Большая христианская библиотека. Библиография иностранных работ по четвероевангелию

Библиография

Григорович В. И. Очерки ученого путешествия по европейской Туции // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1848. Кн. 3. С. 7, 67–70; то же: Григороаич В. И. Донесения В. И. Гргоровича об его путешествии по славянским землям. Казань, 1915. С. 55, 102–106

Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1861 г. СПб., 1862. С. 12–13.

Срезневский И. И.: 1) Известие о глаголическом четвероевангелии Зографского мон-ря // Известия Отделения русского языка и словесности Санкт-Петербургской Академии наук. 1855/1856. Т. 4. Вып. 7. С. 369-377; 2) Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы. СПб., 1866. С. 31–32, 115–156; 3) Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках // Записки АН. Приложения к 1866 г. Т. 9. Кн. 1. Приложение 3. № XVI. С. 69–76; 4) Трефологий Зографского мон-ря // Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. С. 403-429.

Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. С. 329–330.

Ягич И. В.: 1) Quattuor evangeliorum Codex glagoliticus olim Zographensis nunc Petropolitanus / Ed. V. Jagić. Berolini, 1879 (фототипическое переиздание в серии Editiones monumentorum slavicorum veteris dialecti.Graz, 1954); 2) Глаголическое письмо // Энциклопедия славянской филологии. СПб., 1911. Вып. 3. С. 133–134, табл. VII, № 14.

Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями по ста восьми рукописям Евангелия XI–XVI вв. Сергиев Посад, 1894. С. 18–19; то же: Воскресенский Г. А. Характеристические черты четырех редакций евангельского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI вв. М., 1896. С. 16–17.

Каринский Н. М. Хрестоматия по древнецерковнославянскому и русскому языкам. Ч. 1. Древнейшие памятники. СПб., 1904 (2-е изд. – М., 1911). С. 2–9.

Грунский Н. К. К Зографскому Евангелию // Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1907. Т. 83. №. 3. С. 1–43.

Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма // Энциклопедия славянской филологии. Пг., 1914. Вып. 4, 1. С. 7, 72–80.

Ильинский Г. А. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевской библиографии. София, 1934. С. 145.

Чешко Е. В. К истории славянских глагольных видов. Основы глаголов движения в Зографском кодексе // Ученые записки Института славяноведения АН СССР. 1951. Т. 3. С. 328–34.

Гранстрем Е. Э.: 1) Описание русских и славянских пергаменных рукописей. Рукописи русские, болгарские, молдовлахийские, сербские. Л., 1953. С. 77; 2) О подготовке сводного печатного каталога славянских рукописей // Славянская филология. IV международный съезд славистов. М., 1958. Т. 2. С. 412.

Жуковская Л. П.: 1) Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI–XIV вв. в связи с лингвистическим изучением // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 318; 2) Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 21–29, 33–34, 59, 62, 225.

Добрев И.: 1) Палемпсестовите части на Зографкото евангелие // Константин-Кирил Философ: Доклади от симпозиума, посветен на 1100 годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 157–164; 2) Къде е писаноЗографското евангшелие и странствувало ли е то из западнославянските земи // Български език. София, 1972. Год. XXII. Кн. 6. С. 546–549; 3) Зографско Евангелие // Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1985-2003. Т. 1. С. 734–740 [Библиография].

Загребин В. М. О происхождении современного оклада Зографского евангелия // Palaeobulgarica / Старобългаристика. 1978, II, № 1. С. 66–73.

Загребин В. М., Левшина Ж. Л.: 1) О предполагаемых миниатюрах Зографского евангелия // Средневековые книжные центры: Местные традиции и межрегиональные связи: Тез. докладов междунар. конф. Москва, 5–7 сент. 2005 г. М., 2005. С. 11, 61 (= On the hypothetical miniatures of the Zographu Gospel // Mediaeval book centers: Local traditions and inter-regional connections: Abstracts of conference paper. Moscow, 5—7 September 2005.); 2) Загребин В. М., Левшина Ж. Л. О предполагаемых миниатюрах Зографского Евангелия // Хризограф. М., 2009. Вып. 3. С. 478–491.

Тот И. Х. К изукчению одноеровых памятников XI в. // Studia Slavica.Budapest, 1978. T. XXIV. P. 245–246.

Джурова А.: 1) 1000 години българска ръкописна книга. Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 18–20, 27, 28, 35; 2) Украсата на ръкописната книга като проблем на аналитичния опис и на краткие каталог // Описание и каталогизирование средневековых рукописей. София, 1984. С. 25–34; 3) Византийската култура на кодекса и рецепцията и върху старобългарските глаголически и кирилски ръкописи: (Ирошотландска следа в украсата на старобълг. ръкописи?) // Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С.65–78.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984. С. 59–61. № 15 [Библиография].

Бренер Е. Семантический анализ группы староболгарских глаголов Зографского евангелия // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1980. № 4. С. 48–67.

Вялова С. О. Глаголические рукописи XI–ХVI вв. в хранилищах СССР // Археографический ежегодник за 1987 год. М., 1988. С. 186.

Алексеев А. А.: 1) О греческой основе славянских библейских переводов // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1984. № 1. С. 3–23; 2) Кирилло-Мефодиевское переводческое наследие и его исторические судьбы: (Переводы Св. Писания в славянской письменности) // X Международный съезд славистов: Докл. сов. делегации: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1988. С.124–145; 3) Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 20–22; 47; 50; 87; 88; 125–128; 147–152; 161–163; 171; 174; ил. 43, 131.

Куркина Л. В. Значение данных староболгарской письменности для реконструкции и этимологизации праславянского лексического фонда // Старобългаристика = Palaeobulgarica.1984. Г. 8. № 2. С. 3–14.

Минчева А. Ватрослав Ягич // Списание на БАН. София,1984. Г. 30, кн. 1. С. 58–63.

Цейтлин Р. М.: 1) Об одном приеме анализа значения древнеболгарского слова (о роли косвенных источников) // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1984. № 3. С.33–41; 2) О Кирилло-Мефодиевской традиции в древнечешской книжной лексике: (по материалам Драждянского и Оломоуцкого евангелий // Кирилло-Методиевски студии. София, 1987. Кн. 4. С. 412–421.

Атанасов А. Псалтырные цитаты в древнейших синаксариях // Полата кънигописnai. 1985. № 14/15. С.51–75.

Мoszynski L.: 1) Die tetraevangelien des Codex zographensis und Codex Marianus als liturgische Bucher// Byzantinoslavica. 1985. Т. 46, Fasc. 1. S. 78–84; 2) Zografskie i Marianskie Tetraevangelia jako ksiegi linurgiczne: Czesc. Etap glagolski // Полата Кънигописьnaia. 1985. T. 14/15. С. 76–99; 3) Konstrucje bierne (passivum) w Cyrylometodejskin przekladzie Ewangelii // Кирилло-Методиевски студии. София, 1987. Кн. 4. S. 198–203.

Дограмаджиева Е.: 1) Приемы при переводе соединительных союзов в тексте Зографского евангелия // Festschrift für Wolfgang Gesemann. Bd 1: Beitrage zur Bulgaristik. Munchen, 1986. S. 45–54. (Slavische Sprachen und Literaturen; Bd. 6); 2) Преводачески похвати при предаване на сьюзните средства в Зографското евангелие // Втори международен конгресс по българистика: Докл. София, 1989. Т. 21. С. 93–117; 3) Лексикално вариране в насловите на четивата в раните славянски евангелски ръкописи (IX–XIII в.) // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1992. № 3. С.3–16; 4) Названия на богослужебните календари в славянските ръкописни евангелия // Slavia. Praha, 1992. Roc. 61. Seš. 4. C. 425–434; 5) Състав на славянските ръкописни четвероевангелия // Старобългаристика = Palaeobulgarica. София, 1993. № 2. С. 3–21; 6) Озаглавяването на неделните дни в раните славянски Евангелски календари // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1998. № 2. С. 3–13; 7) Синаксарните четива в раните славянски Евангелски ръкописи // Старобългариcтика = Palaeobulgarica. София, 2000. № 1. С. 3–40.

Читать еще:  Когда благовещение пресвятой богородицы в году. В какой день празднуется Благовещение

Златанова Р. Към характеристиката на едносъставните изречения в книжовния старобългарски език // Кирилло-Методиевски студии. София, 1987. Кн. 4. С. 204–216.

Караджова Л. М. Болгарские рукописи в советских книгохранилищах: Констатации и предложения // Русско-болгарские связи в области книжного дела: Сб. материалов VII болгарско-советского семинара. София, 1987. С. 28–37.

Костова К.: 1) Ритмични структури в старобългарските паметници // Кирило-Методиевски студии. София, 1987. Кн. 4. С. 217–231; 2) Ритмични структури в старобългарския глаголически паметници // Кирило-Методиевски студии. София, 1998. Кн. 11. С. 121–213.

Дуриданов И. Старобългарският език в синхрония и диахрония // Славянска филология. София, 1988. Т. 19. С. 5–18.

Заимов Й. Аналитични форми в кичевские триод: (старобългарски рукопис от ХI– VII в.) // Славянска филология. София, 1988. Т. 19. С. 83–89.

Jelitte H. Der altkirchenslavische Wortschatz in bulgarischkirchenslavischen Texten des 9. bis 15. Jahrhunderts // Slavic themes: Papers from two Hemispheres. Neuriend, 1988. P. 127–157.

Смирнов С. В. Академик И. В. Ягич: К 150–летию со дня рождения // Сов. славяноведение. 1988. № 4. С. 79–80.

Siatkowska E. Problemayki slowianskich przekladow Ewanhelii // Roczniki Humanistyczne. 1989/1990. № 37/38. S. 95–105.

Славова Т.: 1) Към локализацията на Зографското евангелие – старобългарски паметник от X – XI в. // Старобългаристика = Рaleobulgarica.1989. № 1. С.33–38; 2) Преславска редакция на кирило–методиевия старобългарски евангелски превод // Кирилло-Методиевски студии. София, 1989. Кн. 6. С.15–130; 3) Review // Supostavitelno Ezikoznanie = Contrastive Linguistics. 1997. № 2. С.115–117; 4) Езикът на грешките в ранната Славянска книжовна традиция // Кирилло-Методиевски студии. 2001. Кн. 14. С.22–24.

Шатковска Е. Явлението «синонимия» в Зографското евангелие на сравнителна основа // Старобьлгаристика = Palaeobulgarica. София, 1989. № 1. С. 39–45.

Иенихен Б. Числителните имена в старобългарските и сренобългарските евангелски текстове // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1990. № 3. С. 60–64.

Ефимова В. С. Об употреблении непроизводных наречий в языке старославянских рукописей // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1991. № 2. С.32–36.

Мусакова Е.: 1) Украсата на два глаголически ръкописа — Зографското и Мариинското четириевангелие // Проблеми на изкуството. 1991. № 4. С. 27–36; 2) Бележки върху украсата на Зографското четириевангелие // Светогорска обител Зограф. Т. 1. София, 1995. С. 107–111; 3) Илюстрованите глаголически евангелия // Изкуство /Art in Bulgaria. 1996. № 33/34. С. 6–12.

Поповић М. О непотпуности у одређивању партиципа у конструкциjи datives absolutus на примерима из Зографског Jеванђеља // Jужнословенски филолог. Београд, 1992. Књ. 48. С. 111–122.

Велчева Б., Тодоров А. За нова хронология на раните славянски недатирани ръкописи // Славянска филология.1993. Т. 21. С.18–19.

Иванова Д. Приемственност и традиция в новобългариските преводи на Евангелието // Старобългаристика = Palaeobulgarica. 1993. № 4. С. 89–106.

Горина Н. Л.: 1) Методика текстологического исследования рукописей: (на материале славяно–русских списков Евангелия ХI–ХV вв.): Автореф. дисс.…. канд. филол. наук. СПб., 1994; 2) Опыт оценки текстологической значимости разночтений: (На материале списков славян. Евангелий XI –XV вв.) // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 323–338.

Burns Y. Alleluias In early Macedonian manuscrpts // Зборник на трудови посветени на академик Блаже Конески. Скопие, 1995. C. 241–252.

Люсьен И. Греческо-славянский конкорданс к древнейшим спискам славянского перевода евангелий: (codices Marianus, Zographensis, Assemanianus, Ostromiri).Uppsala, 1995.

Dingley J. Committing Adultery in Old Church Slavonic // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics.1997. Vol. 41. P. 105–118.

Horvat M.: 1) Futur prvi kao slozeni glagolski oblik u Zografskom cetveroevandelju // Filologija. 1997. № 29. S. 61–76; 2) Slozeni glagolski oblici za izrazavanje proslosti u Zografskom cetveroevandelju // Rasprave Instituta za Hrvatski Jezik I Jezikoslovlje. 1997/1998. Т. 23/24. S. 125–143; 3) Kondicional u Zografskom cetveroevandelju // Rasprave Instituta za Hrvatski Jezik I Jezikoslovje. 1999. Т. 25. S. 141–153.

Темчин С. Греческо-славянский конкорданс к древнейшим спискам славянского Евангелия // Старобългаристика = Palaeobulgarica. София, 1998. № 1. С. 111–119.

Евангелие от Иоанна в славянской традиции / Изд. Подг. А. А. Алексеев и др. СПб., 1998. С. 25–31.

Старослявянский словарь: (по рукописям Х–ХI вв.): Около 10 000 слов / Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благовой. 2–е изд. М., 1999. С.13–14.

Флоря Б. Н. Судьбы кирилло-мефодьевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 94, 98, 103, 104, 105, 111.

Миронова Т. Л. Хронология старославянских и древнерусских рукописных книг Х–ХI вв. М.: Русская книга, 2001. С. 22; 25–26; 33; 47–49; 51; 58; 72; 122–124.

Ефимова В. С. Местоимение первого лица в древнейших славянских текстах // Славяноведение. 2002. № 4. С. 32–42.

Библиографическая информация в древнееврейских и раннехристианских текстах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.03, кандидат исторических наук Горячева, Светлана Александровна

  • Специальность ВАК РФ 05.25.03
  • Количество страниц 290
  • Скачать автореферат
  • Читать автореферат

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Горячева, Светлана Александровна

Глава 1. Библиографическая информация в Библии.

1.1. Библиографическая информация в текстах Ветхого Завета (ТаНаХ).

1.1.1. Пятикнижие Моисеево, «девтерономическая» история и история Хрониста.

1.1.2. Пророческие книги Ветхого Завета.

1.1.3. Поэтические книги и литература Премудрости.

1.2. Библиографическая информация в текстах Септуагинты (LXX) и второканонических книгах.

1.3. Библиографическая информация в текстах Нового Завета.

1.3.2. Цитаты в тексте.

1.3.3. Греко-римские эпистолярные условности и сведения об авторах в новозаветных посланиях.

1.3.4. Особенности представления библиографической информации в

Глава 2. Списки канонических («признанных») книг и история формирования библейского канона.

2.1. Списки канонических книг в раннем иудаизме.

2.1.1. Первые свидетельства существования канона еврейских Писаний.

2.1.2. Литература Кумранской общины.

2.1.3. Филон Александрийский.

2.1.4. Иосиф Флавий.

2.2. Списки канонических книг у раннехристианских авторов.

2.2.1. Эволюция христианского канона в I – III в.

2.2.2. Фрагмент Муратори.

2.2.3. Евсевий Кесарийский.

Глава 3. Библиографический аппарат древнейших комментариев к Библии.

3.1. Кумранские комментарии.

3.2. Комментарии Филона Александрийского и их каталогизация.

3.3. Элементы библейской критики в раннем христианстве и их библиографический аспект.

3.4. Библиографическая деятельность библиотеки в Кесарии и «Евангельские каноны» Евсевия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

Цитирование античных авторов в раннехристианской литературе: возникновение и становление традиции 2005 год, кандидат филологических наук Витковский, Вадим Евгеньевич

Специфика религиозного мировоззрения Филона Александрийского 2004 год, кандидат философских наук Зацепин, Виктор Николаевич

Символ сердца: от древнегреческой и библейской традиции к ранней восточной патристике 2010 год, кандидат философских наук Титаренко, Елена Станиславовна

Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности 2005 год, кандидат философских наук Матушанская, Юлия Григорьевна

Топология современных переводов Библии на английский язык 2003 год, кандидат филологических наук Форостенко, Анна Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библиографическая информация в древнееврейских и раннехристианских текстах»

Актуальность темы исследования. Одной из характерных черт современных историко-библиографических исследований является повышенное внимание специалистов к культуре древних цивилизаций. Считается, что библиография возникла в эллинистическом Египте и в Китае, где были созданы самые ранние образцы библиографических списков, такие, как «Таблицы» Каллимаха (ок. 240 г. до н. э.) и «Семь резюме» («См люэ», I в. до н. э.). Их основополагающие идеи, а именно, формирование национальной библиографии по языковому признаку, использование фонда библиотеки как основы для составления библиографических списков, стремление сделать эти списки насколько возможно полными, и т. д., сохраняют свое значение для современных библиографов. Однако, как показали недавние исследования (75, 76, 77), эти списки имели своих предшественников, в частности, в древнем Египте, Месопотамии и античной Греции – по сути, везде, где находились в обращении большие массивы письменных документов. Большинство дошедших до нас египетских и месопотамских «Поучений», например, Хети, Аменомопе или Шуруппака, имеют библиографические введения, включавшие название произведения, имя (предполагаемого) автора, а также сведения о лице, для которого было написано данное поучение. Старейшее из таких библиографических введений (в «Поучении Джедефгора», IV династия) датируется примерно 2600 г. до н. э. В древней Греции «Дидаскалии» Аристотеля (325-323 г. до н. э.) явились первым значительным произведением, где крупный массив библиографических сведений (список пьес, исполнявшихся во время ежегодных состязаний в Афинах) был дан отдельно от текста самих пьес.

Читать еще:  Псалом 72 на русском языке.

Дальнейшее развитие библиографии (и литературы) было связано с ростом грамотности в эллинистическом мире и возникновением крупных библиотек, самая знаменитая из которых была основана Птолемеем I

Сотером в Александрии. Создание т. н. «Александрийского канона»1 явилось одним из важнейших результатов трудов выдающегося библиографа Каллимаха (ок. 305 — 240 г. до н. э.) и его коллег — «грамматиков», как тогда называли ученых, работавших в библиотеке (236, с. 20). Переход от свитка к кодексу, осуществлявшийся постепенно на протяжении II – VI в. н. э., способствовал появлению библиотечных каталогов в форме кодексов, результатом чего явилось существенное упрощение поиска нужного названия в каталоге и работы с книгой как источником информации (133, с. 126 – 127, 134- 135).

Библия – важнейший исторический и богословский источник, занимающий видное место в мировой духовной культуре, окончательное оформление и канонизация которого пришлись именно на эпоху эллинизма. Уже в процессе формирования Библия постоянно комментировалась и истолковывалась, а ее исключительная роль в религиозной жизни общества породила проблему каноничности (т. е. нормативности и/или авторитетности) тех или иных книг, имевших хождение в иудейской, а затем и в христианской среде в разные исторические периоды. Именно необходимость идентификации литературы, признанной священной и авторитетной для верующих, обусловливала потребность во вторичной (библиографической) информации, что вполне укладывается в единую общецивилизационную линию появления и развития библиографии на определенном этапе эволюции информационной деятельности.

Под библиографической информацией здесь и далее понимается любая «информация о документах, необходимая для их идентификации и использования» (ГОСТ 7.0 – 99) в самом широком смысле этого слова. Как отмечает О. П. Коршунов, «главная особенность библиографии состоит в том, что она организует движение не самих документов как источников информации, а лишь сведений о них, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих документов» (66, с. 41). По мнению ученого,

1 Подробнее об Александрийском каноне см. главу 2. формы существования библиографической информации «разнообразны и конкретно-исторически обусловлены» (там же, с. 42), однако он указывает на присущую им «внутреннюю организованность., т.е. наличие, например, определенных правил группировки записей в библиографическом пособии, твердо установленного набора данных (библиографических сведений), содержащихся в библиографическом описании». Исходя из такого понимания библиографической информации, появившейся «как средство поиска документов в древнейших библиотеках в виде перечней документов, имевшихся в данном собрании», О. П. Коршунов приходит к выводу, что «именно библиотечные каталоги были, очевидно, исторически первоначальной формой существования библиографической информации» (там же, с. 41 – 42). В. А. Фокеев, с другой стороны, предпочитает пользоваться более широким понятием библиографического знания, необходимого и достаточного для «идентификации текстов, их потоков», которое, «имея своим объектом фиксированные кванты любого знания, выполняет задачу их выделения, идентификации, обеспечения интеллектуального доступа к ним для использования в различных видах жизнедеятельности» (91, с. 9, 13). Согласно В. А. Фокееву, «различного рода тексты в их разнообразных формах как устных, так и письменных. с начала цивилизации до новейшего времени являлись и являются объектами познания. Уже в древности возникла библиографическая потребность -познать текст, необходимый обществу, индивиду, назвать, маркировать его, определить существенные черты, выделить из массы других, идентифицировать» (там же, с. 35). Автор данного исследования склоняется ко второй точке зрения, поскольку существуют веские основания полагать, что библиография как область человеческой деятельности, связанная с созданием и использованием библиографической информации, возникла еще в дописьменную эпоху с целью «фиксирования и сохранения больших собраний текстов вне этих текстов, но в единстве с ними» (79, с. 95 – 96) -подтверждением чему могут служить анукрамани Ригведы в древней Индии там же). Обращает на себя внимание тот факт, что как Ригведа, так и рассматриваемая ниже Библия представляют собой именно сакральные тексты, сохранению и точной передаче которых уделялось особое внимание — причем не только самих текстов, но и сведений о них. А это уже одна из важнейших предпосылок для появления библиографии.

Гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, заключается в том, что как Библия, так и древнейшие комментарии на нее, в том числе тексты Кумрана, труды Филона Александрийского, Иосифа Флавия, а также ранних отцов и учителей христианской церкви содержат обширный библиографический материал, который может быть выявлен и проанализирован с библиографоведческой, исторической и текстологической точек зрения. В качестве примера такого материала следует в первую очередь упомянуть списки «канонических» (или, как они тогда чаще назывались, «признанных») книг, т.е. книг, которые определяли (и определяют до сих пор) вероучительную и практическую сторону жизни религиозной общины. Представляют интерес вопросы, связанные с их возникновением, рецепцией, сходными чертами и отличиями, а также тем, что они могут сообщить исследователям о конкретной ситуации в различных иудейских и раннехристианских общинах эпохи поздней античности на протяжении нескольких веков. Помимо списков канонических книг в собственном смысле слова, специалисты, занимающиеся проблемой канона, обращают самое серьезное внимание на ссылки, цитаты и аллюзии, аннотации и комментарии, а также другие при- и внутритекстовые материалы различного характера, прямо или косвенно свидетельствующие о степени авторитетности отдельно взятых авторов и/или книг – иными словами, на элементы, непосредственно связанные с библиографической информацией. Применительно к рассматриваемому периоду можно говорить о наличии т. н. латентной (= скрытой; см.: 82, с. 45 — 46) и аффинной (= родственной, т. е составляющей органическое единство с текстом и документом) библиографической информации. Последнее понятие было предложено Д.

Ю. Тепловым (89, с. 57 – 58) и развито у Н. А. Слядневой (82, с. 48). Латентная библиографическая информация включает в себя, в частности, ссылки, цитаты, упоминания, пересказы и оценки текстов (идей) других авторов. К аффинной библиографической информации относятся, например, библиографические введения с указанием на автора, название, жанр произведения; названия его разделов, комментарии и примечания к тексту, предисловия и резюме, вспомогательные указатели и т. п. Совокупность библиографических ссылок и списков литературы (в том числе интегрированных в текст произведения) образует библиографический аппарат издания, который может принадлежать как перу автора, так и редакторам, комментаторам или издателям. Следует подчеркнуть, что на данном этапе еще нельзя говорить о библиографической деятельности в современном смысле слова, которую М. Г. Вохрышева определяет как «целенаправленную активность» в сфере библиографирования и библиографического обслуживания (55, с. 12; курсив добавлен). Даже явившиеся результатом намеренного отбора списки канонических книг не создавались специально как источники библиографической информации, служа совершенно иным целям – богословским и/или апологетическим. Однако к концу рассматриваемого периода возникновение и развитие первых христианских библиотек (самой известной из которых была библиотека в Кесарии) породило потребность в каталогизации их фондов, а также составлении списков литературы, рекомендуемой для чтения – что является важной частью библиографической деятельности в профессиональной среде. Каждый из текстов, содержащих библиографическую информацию, представляет собой «своего рода опись состояния документальной сферы в той части и в тот момент, когда текст был составлен» и «может изучаться так же, как и другие архивные массивы для получения новых знаний» (63, с. 65). Данный материал исключительно важен не только для исследования процесса текстуализации и канонизации Библии, но и для истории библиографии в целом.

Есть и другой аспект проблемы. По мнению Б. А. Семеновкера, «в древности при переходе от устной культуры к письменной автор был признан субъектом творческой деятельности. Появилась потребность указывать автора литературного текста персонально в отличие от анонимного подхода в дописьменной и ранней письменной цивилизации. В результате возникла библиография. Аналогично при переходе от полиграфической системы к электронной, в том числе как следствие распространения гипертекстовых систем, изменяется отношение к авторству». В гипертекстах основными элементами являются узлы. При этом «узлом может считаться отдельный символ, слово, словосочетание, отрывок, целый документ, графическое изображение и т. д. Важно, что содержание и размеры узлов находятся полностью в компетенции писателя, и процесс выделения узлов является искусством» (78, с. 69 – 70). Выделение ключевых слов призвано максимально точно идентифицировать содержание текста (185, р. 148). Иными словами, с развитием современных технологий и появлением гипертекста единицей описания снова становится сам текст, его содержание, как это уже имело место в эпоху до появления книгопечатания, а не только его выходные сведения. Н. А. Сляднева отмечает по этому поводу, что «если ключевым словом на ранних этапах библиографической деятельности и ее науки было «книга», «памятники письменности и печати», на втором – «документ», то на третьем – на такую роль может претендовать понятие суверенного инфообъекта, обобщающего все типы конкретных информационных феноменов, которыми оперируют в современных информационных коммуникациях» (82, с. 198 — 199). И это одна из важнейших причин, по которой опыт библиографирования в рассматриваемый период имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для современных библиографов.

Читать еще:  Что означает во сне болото. Что во сне предсказывает Болото

Историография вопроса. Несмотря на то, что в последние годы появился целый ряд публикаций на русском языке (в основном переводных), освещающих на современном научном уровне проблемы формирования библейского канона, авторства отдельных книг Библии и т. д. (напр., 47, 54, 59, 71, 72, 83, 90), библиографический аспект этих вопросов до настоящего времени не рассматривался. Автор вышедшего в 1963 г. фундаментального труда по истории иностранной библиографии К. Р. Симон, исходя из данного им определения библиографии как явления (80, с. 9), отрицает само существование хотя бы зачатков библиографии в государствах Древнего Востока (к которым относился и древний Израиль), а также в Греции классического периода (там же, с. 31), а рассмотрение истории библиографии в раннехристианской среде начинает с произведения Иеронима «О знаменитых мужах» ( Навигация

  • Каталог диссертаций
  • Поиск
  • Правила работы
  • Помощь
  • Бесплатные диссертации
  • Отзывы
  • Задать вопрос

Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.

Обсуждения

НА ЗАМЕТКУ БИБЛИОТЕКАРЮ: Библиотечно-библиографическая классификация фонда православной библиотеки

37 сообщений

Орлова А. В.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНДА ПРАВОСЛАВНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Отделы:
0. – Общий отдел (универсальные справочные и периодические издания).
1. – Библия.
2. – Молитвословы (Богослужения – для А/В материалов).
3. – Религиоведение. Богословие. Философия.
4. – Православная Церковь.
5. – Жития и творения.
6. – Христианская жизнь.
7. – История и обществоведение.
8. – Религия и наука.
9. – Религия и культура.
10. – Детский отдел.
*
0) – ОБЩИЙ ОТДЕЛ
Универсальная справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), периодические издания.
*
1) – БИБЛИЯ
Библеистика

1.1- Тексты Св. Писания
1.2 – Справочные издания по Библии.
Симфонии, словари, справочники, указатели и др.
1.3 – Экзегетика
(Библейское богословие)
1.4 – Библейская археология
1.5 – Персоналии
*
2) – МОЛИТВОСЛОВЫ.

2.1– Молитвословы и Псалтири.
2.2 – Каноны и акафисты.
2.3 – Молитвенные правила.
2.4 – Молитвы разные.
2.5 – Богослужебные книги.
*
3) – РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БОГОСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ.

3.1– Религиоведение.
Определение, феноменология, философия религии, классификация религий.

3.11 – ХРИСТИАНСТВО.
Сравнительное богословие, история, вероучение, практика, течения.

3.11.1 – Православие.
Закон Божий, катихизисы.
3.11.2 – Католицизм.
3.11.3 – Протестантизм.
3.11.4 – Ереси.

3.12 – ИСЛАМ.
3.13 – ИУДАИЗМ.
3.14 – БУДДИЗМ И РЕЛИГИИ ВОСТОКА.
3.15 – ЯЗЫЧЕСТВО.
3.16 – СЕКТОВЕДЕНИЕ.
3.17 – МИСТИКА.
В т. ч., тератология..

3.2 – Богословие.
Апологетика, догматика, осн. богословие.

3.21 – ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге
3.22 – ХРИСТОЛОГИЯ – учение о Христе
3.23 – СОТЕРИОЛОГИЯ – учение о спасении
3.24 – АНГЕЛОЛОГИЯ – учение об ангелах
3.24.1 – Ангелы
3.24.2 – Демоны
3.25 – АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке
3.26 – ЭСХАТОЛОГИЯ – учение о конечных судьбах мира и человека

3.3 – Философия.
*
4) – ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

4.1 – Экклезиология.
4.2 – История Церкви.
4.3 – Пастырское богословие.
4.4 – Каноника.
4.5 – Литургика.

4.51 – БОГОСЛУЖЕНИЯ.
4.52 – ТАИНСТВА.
Мистагогия.
4.52.1 – Крещение.
4.52.2 – Миропомазание.
4.52.3 – Евхаристия.
4.52.4 – Исповедь.
4.52.5 – Елеосвящение.
4.52.6 – Венчание.
4.52.7 – Хиротония.

4.53 – ОБРЯДЫ.
4.54 – МОЛИТВА, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ
4.55 – ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ.
4.56 – КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.
4.57 – ТРАДИЦИИ.
Крестные ходы и др.
4.6 – Гомилетика.

4.7 – Святыни.
История, значение, культурология.
4.71 – ХРАМ.
4.72 – КРЕСТ.
4.73 – ИКОНЫ.
4.74 – СВ. МОЩИ.
4.75 – СВ. ВОДА.
4.76 – СВ. ХЛЕБ.
4.77 – СВ. ЕЛЕЙ И МИРО.
4.78 – СВ. МЕСТА.
4.79 – ДР. СВЯТЫНИ.

4.8 – Посты и праздники.
4.81 – ПОСТЫ.
4.81.1 – Великий пост.
4.81.2 – Рождественский пост.
4.81.3 – Петров пост.
4.81.4 – Успенский пост.
4.81.5 – Однодневные посты.

4.82 – ПРАЗДНИКИ.
4.82.1 – Пасха.
4.82.2 – Двунадесятые праздники.
4.82.3 – Великие праздники.
4.82.4 – Другие праздники.

4.9 – Монашество.
4.10 – Церковное и домашнее благочестие.
*
5) – ЖИТИЯ И ТВОРЕНИЯ.

5.11 – ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БМ.
5.12 – ЕЁ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ.
5.13 – ИКОНЫ.
5.14 – ЧУДЕСА.

5.2 – Жития и творения святых.
Агиология и патрология.

5.21 – ОТДЕЛЬНЫЕ.
5.22 – СБОРНИКИ.
5.23 – О СВЯТОСТИ.

5.3 – Биографии подвижников благочестия.

6) – ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ.

6.1 – Нравственное богословие.

6.3 – Радости и скорби.

6.31 – ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ.

6.32 – БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ.

6.33 – СЛАВА И БЕСЧЕСТИЕ.

6.4 – Семья и брачные отношения.

6.41 – ТАИНСТВО ЛЮБВИ

6.42 – РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.

7) – ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ.

7.25 – ВОЕННЫЕ НАУКИ.

7.26 – СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

7.27 – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

8) – РЕЛИГИЯ И НАУКА.

8.1 – Космология.
Естественнонаучная апологетика.

8.2 – Точные науки и естествознание.

8.26 – ГЕОГРАФИЯ.
В т. ч., демография и этнография.

8.3 – Прикладные науки.

8.33 – ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

8.34 – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

9) – РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.

9.13 – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

9.14 – ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

9.15 – ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

9.3 – Декоративно-прикладное творчество

9.4 – Просвещение и педагогика.

9.5 – Физкультура и спорт.

9.6 – Культура быта.

10) – ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ.

86.372.01 Библия. Священное Писание
Ветхий Завет.
Отдельные книги Ветхого Завета
Новый завет.
Четвероевангелие.
Отдельные Евангелия.
Библейская археология.
Апокрифы.
Библейская герменевтика (способы толкования, история толкований)
Библейская история.

86.372.11 Богословие
Основное богословие. Общее религиоведение. Христианская апологетика.
Христианская антропология.

86.372.111 Догматическое богословие
Догматы, Символ веры, Учение о Боге, Учение о Церкви (экклезиология), Учение о
Таинствах, Эсхатология (учение о последних судьбах мира).

86.372.112 Нравственное богословие
Святоотеческое учение о нравственности.
Нравственность и человек.
Цель и смысл жизни христианина.
Брак, семья, религиозное воспитание.
Нравственный закон по Заповедям христианства.
Христианская мораль и догматы веры.
Добродетели христианские.
Благотворительность. Милосердие.
Покаяние. Пост. Молитва.
Нравственное зло.
Грех, его сущность и следствия для нравственной жизни.
Духовно-назидательное чтение.

86.372.113 Пастырское богословие. Аскетика
Общие работы по пастырству.
Св. Писание и Отцы Церкви о пастырстве.
Практические вопросы пастырства.
История пастырства.
Аскетика.
Духовная жизнь христианина. Советы, наставления.
Монашество. Старчество.

86.372.114 Сравнительное богословие. Западно-христианские исповедания. Восточно-
христианские исповедания.
Католичество. Протестантизм и др.

86.372.12 Литургика. Таинства и обряды
Учение о богослужении Православной церкви.
Храм, его части и принадлежности.
Богослужебные книги.
Молитвослов. Типикон (Устав). Требник. Прочие богослуж.книги.
Общественное богослужение.
Божественная Литургия. Евхаристия.
Двунадесятые праздники. Пасхалия. Годичный цикл. Прочие праздники.
Календари. Частное богослужение (Таинства, обряды). Церковное пение.
Таинства: – Крещение. Миропомазание.
– Покаяние (исповедь).
– Причащение.
– Брак.
– Елеосвящение.
– Хиротония и хиротесия (таинство священства).
Обряды: – Пострижение в монашество.
– Освящение храма.
– Молебны. Молитвословия.
– Отпевания и поминовение усопших.
– Посты. Говение.

86.372.13 Гомилетика
Проповеди. Беседы. Поучения.

Источники:

http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Zograph_Gospel/bibliography.php
http://www.dissercat.com/content/bibliograficheskaya-informatsiya-v-drevneevreiskikh-i-rannekhristianskikh-tekstakh
http://vk.com/topic-35075386_25998760

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: