Биробиджан – сталинский уголок для евреев. Еврейская ао

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

История

Биробиджан – сталинский уголок для евреев

В 1930-х годах власти СССР отправили тысячи евреев в созданную для них республику на границе с Китаем. Марек Альтер отправился туда, чтобы увидеть все собственными глазами.

Зяме Михайловичу Геффену 92 года. Тяжело опираясь на трость, он показывает нам задний двор и загон для коз. «Они понимают идиш!», – смеется он. Его голубые глаза оживляются, когда он вспоминает о переезде в этот край. Это было так давно, в 1930-х годах. Ему было 11 лет. «Здесь не было вообще ничего, только тайга, – рассказывает он. – Мы сами все сделали. Расчистили землю, построили город, вокзал, школы. Мы даже открыли газету…»

Кто знает хоть что-то о Биробиджане, Еврейской автономной области на берегу реки Амур, у самой границы с Китаем? Вокруг меня таких нет. Я сам, хотя и слышал о ней, думал, что она уже давным-давно исчезла. Однако оказалось, что в начале XXI века Биробиджан до сих пор никуда не делся, а мой родной идиш является здесь официальным языком!

Я поехал туда на поезде за 9000 километров от Москвы, как и евреи в 1930-х годах. Однако в отличие от всех тех, кто проделал этот путь в едва обустроенных грузовых вагонах, которые обогревались огромными печами (топить их нужно было сложенными на вокзалах дровами), я сел в транссибирский экспресс. «Куда вы едете? – с любопытством спросил у меня контроллер, увидев, что за мной идут фотограф и целая съемочная группа. «В Биробиджан», – ответил я. «А, к евреям!», – воскликнул он. И не без гордости добавил: «У нас у евреев есть собственная республика».

Вокзал Биробиджана – это здание из красного кирпича, на фронтоне которого красуется видная надпись на русском и идише: Биробиджан. Я рассчитывал увидеть евреев в зале ожидания. Я замечаю троих с ермолками на голове. И подхожу к ним. Я представляюсь и спрашиваю, что они обсуждают. Они спорят по поводу нового раввина, который, как им кажется, слишком молод. Мое лицо расплывается в улыбке от ностальгии: эти биробиджанские евреи так похожи на актеров театра из моего детства. При этом мы сейчас находимся не в театре, а в Сибири, в 400 километрах от Харбина, центра китайской провинции Хэйлунцзян в Маньчжурии, где много столетий назад также процветала еврейская община.

Сколько из них остались в Биробиджане? Никто точно не знает. Официально их 8000 из 77 000 горожан. Тем не менее, у каждого второго из местных жителей есть еврейская прабабушка или другие родственники, даже у многочисленных корейцев и китайцев. К началу большевистской революции в царской России было почти пять миллионов евреев. Они были вынуждены жить в черте оседлости, их не пускали в государственные структуры и не давали учиться в школах. Но все же они пытались устроить свою жизнь. Создавали собственные школы и профсоюзы, но все равно оставались беднейшими из бедных. В тот день, когда красные комиссары назвали их «товарищами» на идише, они почувствовали, что их, наконец, признали, и массово влились в революционные ряды. В 1920-1930-х годах они оказались во всех инстанциях новой России, политике, газетах, литературе и кино, театре и изобразительном искусстве. Самых знаменитых из них звали Сергей Эйзенштейн, Исаак Бабель, Борис Пастернак, Марк Шагал, Василий Гроссман, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс…

Сталину начало казаться, что его еврейские друзья слишком заметны. И чересчур активны. Тогда у председателя Президиума Верховного совета Михаила Калинина появилась идея. Почему бы не выделить евреям республику или автономную область, как всем остальным народам Советского Союза? Это означало бы утверждение их прав и позволило бы властям убрать их со многих ответственных постов без риска обвинений в антисемитизме. Евреи с радостью восприняли этот проект. Они рассчитывали на Кавказ, но получили всего лишь кусочек Сибири. Столицей новой области стал Биробиджан.

Власть отправила туда тысячи еврейских семей: Сталин нацелился на 100 000 человек. Многие поехали добровольно. Ведь им дали еврейское и, что немаловажно, социалистическое государство! До создания государства Израиль в тот момент оставалось еще 15 лет. Война и преследования в Европе, а также оккупированной нацистами европейской части СССР вынудили тысячи евреев двинуться в сторону Биробиджана, «сибирского Израиля», как некоторые тогда называли его. Культурная жизнь начала развиваться. Как и сельское хозяйство. Колхоз «Валдгейм» (в переводе означает «дом в лесу») стал одним из лучших во всем Советском Союзе.

Один из очевидцев тех событий сейчас живет в Париже: это психоаналитик Шарль Мельман (Charles Melman). Партия поручила его отцу Мойше, который был плотником и убежденным коммунистом, организовать и направить евреев в эту новую «землю обетованную». Шарль Мельман вспоминает об избах, которые строили бригады под руководством его отца. В каждом из этих домов площадью 40 квадратных метров проживали по две семьи. В центре стояла печь, которая к тому же служила разделительной чертой.

Довольно скоро сталинские чистки затормозили этот порыв. 17 лет спустя в 1953 году смерть кремлевского лидера распахнула двери Биробиджана. Советские евреи стали массово перебираться в Израиль. Медленная агония этой автономной области вкупе с исчезновением еврейских общин в Центральной Европе означала неизбежный конец идиша и сформировавшейся вокруг него культуры. Мне казалось, что на моих глазах происходит разрушение мира, к которому я и сам принадлежу в силу памяти и традиций.

Этот мир все еще звучит как далекое эхо раненой цивилизации

Читать еще:  Кто такой аристотель и чем он занимался. Краткая биография аристотеля

Но сейчас я в Биробиждане. На привокзальной площади в глаза стразу бросается памятник: на вершине чего-то вроде башни стоит менора, семиствольный подсвечник – символом иудейской религии. В нескольких метрах находится импозантная бронзовая статуя Тевье-молочника, еврейского героя, которого придумал Шолом-Алейхем. Здесь он изображен с бидоном молока на телеге, которую тянет тощая кляча. Рядом с бидоном сидит его жена Голда. Те, кто видел комедийный мюзикл «Скрипач на крыше», помнят их. В Биробиджане этот персонаж известен повсеместно.

В городе есть две синагоги. Первая – это большое строение, которое соседствует с другим зданием, где располагаются культурный центр и благотворительная ассоциация. В библиотеке я с волнением обнаруживаю сборники стихов моей матери. На первом этаже три раза в неделю собирается группа из дюжины женщин, чтобы спеть традиционные песни на идише, мелодии моего детства.

Вторая синагога – это изба 1940-х годов. Была здесь и третья, еще более старая, но она сгорела. «Это было во времена Хрущева, – рассказывает раввин Андрей Лукацкий. – Возможно, это был намеренный поджог». Раввин вспоминает, что его отец смог тогда спасти от огня свитки Торы. Сейчас он реставрирует эти свитки с помощью расположенной неподалеку еврейской общины Японии. «Хотите на них взглянуть?»

Мы находимся в его синагоге, его избе, которую украшает вырезанная по дереву огромная звезда Давида. Внутри на одной скамье сидит сторож, а на другой – жена раввина и три пожилые женщины, которые приходят сюда зимой, чтобы погреться. Раввин берет в руки связку ключей, но отпирает не шкаф, в котором по традиции должны храниться свитки Торы, а настоящий сейф. Я взволнованно помогаю ему снять красиво украшенную бархатную ткань, в которую завернуты свитки.

Андрей Лугацкий рассказывает мне, что у него есть два взрослых сына в Израиле. Но есть у него и третий – сейчас ему 6 лет. Они с женой зачали его, чтобы тот стал продолжателем традиции. «Смена готова», – говорит он.

Бывшая актриса Полина Моисеевна Клейнерман поет для меня «Мою еврейскую маму». У нее больше нет голоса, но остались мимика и жесты. Я слушаю ее со слезами на глазах. Газета, о которой мне рассказывал Зяма Михайлович Геффен, тоже до сих пор существует. Изначально «Биробиджанская звезда» полностью выходила на идише. Сегодня это еженедельное издание на русском языке со всего четырьмя полосами на идише. Главный редактор газеты – не еврейка. Елене Ивановне Сарашевской всего около 30 лет. Она вышла за муж за еврея, а идиш выучила в университете. Газета выходит тиражом в 5000 экземпляров и продается в местных киосках. Я покупаю две штуки на память. Рядом со мной довольно молодой светловолосый мужчина берет два русскоязычных журнала, а затем и «Биробиджанскую звезду». Я спрашиваю, еврей ли он. «Нет. Но я покупаю ее каждую неделю. Мне интересно, что происходит у евреев. Здесь всегда можно узнать что-то новое…»

Нужно ли объяснять успех передачи «Идишкайт» на местном телевидении, которая дает зрителям возможность познакомиться с еврейскими традициями и культурой? «Раньше мы делали передачу на идише, – говорит мне ведущая Татьяна Кандинская. – Сегодня уже мало кто смог бы ее понять. Тем не менее, когда мы перешли на русский, программа стала одной из самых популярных на нашем канале».

В театр мы отправляемся на машине. В Биробиджане все ездят на корейских авто с правым рулем. Здесь до Кореи рукой подать, тогда как расположенная в 10 000 километров Европа теряется в тумане. Мы подъезжаем к Еврейскому государственному театру, на церемонии открытия которого в 1936 году присутствовал второй человек сталинского режима Лазарь Каганович. Когда я захожу в зал, труппа репетирует музыкальную комедию «Искатели счастья», которая поставлена по мотивам пропагандистского фильма 1936 года. Это история американских евреев, которые отправляются в Биробиджан, на свою социалистическую родину. У меня возникает странное чувство при виде того, как молодые актеры танцуют и поют под знаменитую музыку Исаака Дунаевского. Тем не менее, на дворе ведь XXI век, а государству Израиль скоро исполнится 65 лет.

Но здесь в отличие от Израиля учат идиш. Я посещаю занятие в школе, на котором молодая учительница объясняет детям алфавит. Большинство учеников не евреи. Среди них есть двое русских, казах, китаец и кореец. Им просто интересно учить идиш.

Я потрясен возникшим ощущением дома, да, настоящего дома за 11 000 километров от Парижа. На выходе мне встречается китаянка, мать одного из учеников. «Почему вы хотите, чтобы ваш сын учил идиш?» – спрашиваю я у нее. «Это может пригодиться…» – отвечает она. Я не могу сдержать смеха: китайцев 1,4 миллиарда, а евреев от силы 14 миллионов, причем едва ли горстка из них до сих пор говорит на идише!

Я всегда думал, что Гитлеру не удалось выполнить две поставленные перед собой задачи: стереть евреев с лица земли и лишить их статуса человека. Тем не менее, мне казалось, что одного ему достигнуть все же удалось: речь идет о разрушении еврейской цивилизации, цивилизации идиша. Когда я родился в Варшаве, среди миллиона городских жителей насчитывалось 380 000 евреев со своими ресторанами и газетами, театрами и кинозалами, богатыми и бедными, ворами и попрошайками, синагогами и политическими партиями. И собственным языком, то есть идишем. Мне казалось, что нацизм без следа уничтожил весь этот мир. Однако здесь в Биробиджане, у самой китайской границы этот мир все еще звучит как далекое эхо раненой цивилизации.

Да, похоронить память гораздо труднее, чем тело. Особенно память о языке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Земля обетованная: рабочий прототип
Еврейская автономная область, Биробиджан / Ракурсы / август, 2011

Во всей Еврейской автономной области евреев меньше, чем даже в соседнем Хабаровске. © Ещё евреи в регионах России и ещё Биробиджан

Но в Биробиджане немногочисленные дети Сиона не растеряли своих славных традиций. – Помидоры, фаршированные коноплей! Покупайте помидоры с коноплей!

– Отличные помидорчики, молодой человек! Я у нее вчера пробовала, так полдня проспала. Уж больно конопля ядреная…

Читать еще:  Сретение господне что за праздник еда. Что за праздник Сретение Господне: история, традиции, приметы

Знакомство с Биробиджаном, столицей Еврейской автономной области, лучше всего начинать с рынка. Здесь и без слова «Шолом» над входом понятно — приобретя повышенную морозоустойчивость, дети Сиона не растеряли своих славных традиций.

– Одну помидорку покупать нельзя — примета плохая. Две? Ну что вы, столько цветов покойнику кладут. Вот три — это другое дело!

Биробиджан — удивительное место еврейского нееврейства. Несмотря на малое число оставшихся иудеев, дальнобойщики именуют евреями всех поголовно обитателей области, включая дюжих белобрысых потомков забайкальских казаков. И не без оснований: многие из официально русских — потомки смешанных браков.

Уже на вокзале гостей встречают название города на идише и огромная менора. Параллельно улице Ленина идет еще более оживленная улица Шолом-Алейхема с памятником этому певцу местечкового еврейства. Повсюду — магазинчики с названиями “Цимес” и “Бридер”. Однако еврейскую кухню здесь можно попробовать только в одном ресторане и лишь по предварительному заказу, в отличие от арабской шаурмы и свинины по-китайски. В соседнем Хабаровске евреев больше, чем во всей автономии с ее милой, но довольно провинциальной столицей.

– Остались ли здесь евреи? Здесь остался как минимум я! — с характерным акцентом сообщает улыбчивый рыжий бородач, охранник синагоги. — Моих предков сюда когда-то с Украины выселили. Давно это было, мы уже успели приспособиться. Ни в какой Израиль переезжать не хочу. Я тут раньше в пекарне, где еврейские лепешки делают, кошерность контролировал. Там ведь каждое яйцо надо разбивать отдельно — проверять, чтоб без крови. Окажется с зародышем — выбрасываешь и всю тарелку моешь. Печку включаешь — молитву нужно прочесть, чтобы все по кашруту было. Поработал я так на общественных началах, а потом говорю — деньги пора бы платить. Но эти гои, знаешь, такие скупые! Нашли себе какого-то сомнительного еврея, чтобы все дешево да по-быстрому, а с ним лепешки совсем испортились. Даже по вкусу уже не то. На евреях и на муке с яйцами экономить нельзя!

…Переселение евреев в Биробиджан началось в 1928 году. Грамотно проведенная кампания дальневосточной земли обетованной улучшила бы имидж СССР на Западе, да и международные еврейские организации могли выделить под «биробиджанский проект» немало денег.

Колонисты начали прибывать со всего Союза и даже из-за рубежа — из Палестины, Франции, США… 20 августа 1930 года ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». Однако большинство «заграничных» местного климата и трудностей обустройства не вынесли и вскоре вернулись восвояси. За первые шесть лет в район прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450.

Оставшиеся с 7 мая 1934 года официально стали жителями Еврейской автономной области. Идиш обрел официальные права наравне с русским языком, повсюду появились вывески с загадочными еврейскими буквами.

Но уже к концу 1930-х поток переселенцев практически иссяк. Тех, кого не изгнали климат, комарье и прочие передряги, добили репрессиями. К примеру, из двенадцати членов президиума 2-го Областного съезда, который состоялся в 1936 году, расстреляны были одиннадцать.

Некоторое оживление возникло после войны: тогда число евреев в области достигло своего максимума, около 30 тысяч человек. Но на смену политическим гонениям пришли религиозные. В 1949 году в Биробиджане были арестованы все евреи, собравшиеся в синагоге на празднование Рош а-Шана, а раввина приговорили к расстрелу.

В 1958 году Хрущев официально признал провал эксперимента, заявив газете «Ле Фигаро», что это произошло из-за нелюбви евреев к коллективному труду и групповой дисциплине. Почему эти губительные качества не спешили проявляться в молодом государстве Израиль, он не объяснил.

Туда, в окрепший Израиль, эмигрировало большинство биробиджанцев после падения «железного занавеса». Некоторым пришлось бросить квартиры с имуществом и уехать, подобно героям скульптуры у городского вокзала — бородачу в картузе и его усталой жене, везущим в телеге одинокий самовар. Соседи-китайцы, подарившие Биробиджану его самый фотографируемый памятник, идею в целом передали верно.

Только у покидавших ЕАО советских евреев вместо ледащей лошаденки был знаменитый «жидовоз», уносивший их через Вену в Страну Обетованную. Благо жилье там предоставляла новая родина, а к израильскому климату биробиджанцам не привыкать — летом здесь тоже жара под 40 градусов. Правда, зимой — те же градусы, только с минусом.

Сегодня евреев в области около 1%, в Биробиджане — около 4%. Даже городская синагога сейчас без раввина — предыдущий, когда его дети подросли, решил переселиться в другой город, где детям проще получить образование, а новый пока не выучился. Вот и получается, что служба раввина в Биробиджане коротка — промежуток между тем, как он сделает тут первых детей, и временем, когда они подрастут для школы.

К сожалению, еврейский культурный центр с двусмысленным названием «Фрейд» унаследовал со времен сталинских гонений такую привычку к скрытности, что даже моя журналистская сноровка оказалась бессильной. Хотя трюк старый, как мир: на дверях (вероятно, для настырных гоев и потенциальных террористов) висело объявление, что экскурсия по музею синагоги начинается в 14.00, тогда как в действительности хитрые иудеи отпирали ее ненадолго в 10 часов утра, для молитвы. После этого проникнуть туда было не проще, чем в Форт Нокс, а интервью местная руководительница давать отказалась наотрез — дескать, подлые журналюги потом все переврут, поэтому лучше молчать, как Мальчиш Кибальчиш на приеме у Фрейда.

Окажетесь в Биробиджане — не удивляйтесь этим фрейдистским штучкам. Ведь все мы знаем, что подлинный еврейский культурный центр — это городской рынок. Идите лучше туда, там весело. Особенно после помидоров с коноплей.

Александр Далла пишет: — Жил я в Биробиджане 13 лет, с 1990 по 2002 год. Очень своеобразное место, где действовал девиз “Евреем можешь ты не быть, но по еврейски жить обязан!” 🙂 А чего стоят не евреи, разговаривающие с еврейским акцентом? Вспоминаю это время с теплом. Красивая природа, уютный городок, куча друзей, приятелей и знакомых. Вспомнил мой разговор с Тойтманом Львом Григорьевичем (светлая ему память!) во дворе дома где мы жили – он в крайнем подъезде, а я в середине: – Лев Григорьевич, что же это евреи уезжают? Так ведь ни одного и не останется! – А ты знаешь что бывает, когда уезжает последний еврей? – Не знаю, и что? – Когда уезжает последний еврей, его приходят провожать 40 евреев! После отъезда из Биробиджана два раза ездил туда и надеюсь ещё съезжу. Это один из моих любимых городов!

Читать еще:  Вячеслав Гончаренко. Сострадание к ближнему

Биробиджан – сталинский уголок для евреев. Еврейская ао

Так как решение национального вопроса большевиками подразумевало политическое самоопределение народов на некоторой территории, то евреям тоже полагалась своя республика или автономия. На этом пути успешными конкурентами большевиков выступали сионисты, ратовавшие за создание еврейского государства в Палестине. За годы гражданской войны и в первой половине 1920-х гг. несколько сот тысяч евреев выехали в Палестину с территорий, составивших СССР в 1922 году.

Приобщение евреев к сельскому хозяйству

Для решения «еврейского вопроса» в «пролетарском» духе Сталин ещё в 1918 году создал «Еврейскую секцию» (Евсекцию) Наркомата по делам национальностей. Она занималась проблемами обустройства еврейского народа в государстве трудящихся. Одним из её важнейших проектов стала организация еврейских сельскохозяйственных коммун. Большевикам удалось даже получить под его реализацию деньги от еврейских организаций США и Западной Европы. Один из их лидеров, президент американского общества Agro Joint Джеймс Розенберг пропагандировал, что «в сельской местности городской еврей потеряет свою нервозность и нетерпение».

В 1924 году большевики создали «Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся» (Комзет). Планировалось, что ещё до конца 1926 года примерно 500 тысяч евреев получат для обработки 100 тысяч гектаров земли в Украинской ССР и Крымской АССР РСФСР.

Практическая организация еврейских поселений столкнулась с трудностями разного характера: как с нежеланием многих евреев осваивать непривычный образ жизни, так, прежде всего, с пассивным сопротивлением местных советских органов выделению земель под еврейские коммуны и кооперативы. А за этим сопротивлением стояло недовольство местного населения с его многовековыми традициями вражды с евреями. Надо полагать, что и многим евреям не нравилась перспектива такого соседства.

Национальные еврейские районы на Украине и в Крыму

В многообразии советских административных единиц, образуемых по национальному признаку, предусматривалась и такая мелкая, как национальный район. В 1920-30-е гг. было создано множество национальных районов в разных регионах страны, где компактно проживали некоторые нацменьшинства, но их численность не давала оснований создать там автономную республику или область.

В 1927 году был создан первый в СССР еврейский национальный район в Херсонской области Украины. В этом месте ещё в 1807 году образовалась еврейская сельскохозяйственная колония Сейдеменуха («Тихое поле»). Большевики переименовали её в Калининдорф и попытались сделать образцовой коммуной советских евреев. В 1929 году возник ещё Новозлатопольский еврейский национальный район в Запорожской области, в 1930 – Сталиндорфский в Днепропетровской области и Фрайдорфский в Крыму. Все они, кроме последнего, были организованы на базе старинных еврейских земледельческих колоний, созданных ещё в первой половине XIX века.

Еврейские автономные районы просуществовали до Великой Отечественной войны.

Проект Еврейской советской республики

В 1926 году, когда крах идеи приобщения основной массы евреев к сельскохозяйственному коммунистическому труду ещё не обозначился явно, в советском руководстве дискутировались вопросы дальнейшей национально-территориальной организации евреев. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин был сторонником создания национальной еврейской республики в Крыму и/или на юге Украины. Однако значительная часть самих еврейских активистов «оседания на землю» выступала против этого проекта, боясь, в случае его реализации, взрыва антисемитизма у населения.

В верхах большевистской партии ещё шла ожесточённая борьба за власть. Сталин только что разгромил «левый уклон» во главе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым и не желал ослаблять свои позиции из-за ссоры с коммунистами Украины, которые явно не одобряли устройство еврейской автономии на своей территории. В качестве альтернативы давно уже выступал проект колонизации дальневосточных земель с помощью еврейских переселенцев.

Дальневосточная альтернатива

Ещё в 1924 году экспедиция Комзета под руководством профессора Бориса Брука рекомендовала к комплексному освоению территорию Приамурья. План создания еврейской автономии на Дальнем Востоке был закреплён в постановлении ЦИК СССР от 28 марта 1928 года. Её центром должно было стать поселение Биробиджан в Хабаровском крае. Вопреки обыденному мнению, странное для русского уха название не является еврейским, а происходит от эвенкийских названий двух здешних рек – Бира и Биджан. Уже в 1928 году, получив подъёмные средства от советского правительства, в регион приехали несколько тысяч семей евреев-переселенцев. До начала переселения район, отведённый под будущую еврейскую автономию, населяли всего 1200 человек.

И на этот раз большевики сумели заручиться содействием зарубежных еврейских организаций. Большую помощь оказала «Американская организация помощи еврейскому землеустройству», проведшая по всем США сборы средств в поддержку еврейской автономии на Дальнем Востоке России. За шесть лет (1928-34) она перечислила в фонд учреждения Еврейской АО 250 млн. долларов. Кроме того, она безвозмездно передала будущим колонистам большое количество сельскохозяйственной техники и семян. Эта организация изучила условия местности, куда будут переселяться евреи, дала «добро» на их переселение и провела в США широкую пропагандистскую кампанию в поддержку советского руководства.

В 1930 году был образован Биробиджанский национальный район, а 7 мая 1934 года – Еврейская автономная область в составе Дальневосточного края. Несмотря на первые трудности в освоении её территории (большинство переселенцев, разочаровавшись, уезжали обратно), уже в 1935 году её население составило 61,5 тыс. человек. Примечательно, что развернувшаяся колонизация привлекала не столько евреев, сколько население СССР в целом. Евреев было всего 22,8% от указанной численности, причём в дальнейшем доля евреев в населении автономной области только снижалась.

Выводы

Создание еврейской автономии в СССР напрямую вытекало из доктрины национальной политики коммунистов. Кроме того, оно давало советскому руководству большие пропагандистские дивиденды на Западе, а также сулило шансы привлечь больше иностранных кредитов в советскую экономику благодаря еврейскому лобби.

Организация же её Сталиным именно на Дальнем Востоке была вызвана двумя задачами. Первая – нежелание разжечь антисемитизм устройством еврейской республики на Украине или в Крыму. Вторая – представить всему миру «успешное решение еврейского вопроса в СССР» освоением евреями дальневосточной целины, созданием образцовой еврейской колонии в прежде диком краю.

Источники:

http://inosmi.ru/history/20120205/184582932.html
http://yarodom.livejournal.com/2125645.html
http://russian7.ru/post/novyy-izrail-zachem-stalin-perese/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: