Буддийские рисунки. Скульптура и религия

Буддийские рисунки. Скульптура и религия

Ступа – наиболее раннее из дошедших до нас архитектурных индийских сооружений. Это погребальный и мемориальный памятник, имеющий реликварное, символическое и молитвенное значение. Слово «ступа» – санскритское и означает «вершина», «верхушка». В Индии есть ступы-реликварии, где хранится либо пепел Будды, либо пепел (иногда мумии) признанных деятелей буддизма, но имеются ступы-мемориалы, воздвигнутые в честь какого-либо события буддийской истории.

В качестве ступы может выступать

(дерево, камень с углублением и пр.),

Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями,
но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием.
В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной
(квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).

Прообразом архитектурного сооружения типа ступа могли служить круглые в плане каменные могильные холмы, имевшие круговую ограду с воротами, или индийская хижина в форме улья с шестом внутри, подпирающим перекрытие в зените. В ведические времена подобные хижины были обычны для севера Индии. Сам же Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний.

Какие геометрические фигуры лежат в основании ступы?

Что символизирует каждая из них?

Что служило прообразом ступы? (Найдите иллюстрации данных сооружений, покажите наглядное сходство).

БОЛЬШАЯ СТУПА
3 век до н.э. – 1 век н.э.в Санчи, штат Мадхья Прадеш.

Цоколь ступы представляет собой каменный барабан с мощной оградой по краю и двойной лестницей-всходом. Символика Цоколь ступы символизирует собой землю, мир бога Мары, олицетворяя смерть и разные искушения, которым в миру подвергается человек.

Над цоколем возвышается величественная полусфера из слоев кирпича-сырца, облицованная блоками красного песчаника. Символика Каменная полусфера, согласно древней космологической схеме, являет собой второй уровень Вселенной, мир богов и полубогов, означает нирвану Будды и его самого, утверждая телесность существования учителя. Вдобавок это еще и модель горы Меру, традиционный объект поклонения буддистов.

В центре полушария ступы расположена кубическая камера с реликварной урной. Символика Это изображение высшего уровня Вселенной, куда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.

Ступа имеет вертикальную ось в виде мачты от цоколя до вершины, которая завершена пирамидой зонтов. Символика Центральный шест символизирует ось Вселенной, Древо Мировое, победу над невежеством и смертью. Зонты, атрибуты царской власти, и защита от злых промыслов, в буддизме означает ступени восхождения к нирване.

Перечислите 4 основных атрибута Большой Ступы в Санчи. Охарактеризуйте один из них?

Найдите изображение ступы в Непале (Сваямбанат). Проведите сравнительный анализ: что общего ступы в Непале со Ступой в Санчи?

В чем различия?

Какие элементы Сваямбанат указывают на догматические особенности?

Высота статуи – 34 метра, вес – 250 тонн, что делало Большого Будду самой высокой бронзовой статуей Будды до 2007 года. Чтобы достичь статую, посетителям требуется преодолеть лестницу с 268 ступенями, хотя имеется также небольшая извилистая автомобильная дорога, ведущая к Будде. Большой Будда смотрит на север, что уникально, так как все крупные статуи Будд обращены на юг.

Строительство статуи было начато в 1990 году и завершилось 29 декабря 1993 года. На церемонию открытия были приглашены монахи со всего мира.

Как вы думаете, для чего создавать настолько большую статую? Какие чувства она вызывает у вас?

Почему Будда обращен лицом на север?

Задание: подготовьте сообщение о любой статуи Будды в Тибете.

Искусство Гандхары

Одной из отличительных черт гандхарской школы искусства, появившейся на северо-западе Индии, стало то, что она явно взяла многое из искусства классической Греции.

Буддийское искусство Гандхары процветало с I по V века на северо-западе древней Индии (в настоящее время в Пешаваре в Пакистане). Искусство Гандхары вышло далеко за пределы исторических и географических границ северо-запада Пакистана и соседнего восточного Афганистана.

Гандхара — одно из шестнадцати царств древней Индии попало под власть Персидской империи во второй половине VI века до нашей эры. Затем была захвачена Александром Македонским, правителем Македонии в 326 году до нашей эры и было под управлением царя Селевка. В 305 г. до н.э. воины государства, управлявшегося династией Маурьев, двинулись на запад и захватили Гандхару. Гандхара стала частью империи Маурьев. Это время расцвета буддизма. Царь Ашока уделял большое внимание Гандхаре. Здесь проходили важные торговые пути.

Читать еще:  К чему снится что тебя избивает мужчина. Бить (битый) во сне к чему снится (толкование по соннику Магини)

В начале I века один вождей племен юэчжи установил Кушанскую империю в долине реки Кабул (I-III века). В 60 г. н.э. кушанский царь завоевал Гандхару и Матхуру на севере Индии. Царь Канишки переместил центр власти из центральной Азии в Гандхару, и Пурушапуру (в настоящее время в Пешаваре) стал столицей.

Канишки был поклонником зороастризма и покровителем буддийской веры, и построил большое количество ступ, монастырей, установил много статуй Будды и Бодхисаттв греко-римского стиля в Гандхаре.

Буддийское искусство процветало в его правление. Примерно 241 г. н.э. войска Сасанидов вторглись и захватили Гандхару. Пешавар и Кушанская империя рухнула. В конце IV века остатки Кушанского царства на время были возрождены его вассалом.
И на долгое время Гандхара была забыта.
В 1849 году британцы нашли скульптуры Гандхары в Пенджабе. С XX века, археологи всего мира проводили раскопки в Гандхаре и соседних областях.

Искусство Гандхары было постепенно открыто. Оно возникло в результате слияния восточной и западной культур. В частности, это касается происхождения статуй Будды. Более ста лет этот вопрос был в центре внимания исследователей.
В начальный период буддийского искусства в Индии в скульптурах, найденных в Бхархуте и Санчи используется дерево бодхи для изготовления постамента для Колеса Дхармы и другие символы, чтобы указать на существование Будды, который не изображался в виде человека.
Буддизм Хинаяны выступал против антропоморфного изображения Будды, рассматривая поклонение таким изображениям как идолопоклонство. В Хинаяне считается, что Будда освобожден от реинкарнации и не появляется в человеческой форме.
В соответствии с нормами кушанского буддизма Махаяны Будда изображался как сверхчеловек или персонализированное божество. Это согласуется с греческой традицией антропоморфизма, которая преобладала в Гандхаре сотни лет. Канишки вел примирительную политику в сфере религии. Благодаря этому художники Гандхары начали нарушать первоначальное табу буддийского искусства на изображение Будды. Они следовали греко-римской традиции, подражая статуям греко-римских богов, создавая человекоподобные статуи Будды.
Так возникает эллинистический стиль Гандхарской скульптуры. Гандхарская скульптура — симбиоз эллинистического стиля в изображении человека и индийского искусства. Как правило, в искусстве Гандхары Будда выглядит как Аполлон с глубокими глазницами, греческим носом, тонкими губами, длинными ушами, волнистыми волосами, в одежде, напоминающей тогу.
Это статуи в стиле Аполлона или «статуи в тоге». Их мудры и асаны следует индийской традиции. В скульптурах как правило используются абхайа мудра и дхьяна мудра или дхармачакра мудра. Падмасана является основной формой асан.

Гандхара. Сидящий Будда. II-IIIв.

Скульптуры Бодхисатв изображают принца Сидхарту, Майтрейю и Авалокитешвару. В Гандхаре также нашли статуи греческих, римских и не буддийских индийских божеств, таких как Афина, Атлас, Хариты, которые имеют эллинистические черты.
Статуя Будды из Гандхары, яркий пример Греко-буддийского искусства, I век н. э.

Будда. Гандхара. 1в.

«Одной из отличительных черт гандхарской школы искусства, появившейся на северо-западе Индии, стало то, что она явно взяла многое из искусства классической Греции. Таким образом, с одной стороны эти изображения всецело передают ощущение внутреннего мира, который достигается следованием пути Будды, с другой стороны они оставляют ощущение людей, которые ходили, говорили, спали также как и мы. На мой взгляд, это очень важно. Эти фигуры вдохновляют не только потому, что описывают общую цель, но и потому что передают чувство, что простые люди как и мы могут достигнуть её, если постараются».-пишет Далай Лама IV.
Майтрея, сидящий на троне в западном стиле, с Кушанским преданным. 2-й век Гандхара
Токийский Музей

Искусство Гандхары можно разделить на ранней и поздней период. Ранний период длился с начала I века до середины III века и поздний период середины III века до конца V века (VII или VIII веков по утверждению некоторых ученых).

Ранний период представлен рельефами из жизни Будды и статуями Будды и Бодхисатв, выполненных из камня в I-III веках в Пешаваре, Таксиле, Свате и Беграме, в то время как поздний период представлен, в основном, лепными скульптурами IV-V веков в Таксиле и Хадде. Стиль ганхарского искусства, особенно в изображении скульптур Будды распространялся вдоль Шелкового пути в Синьцзян и и внутренний Китай, а затем на восток в Корею и Японию.

Последователь буддизма в Матхуре

Буддийский преданный в кушанском платье, Матхура, второй век. Кушанское платье выглядит жестким. Считается, что оно изготовлялось из кожи.
Бодхисатва Майтрейя
Гандхара. Второй век. Музей Гиме. Париж.
Майтрейя-приемник Будды Шакьямуни-грядущий Учитель человечества.

Читать еще:  Точка на линии головы на правой руке. Большой квадрат- прямоугольник

Бодхисатва Майтрея

В греко-буддийском искусстве Гандхары в первые века нашей эра Майтрея был самым популярным персонажем.
Однако часто создавались сцены на греко-римские сюжеты.

Вакхическая сцена, представляющая сбор урожая винограда, греко-буддийское искусство Гандхары, I-II вв. Н.э.

Сцена винного возлияния, греческие чашки для питья, греческое платье. Греко-буддийское искусство Гандхары. 3- век н.э Токийский Музей

Древний Восток
Немировский Александр Аркадьевич
Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре

Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга — предположительно до Варанаси.

«Время правления Канишки — один из самых спорных вопросов в истории Индии и Центральной Азии, его определяли с разницей до 200 лет: от середины I до середины III в. н. э. Но скорее всего, он царствовал в первой половине II в. н. э.

Имя Канишки так же часто упоминается в буддийских преданиях, как и имя Ашоки; его чтили как царственного покровителя буддизма — чакравартина — и строителя ступ. Однако в действительности, вероятнее всего, Канишка оказывал покровительство разным религиям, о чем свидетельствуют изображения на его монетах.»

Столицей государства Канишки был город Пурушапура (совр. Пешавар), расположенный в Северо-Западной Индии (на территории современного Пакистана). Интересные результаты дали его археологические исследования.

В начале XX в. здесь была раскопана так называемая «ступа Канишки», описанная еще древними путешественниками-китайцами (см. Сюань-цзан) как величественное сооружение и значительный культовый центр буддизма. В основании ступы археологи нашли и ларец с реликвиями, украшенный рельефными изображениями.

Ступа Канишки Pakistan,_butkara_(swat),_devoto_nell’atto_di_lanciare_fiori,_I-II_sec.Преданный в состоянии бросать цветы. Долина Сват Pakistan,_butkara_(swat),_buddha_e_devoto,_I-II_secБудда и преданный (Будда, делающий жест отсутствия страха, абхайа-мудра ). Буткара I (Сват). Середина i — го – ii — го века. Сланцевый. Музей восточных ис

Искусство в буддийской культуре

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играет искусство в буддийской культуре. Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

В буддизме таким идеалом служит Будда, причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

Танкография

Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.

После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

Архитектура

Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были ступы. Они являются символом чистой природы ума и просветления.

Как правило, ступы имеют:

  • квадратное или круглое основание,
  • полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
  • шпилевидное навершие.

Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

Читать еще:  К чему снится другая страна америка. К чему снится америка

Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.

Ступа Боробудур

Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

  • центральные южные ворота
  • ступа
  • главный храм
  • помещение для проповедей
  • северные хозяйственные ворота

На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

  • золото
  • серебро,
  • красный и черный лак,
  • цветное стекло,
  • фарфор,
  • фольга,
  • перламутр,
  • драгоценные камни.

Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать здесь.

Скульптура

Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

  • золото,
  • бронза,
  • раскрашенное дерево,
  • слоновая кость,
  • камень.

Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.

Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран. Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

Горловое пение монахов

Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.

В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

  • Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
  • Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
  • Янг-ке – протяжно, громко;
  • Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.

Игра на музыкальных инструментах

В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

  • во время богослужения,
  • при выполнении ритуалов,
  • в ходе религиозных процессий,
  • в мистериях Цам.

В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.

Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

  • тембром,
  • элементами конструкции и декора,
  • ритмом,
  • отдельными звуками.

Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

Садовое искусство

Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.

Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

Заключение

Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!

Рекомендуйте наши посты в социальных сетях, и подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источники:

http://www.sites.google.com/site/mirovayahudojestvennaya/buddizm/arhitektura-i-skulptura-buddizma
http://turisheva.ru/2016/02/21/iskusstvo-gandharyi/
http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/iskusstvo-v-buddizme

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: