«бог создал человека для нетления. Откуда началось крещение руси
Содержание
- 1 «бог создал человека для нетления. Откуда началось крещение руси
- 1.1 Кто крестил Русь? Крещение Руси: причины, значение, последствия
- 1.2 Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов
- 1.3 Зарождение христианства на восточнославянских землях
- 1.4 Личность князя Владимира – крестителя Руси
- 1.5 Религиозные обычаи славян до крещения Руси
- 1.6 Выбор религии для славян
- 1.7 Причины крещения Руси
- 1.8 Значение крещения Руси
- 1.9 Как славяне восприняли крещение Руси
- 1.10 Последствия крещения Руси
- 1.11 Мифы о Крещении Руси
- 1.12 Крещение Руси
- 1.13 Предпосылки и причины
- 1.14 Крещение Владимира и дружины
- 1.15 Христианство в XI-XII вв.
- 1.16 Значение крещения Руси
- 1.17 Как на самом деле крестили Русь
- 1.17.1 Наивно было бы полагать, что простой народ с радостью и воодушевлением встретил введение на Руси новой, никому не ведомой религии. И еще наивней было бы думать, что русские люди добровольно, без принуждения отдали на поругание и предали забвению тысячелетние верования предков.
- 1.17.2 Без объяснения причин
Кто крестил Русь? Крещение Руси: причины, значение, последствия
Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.
Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов
Крещение Руси – это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.
Зарождение христианства на восточнославянских землях
Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.
Личность князя Владимира – крестителя Руси
Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.
Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.
Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.
Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.
Религиозные обычаи славян до крещения Руси
Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.
Выбор религии для славян
Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».
Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.
После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.
Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.
Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.
Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.
Причины крещения Руси
Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.
Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.
Значение крещения Руси
Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича – более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.
Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.
Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.
Как славяне восприняли крещение Руси
Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.
Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.
Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.
Последствия крещения Руси
После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.
Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.
Мифы о Крещении Руси
Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?
Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира – инициатора крещения – воспринималось ими с уважением.
Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Всё это брехня! Князьку Владимиру захотелось стать царьком с единовластием, типа тогдашнего “Путина”, вот он и замутил этот хайп, предварительно убив своего брата Ярополка.
Незнание или поверхностное знание,не глубокое -приводит вот к таким абсурдным рассуждениям,как у Антропова С. Почитайте литературу о Крещении Руси,хотя бы.
Как на самом деле крестили Русь
Наивно было бы полагать, что простой народ с радостью и воодушевлением встретил введение на Руси новой, никому не ведомой религии. И еще наивней было бы думать, что русские люди добровольно, без принуждения отдали на поругание и предали забвению тысячелетние верования предков.
Без объяснения причин
В дохристианские времена, во всем мире и на территории современной России, в частности, процветало многобожие-политеизм. А попросту говоря – язычество. Само это слово ведет свое происхождение от старославянского «языцы», что значит «народы». А точнее народы не принявшие христианство. Иным словом идолопоклонники.
Хотя, если разобраться по сути, христиане и есть самые настоящие идолопоклонники! Повсеместное поклонение кресту, иконам и мощам святых (и кто только удумал расчленять тело усопшего) прямое тому подтверждение. И что бы там не говорили священники, типа «поклоняемся мы не куску дерева, а тому что на нем изображено», внятного ответа на вопрос, чем отличается христианство от язычества, вы не получите. «Язычество богомерзко», – и все тут.
От Велеса до святого Власия
Судите сами. Язычники поклонялись верховному богу и целому пантеону «младших богов», каждый из которых отвечал за свою сферу деятельности. Главный бог – Перун был громовержцем, Хорс и Дажьбог – олицетворением солнца, хранителем скота считался Велес , бог Сварог помогал кузнецам, богиня Лада оказывала покровительство всем влюбленным.
Христиане поклоняются единому Богу ( в трех лицах ), окруженному целой армией ангелов и архангелов, вкупе со святыми, так же являющимися покровителями разных дел и начинаний. Пророк Илия , к примеру, благоволит к водителям, архангелы Рафаил и Гавриил , вместе с евангелистом Лукой – неравнодушны к врачам, Андрей Первозванный охраняет моряков, святой Власий заботится о домашних животных, а Николай Чудотворец вообще универсален!
И язычники и христиане иступленно поклонялись своим богам. Первые – деревянным идолам, вторые – таким же деревянным иконам. Кто сказал, что язычники тупо молились на «кусок» дерева, а не тому божеству, которое он изображал? Христианские священники. Откуда они это взяли? Придумали, чтобы показать невежество идолопоклонства по сравнению с «одухотворенным» христианством. Иного объяснения нет, так же как нет объяснения тому, почему деревянные иконы считаются святыми, а деревянные идолы богомерзкими.
Далее, для своих обрядов и те и другие имели определенные, намоленные места: святилища-капища и церкви-храмы. Язычники и христиане приносили жертвы своим богам, с той только разницей, что у одних это были животные, а у других продукты. Но единственное, до чего не додумались «темные» язычники, так это съедать тело своего бога (просфора) и запивать все это дело его же кровью (кагор). Позор «необразованным» язычникам и слава продвинутым христианам!
Огненное зарево победы
Так в чем же разница между язычеством и православием? А разницы нет никакой. Просто одна религия победила другую и низвела ее в положение изгоя. Христианство стало «истиной последней инстанции» и самозабвенно принялось искоренять языческие традиции, обычаи и обряды, которые ассоциировались у новообращенных с «бесовскими игрищами» и «нечистой силой».
Если в Греции и Италии время сберегло каменные и мраморные изваяния, немые свидетельства древних религий, то на Руси самым распространенным строительным материалом было дерево. Благо лесов, в отличии от Европы, у нас всегда было предостаточно. И поэтому безжалостное время и всепоглощающий огонь, щедро разожжённый подвижниками новой веры, бесследно уничтожили людские жилища и языческие храмы, деревянные изображения богов и берестяные грамоты, писаные древнеславянскими рунами.
А уж сколько крови было пролито и жизней загублено! Жертвы одних только крестовых походов (1096 – 1272 гг.) и инквизиции (1229 – 1835 гг.) исчисляются сотнями тысяч. И это только «на глазок». В реальности их вообще никто не считал. До того ли, когда речь идет о торжестве веры в «человеколюбивого бога».
На Руси происходило примерно тоже самое. С той только разницей, что разгул казней и пыток при внедрении новой веры в летописях попросту не описан. А все потому, что писали эти летописи, причем через столетия от описываемых событий, служители нового бога – монахи. Согласитесь, что они не могли и не стали бы свидетельствовать против самих же себя. Да и кто бы позволил им это сделать.
Крещение Руси никоим образом нельзя рассматривать в отрыве от личности самого крестителя князя Владимира и политической обстановки в целом.
Владимир был сыном великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши – рабыне его бабки, княгини Ольги. Сама же Ольга, несмотря на то, что первой из правителей Руси приняла христианство (около 955 г.) была женщиной властной, умной, жестокой и крайне мстительной. Достаточно вспомнить, как она закапывала в землю и сжигала людей живьем, мстя за смерть своего мужа, князя Игоря.
Вот у такой, с позволения сказать «благочестивой» особы, будущий креститель Руси воспитывался вместе со своими старшими братьями – Ярополком и Олегом. В отличии от «сына рабыни», их мать Предислава была княжеского рода. И хотя Владимир, согласно языческой традиции, мог наследовать князю-отцу, но братья (и окружающие тоже), при каждом удобном случае напоминали ему о его «нечистом» происхождении.
Показателен такой случай. Однажды Владимир, тогда еще князь новгородский, посватался к дочери полоцкого князя Рогволда – Рогнеде. Но она, презрительно обозвав его «робичичем» (сыном рабыни), предпочла Ярополка.
Пришло время и гордячка жестоко поплатилась за оскорбление. Владимир захватил Полоцк и желая унизить и обесчестить княжеский род, на глазах родителей изнасиловал Рогнеду, после чего сделал ее одной из многочисленных жен.
Это случилось за 10 лет до Крещения Руси, во время междоусобицы, жертвами которой пали сыновья Предиславы. Путь на киевский престол был открыт.
К моменту Крещения, христианство было уже хорошо известно на Руси. Взять хотя бы, к примеру, бабку Владимира княгиню Ольгу, киевских князей Аскольда и Дира или первых христианских мучеников на Руси – варягов Федора и Иоанна. Однако государственной религией оно не стало. А все потому, что никто его силой не навязывал и культ предков не запрещал, как это было в Римской и Византийской империях. Там императоры, объявив христианство государственной религией, методично разрушали древние храмы, уничтожали статуи и присваивали накопленные сокровища. А в 353 году император Констанций II принял эдикт, вводящий смертную казнь за все виды “идолопоклонства” и жертвоприношений. Попробуй тут не поверь в «бога единого и всемогущего».
Как уже говорилось выше, матерью Владимира была простая рабыня. И хоть он мог наследовать отцу, но его статус был ниже статуса братьев.
После их гибели (по наущению Владимира), будущий креститель Руси столкнулся с мощной оппозицией, начиная от родственников умерщвленного им полоцкого князя Рогволда и заканчивая старшим сыном Ярополка Святополком прозванного в летописях Окаянным. Впрочем, и кроме них врагов у Владимира хватало. Достаточно вспомнить, сколько жен и девушек он обесчестил в порыве похотливой страсти. И за них, поверьте, было кому отомстить. Кроме того, многие считали его правление не законным, учитывая низкое происхождение и вероломство по отношению к братьям: стравив их друг с другом, Владимир предусмотрительно бежал в Норвегию.
Как в такой обстановке сохранить власть, а значит и жизнь? Ответ прост: надо найти верного и сильного союзника. И не где-нибудь «за семью морями, за семью горами», а рядом, на «расстоянии вытянутой руки», что бы помощь подоспела вовремя. Исходя из этого, становится понятным, почему князь отказал хорезмским посланникам и волжским булгарам предлагавших ислам, хазарским иудеям и легатам Папы Римского, сватавшим католицизм.
Лучше всего целям Владимира соответствовала Византия. Авторитетна, сильна, богата и находится рядом. Кроме того, 18 лет назад (970 г.), византийцы испытали на «собственной шкуре» силу русского оружия под предводительством князя Святослава – отца Владимира, а это значит, что теперь они будут сговорчивее. Не лишне было бы вспомнить и христианку-бабку Ольгу, к которой сватался сам византийский император Константин VII Багрянородный, но получил мягкий и хитроумный отказ.
Желая породниться с императорской фамилией, Владимир был готов не только сам обратится в новую веру, но крестить свой народ. Византии этот союз был также выгоден, ибо она получала на востоке предсказуемого и, как ей казалось, управляемого соседа-единоверца вместо необузданного варварского государства, от которого можно было ждать чего угодно, но только ничего хорошего.
В крещении сила
Все так и случилось, как задумывалось. Сначала крещение самого Владимира (точное место неизвестно, хотя считается, что это произошло в Корсуне), а затем его брак с Анной Византийской (988 г.) стал громким актом международного признания Руси на самом высоком уровне. Теперь власть Владимира стала более чем бесспорна и легитимна, ибо его супруга была не только единственной сестрой братьев-соправителей Византии Василия II и Константина VIII, но и по представлениям того времени считалась почти что небожительницей. Кто теперь осмелится «поднять хвост» на киевского князя? Ради такой выгодной партии Владимир был готов заключить договор хоть с самим чертом, лишь бы остаться у власти и передать ее по наследству своим детям. Дело осталось за малым: обратить в новую веру своих подданных.
Долгие годы, язычники и христиане на Руси существовали относительно мирно. Но когда у угоду князю нужно было отказаться от старой веры и принять новую, народ забеспокоился, возроптал.
Справедливости ради следует отметить, что Крещение Руси происходило не в один день и даже не в один год и в разных уголках государства было встречено по-разному. Нередко приходилось прибегать к методу кнута и пряника, а порой и к откровенному обману.
Так в Киеве это мероприятие прошло сравнительно мирно. Огромная толпа народа собралась по приказу князя на берегу Днепра, в месте впадения речки Почайны. Затем дружинники, недвусмысленно помахивая копьями «пригласили» людей зайти в воду. И тут уж за дело взялись священники, совершив над ничего не понимающими киевлянами обряд крещения. Волей-неволей пришлось выдержать его до конца: на другой берег не переплывешь – широко, а на этот берег не выйдешь – охрана не пустит. Вот и пришлось торчать по саму шею в водах Днепра, который имитировал Иордан.
А вот в вольном Новгороде все было не так «чинно и благородно». Крещение сопровождалось восстаниями, которые были подавлены с беспримерной жестокостью. В Ростовско-Суздальской земле, сохранявшей определенную автономию, христиане оставались в меньшинстве вплоть до XIII века.
Языческие обряды в христианстве
Как не старался Владимир, а искоренить языческие обряды и праздники ему не удалось. Они существуют и поныне. Игрища на Ивана Купалу и Масленицу, святочные и троицкие праздники приобрели вид безобидных забав и развлечений, а потому были терпимы церковью.
Нелегкий труд волхвов возложили на свои плечи священники. Теперь они обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде, прекращении засухи и об исцелении больных. Освящали дом и хлев, скотину и обильные урожаи. Об этом, кстати, ярко свидетельствуют медовый (14 августа), яблочный (19 августа) и хлебный (29 августа) спас.
Это, по своей сути, языческое благодарение Бога, церковь умело взяла «на вооружение» присвоив этим праздникам другие названия соответственно: вознесение Животворящего Креста Господня, Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор и перенесение в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Так же к языческой культуре относится украшение христианских храмов елками на Рождество и ветками березы на Троицу. Та же обрядность прослеживается и в погребении усопших. Причитание заменили отпеванием, тризну – поминальной трапезой с блинами. Даже обычай выноса тела вперед ногами имеет языческие корни. Согласно поверьям наших предков, покойный заметал свой след волосами и дух его не мог найти дорогу назад. То же самое означает и бросание родственниками комьев земли в могилу, и завешивание в доме зеркал. С этими и многими другими обрядами древности священники даже не собирались бороться, а плавно интегрировали их в христианское богослужение, тем самым создав особый симбиоз веры, известный во всем мире как православие .
Источники:
http://www.syl.ru/article/167438/new_kto-krestil-rus-kreschenie-rusi-prichinyi-znachenie-posledstviya
http://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi
http://zen.yandex.ru/media/id/5bebde5957c26000aedc3012/5ce115cd56848d00b3ee4243