Блаженны нищие духом библия. Нищие духом

Почему блаженны нищие духом?

— Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.

— Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять батюшка. — Все-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

— Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

— Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

— А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

— Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.

Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

— Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

— Духовная нищета — это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

— Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолете. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю. Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под ног, самолет ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесет, ты растворишься.

— Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

— Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», — ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.

— Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

— Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге «Радуйтесь!» .

Санкт-Петербургская церковь Христа

Мы начинаем серию уроков из библии «Заповеди блаженства».

Это несколько стихов в библии, в Новом завете, которые говорят о «блаженстве». Они встречаются в трех из четырех Евангелий. В евангелии от Матфея — это начало пятой главы. И это также самое начало так называемой Нагорной проповеди Иисуса. Возможно, ключевой Его проповеди, где Иисус очень много и глубоко говорит о Боге, о Его взгляде на мир и отношении к людям.

Читать еще:  Христианские ценности. Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции

Один из новейших немецких критиков (Иог. Вейс) говорит, что эта речь Христа «всеобъемлющая и богатейшая по содержанию, не исчерпывается никаким толкованием и не переживается никакой человеческой жизнью».

Заповеди блаженства — это 10 стихов, которые содержат невероятную глубину божьего взгляда на людей, Его сострадания и любви и той надежды и веры, которую Он хочет нам дать. Когда читаешь эти стихи, это дает такой мир, спокойствие и надежду, что все будет хорошо.

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:1-12)

Большие споры шли насчет того, сколько блаженств. По факту если брать слово блаженны, то 9.

Безусловно хочется постичь всю эту глубину. И сегодня мы с вами начнем с первой заповеди.

Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны

Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах — особое слово. В греческом это «макариос» — слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Значение слова макариос становится понятным из следующего примера.

Древние греки всегда называли остров Кипр «хе макария» (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит «Остров счастливый». Греки считали, что Кипр — такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

Русское слово «счастье» — однокоренное со словами «часть», «участь», имеет по словарю долю значения рок, судьба. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить.

Макариос соответствует еврейскому «ашре» («эшер»), которое преимущественно означает спасение. С этого слова начинается первый псалом.

Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

Христианское блаженство — это нечто глубоко внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне.

Радости вашей, — сказал Иисус, — никто не отнимет у вас. (Иоан.16:22)

Иисус был примером этой радости.

Блаженство —это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Нищие Духом

Если со словом «блаженны» все более-менее понятно, то гораздо больше вопросов вызывает выражение «нищие духом». Когда я только крестился, я вообще очень буквально и неправильно воспринимал этот стих. Я думал, Иисус просто хотел утешить нищих, малоимущих людей, сказав им, что они блаженны, что им уже принадлежит царство небес. Я размышлял, что раз у них ничего нет, Бог автоматически пожалеет их и примет в раю. А вот если ты не совсем нищий, или вообще богатый, тут тебе нужно будет потрудиться. К тому же еще есть слова Христа о том, как сложно богатому войти в царство небесное.

Надо сказать, что у Луки в греческом оригинале сказано просто «нищие», без прибавления Духом (в русской и славянской библиях).

В разных комментариях встречается около 20 переводов этого выражения. Например: нищие, нищие духом, смиренные, принявшие на себя добровольную бедность, бедные души, бедные дети, несчастные, нуждающиеся в помощи, уповающие на Бога и так далее.

Греческое слово «нищий», птох’ос соответствует еврейскому «ани», что значит бедный, неимущий, а также смиренный, кроткий.

«Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу и не знает, и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани».

Скорее всего наиболее правильным пониманием этой фразы является «смиренные или скромные».

Почему же тогда Иисус так прямо не говорит «смиренные»?

У нагорной проповеди есть очень важное свойство — она так хорошо приспособлена к нравам и понятиям окружающей Иисуса толпы простого народа, что как только мы забываем об этой толпе и начинаем пускаться в различные отвлеченности, искать глубинный смысл, то выражения Христа становятся не вполне ясными. Нам важно вообразить какой была толпа окружавших Иисуса людей, чтобы понять значение первого блаженства, а за ним и всех остальных.

Люди, собравшиеся из разных мест, в разных одеждах, разных возрастов и положений. Эти люди смотрели Ему в рот, они ждали, чего Он скажет. На это указывает та фраза, что «Он отверзши уста, учил». Мы так сейчас не говорим «Виталий Логунов отверз уста, открыл свой рот, и сказал». То есть даже момент, когда Он открыл рот, люди ярко запомнили, потому что они сидели и ждали, когда Он начнет говорить. Они жаждали услышать Его слова. Тогда значение «блаженны нищие духом» достаточно легко понять. В этом смысле они были нищими — жаждущими, нуждающимися.

И когда они столкнулись лицом к лицу с Христом, личностью, исполненной невероятной силы Духа, они и чувствовали свою бедность, нищету.

Из других мест в Писании мы знаем, что у Иисуса было удивительное свойство — Он видел людей насквозь. Он мог посмотреть на человека и сказать — вот, что тебе нужно сделать. Вот, о чем ты беспокоишься. Вот, в чем ответ на твои переживания.

Мне нравится одна иллюстрация.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. (Иоан.1:45-49)

Читать еще:  Снится ранка. Сонник: к чему снится рана

Удивительно, Иисус не говорит ничего особенного — «Израильтянин, в котором нет лукавства. Я видел тебя под смоковницей». После этих фраз Нафанаил по сути признает Иисуса Сыном Бога и царем Израиля. Что там такое произошло под смоковницей? Я могу только предположить, что он там молился, возможно у него был очень честный разговор с Богом, может он какой-то обет дал Богу. Может это было что-то личное для него, он убедился, что его никто не видит и молился Богу.

Что я имею ввиду — Иисус видел людей насквозь, от Него исходила невероятная сила, которая привлекала к Нему.

И я представляю, что Иисус, оглядывая этих людей, которые там собрались, ко всем сказал — вы блаженны, если вы жаждете слова Божьего. Потом посмотрел на кого-то рядом, увидел человека, который плачет, или плачущего ребенка, которого трудно было успокоить, и сказал — блаженные плачущие, ибо они утешатся. Потом увидел еще кого-то, распознал в нем очень кроткого человека, и сказал — блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Потом увидел другого человека, у которого был какой-то грех на душе, в котором ему было очень стыдно исповедоваться, и сказал — блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Скорее всего этот человек подумал «откуда Он знает?» и сразу же твердо решил — дослушаю проповедь и пойду расскажу всю правду. И так далее.

Нуждаешься ли ты в Боге? В современном обществе, как мне кажется, люди привыкли полагаться только на себя. Некоторые на свои связи. Обычно человек начинает осознавать нужду в Боге тогда, когда у него в жизни все сложно. Когда он чувствует, что не может повлиять на окружающие обстоятельства. А когда у него все получается, есть деньги, он наверное и не задумывается о Боге.

Я хочу показать вам еще одну историю из Писания. Про Петра, который после этих событий решил последовать за Христом, в конце концов всю жизнь положил, чтобы проповедовать о Нем.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лук.5:1-11)

На кого они уповали, всю ночь ловив рыбу?

Как сейчас в твоей жизни все работает? У тебя все получается? Во всем есть успех?

Или может ты чувствуешь, что бьешься в стену, и ничего не получается? Ищешь работу, ходишь на собеседования, но все тебе не нравится или тебя не берут? Работаешь много, днями ночами, как те рыболовы. А улова нет. Пытаешься повлиять на своих детей, а они не слушают тебя. Пытаешься укрепить отношения с мужем или женой? Пытаешься найти себе спутника жизни?

Петр упал на колени, почувствовав присутствие силы Бога. Он сразу готов был во всех своих грехах исповедоваться.

Может быть нам нужно вновь вернуться в это состояние? Почувствовать себя нищими духом? Ощутить жажду по Богу, жажду по Его слову.

Их есть Царство Небесное

Как мы говорили раньше, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

О чем Иисус говорил прежде всего, призвал учеников проповедовать, что царство небесное пришло, что пришло спасение через Христа.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15)

Евангелие — благая весть о Любви Бога и о Христе. Бог хочет спасти людей от смерти. Но Царство Небесное предназначено для тех, кто жаждет Слова Бога, жаждет слышать Его, жаждет быть с Ним.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

В книге Откровения снова используется слово «блаженны». И это тоже слова Христа. Вот, что Он говорит:

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:13,14)

Блаженны — то же слово, макариос. Вечное спасение и блаженство уготовано тем, кто соблюдает Его заповеди.

Когда ты нищий духом, когда ты осознаешь нужду в Боге, ты смирен перед Ним, ты готов сделать все, что Он скажет тебе. Об этом и говорит Иисус.

Где мы сейчас в этом отношении?

Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.

Нуждаетесь ли вы в Боге?

Если вы когда-то это ощутили и посвятили свою жизнь Христу, нуждаетесь ли вы в Нем так, как в первые дни?

Блаженны нищие духом

НИКОЛСОН, УИЛЬЯМ НЬЮЗАМ ПРАЙОР / NICHOLSON, WILLIAM NEWZAM PRIOR
1872, Ньюарк–на–Тренте – 1949, Блубери
«В» (НИЩИЙ) 1898

Литография. 313х248; 245х197

Происхождение: собрание А. А. Сидорова (Москва); в ГМИИ с 1969

В продолжение темы, о которой задумался http://tapirr.livejournal.com/1877308.html, решил привести авторитетное мнение:

Нищие духом, смиренные сердцем

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5: 3). В первый раз Иисус произносит что-то похожее на слова Нагорной проповеди в Назарете, когда обращается к людям в субботний день в синагоге со словами из книги пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим». Свою Благую Весть Иисус адресует не каким-то особым нищим, как мы любим подчёркивать, толкуя этот стих, а просто нищим: «благовествовать нищим» – вот Его задача. Во втором варианте Нагорной проповеди, который мы встречаем в Евангелии от Луки, Он говорит о том же: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк 6: 20).

Читать еще:  Увидеть во сне человека, которого давно не видел — к чему снится. Что значит, если снится человек, который нравится: толкование сновидений

Правда, в поздних рукописях Евангелия от Луки (VIII-X вв.), появившихся в Константинополе, подставлено слово «духом»; получается – «нищие духом», видимо, для того, чтобы не смущать благочестивого и простодушного читателя: раз у Матфея «блаженны нищие духом», то и у Луки должно быть так же. Поэтому в Синодальном переводе в Евангелии от Луки читаем: «блаженны нищие духом. »

В следующем стихе Евангелия от Луки говорится: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь»,

а в Евангелии от Матфея – «Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся».

Это значит, что в Евангелии от Луки имеются в виду просто голодные, а в Евангелии от Матфея – голодные каким-то особым, мистическим образом, те, кто алчет и жаждет правды, справедливости. Мы уже говорили, что евангельское слово дикэосини означает «справедливость». Таким образом, можно сказать, что и здесь речь идёт о «нищих духом». В Евангелии от Матфея Господь в Нагорной проповеди толкует нищету каким-то не совсем обычным образом. Попытаемся понять это толкование.

В Библии слово «нищий» занимает особое место.

Вспомним псалом, который поётся в конце вечерни во время торжественных всенощных бдений:

«Благословлю Господа на всякое время,
выну’ (всегда) хвала Его во устех моих.
О Господе похвалится душа моя,
да услышат кротции, и возвеселятся.
Возвеличите Господа со мною,
и вознесем имя Его вкупе (вместе).
Сей нищий воззва, и Господь услыша и (его),
и от всех скорбей спасе и.
Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его,
и избавит их.
Вкусите и видите, яко благ Господь:
блажен муж, иже уповает на Него.
Бойтеся Господа, вси святии Его,
яко несть лишения боящимся Его.
Богатые обнищаша и взалкаша:
взыскующий же Господа не лишатся всякого блага»

Так вот, нищий воззвал, и Господь услышал его. Нищий – это тот, кто взывает и кого Господь слышит. Богатые нищают и алчут, а взыскующие Господа – вот эти самые нищие – не лишаются ни одного из благ.

Можно привести и другие места из Священного Писания, из которых становится ясно, что нищий – это человек, у которого ничего нет и вся надежда которого только на Бога. Эта тема занимает в Писании огромное место. Можно, например, сослаться на 145-й псалом, который поётся в начале Литургии: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же нет спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в тот день погибнут все помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его. » (Пс 145: 3).

Значит, не следует надеяться на князей, а блажен, как в Нагорной проповеди, тот, помощник у которого – Бог Иакова. Здесь речь идёт опять-таки о полной надежде на Бога, о том, что всецело уповающий на Бога может называться блаженным. Отсюда понятно, что слово «нищета» имеет не только прямой, житейский, но и какой-то другой смысл. Точно также слово «голод» и особенно слово «жажда» имеют смысл переносный, символический. Вспомним: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс 41:1-2). Жажда лани, которая рвётся к источникам водным, уподобляется жажде человека, который ожидает и иной раз не может дождаться Бога. Нищета, окружающая нас, уподобляется какой-то другой нищете, о которой говорит Господь в Нагорной проповеди. Жажда духовная похожа на жажду физическую; и наше упование на Бога в обыденной жизни похоже, наверное, на то упование, о котором говорит Господь в Нагорной проповеди.

Если сравнить разные переводы Библии на французский язык (см. напр. la bible de jerusalem и louis segond version) то, наверное, в десяти из них словосочетание «нищие духом» будет передано по-разному;

в переводах же на английский язык всегда сохраняется точный вариант: «нищие духом».

Переводчики не пытаются истолковать это выражение, они просто сохраняют его в точном и не совсем понятном виде, как оно дано по-арамейски, по-гречески, на латыни, на русском и славянском языках.

Но всё же есть какие-то способы проникнуть в смысл этого выражения.

Как известно, в поэтических книгах Писания часто встречаются повторы: одна и та же мысль передаётся разными словами. Таким образом, в одной главе можно найти синонимические выражения, как, например, в начале известного псалма: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. » (Пс 50: 3,4,12).

Итак, «помилуй» и «изгладь беззакония мои», «омой. от беззакония» и «от греха моего очисти», «сердце чистое» и «дух правый» – почти синонимические выражения. Из этого и других примеров можно понять, что «сердце» и «дух» в поэтических книгах Библии – взаимозаменяемые слова. В Евангелии от Матфея Господь говорит:

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:28-29).

«Смиренный сердцем» и «нищий духом» – тоже почти синонимы. Что значит «смиренный»? Это трудное слово – наверное, не менее трудное, чем слово «нищий» в библейском понимании. Ведь мы часто толкуем слово «смиренный» как «покорный», «бессмысленно всему подчиняющийся». Но опыт Церкви показывает, что это не совсем верно. Животные часто бывают покорными, но это не значит, что они смиренные. У аввы Дорофея есть такая фраза: «Никто не может выразить словами, что такое смирение и как оно рождается в душе, если не узнает этого из опыта». Тем не менее митрополит Антоний Блум , человек, без сомнения, мудрый и глубоко укоренённый в восточно-христианской традиции, попытался выразить это словами. Он говорит, что не случайно слово «смиренный» (в латинском языке humilis) связано со словом humus – «земля, верхний плодородный её слой», потому что, действительно, земля ниже всего, её все топчут ногами, но в неё падает семя, согревается ею и даёт плод.

Таким образом, humus – это не просто земля, это плодородная земля, из которой вырастает плод, а плодоношение – один из важнейших моментов в жизни христианина. Тот, кто приносит плод в терпении, говорится в притче о сеятеле из Евангелия от Луки, – тот христианин. Так вот, смирение – это что-то связанное с духовным плодоношением: смиренный – тот человек, чьё сердце готово приносить плод в кротости. Теперь становится понятнее, о каком смирении идёт Речь. «Смиренный сердцем» или «смиренный, нищий духом» – это человек, готовый к духовному плодоношению, к тому, чтобы трудиться вместе со Христом.”

Источники:

http://nikeabooks.ru/blog/pochemu-blazhenny-nishchie-dukhom/
http://spbcoc.ru/biblestudy/2821/
http://tapirr.livejournal.com/1877908.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: