Божественное чудо. Как отличить истинные чудеса от ложных

Храм святителя Василия Великого

На главную Проза Интервью Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного?

Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного?

Слово «чудо» на церковнославянском языке означает «знамение». А знамение — это знак, который нуждается в толковании. Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного? Ведь апостол Иоанн Богослов сказал: «Не всякому духу верьте».

Как предлагает Церковь действовать в случаях, если вы столкнулись с необъяснимым явлением? Комментирует иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Введенского монастыря (г. Иваново).*

*Иеромонах МАКАРИЙ (Марк Маркиш) родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. с 1985-го по 2000 работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника. Ведет рубрику “Вопросы и ответы” на сайте Свято-Введенского монастыря, выступает на радио “Радонеж” и публикуется в одноименном аналитическом обозрении.

— В XIX веке в России действовали жесткие правила об освидетельствовании икон: в случае мироточения икона опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным не менее трех свидетелей, один из которых — в священном сане (желательно благочинный округа). Только так икону могли признать чудотворной. Неканонические изображения вовсе не рассматривались. Есть ли сейчас подобные правила?

— В XIX веке церковная жизнь в России была более формализована и дисциплинированна, чем сегодня. В этом были свои добрые черты и свои недостатки. Со времени Петра Великого и вплоть до 1917 года внешнее устройство Русской Православной Церкви было ненормальным, неканоническим: Церковь была лишена самостоятельности и во многом напоминала государственное ведомство. С другой стороны, бюрократическая регламентация церковной жизни исключала произвол и самоуправство на местах, которые сегодня, к сожалению, нередко препятствуют нашему церковному возрождению.

Сейчас мы не можем опереться на формальные правила прошлого. Но дух этих правил — трезвение, бдительность в восприятии чудесных явлений — абсолютно не переменился.

Главный критерий позиции Церкви в отношении чудес неизменен — верность Евангелию. Все истинные чудеса не несут ничего нового, чего не было бы в Евангелии, в церковном наследии. Ложные чудеса отталкивают нас от полноты Церкви, от послушания священноначалию, от евангельской истины. Ложные чудеса несут разлад, расколы вместо евангельского духа любви, мира, братолюбия.

— Если мы столкнулись с непонятным явлением — замироточила икона или случилось еще что-то необъяснимое, — как понять, истинное чудо или нет?

— Для таких случаев есть четкая святоотеческая рекомендация: с ходу не отвергать и не принимать. Потому что если мы с ходу отвергнем истинное чудо, наша душа и воля могут окостенеть к принятию Духа Божия. Если же примем ложное чудо — можем впасть в обольщение. Поэтому надо учиться различать и ждать плодов. Не торопиться, не горячиться. Основным критерием здесь остается соборный вывод священноначалия, а не наше личное мнение. Поговорите с духовником, с благочинным, с епископом. Соборное мнение Церкви может быть разного уровня: это может быть архиерейский собор, это может быть обоснованное суждение клириков данного конкретного благочиния, которое пока на церковном уровне никто не оспорил. Здесь важен сам принцип соборности.

— А если духовник благословляет, например, поехать «к святыньке», а мнение других приходских священников отличается от мнения духовника?

— Случается, конечно, что кто-то из местного духовенства ошибается в своих оценках какого-либо явления и начинает распространять свои взгляды среди прихожан. А те, в свою очередь, считают себя обязанными ложно понятым «послушанием духовнику». Здесь следует опираться на Определение Священного синода 28-29 декабря 1998 года, где говорится: «Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».

В вопросах таинственных и запутанных надо опираться на мудрость Церкви, на ее опыт. А что значит — опереться на опыт Церкви? Почитайте, что говорят об этом святые отцы, и этот духовный труд, вдумчивое чтение, будет работой вашей души в деле учебы по различению духов.

— А может ли Церковь ошибаться в подобных вопросах?

— Конечно, у некоторых возникают сомнения: что, если Церковь не права, а наш «старец» прав? Что, если именно он — единственный подлинный святой, а все остальные — вероотступники, что, если наше чудо — подлинное откровение Божие, а все его критики заблуждаются? Бывали ведь случаи, когда отменялись решения целых соборов, когда Церковь исправляла допущенные в прошлом ошибки.

Что ответить на такие мысли, какими доводами утешить мятежную душу?
Церковь не живет логическими доводами, она живет Христом. Логическим доводам есть место в церковной жизни, и очень важное место — но не самое важное. И приведенные сомнения демонстрируют этот фундаментальный факт. Если можно было бы свести христианство к логическим доводам, в нем не было бы места Самому Христу — Богу, Который стал Человеком и принял смерть за людей.
«Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов же безумие» (1 Кор. 1, 23). Сомневающимся скажу: ищите Христа. Ищите внимательно и неотступно. Видите ли вы Его в фальшивых «иконах», в скандальных историях ложных «чудес», в истериках и экзальтации «благодатных матушек», в бессвязных прокламациях расколоучителей? Встаньте сами перед Его Лицом и спросите Его: «Господи, где Ты?» — и если вы не верите Его Церкви, то пусть Его ответ станет для вас последней мерой истины. Ведь ответ вам так или иначе держать перед Христом.

— Известно, что прославление многих чудотворных икон шло в России «снизу». Например, в истории чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году говорится, что девочке Матроне, которой во сне явилась Божия Матерь и повелела сообщить архиепископу, чтобы извлекли из земли Ее образ, никто не поверил. И только после того, как девочка с матерью нашли икону в месте, где указала Богородица, образ торжественно перенесли в храм. В чем смысл отраженного в церковном предании некоего разногласия церковной власти и «простых людей»?

— В истории Церкви бывало, когда священноначалие (в лице тех или иных его представителей) оказывалось неправо в споре с «простыми людьми». В любом споре есть правая и неправая сторона, а нередко правота и неправота распределяются между сторонами.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11, 19), — свидетельствует Новый Завет. В таких разногласиях «выявляются искусные» и среди священноначалия, и среди «простых людей». Православие, в отличие от римо-католицизма, не делит Церковь на «учащих» и «учащихся»; у нас нет «непогрешимых», все мы учимся, все вместе стремимся достичь Истины — Самого Христа.
Да, много сейчас случаев чудесных явлений, когда священноначалие говорит: не знаем! И это нормальный, честный и смиренный ответ. Наша Церковь после почти века ига атеизма еще продолжает восстанавливать духовные традиции. Церковь учится, и пусть вместе с ней учатся ее верные чада, а не ставят себя выше и мудрее Церкви, вынося свое решение.
А. С. Хомяков писал: «Мyдpость, живyщая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как членy Цеpкви, и дана тебе отчасти, не yничтожая совеpшенно твою личнyю ложь; дана же Цеpкви в полноте истины и без пpимеси лжи. Посемy не сyди Цеpковь, но повинyйся ей, чтобы не отнялась от тебя мyдpость» («Церковь Одна»).

Читать еще:  Когда произошел церковный раскол на руси. Церковный раскол

Полнота истины без примеси лжи достигается Церковью не вдруг, не сразу; бывает, требуются долгие годы молитвенных и богословских трудов, исповедничества и духовной борьбы, прежде чем истина проявится с полной ясностью и неопровержимостью. К примеру, иконоборческий собор в 754 году осудил почитание икон, однако его решения были опровергнуты VII Вселенским собором, где было восстановлено иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Евангелия.

Если представить, что какому-либо святой жизни человеку дано действительно от Бога знание, что вот какое-либо чудо — истинное, а Церковь не вынесла никакого решения, если это действительно праведник, его действиями будет смирение и терпение. Никогда он не станет противопоставлять свое мнение мнению Церкви, не станет окружать себя «верными» людьми, вызывая соблазн, сомнения и непослушание. Кто отец раздоров и непослушания? Дьявол. Христос же «смирил себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной». (Флп. 2, 8). Ведь смирение — это не страх и не простое молчание. Подлинное смирение — это мудрость. Посмотрите, кому выгодно, чтобы наша Церковь, только недавно получившая свободу голоса, совсем недавно начавшая собирать своих чад, страдала от расколов? «Раздирать ризы Церкви» — великий грех и большая радость для лукавого.

Праведник знает, что Бог поругаем не бывает, и настанет день, когда обнаружится правда. Вспомните святого Серафима Саровского. Он был гоним своим настоятелем, завидовавшим ему. Он был долго не прославляем Святейшим синодом. Но Бог нашел способ прославить его. Надо уметь оставлять в своих действиях место для Бога.

Я могу рассказать, как сам повел себя в одном таком случае: стою я в храме во время службы, вдруг ко мне подходит наш священник и говорит тихо: ты знаешь, кажется, у нас замироточил крест. Очень спокойно сказал. Я никому больше ничего не стал говорить, подошел ко кресту, вижу, действительно, есть жидкость на перекладине креста. Посмотрел: сверху ничего не капает, от лампады не может быть — масло из лампады не стреляет вверх. Мы пожали плечами, перекрестились и пошли. Не стали кричать, что это чудо нам Бог послал или бес нас искушает, мы приняли это как реальность и разошлись по своим кельям с молитвой и благодарностью Богу за все.

Не надо думать, что исходя из позиции трезвения в отношении к чудесным явлениям Православная Церковь умаляет чудеса: ничего подобного! Но она утверждает, что на сегодняшний день под прикрытием чудесных и сверхъестественных явлений идет массированная атака на Церковь со стороны ее врагов, видимых и невидимых, поэтому требуется особая осмотрительность и осторожность. Если вспомнить Ветхий Завет, писания древних пророков, мы увидим огромное многообразие чудесных явлений и знамений, но всему свой срок. Пророки жили в те времена, когда еще не произошло величайшего чуда человеческой истории — воплощения, смерти и воскресения Живого Бога, которое возвращается к нам ежедневно в Таинстве Святой Евхаристии. Современная чудомания несет в себе ясную тенденцию: подменить и закрыть это Истинное Чудо от сознания верующих.

Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА

Мироточивая икона Касперовской Божией Матери. Образ находится в Никольском храме села Кулевча недалеко от Одессы. В киоте постоянно меняются ватки, чтобы раздавать верующим. В храме ведется запись исцелений от святого образа, показания верующих проверяются

_________________________
Техника безопасности
Важно помнить: христианская вера не может строиться на чуде. Чудо не может быть критерием веры и истины. Не все чудеса — от Бога. Из Священного Писания мы знаем, что многие чудеса может подделать сатана.
Неправильно искать чудес. Стремление к чуду — это нездоровье души, недоверие Богу и Его доброй воле по отношению к нам. Этим может воспользоваться дьявол, чтобы прельстить неопытную душу.
Нельзя считать, что мироточение иконы само по себе — признак истинности чуда. Известно, что еще в древности «мироточили» и языческие статуи, и сейчас «мироточат» и «благоухают» многие сектантские изображения, например, лжеиконы Божией Матери «Воскрешающая Русь», «Воительница», «Дары дающая». Церковь категорически не признает мироточение любых самочинных «икон», изображений и т. д. Это грех непослушания Церкви.

Возить иконы «на мироточение» — совершенно неправильно. Истинное чудо невозможно «размножить» по воле человека. «Мироточение» иконы дома, которая перестает мироточить в храме, Церковь не признает истинным.
Нельзя принимать помазание от нецерковных, неканонических изображений. Каноническая икона может быть признана чудотворной только специально созданной церковной комиссией. Чтобы не втянуться в круг «агитаторов» за чудеса, не распространяйте сами, без благословения священника, никаких изображений, листовок и изданий, иначе вы введете людей в соблазн.
Если в вашей жизни произошло какое-то чудо, до совета со священниками неразумно делать его достоянием широкой гласности. Это может быть исключительно личное, для вас, для вашего вразумления явленное чудо. В Евангелии Христос нередко, исцелив человека, просил никому не говорить об этом. Практика показала, что широкое обнародование чудес по человеческой немощи часто приводит участников к прелести, корысти, духовному повреждению.

Если что-то необычное происходит в вашем доме, не надо вести икону «по старцам» или искать священника, который «примет» явление. Соблюдая церковную иерархию, надо сообщить об этом благочинному, который, удостоверившись в реальности явления, создаст церковную комиссию. До выводов комиссии не должно быть никаких публикаций об этом событии, никаких паломничеств в ваш дом. Разумнее передать эту икону в церковь.
Каким бы ни было решение священноначалия, как церковный человек вы должны подчиниться ему, не проявляя самочиния, не пытаться самовольно организовывать крестные ходы с иконой или иные мероприятия.

По книге «Чудеса истинные и ложные», изд. «Даниловский благовестник», 2007 год.

Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения

Что такое чудо? Какова цель чудотворения? Как отличить истинные чудеса от ложных? Нарушает ли чудо естественные законы природы? Чем являются чудеса, совершаемые именем Божиим, в Ветхом и Новом Заветах? Лечиться ли у сегодняшних целителей? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге.

Протоиерей Лев Липеровский
Чудеса истинные и ложные
О развитии духовного зрения

Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. – 96 с. – (Православие в жизни)

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Протоиерей Лев Липеровский

О чудесах христовых

Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась непрерывными чудесами и знамениями. Господь исцелял множество больных, изгонял бесов, повелевал силами природы, воскрешал мертвых.

Творимые Иисусом Христом чудеса были настолько необычайны, что вызывали или недоумение и страх, или восторг очевидцев. Это были таинственные, сверхъестественные явления, ничем необъяснимые, кроме действия сил Всемогущего Бога.

Никодим, один из начальников иудейских, придя ко Христу, сказал: Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3, 1–2).

Израильский мудрец понимал, что совершать такие чудеса, как претворение воды в вино, хождение по водам, воскрешение мертвых, исцеление прокаженных – это значит иметь сверхъестественную, Божественную власть над силами природы. И для Никодима было очевидно, что Пророк из Назарета имел эту власть.

Но Христос не только Сам имел эту власть, но и даровал ее Своим ближайшим ученикам – двенадцати и семидесяти апостолам.

Читать еще:  Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

Отправляя их на проповедь, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им говоря: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 1–8).

Ученики, благовествуя Царствие Божие, пользовались властью, данною им Иисусом Христом, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).

Возвратившись с проповеди, они с радостью говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17). Однако по немощи, свойственной всякому человеческому естеству, сила чудотворения для апостолов была ограничена. Так, например, они не могли исцелить бесноватого отрока-лунатика по неверию и по недостатку поста и молитвы (Мф. 17, 19–21), или апостол Петр, начав идти по бурному морю, стал утопать, потому что усомнился и испугался (Мф. 14, 30–31). Но чудотворение Самого Христа было беспредельно. Всюду, где бы ни появлялся Господь, враждебные силы, поразившие человечество грехом, болезнью и смертью, отступали и бежали, как мрачные тени от лица Огня и Света. И куда ни приходил Он , – говорит апостол Марк, – в селения ли, в деревни ли, в города ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мк. 6, 56).

Имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий (Мк. 3, 10–11).

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Лк. 9, 35).

Властное Слово Христа и беспрестанные чудеса изумляли не только таких мудрецов, как Никодим, но и вообще всех людей. Так, в одной из синагог Назарета многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему? и как такие чудеса совершаются руками Его (Мк. 6, 2)?

А после укрощения бури люди, удивляясь, говорили: Кто это, что и ветры и море повинуются Ему (Мф. 8, 27)?

Если бы мы жили в Евангельские времена, то, несомненно, были бы поражены чудотворением Иисуса Христа не менее Его современников. Но Христос не творил чудеса с тем, чтобы поражать воображение людей, или чтобы чудесами доказывать людям Свое Божество. Когда у Христа просили или требовали таких доказательств, то Он всегда отвергал их. Но возникает вопрос – зачем же тогда Богочеловек совершал чудеса? Какова была цель чудотворения? И что такое чудо по своему существу и смыслу? Есть ли это явление нормальное, или же оно является нарушением законов природы? – Сверхприродное?

По этому вопросу можно сказать следующее. До грехопадения – в дни Адама и Евы – человек был безболезнен и бессмертен. Он повелевал всеми силами природы, животные ему повиновались, а силы земли благоприятствовали его жизни. Чудес в раю не было, так как весь мир был одним постоянным, длящимся чудом Божией любви. Но после грехопадения человек потерял благодатную власть над силами природы, появились страдания, болезни, смерть и необходимость борьбы за существование. Отсюда – то, что было естественным и нормальным до грехопадения, теперь стало исключительным и чудесным (сверхъестественным) для мира падшего. Чудотворение Христа, Сына Божия, есть прежде всего проявление милосердия, прощения и любви Второго Адама – Христа к падшему человечеству. Но в то же время, чудеса Христовы были знамением силы Божией и свидетельством Его Богосыновства.

В лице Богочеловека – Сына Божия, Единого Безгрешного – на земле явился рай. Абсолютный Свет засиял во тьме, абсолютная Жизнь парализовала болезни и смерть, абсолютная Сила упразднила немощь, абсолютная Безгрешность победила грех, абсолютная Истина рассеяла мрак лжи и невежества, абсолютная Правда обличила беззаконие. И все это было чудом любви Бога к миру. Вообще всякое соприкосновение Богочеловека с земным бытием падшего Адама было чудесным, никогда раньше не бывшим, а следовательно поразительным. От Христа непрерывно исходила сила, которая проявлялась то в слове, то в исцелении больных (Лк. 5, 17; 6, 19; 8, 46), то в изгнании бесов (Лк. 10, 19), то в повелевании стихиями природы. И все это были дела Христовы. Когда Иудеи спросили Христа: Если Ты Христос, скажи нам прямо , то Он ответил им: Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец – одно… (Ин. 10, 24–30). И еще: Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).

Вообще можно сказать, что все чудеса Христовы суть – дело Его искупления. Как солнце излучает живительные лучи тепла и света, так и Христос во дни земной Своей жизни творил непрестанно дела любви, добра, милосердия к падшему человеку, принимавшие иногда форму чудес, превосходящих привычные для нас земные законы.

Но как понять чудеса, известные в истории Ветхого Завета? Например, великие чудеса над природой совершал Моисей, пророки Илия и Елисей исцеляли больных и воскрешали мертвых (3 Цар. 17, 20; 4 Цар. 4, 12–37) и многое другое?

Конечно, эти чудеса совершались именем и силою Бога, – но они имели характер лишь прообразов пришествия и чудотворения грядущего Мессии, были подготовлением к Его явлению. И кроме того, чудеса эти были исключительными, редкими явлениями, тогда как чудеса Евангельские совершались беспрерывно. Первые были пророчеством о Христе, вторые – осуществлением Христова искупления.

Вообще же все чудеса, совершаемые именем Божиим, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, являются проблесками жизни будущего века, для которой и создан человек и которая будет управляться единым законом – законом Любви. Так называемые естественные законы природы только для нынешнего человеческого бытия кажутся нам необходимыми. На самом деле они, как следствие греха и смерти, не вечны, и являются естественными только для современного, ненормального, состояния человека. Но там, где над грехом торжествует безгрешие, любовь и прощение – там жизнь торжествует над смертью, там преодолеваются кажущиеся и мнимые законы грешного мира. Поэтому верность учению Христа и святость жизни открывают возможность каждому христианину, силою Всемогущего Бога, совершать чудеса во имя любви и милосердия.

Во время земной жизни Иисуса Христа чудотворение Его учеников было велико, однако, все же ограниченно, но после Вознесения Христа на небо и дарования Церкви Святого Духа оно стало беспредельным. Истинно, истинно, говорю вам , – сказал Христос Своим ученикам, – верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин. 14, 12).

Однако Христос предупредил Своих учеников, чтобы они береглись ложных чудес, которые суть чудеса антихриста. Восстанут лжехристы и лжепророки , – сказал Он, – и дадут знамения и чудеса (Мк. 13, 22; Мф. 24, 24).

Как же отличить истинные чудеса от ложных?

Истинные чудеса всегда являются свидетельством любви Божией к человеку. Христос никогда не совершал чудес для Себя, а только для других. Так Он отказался превратить камни в хлебы, когда испытывал голод в пустыне, но Он умножил малое количество хлеба, чтобы накормить тысячи голодных людей. Он мог бы умолить Отца и призвать легионы ангелов, чтобы защитить Себя от врагов, но вместо этого Он исцелил раба, посланного чтобы Его задержать (Мф. 26, 53; Лк. 22, 50).

О чудесах (+ВИДЕО)

Почему Христос прежде, чем сотворить чудо, вопрошал людей об их вере? Могут ли быть чудеса нам во вред? Должна ли вера утверждаться чудесами? И как отличить чудеса подлинные от ложных? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Сегодня мы поговорим о чудесах. О чудесах люди любят говорить. Когда кто-то услышит о каком-то чуде, то хочет сразу поделиться этой новостью с другими. Но в Церкви, в первую очередь, обращали внимание на чудо веры. На чудо нравственного перерождения человека, которое выглядело, в понимании святых отцов, чем-то более значительным, чем чудо воскрешения мертвого, чудо исцеления больного и другие чудеса.

Читать еще:  К чему снится большой паук тарантул девушке. Сонник - тарантулы

Так, преподобный Макарий Египетский писал о чудесах:

«Ныне, после крестного знамения, благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить еллинов и иудеев. В иной час он – сын царев, так твердо уповает на Сына Божия, как на отца. Отверзаются перед ним двери, и входит он внутрь многих обителей, и по мере того, как входит, снова отверзаются перед ним двери в соразмерном числе, например, из ста обителей – в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса».

Как видим, в понимании преподобного Макария Египетского подлинное чудо – это чудо нравственного перерождения, когда человек, достигнув некоторых нравственных позиций в своей жизни, открывает перед собой какую-то новую вселенную, куда он спешит войти. Так, о Моисее говорится в книге Исход, что, когда он поднялся на гору, он вдруг оказался у подножия другой горы, как бы духовной горы; и, взойдя на Синай, он ощутил, что ему открываются совсем новые горизонты Божественного.

Господь оберегает свободную волю человека, потому чудо – это всегда ответ Бога на веру человека

Господь оберегает свободную волю человека, поэтому чудо всегда является ответом на проявление как раз этой свободной воли: только тогда, когда человек исповедует Христа Господом своим, Христос может начать действовать в жизни этого человека. Даже когда люди прибегали к Иисусу Христу с просьбой о помощи, Он спрашивал их, имеют ли они веру. Почему Он так спрашивал? Чтобы чудо не разрушило свободную волю человека. Чудо должно являться чем-то органичным, естественным в жизни человека, соответствовать уровню его веры. Вот почему в древности чудес было больше, а сейчас их значительно меньше: уровень веры снизился.

Если бы Господь каскадом чудес вторгался в нашу реальность, это означало бы насилие над нашей свободной волей. С другой стороны, это было бы и не нужно. Так, например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется и к чудесам». То есть чудо, в некотором смысле, это и костыль для сомневающихся. И Христос однажды сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10: 38). И мы, христиане, верим не потому, что Он нас убедил каскадом чудес, но прежде всего потому, что мы возлюбили Господа всем сердцем своим, всем помышлением своим и всею крепостию своею.

«Более всего нужно сердце, чувствительное к добру. А ежели его не будет, то от знамений нет никакой пользы»

И еще одна цитата из творений святителя Иоанна Златоуста: «Где теперь ищущие знамений? Пусть услышат они, что более всего нужно сердце, чувствительное к добру. А ежели его не будет, то от знамений нет никакой пользы». Эти слова Златоуста перекликаются с тем высказыванием преподобного Макария Египетского, которое мы привели выше. Совершенно необходимо пережить чудо нравственного перерождения. А если этого не произойдет, то чудо внешнего характера едва ли может как-то помочь.

Более того, давайте вспомним, что в Библии говорится о чудесах последнего чудесника – антихриста. В Откровении Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он (то есть антихрист. – прот. О.С.) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 11–14). Как видим, последний чудесник антихрист сотворит великие чудеса и знамения. И те, которые свои веру в чудеса основывают не на нравственном перерождении, не на любви к Господу, а на внешних неких эффектах, рискуют быть очарованными чудесами, которые сотворит антихрист.

Чудо веры, действительно, самое удивительное чудо. Я знаю людей, которые хотели бы иметь веру в Бога, но у них ее нет, и они не знают, как обрести ее. И в то же время мы, православные христиане, знаем из Библии, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Слово Божие, достигшее каждого из нас, – это и есть чудо Божественного присутствия. А во дни земной жизни Христа Спасителя Его жизнь – это и есть Слово Бога, Которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И, хотя мы не были свидетелями Его земной жизни, в Святых Дарах, вкушая Его Тело и Кровь, мы приобщаемся тем чудесным переменам от Господа, которые могут произойти в нашей жизни таким образом, что чудо нашего нравственного перерождения станет для нас некоей объективной реальностью. Поэтому мы должны осознать значение именно духовных аспектов, когда совершаются чудесные проявления Божественной благодати в нашей жизни. И не обращать внимания на внешние чудеса, какие-то эффекты, которые нам предлагает мир, в том числе и с целью нашего обольщения.

Святые отцы подчеркивали: подлинное чудо – это обретение веры неверующим

И святые отцы подчеркивали: подлинное чудо – это не мертвого воскресить, подлинное чудо – это не больного исцелить, подлинное чудо – это когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, когда еретик становится православным. Вот это чудо веры мы должны взыскать для себя и для других.

Конечно, мир всё время будет гоняться за внешними чудесами. Отец Серафим (Роуз) в свое время написал книгу о будущей религии антихриста («Единая религия будущего»), где он рассказывает об этих бесовских чудесах, которые становятся реальностью для многих людей современного мира. Так, он описывает эффект летающих тарелок, когда диавол и бесы создают как бы свою религию с черного хода. Но отец Серафим (Роуз) обращает внимание на бессмысленность тех контактов, которые якобы возникают у людей с инопланетянами. Он приводит пример, как к одному американскому фермеру залетела тарелка, вылезли из нее гуманоиды и стали обучать этого американского фермера, как… ему кормить кур. Трудно представить, что инопланетяне пролетели столько световых лет, чтобы научить фермера кормить кур. Скорее всего, это диавольская насмешка над человеком, чтобы поразить его чем-то чудесным, не связанным с нравственными выводами и с духовным перерождением.

Поэтому подлинное чудо есть то, которое нас меняет, а ложное чудо есть то, которое оставляет нас в том состоянии, в каком мы были ранее, и даже ввергает нас в состояние суеверий и комплексов.

Источники:

http://hramnagorke.ru/prose/61/1648/
http://dom-knig.com/read_263272-1
http://pravoslavie.ru/95649.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: