Буддизм самое главное. Буддизм: основные идеи и догмы

Основные принципы буддизма

Д ве с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни. Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам. В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа. О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки. Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи. Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно. И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма. На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха. Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание. «Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’. И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха. И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т. д. Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом. И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий. Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города. Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания. И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины. Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины». Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают. Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость. Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны. Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь. Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий. Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни. Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять. Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ. Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь. Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования. Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи. В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше. Этому осознанию также послужил один интересный случай. Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать. Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Читать еще:  Гении минувших. Стикеры для ВКонтакте — новое выражение эмоций

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы. О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы». Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом. Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам. Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано. Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так. Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы. Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться. К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно. Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания. Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие. Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это уникальный текст. В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами. Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти. В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем. Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад. И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Кратко об основных идеях буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

Немного истории

Буддизм, также как и как мусульманскую и христианскую веры, считают мировой религией. Ее исповедуют люди на всех краях нашей необъятной планеты, вне зависимости от национальности, цвета кожи, государственной принадлежности. При этом из истории мы знаем, что буддийская философия – древнейшая из этих трех религий.

Ее рождение восходит к южной части Древней Индии и датируется VI-V столетием до нашей эры. Она получила свое имя благодаря принцу Сиддхартхе. Но путь становления учения, равно как путь самого великого Учителя, был тернист.

Молодой человек родился в царской семье, относившейся к роду шакья. 29 лет он жил в роскоши и неведении, пока не прозрел, увидев страдания, болезни, нищету, смерть, которые одолевали многих людей вокруг. В этот момент им было принято решение отказаться от всего, покинуть дворец, чтобы отправиться на поиски истины.

На протяжении шести лет Сиддхартха Гаутама вел образ жизни аскета, беспрестанно медитировал, освобождая свой разум, отказывался от телесных желаний, пока, наконец, не достиг просветления, духовного пробуждения. С этих пор бывший принц стал Пробужденным, или Буддой Шакьямуни.

Читать еще:  Что такое управители домов. Правила определения управителей дома

У Будды появилось множество учеников, жаждавших пойти по его стопам. Для них он стал Учителем, передавал знания, философский взгляд, учил самоотречению. Даже после паринирваны Будды последователи остались верны заложенным традициям.

Буддийское учение достигло пика в III-м столетии до нашей эры благодаря усилиям и вере могущественного индийского правителя Ашоки.

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.

Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основные идеи

Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.

Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из сансары, можно навсегда избавиться от него.

Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – карма. Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причина – плохой результат. Моя причина – мой результат».

Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • Дхарма – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.

На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.

Буддийская традиция придерживается главных идей:

Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

Заповеди содержат в себе непременные табу, которым должен следовать верующий:

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.

Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.

Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.

Школы

Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

Читать еще:  Руны своими руками. Руны из камня

Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

Тхеравада

Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.

Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

Махаяна

Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».

Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.

Ваджраяна

Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Буддизм: основные идеи и догмы

Наиболее древней из всех существующих мировых религий является буддизм. Основные идеи этой религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии.

Основы буддизма были заложены Сиддхартхой Гаутамой, который вошел в мировую историю под именем Будды. Он был сыном и наследником царя племени шакья и с детства был окружен роскошью и всевозможными благами. Согласно общепринятой версии, однажды Сиддхартха покинул территорию дворца и впервые столкнулся с жестокой реальностью в лице больного человека, старика и похоронной процессии. Для него это стало полнейшим открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал. Потрясенный увиденным, Сиддхартха бежит из дворца и, будучи уже 29-летним мужчиной, присоединяется к странствующим отшельникам.

За 6 лет странствий Сиддхартха познал многочисленные техники и состояния йоги, однако пришел к выводу, что достичь их посредством просветления невозможно. Он избрал путь размышлений и молитв, неподвижной медитации, которая и привела его к просветлению.

Изначально буддизм был протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества. При этом многие положения буддизм почерпнул именно из вед, отказавшись от их обрядовости, закона кармы и некоторых других норм. Буддизм возник как очищение существующей религии, а в итоге вылился в религию, которая оказалась способной к постоянному самоочищению и обновлению.

Буддизм: основные идеи

В основе буддизма лежат четыре основные истины:

3.Страдание может быть прекращено.

4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Таким образом, страдание – это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием. И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание – это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека. Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.

Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления. Буддизм, основные идеи которого – это стремление к просвещению и самопознанию – полагает, что причиной страдания является неведение. Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я».

Одной из ключевых теорий буддизма является отрицание индивидуального «я». Эта теория гласит: невозможно понять, что представляет собой наша личность (т. е., «я»), потому что наши чувства, интеллект, интересы непостоянны. И наше «я» – это комплекс различных состояний, без которых души не существует. Будда не дает никакого ответа на вопрос о существовании души, что позволило представителям разных школ буддизма сделать совершенно противоположные выводы в этом отношении.

К познанию, а значит, освобождению от страдания (нирване), ведет так называемый «срединный путь». Суть «срединного пути» заключается в том, чтобы избегать любых крайностей, стать выше противоположностей, смотреть на проблему в целом. Таким образом человек достигает освобождения путем отказа от каких-либо мнений и склонностей, отказа от своего «я».

В итоге получается, что буддизм, основные идеи которого основаны на страдании, говорит о том, что вся жизнь – это и есть страдание, а значит, цепляться за жизнь и дорожить ею – это неправильно. Человек, который стремится продлить свою жизнь (т. е. страдание) – невежда. Для того чтобы избежать невежества, нужно уничтожить любое желание, а это возможно только путем уничтожения неведения, которое заключается в обособлении своего «я». Итак, мы приходим к тому, что суть буддизма – это отказ от своего «я».

Источники:

http://www.oum.ru/literature/buddizm/osnovnye-printsipy-buddizma/
http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/ob-ideyakh-buddizma
http://fb.ru/article/9026/buddizm-osnovnyie-idei-i-dogmyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: