Благовещенский собор. Архитектурные особенности

Благовещенский собор. Архитектурные особенности

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Выголов В.П. Архитектурные особенности Благовещенского собора и его место в развитии русского зодчества XV века. В кн.: Уникальному памятнику русской культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тез. науч. конф. М., 1989. С. 24-26. Все права сохранены.

Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www . russiancity . ru («Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г .

Архитектурные особенности Благовещенского собора

и его место в развитии русского зодчества XV века

Благовещенский собор — замечательный памятник русской архитектуры, один из лучших храмов конца XV — начала XVI в. Недооценка этого памятника в нашей науке — результат недостаточно глубокого изучения его архитектуры, включающей ряд более ранних фрагментов и позднейших наслоений.
Московская архитектура второй половины XV в. — новый этап в развитии древнерусского зодчества. Переломным моментом в ее эволюции была середина 1470-х гг., он связан с катастрофой Успенского собора 1471 — 1474 гг. и приездом в Москву псковской артели мастеров и итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковичи сыграли важную роль в строительстве Москвы второй половины 70-х и 80-х гг. XV в. Благовещенский собор был последней и лучшей постройкой псковских зодчих в столице.
Летописные известия о строительстве собора. Определяющая роль великокняжеского заказа в сложении его архитектуры. Влияние объемно-композиционных особенностей предшествующего здания. Вопрос о традициях и новаторстве.
Типологическая основа собора (четырехстолпное и трехапсидное здание с повышенными подпружными арками и высоким подклетом) и ее москоское происхождение. Возвращение к хо-

рам, связанное с назначением собора как домового храма при великокняжеском дворце. Новая форма завершения — трехглавие, обусловлена, с одной стороны, традиционными образцами владимиро-суздальского зодчества, с другой — непосредственными предшественниками в Москве (собор Богоявленского монастыря в Кремле, возможно, созданный теми же псковичами). Изначальность окружающих здание галерей — новая особенность московских храмов и ее происхождение.
Оригинальный пропорциональный строй собора с его подчеркнутым вертикализмом всех форм. Пирамидальность завершения с килевидными закомарами и постановкой трех глав с высоким постаментом, обработанным кокошниками у среднего из барабанов. Развитие раннемосковской традиции завершающих элементов здания. Появление высоких алтарных апсид. Формирование нового образа дворцового храма, во многом опирающегося на предшествующий опыт московского зодчества (особенно Успенского собора в Звенигороде).
Фасадное убранство собора, оказавшее большое влияние на дальнейшую эволюцию декора московского и общерусского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс и его зависимость от владимирских традиций, а также непосредственно от соседнего Успенского собора. Перенесение этого пояса также на барабаны глав собора — первый пример подобного декора в Москве, ставшего затем одним из самых распространенных приемов в русской архитектуре. Своеобразие аркатурно-колончатого пояса ан барабанах (висячие арочки). Использование традиционного для храмов псковской артели керамического пояса из балясин на апсидах; его позднейшая замена белокаменным при реставрации собора Ф. Рихтером. Особенности кирпичного декора барабанов глав

(поребрик, бегунец и нишки) в свете его происхождения.
Незначительность псковских черт в архитектуре собора, обусловленная самой личностью заказчика. Выявление их в трактовке интерьера с его затесненностью и пластичностью масс, а также интерпретацией хор с внутристенной лестницей. Проблема итальянизмов, связанная с галереями и особенно порталами — северным и западным. Своеобразие порталов, время их возникновения и поиски аналогов.
Благовещенский собор — ярчайший пример процесса сложения в конце XV в. на почве Москвы общерусского зодчества, вобравшего в себя различные региональные и «фряжские» черты и переработанного на основе московских традиций.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

Благовещенский собор. Архитектурные особенности

Благовещенский собор Московского кремля

Благовещенский собор
Вид с юго-востока
Март 2002 г.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДатировка и предшественники собора

Благовещенский собор
План
По Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1983, стр. 319.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСовременный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТипологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСтены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПервоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим».
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЗдание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было — его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные). Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения — к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов перекликаются с закомарами основного объема.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspБлаговещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, опирающийся на арку.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСо всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspС папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен.

Читать еще:  Иммануил кант и его философия. Философия иммануила канта

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДревнейшей частью собора является подклет, который был впервые изучен и опубликован в 1960-х годах Н.Н. Ворониным, а в 1970-х годах появились работы о нем В.И. Федорова, Н.С. Шеляпиной, М.Х. Алешковского и Б.Л. Альтшуллера. Подклет значительно меньше площади существующего здания Он состоит из двух помещений: квадратного основного (7,00×6,96 м) и отделенной от него простенком с дверным проемом широкой, приложенной впритык «апсидой» (3,86 м). В центре основного помещения — квадратный столб, несущий перекинутые на северную и южную стены арки. На них опираются два коробовых свода с шелыгой, идущей по оси север — юг. В апсиде одно щелевидное окно, расположенное не по оси, но повернутое к югу. Подобное же, обращенное на юг окно освещало восточный отсек основного помещения; в узкой части окна сохранилась старая кованая железная решетка из центрального круглого стержня с надетыми на него горизонтальными пластинками, концы которых заведены в кладку. В западной отсек с юга вводила арка входа; он запирался изнутри: от двери сохранились справа две железных навески, а слева-штырь для накладки. Почти вся древняя поверхность в северной стене скрыта под позднейшей кирпичной кладкой. Существующий вход в подклет с севера выложен кирпичом (6x13x27 см). Подклет сложен из квадров белого камня, местами сохранивших ложчатые борозды их отески. Вышина квадров различна; преобладает размер, близкий к 30 см (29-34 см), но есть и более крупные (до 40 и даже 47 см), и более постелистые (21 — 24 см). Более крупные камни, как правило, уложены в нижних частях стены. В связи с разномерностью камня, кладка не очень регулярна, горизонтальность рядов не всегда выдерживается, есть подтески и врубка в зуб.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДанные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет. Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 — 0,40 м и расположены в шахматном порядке.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСтены собора, включая галереи и внешние стены цокольного этажа сложены из кирпича, размером 27 Х 13 Х 7 см., что говорит об одновременности их возведения. Внешние стены цокольного этажа представляют сплошную кладку, прорезанную небольшими окнами для освещения помещений, образовавшихся под ходовыми папертями (одно подлинное окно сохранилось на северном фасаде, два — на западном). В перестройках XVI века во времена Ивана Грозного (сооружение двух западных глав над четвериком, четырех приделов над сводами папертей и переделка юго-восточного крыльца в закрытое с установлением нового декора) использовался маломерный (грозненский) кирпич (20 Х 10 Х 4 см). Весь фасад южной галереи Благовещенского собора в настоящее время сохраняет архитектурную обработку, приданную ему в начале XIX века с использованием кирпича с маркой «ИФ» в рамке размером 26 Х 11 Х 7 см.

Читать еще:  Святая оливия в православии. Оливия

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 139-170.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspН.Н. Воронин Два памятника архитектуры XIV в. в Московском кремле. // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960, стр. 23 — 32
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ.Я. Качалова,Н.А. Маясова,Л.А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. Ил. (текст об иконах пророческого и праотеческого рядов иконостаса, с. 59-61, написан И.А. Журавлевой, об иконах верхних приделов, с. 68 — 74, — Н.Д. Маркиной).
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПамятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983 с 318-320.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspФедоров В.И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. // Советская археология, 1974, №2, стр. 112-129
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspФедоров В.И., Шеляпина Н.С. Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля. // Советская археология, 1972, №4 стр. 223 — 235.

С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!

Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание. Иконы и росписи Благовещенского собора Московского Кремля

Соборы Кремля — Благовещенский собор и Успенский — давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор – это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя – Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое – цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

Читать еще:  Коран история его возникновения структура и содержание. Значение слова «коран

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни – святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа – ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды – создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца – то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов – Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса – праотеческий и пророческий – были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Источники:

http://www.rusarch.ru/vygolov1.htm
http://www.russiancity.ru/text/mos03.htm
http://www.syl.ru/article/173913/new_blagoveschenskiy-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-opisanie-ikonyi-i-rospisi-blagoveschenskogo-sobora-moskovskogo-kremlya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector