Богоявленский собор в елохове икона умиление. Богоявленский кафедральный собор в елохове

Богоявленский собор в елохове икона умиление. Богоявленский кафедральный собор в елохове

История собора

Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы — независимо от возраста и положения — знает и почитает его. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60 лет. Он никогда не закрывался. Авторитет собора особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Его лампады все эти годы продолжали сиять новой Вифлеемской путеводной звездой. Храму удалось выстоять и помочь сохранить светлую веру в сердцах миллионов людей.

Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII в. Первоначально она являлась деревянной. В 1722-1731 гг. попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 г. В 1790-1792 гг. к храму пристраивают придел во имя Святителя Николая Чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 г. старая церковь была частично разобрана и начата постройка каменная, законченная в 1845 г.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 г. торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 г. стал Патриархом. В июне 1941 г. именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Отчизны.

После кончины в 1944 г. он был погребен в северном Никольском приделе собора. Над его могилой в 1948 г. было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его святые мощи почивали до самой революции. И в 1928 г. при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Когда в начале 1992 г. Успенский собор Московского Кремля стал патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящее время к собору приписан храм великомученика Никиты на Старой Басманной.

Святые мощи и другие святыни собора

Главные святыни Богоявленского собора — мощи святителя Алексия (1293-1378), Митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси. Не раз святителю приходилось путешествовать в Золотую Орду, налаживая отношения с ханами. В 1357 г. святитель исцелил ослепшую Тайдулу, жену Ордынского хана. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле. Все это так важно и необходимо и для нынешней России.

И в будни, и в праздники не иссякает поток верующих к раке с нетленными мощами святителя Алексия. Ежедневно у раки совершаются молебны, а в воскресные дни вечером — Акафист святителю Московскому Алексию.

У северной стены храма, под распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей древа Животворящего Креста Господня, десницей апостола Андрея Первозванного, главой святителя Иоанна Златоуста, частицами мощей Святителя Николая Чудотворца и митрополита святого Петра.

В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования императора святого Николая II и императрицы святой Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, в честь которых праздновали свои именины члены царской семьи, на другой – иконы Богоявления Господня и святителя Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на северной и южной стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы. Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно от¬метить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Чудотворные иконы

Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы – один из первых списков с образа Божией Матери – перенесен в собор в 1935 г., когда разрушили храм в Дорогомилове. Во время Великой Отечественной войны митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный код с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами. По преданию, именно перед этим чудотворным Казанским образом Божией Матери молились князь Пожарский и Кузьма Минин.

С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской церкви находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архимандритом Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». В дар и благословение Богоявленскому храму архимандрит Гавриил оставил список с иконы афонской работы конца XIX в., который хранится в соборе.

Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежали Богоявленской церкви: Святителя Николая Чудотворца с житием – первой трети ХIХв. (средних – список с иконы ХI в.), Благовещения Пресвятой Богородице начала XIXв. в серебряном киоте 1813 г и др.

На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в собор приносят икону Божией Матери «Умиление» – келейный образ преподобного Серафима Саровского.

Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 г. привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.

Среди икон, которые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. ХХ в., следующие: Богоматерь «Избавительница» и Великомученик Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из церкви Покрова в Филях, а также житийный образ великомученицы Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в селе Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Тихвинская» (обе XIX в.), образ преподобного Серафима Саровского с частицами камня, на котором молился преподобный, и частицей его одежд (ХХ в.).

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Святыни Собора Богоявления в Елохове и его история

В северно-восточной части Москвы располагается район, называемый Елохово. Когда-то тут стояло небольшое селение, присоединившееся со временем к столице и соседствующее теперь с районом Немецкая слобода. Здесь нашел себе приют храм Богоявления, кафедральный собор в Елохове.

Читать еще:  Пограничные знаки зодиака и их характер. Какие люди рождаются в пограничных знаках зодиака, как они живут и какими качествами обладают

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново. К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

  • Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
  • Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
  • К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
  • С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
  • Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
  • Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
  • В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
  • В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

Современное состояние и обустройство

На данный момент храм работает в обычном режиме. Сюда многие православные приносят свои святыни, посещают гости из других храмов. Нередко под своды собора привозят святыни из других храмов. Под сводами хранятся мощи и святыни, переданные из других епархий.

Сейчас при храме действуют духовно-просветительский центр «Богоявление», хоровая школа мальчиков и юношей, а также воскресная школа для прихожан всех возрастов.

Главные святыни собора

Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.

Список иконы Богоматери «Казанская»

История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.

8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.

Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.

Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.

Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.

Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.

Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.

Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.

Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»

Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.

Читать еще:  К чему снится вспышка света. Сонник: к чему снится Одиночество

Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.

Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»

Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.

Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.

Икона Серафима Саровского

В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.

Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:

  • когда необходимо помочь побороть искушения и набраться душевных сил, необходимых для решения проблем;
  • когда надо найти баланс между внутренним и внешним миром;
  • когда необходимо исцеление души и тела;
  • при необходимости найти свою половинку или укрепления имеющихся отношений в семье;
  • при возникновении нужды в помощи в делах бизнеса.

Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.

Мощи святого Алексия Московского

Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 922 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».

Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.

Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.

После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.

Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово

Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Димитрия Донского.
«Елох», «елоха», по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес.

А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Елохово (Елох) навсегда вошло в историю отечественного православия как место рождения Василия Блаженного, московского юродивого и чудотворца, причисленного к лику святых.

Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век

Согласно старинной московской легенде, мать родила Василия прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери, куда она пришла молиться о “благополучном разрешении”. Произошло это в лето 1469 года от Рождества Христова в пригородном подмосковном селе Елохово.
В эпоху Ивана Грозного он единственный мог безнаказанно, прилюдно и, чаще всего, нелицеприятно укорять московского государя за его жестокость.
Когда на 86-м году жизни Василий Блаженный скончался, Иван Грозный был среди тех, кто вместе с боярами нес на своих плечах гроб с телом усопшего чудотворца для захоронения его в Троицком храме (сегодня – Покровский собор, что на Рву) на Красной площади.

«Покровский собор, что на Рву (Собор Василия Блаженного )»

Меж тем церковь в Елохове потихоньку ветшала.
В правление Алексея Михайловича Романова ее основательно отремонтировали.
Однако уже при Петре I стало очевидным, что старый храм больше не в состоянии вмещать всех прихожан.
Один из них, гвардейский полковник Воронецкий, в 1717 году сумел добиться встречи с Петром Алексеевичем и смог получить от государя в свое распоряжение столько кирпича, сколько приходу понадобилось.

Строительство растянулась надолго, и как результат – в 1731 году в Елохове на щедрые пожертвования царевны Прасковьи Иоанновны было полностью завершено строительство каменного Богоявленского храмового ансамбля.
Храм был освящен только в 1731 году.

«Прасковья Ивановна (1694—1731).»
Прасковья Иоанновна — царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.

В конце XVIII века (1789-1790 годы) в царствование императрицы Екатерины II здесь дополнительно возвели трапезную, перенесли в нее Благовещенский придел и освятили новый – во имя Николая Чудотворца.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных.
Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году.

Бронзовая доска, посвящённая крещению А.С. Пушкину. Москва. Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово. 1992 год. Скульптор Н.М. Аввакумов.»

Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Воронцов Артемий Иванович (1748-1813) – граф, сенатор, действительный тайный советник, крёстный отец А.С. Пушкина

«Д.Г. Левицкий Портрет графа А.И. Воронцова.»

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт А.С. Пушкин.
Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску.
Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века .
Вроде стоять постройкам и стоять. Тем не менее, когда после смерти императора Александра I на российский престол короновался Николай I, ему, помимо прочего, тоже пришлось заниматься проблемой Богоявленского церковного комплекса.
Все по той же причине: росла Москва, росло и количество прихожан в Елохове.
Иными словами, надо было расширяться и строить теперь уже грандиозный собор – на века!
Так и получилось.

В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин,

За плечами мастера, который в 1838 году станет членом комиссии по возведению храма Христа Спасителя,
воплощенные идеи по сооружению дворца с павильоном в селе Коломенском (1825 г.).
Сложнейшие работы по полному восстановлению разрушенного наполеоновскими войсками Арсенала в Кремле (1829 г.), реставрация других кремлевских построек.
Возрождение Александринского дворца в Нескучном саду – http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1 и сооружение новых корпусов при нем, а также возведение университетской церкви святой мученицы Татианы (1834 г.) на Моховой.

Богоявленский собор стал его самой значительной, но последней творческой вехой.

Невероятно многое сделал для реализации проекта и московский купец, известный меценат и благотворитель Василий Щапов, который из личных средств щедро пожертвовал треть от общей суммы на росписи и украшения храма.

Читать еще:  Имя тася полностью. Таисия: значение имени, характер и судьба

«Меценат и благотворитель Василий Щапов»

С начала XIX в. уехал из Ростова в Москву и там, с течением времени, нажил капитал и в 1826 г. основал ткацкую фабрику, на которой изготавливались холстинки, саржинки, тик, платки.
В справочнике «Промышленность Московской губернии» среди 149 бумаготкацких фабрик значится и фабрика 2-ой гильдии московского купца В.И. Щапова в собственном доме во 2-ом квартале Басманной части: «…станов на ней 410, рабочих 485, годовое производство на 186 тыс. руб.»
В 1866 г. по духовному завещанию В.И. Щапова Ростовское городское общество получило 10 000 рублей для раздачи с них процентов бедным.

Церковные службы в период «долгостроя» не прекращались ни на день. Только теперь их проводили в трапезной, к которой примыкает нынешний собор. По проекту прежнюю одноглавую церковь сменило грандиозное здание в форме куба уже с пятью главами. Над карнизом артельщики-каменщики искусно возвели мощный аттик, создающий своего рода ступенчатый переход к пирамиде куполов. Гладь стен, как отмечают в своих документах профессионалы культовой архитектуры, контрастирует с пышными, почти барочными колоннадами, окружающими барабаны. Богоявленский собор, выполнен в духе классицизма с элементами стиля ампир и эклектики.

Как пишет знаток истории Москвы Сергей Константинович Романюк, «до сих пор мы можем любоваться прекрасными выразительными формами храма в перспективе улицы, ее торжественными входами, оформленными наподобие триумфальных арок. И особенно – монументальным пятиглавием с основным куполом. В нем неоспоримо сказывается влияние римского собора святого Петра, его купола – творения знаменитого Микеланджело Буонаротти».

«Pимский собор святого Петра»

Осенью 1853 года при огромном стечении народа Богоявленский соборный храм был торжественно освящен митрополитом Московским и Коломенским святителем Филаретом.
С той поры Богоявленский собор славился не только своей торжественной красотой, но и весомой благотворительностью прихожан.
Здесь даже действовало Елоховское братство попечителей во главе с Василием Щаповым.

По распоряжению Кремля в 1938 году Богоявленский храм столицы получил высокий статус кафедрального, а с 1945 по 1991 год он именовался Патриаршим собором. Именно в этих стенах проходила торжественная интронизация и служба патриархов РПЦ Сергия (в 1943 г.), Пимена (в 1971 г.), а в 1990-2008 годах – великого подвижника Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его викариев.

Интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия

Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Внутреннее убранство Елоховского храма в Москве

Иконостас Богоявленского кафедрального собора – главный Богоявленский придел.

Иконостас Богоявленского кафедрального собора – Никольский придел.

Иконостас Богоявленского кафедрального собора – Благовещенский придел.

В Никольском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий.

В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Святые мощи святителя Алексия, митрополита Московского

Здесь же находится и бесценная реликвия русской истории (в иконостасе, слева от Царских врат) икона Казанской Божией Матери, Тихвинской Богоматери, святителя Николая Мирликийского.

Недавно тут нашел упокоение и 15-й святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Семь над ракой с честными мощами святителя Алексия, Митрополита Московского, установленная в Богоявленском Елоховском соборе.

Рака с мощами святителя Алексия Митрополита Московского.

В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери.

В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.

И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.

Владимирская икона Божией Матери.

В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская».

Икона Божией Матери «Казанская»

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Икона Божией Матери «Млекопитательница».

В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая

Икона. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец – чудотворный образ.

В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.

Перенос нощей прп. Серафима Саровского в Елоховский собор

Икона. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец.

В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.

В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.

Икона. Великомученик целитель Пантелеймон.

Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших».

Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» – очень древняя и редкая икона. Празднуется 5/18 февраля

Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII – начала XIX вв.

Богоявление Господне – Крещение.

Икона Воскресение Христово.

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

Архиерейское седалище. Богоявленский кафедральный собор в Елохове.

«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»

«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»

«Поздравление протопресвитера Матфея Стаднюка, настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове»

Источники:

http://enamelshop.ru/svyatini-pravoslavnoi-rossii/bogoyavlenskij-kafedralnyj-sobor-v-elokhove.html
http://pravednik.info/svyatyni-sobora-bogoyavleniya-v-eloxove-i-ego-istoriya.html
http://vasily-sergeev.livejournal.com/3906315.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: