого начинается богословский период его творчества.

    Еще в Крыму в 1918—1922 гг. Булгаков написал несколько философских произведений (изданных посмертно), в которых богословие и философия так тесно переплетены, что трудно однозначно решить вопрос о том, с каких именно позиций они написаны. Это «Философия имени» (Париж, 1953), «Трагедия философии» (М., 1993; нем. перевод: Дармштадт, 1927), философские диалоги «У стен Херсониса» (Символ. Париж, 1993. № 25).

    Особый интерес представляет «Трагедия философии», в которой Булгаков обосновывает тщетность усилий человеческого разума построить всеобъемлющую философскую систему.

    Начиная с 1922—1923 гг. творчество Булгакова носит преимущественно богословский характер. Его софиологические идеи были оценены с точки зрения православной ортодоксии как еретический уклон и попытка ввести четвертую ипостась.

    Экуменическая деятельность о. Сергия, которой он уделял много сил во время своего пастырского служения, в некоторых ее аспектах расценивается как «либеральная».

    К своеобразным чертам Булгакова-мыслителя на всех этапах его творческой эволюции можно отнести «социологизм» его мышления (несмотря на то, что в его «Философии хозяйства» имеется довольно сильная критика «социологического разума»). Проект «христианской социологии», вынашиваемый Булгаковым всю жизнь, в полном объеме не был реализован, но принес свои плоды в разработках конкретных социальных проблем, которыми он занимался на протяжении всей жизни. К числу таких проблем относится «национальный вопрос», природа общества (Булгаков вплотную подошел к проблеме «социального тела», активно обсуждаемой в XX в.).

    Значительное место в философском наследии Булгакова занимают статьи, посвященные анализу творчества русских мыслителей и писателей В. С. Соловьева, Федорова, Достоевского, Толстого, Пушкина и др.

    основные труды

    Два града. В 2 т. М., 1911.
    Философия хозяйства. М., 1912.
    Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917.
    Тихие думы. М., 1918.
    Св. Петр и Иоанн. Париж, 1926.
    Друг Жениха. Париж, 1927.
    Купина неопалимая. Париж, 1927.
    Лествица Иаковля. Париж, 1929.
    Православие. Париж, 1965; М., 1991.
    Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; М., 1991.
    Автобиографические заметки. Париж, 1949.

    дополнительные материалы

    Неотложная задача (О союзе христианской политики). М., 1906.
    Два града. В 2 т. М., 1911.
    Философия хозяйства. М., 1912.
    Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917.
    Тихие думы. М., 1918.
    Св. Петр и Иоанн. Париж, 1926.
    Друг Жениха. Париж, 1927.
    Купина неопалимая. Париж, 1927.
    Лествица Иаковля. Париж, 1929.
    Православие. Париж, 1965; М., 1991.
    Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; М., 1991.
    Автобиографические заметки. Париж, 1949; Соч. В 2 т. М., 1993.

    Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Париж, 1948. Т. 1–2.
    Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 198–226.
    Хоружий С. С. София – космос – материя. Устои философской мысли Булгакова. Вопросы философии, 1989. № 12.

    Об авторе

    Информация

    Биография

    Серге́й Никола́евич Булга́ков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния — 1944, Париж) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви.

    Читать еще:  Означает во сне когда человек умирает. Почему люди умирают во сне? Что забрал с собой покойник

    Родился в семье сельского священника. Учился в духовном училище и в Орловской духовной семинарии (до 1888), затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекается марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым. В 1894 закончил юридический факультет Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Императорском московском техническом училище. 1901 — в начале года защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии.

    1904 — член Совета «Союза освобождения».

    1906 — профессор Московского коммерческого института (по 1918 год). В этом же году был избран депутатом II Государственной Думы (как беспартийный «христианский социалист»).

    Последующие годы период наибольшей общественной, и публицистической, активности философа. Он участвует во множестве начинаний, знаменующих собой религиозно-философского возрождение в журнале «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборнике «Вопросы религии», «О Владимире Соловьёве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе «Религия философского общества памяти Владимира Соловьёва» и книгоиздательства «Путь», где в 1911—17 гг. выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В творчестве его в этот период совершается переход от лекций и статей на темы религии и культуры (важнейшие из них были им собраны в двухтомник «Два града», 1911) к оригинальным философским разработкам.

    В монографиях «Философия хозяйства» (1912) и главным образом «Свет Невечерний» (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Владимира Соловьёва и Флоренского, однако вобравшего и заметное влияние позднего Шеллинга, а также ряд собственных идей, питаемых интуициями православной религиозности. Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). С этим завершением Булгаков сразу же начинает играть видную роль также и в церковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном. Восприняв безусловно отрицательно Октябрьский переворот, отец Сергий быстро откликнулся на него диалогами «На пиру богов», написанными в стиле и духе «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва; диалоги вошли в коллективном сборнике «Из глубины» (1918; 2-е изд. М., 1991).

    В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму и, будучи оторван как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической деятельности, интенсивно работал в философии. В написанных тогда сочинениях «Философия имени» (1920, изд. 1953) и «Трагедия философии» (1920, изд. в нем. пер. 1928) он подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно выразиться без искажений исключительно в форме догматического богословия. Последнее и стало с тех пор основной сферою его творчества.

    В 1922 отец Сергий был включён в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе пребывает в Прагу (Чехословакия). Здесь в мае 1923 г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института. В 1925 году переезжает в Париж.

    Вскоре при активном участии Булгакова возникает и успешно осуществляется проект создания в Париже Православного Богословского Института. С его открытия в 1925 г. и до своей кончины отец Сергий был его бессменным главой, а также профессором кафедры догматического богословия. Под его руководством «Сергиевское Подворье», как стали называть комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки в зарубежье. Пастырская, профессорская и руководящая работа в Институте — ядро всей деятельности отца Сергия в последние двадцать лет его жизни.

    В 1939 у отца Сергия был обнаружен рак горла. Перенёс операцию, утратил способность говорить, служить, читать лекции. Начавшаяся Вторая мировая война ограничила ещё более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжёлых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал работать над новыми сочинениями и совершать богослужения.

    Библиография

    От марксизма к идеализму. 1903.
    Два града. 1911.
    Философия хозяйства. 1912
    Свет Невечерний. 1917.
    На пиру богов. 1921.
    Святые Петр и Иоанн. 1926.
    Купина неопалимая.

    От марксизма к идеализму. 1903.
    Два града. 1911.
    Философия хозяйства. 1912
    Свет Невечерний. 1917.
    На пиру богов. 1921.
    Святые Петр и Иоанн. 1926.
    Купина неопалимая. 1927.
    Die Tragoedie der Philosophie.1927.
    Друг Жениха. 1927.
    Карл Маркс, как религиозный тип. 1929.
    Лествица Иаковля.1929.
    О чудесах Евангельских. 1932.
    Икона и иконопочитание. 1931.
    Агнец Божий. 1933.
    The Orthodox Church. 1935.
    Докладная записка о Премудрости Божией. 1935.
    Утешитель. 1936.
    The Wisdom of God. 1937.
    Радость Церковная. 1938.
    Невеста Агнца. 1945.
    Автобиографические заметки. 1946.
    Апокалипсис Иоанна. 1948.
    Философия имени. 1953.
    Жизнь за гробом. 1955.
    The Vatican Dogma. 1959.
    Dialog zwischen Gott und Mensch.1961.
    Православие. 1965.

    Источники:

    http://bigenc.ru/philosophy/text/1887874
    http://runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=150030
    http://www.livelib.ru/author/25550-sergej-bulgakov

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: