Борисоглебский — под покровительством двух святых. Прогулка за стенами монастыря

Борисоглебский монастырь, Ярославская область: описание

Всего в 18 км от Ростова расположен поражающий воображение Борисоглебский монастырь. Он отлично сохранился, особенно если учитывать его преклонный возраст. Массивные стены обители вызывают некоторое недоумение: неужели монахам необходима такая надежная защита от мирских сует? Борисоглебский монастырь Ярославской области — это настоящая крепость со своими башнями, воротами и бойницами. Ведь смутное время, в которое он воздвигался, было омрачено татарскими набегами, княжескими междоусобицами, польскими вторжениями.

Возникновение монастыря

Иринарх Затворник

Каменное строительство

Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Советское время

Приход советской власти был ознаменован всеобщим гонением церкви, религии. Несмотря на то что в 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области упразднили, богослужения в нем продолжались до 1928 года. Монастырская звонница чудом избежала уничтожения, некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена. Какие только «интерпретации» не претерпела Борисоглебская обитель! С 1930 года здесь размещалось общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий. С 1970 года монастырь становится филиалом архитектурно-художественного Ростовского музея-заповедника.

Наши дни

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников – личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Экскурсии по территории монастыря

В музее «Ростовский кремль», который делит территорию с монашеской братией, можно увидеть фото Борисоглебского монастыря Ярославской области в разные годы его существования, ознакомиться с его историей, узнать о быте послушников. Информация представлена в интересных и познавательных презентациях.

Важная информация: во время Крестного хода доступ на территорию монастыря ограничен, храмы закрыты. Отнеситесь к этому с уважением.

Богослужения в Борисоглебском соборе

Первой заботой братии стало восстановление в возрожденном монастыре святого источника. Благодаря помощи жителей Борисоглебского поселка и Ивановского села колодчик и купальня были построены в течение летних каникул. Слава о его целительной силе широко распространена, поэтому здесь многолюдно в любое время года. Затем восстановили келью великого святого Борисоглебского затворника Иринарха. А в 1997 году совершили 1-ый Иринарховский крестный ход, который стал ежегодной традицией. Ход продолжается 5 дней и имеет официальный сайт, на котором размещается информация о времени и месте проведения мероприятий. Более 10 лет в монастыре подвизаются иеродиакон, 3 иеромонаха, 2 монаха и 3 послушника. Они возродили святую традицию по воскресеньям, после Божественной литургии, обходить монастырские стены крестным ходом. От Пасхи и до Покрова обходят стены монастырская братия и прихожане, паломники и местные жители. У раки преподобного Иринарха служится молебен с Акафистом.

Расписание богослужений в Борисоглебском мужском монастыре Ярославской области схематично представлено в таблице.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

Читать еще:  Новогодние гадания и предсказания. Гадание с помощью окошек

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Современное житие монастырской братии

Монахи, живущие в Борисоглебском монастыре Ярославской области, несут ежедневные послушания и в трапезной, и в котельной, растапливают печи, ухаживают на своей территории за садом и огородом. А еще есть у монахов своя пасека. Монастырь принимает активное участие в программе «Погост», восстанавливая и благоустраивая районные кладбища, поддерживает военно-патриотический клуб для детей и юношества «Святогор» и духовно-нравственный клуб «Славяне» для дошкольников, выпускает газету «Монастырский рубеж».

Борисоглебский монастырь в Ярославской области, как доехать

В Ростов Великий ведет федеральная трасса М-8. Чтобы попасть в монастырь, необходимо добраться от Ростова до поселка Борисоглебский. Сделать это можно несколькими способами:

  • на собственно транспорте по шоссе Ростов-Углич;
  • рейсовым автобусом, отходящим с автовокзала или железнодорожного вокзала Ростова в направлении п. Борисоглебский.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Царская обитель. Какие тайны скрывают стены Борисо-Глебского монастыря

Борисо-Глебский монастырский музей находится на дороге из Ростова в Углич и входит в «Золотое кольцо России».

Это один из красивейших архитектурных комплексов допетровского времени, у московских князей и первых русских царей монастырь считался «домашним». Мы попросили рассказать директора музея Наталью Шеину о том, чем сейчас живёт и «дышит» бывшая царская обитель.

Символ примирения

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Сергеевна, как сегодня живёт и развивается ваш музей?

Наталья Шеина: Борисо-Глебский монастырский музей ведёт научно-исследовательскую, архивную, издательскую, экскурсионную деятельность.

Летом этого года мы закончили работу над книгой «Сокровенная обитель. Троица на Бору», рассказывающей об истории местности, которая является частью нынешнего Борисоглеба, с момента основания там девичьего монастыря до современности. Для нас и жителей посёлка, любящих и интересующихся историей своей малой родины, это стало событием.

Если говорить об экспозиционной деятельности музея, то в январе этого года к нам из Воронежа поступила в дар большая коллекция предметов, имеющих историческую ценность, для организации выставки «История развития армии и флота». На ней представлены модели кораблей, самолётов, танков, оружие, военные карты армий и флотов разных стран мира. Но история русской армии и флота проходит красной нитью через всю экспозицию.

Сейчас выставка начала уже свою работу, но помещение, где она функционирует, очень маленькое и вместить все экспонаты не может. Так что мы в поиске удачного помещения. Кроме того, нам стало понятно, что экспозицию нужно доработать, дополнить, расширить.

— Когда возник монастырь, и как возрождалась обитель?

Читать еще:  Совместимость козерога и льва женщины в любви. Совместимость льва и козерога в отношениях

— Борисо-Глебский монастырь – древняя обитель, основанная в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского двумя монахами – Фёдором и Павлом. В то время междоусобиц, вражды и «Золотой орды» она явилась символом примирения двух русских князей – Ростовского князя Константина Васильевича и Московского князя Димитрия, будущего Донского. Ведь преподобный Сергий пришел в Ростов именно с целью примирить враждующие стороны и тем укрепить Русь.

У монастыря богатейшая история. Сначала он был митрополичьим. После того, как во время княжеских распрей Великий князь Василий Тёмный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство, обитель делается царской.

Расцвет обители пришёлся на XVII-XVIII века. В начале XX века его храмы пережили поругание и забвение, святыни были вывезены, судьба многих из них до сих пор неизвестна.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован.

В 1989 году собор Бориса и Глеба был передан Церкви и действовал как приходской храм. Возрождение монашеской жизни в обители началось 4 ноября 1994 года. А в 2013 году было принято решение о создании своего монастырского музея.

— Сохранилась ли келья святого преподобного Иринарха Затворника Борисоглебского, с чьего благословения «начиналась всякая победа в Смутное время»?

— Келья преподобного Иринарха – это особое место монастыря, она находится в восточной монастырской стене. По преданию, на этом месте в древности рос большой кедр, под которым состоялась беседа преподобного Сергия Радонежского с монахами-основателями монастыря Фёдором и Павлом. И именно на этом месте некогда игумену Феофилу, начавшему каменное строительство монастыря, было видение святых благоверных князей Бориса и Глеба, в котором они пообещали никогда своей помощью этого места не оставлять.

Впоследствии именно это место преподобный Иринарх выбирает для строительства своей кельи. И здесь в подвиге затвора и ношения вериг он провел 30 лет. К его келье в Смутное время приходили как враги нашего Отечества – польские паны и воеводы, которые дивились подвигу и вере старца, преклоняя перед ними свои головы, так и герои-освободители князь Димитрий Пожарский и Козьма Минин. Князь Пожарский получил в благословение от святого крест от вериг. И с великой святыней Казанской иконой Божией Матери с Иринарховым крестом была одержана победа над Смутой.

Победа духа

— Как туристы воспринимают ваш рассказ о судовых священниках, которые служили на флоте во время русско-японской войны?

— С информации, найденной в архиве, о судовых священниках и началась история нашего музея. Пятеро иеромонахов Борисоглебского мужского монастыря служили судовыми священниками на судах Доброфлота и во время русско-японской войны. Когда рассказываешь об этих страницах истории, люди начинают пытаться глубинно осмыслить, почему произошла эта война на Дальнем Востоке, вспоминают своих предков, её непосредственных участников, и начинают гордиться этим. Ведь эта война вошла в историю как позорно проигранная. Но если мы задумаемся о её реальных причинах и героизме, проявленном русскими солдатами и моряками, то не будет сомнений, что это была очередная победа духа русского солдата и моряка.

— Какие праздники у стен Борисо-Глебского монастыря сегодня популярны?

— Самые значимые – это, конечно, дни памяти благоверных князей Бориса и Глеба, покровителей Борисоглебской земли – 15 мая и 6 августа, память преподобного Иринарха Затворника – 26 января. Огромное число людей из городов России и из-за рубежа приезжают в этот день в Борисоглеб, чтобы соборно помолиться святому угоднику. Ведь его чтут даже в Польше, и уже не раз польская делегация приезжала в монастырь. Они молились вместе с русскими о мире во всём мире.

Добрые традиции

— Есть ли в музее материалы о коренных жителях и их предках?

— Сейчас все больше людей интересуются своими предками, составляют родословные древа. Особенно радостным является тот факт, что дети, школьники активно занимаются этим. В Борисоглебском районе в том числе при поддержке монастырского музея проводится школьная районная конференция «За добрые традиции земли Борисоглебской», на которой ребята рассказывают о своих семейных традициях, славных страницах истории, героях войн.

Кроме того, у музея есть друзья-петербуржцы, предки которых жили на протяжении веков в Борисоглебе. Они неутомимо ищут свои корни и помогают в составлении родословных. Одной из таких подвижниц является Елена Дмитриевна Воронина. Она составила родословные древа очень многих известных в посёлке и районе фамилий – Черепенниковы, Чаловы, Честновы, Лапины, Гребенские, Ёлкины, список можно продолжать долго.

Члены семьи Черепенниковых на протяжении многих лет были благодетелями БорисоГлебского монастыря и Троице-Борского храма. Так, Василий Иванович Черепенников, санкт-петербургский купец, происходил из борисоглебских крестьян и имел в столице несколько торговых лавок и магазинов. Многим борисоглебским мальчишкам он дал рабочие места в столице. Вообще о благосостоянии своих земляков у него была особая забота. Например, он сдавал землякам в пользование большие участки своей земли, но арендную плату никогда не брал. А впоследствии принял на себя труды по приобретению земли в собственность для борисоглебских крестьян. При этом сам жил скромно. Вот такие были люди, жертвенные!

Читать еще:  Cонник париж, к чему снится париж во сне видеть. Сонник для стервы

— А вы лично знаете своих предков?

— Благодаря всё той же Елене Дмитриевне (мне посчастливилось быть её родственницей) я знаю своих предков по линии моего отца до начала XVIII века. Последний известный нам наш общий предок был Иван Антонов, каменщик. Он строил Троице-Борский храм, а потом Петербург вместе со многими каменщиками со всей Руси.

Всем нашим гостям, а особенно детям, молодёжи, говорю: «Ищите свои корни, исследуйте историю своего рода. Обретая свои корни, мы становимся сильнее, прежде всего, духовно».

— Много ли туристов, путешествующих по «Золотому кольцу», посещают музей?

— Гостей у нас достаточно, за прошлый год мы приняли около 10 тысяч человек, география широкая. Последнее время частыми гостями стали жители Белоруссии и Украины. Будем считать это добрым знаком в деле единения братских неделимых народов. Часто во время экскурсии произносишь слово «Русь», и каждый раз делаешь оговорку: «Русь – это не Российская Федерация, это гораздо больше».

Борисоглебский монастырь

Борисоглебский — поселок в Ярославской области, лежащий на пути туриста, отправляющегося по маршруту Ростов — Углич. Борисоглебский монастырь, который стал градообразующим, включен в маршрут Золотого кольца, но многие об этом не знают. Не знали и мы, но в автобус садились с фотоаппаратом наготове: дороги Золотого кольца буквально усыпаны маленькими деревнями с потрясающими церквями. Когда после жуткой тряски мы въехали в город и увидели первую башню и кусочек крепостной стены, стало ясно, что нас ждет что-то потрясающее.

Предчувствия меня не обманули. Вот мелькнули синие купола надвратной церкви Сергия Радонежского (1679 год)…

Даже сквозь никогда не мывшиеся окна автобуса она получилась потрясающе!

За ней виднеется зеленый купол собора во имя святых Бориса и Глеба (на первом фото лучше). А эта фотография сделана уже на обратном пути, хмурым утром, но собор здесь виден лучше.

Суровый и простой храм 1522 года, самый первый каменный храм в монастыре.

Тут мы лихо подрулили к автовокзалу, и я поняла, что будет остановка.

— Сколько времени стоять будете? — с надеждой спросила у водителя.

Ответ не оставил надежды:

Но я все равно побежала, благо автовокзал был рядом с монастырскими стенами. И вот я уже фотографирую башню… Но кадр не впечатляет, даром, что между мной и объектом нет грязного стекла. Надо пройти дальше!

Вбежав от автовокзала в горку, я увидела вот этот восхитительный пейзаж с прудиком. Прудик безымянный, названия его не нашла ни на одной карте, но расположение у него — просто идеальное. Восхищаться увиденным времени не было, и я побежала назад.

Конечно, моя фотосессия длилась не пять минут, и я кубарем скатилась с горы к автобусу. Водитель, видимо, заметив, что я с облегчением сбавила шаг, демонстративно газанул — пришлось бегом запрыгивать в автобус. К слову, на обратном пути остановка была лишь формально — впустить пассажиров, закрыть двери и поехать. Так что большая часть снимков сделана все же из автобуса.

Название монастырю дали святые Борис и Глеб и река Устье, неподалеку от которой был возведен монастырь, а потом и разросся поселок: монастырь называется Борисоглебский на Устье мужской монастырь.

Монастырь основали новгородские иноки Феодор и Павел по благословению Сергия Радонежского в 1343 году. Каменные постройки же начались с шестнадцатого века.

Монастырские стены — само по себе произведение искусства, их круглые и конусовидные башни величественно дополняют красоту монастырских храмов. С севера в стены монастыря встроены торговые ряды (постройки более поздние, датированные XIX веком). Даже несмотря на современные вывески и рекламу, создается ощущение, что ты попал на машине времени в девятнадцатые век. Не хватает только повозок, запряженных лошадьми, — машины, кругом машины.

Пять зеленых куполов церкви в честь Сретения Господня (1692 года постройки)

И красивые деревянные домики, украшенные пропильной резьбой.

Ну, это уже более поздние постройки ))) Кстати, в поселке установлены несколько скульптур вездесущего Зураба Церетели: Александр Пересвет, Дмитрий Пожарский и Иринарх Затворник. Думаю, что на фото получился именно он.

Этот монастырь знаменит кельей Иринарха Затворника. По преданию, именно на месте кельи рос кедр, под которым преподобный Сергий Радонежский обсуждал с Феодором и Павлом обустройство Борисоглебского монастыря. Иринарх 30 лет провел, прикованный к дереву и в веригах. Даже жестокие пояки не тронули инока и были потрясены его смирением. Говорят, он благословил поход на Москву Минина и Пожарского, а также благословение от него на борьбу с поляками получил Михаил Скопин-Шуйский (памятник которому тоже установлен в поселке). В общем, многие страницы нашей истории можно вспомнить в Борисоглебском.

А вот так выглядят купола монастырских церквей по дороге из Углича в Ростов. Здесь бы выйти и устроить фотосессию…

Источники:

http://fb.ru/article/336449/borisoglebskiy-monastyir-yaroslavskaya-oblast-opisanie
http://yar.aif.ru/culture/persona/carskaya_obitel_kakie_tayny_skryvayut_steny_boriso-glebskogo_monastyrya
http://4trek.ru/borisoglebskiy-monastyir.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector