Биологические основы эстетики. Читать онлайн – Мир как осуществление красоты

Биологические основы эстетики. Читать онлайн – Мир как осуществление красоты

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 587 639
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 999

В книге, созданной международным коллективом авторов (Германия, США, Канада, Япония, Италия, Швейцария), закладываются основы новой научной дисциплины, возникающей на пересечении эстетики и нейрофизиологии и названной редакторами этого труда нейроэстетикой.

Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного читателя.

ББК 28.9 К 78 УДК 577.25 +159.9

Авторы: И.Ренчлер, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн, Г.Пауль, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Ф.Тернер, Э.Пёппель, В.Зигфрид, Г.Цол-лингер, Г. Баумгартнер, Т. Селли, Л. Маффеи, Д. Леви, М. Регард, Т.Лэндис, 0.-Й. Грюссер, Т.Зельке, Б.Цинда, Э.Стратерн, Э.Розин

К 78 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.: Мир, 1995-335 с., ил. ISBN 5-03-002403-4

Редакция литературы по биологии

ISBN 5-ОЗЧЮ2403-4 (русск.) c 1988 Birkhauser Verlag, Basel ISBN 3-7843-1924-0 (Вюе1) Gb. (мгл.) c перевод на русский язык, Снетков М.А., Амченков Ю.Л., Фомина Н.0″ 1995

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна

Предисловие к русскому изданию

Часть 1. Эстетика: индивидуальна она или всеобща? Глава 1 Философские теории прекрасного и научное исследование мозга Г. Пауль 1

Общеприемлемость эстетических суждений о красоте

Глава 2. Биологические основы эстетики. Эйбл-Эйбесфельдт ‘

Глава 3 Поэзия, мозг и время Ф. Тернер ‘, Э. Пёппель

Глава 4. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? [1] Д. Эпстайн

Тибет: культовая музыка

Непал: музыка касты невари

Папуасы племени эйпо (Новая Гвинея): праздничные пляски

Заключение и выводы

Глава 5. Танец — искусство движения: красота как свойство поведения. В. Зигфрид

Танец как художественное поведение

Часть III. Глаз смотрящего

Нейробиология цветового зрения

Наименования цветов: язык и психика

Взаимовлияние сенсорных систем и его проявления в языке

Эволюционная история цветового зрения человека

Глава 7. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика Г. Баумгартнер

Глава 8. Обратим взгляд на искусство

Восприятие как конструкт сознания

Революционные изменения в видении мира

Представительство зрения в головном мозгу

Уменьшение количества информации с помощью фильтров

Часть IV. Два мозга — одно сознание? Глава 9. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание Д. Леви

Особенности восприятия у больных с расщепленным мозгом

Когнитивная специализация левого и правого полушарий

Эмоции и полушария мозга

Организация полушарий у людей искусства

Равновесие, эстетика и межполушарная интеграция у обычных людей

Глава 10. Одинаково ли воспринимается красота двумя половинами глаза? М.Регард, Т.Лэндис

Аффективный выбор после подсознательного восприятия лиц

Глава 11. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. О.Й. Грюссер, Т. Зельке, Б. Цинда

Роль наследственности и воспитания в развитии мозга

Первая асимметрия пространственных стимулов в мире новорожденного (осязательные, вестибулярные и слуховые сигналы)

Развитие восприятия лиц в раннем детстве

Двусторонняя асимметрия в восприятии взрослыми людьми лиц и мимики

Онтогенетическое развитие эмоциональных и эстетических реакций при восприятии лиц и других объектов

Восприятие лиц и мимики при шизофрении

Двусторонняя асимметрия и изобразительное искусство: несколько «нейроэстетических» соображений

Свет в живописи

Двусторонняя асимметрия в наложении теней на рисунок

Асимметрии в портретной живописи

Более детальное изучение праворуких и леворуких портретистов

Глава 12. Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа-Новой Гвинеи Э. Стратерн

Украшения и эстетика

Глава 13. Эстетика и кухня: разум возвышает материю Э. Розан

Читать еще:  Видеть дочь пьяной во сне. Cонник дочь которой нет, к чему снится дочь которой нет во сне видеть

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна

Предисловие к русскому изданию

Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства. Они даже заявили о рождении нового междисциплинарного направления научных исследований — нейро-эстетики.

Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.

С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего — этологией, т. е. наукой о поведении животных и человека, а также физиологией сенсорных систем. Различные главы книги содержат множество тому примеров.

Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств («кричащий цвет», «глубокий красный», «тепло-коричневый» и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.

Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды. Нейропсихологические исследования показали, например, что ритм в музыке воспринимается левым полушарием, мелодия же распознается правым.

Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей

«Аналитике прекрасного» отметил, что «прекрасное познается без посредства понятия» [6]. Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических обобщений. Понять, почему это красиво, а это нет, опосредствовать подобный синтетический подход дискурсивно, по-видимому, невозможно [12].

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики

В книге, созданной международным коллективом авторов (Германия, США, Канада, Япония, Италия, Швейцария), закладываются основы новой научной дисциплины, возникающей на пересечении эстетики и нейрофизиологии и названной редакторами этого труда нейроэстетикой.

Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного читателя.

ББК 28.9 К 78 УДК 577.25 +159.9

К 78 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.: Мир, 1995-335 с., ил. ISBN 5-03-002403-4

Редакция литературы по биологии

ISBN 5-ОЗЧЮ2403-4 (русск.) c 1988 Birkhauser Verlag, Basel ISBN 3-7843-1924-0 (Вюе1) Gb. (мгл.) c перевод на русский язык, Снетков М.А., Амченков Ю.Л., Фомина Н.0″ 1995

Предисловие к русскому изданию 1

Часть 1. Эстетика: индивидуальна она или всеобща? Глава 1 Философские теории прекрасного и научное исследование мозга Г. Пауль 1 3

Читать еще:  Приснилось много живой рыбы. К чему снится рыба женщине – правда ли, что к беременности? Основные толкования: к чему снится живая рыба женщине

Общеприемлемость эстетических суждений о красоте 5

Глава 2. Биологические основы эстетики. Эйбл-Эйбесфельдт ‘ 7

Глава 3 Поэзия, мозг и время Ф. Тернер ‘, Э. Пёппель 17

Глава 4. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? [1] Д. Эпстайн 23

Тибет: культовая музыка 27

Непал: музыка касты невари 27

Папуасы племени эйпо (Новая Гвинея): праздничные пляски 28

Заключение и выводы 29

Глава 5. Танец – искусство движения: красота как свойство поведения. В. Зигфрид 31

Танец как художественное поведение 36

Часть III. Глаз смотрящего – Глава 6. Биологические аспекты цветовой лексики Г. Цоллингер 37

Нейробиология цветового зрения 38

Наименования цветов: язык и психика 38

Взаимовлияние сенсорных систем и его проявления в языке 40

Эволюционная история цветового зрения человека 40

Глава 7. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика Г. Баумгартнер 41

Глава 8. Обратим взгляд на искусство 46

Восприятие как конструкт сознания 46

Революционные изменения в видении мира 47

Информационная эстетика 47

Представительство зрения в головном мозгу 48

Уменьшение количества информации с помощью фильтров 49

Неизобразительное искусство 50

Часть IV. Два мозга – одно сознание? Глава 9. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание Д. Леви 52

Особенности восприятия у больных с расщепленным мозгом 52

Когнитивная специализация левого и правого полушарий 53

Эмоции и полушария мозга 54

Организация полушарий у людей искусства 55

Равновесие, эстетика и межполушарная интеграция у обычных людей 56

Глава 10. Одинаково ли воспринимается красота двумя половинами глаза? М.Регард, Т.Лэндис 58

Аффективный выбор после подсознательного восприятия лиц 60

Глава 11. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. О.Й. Грюссер, Т. Зельке, Б. Цинда 61

Роль наследственности и воспитания в развитии мозга 61

Первая асимметрия пространственных стимулов в мире новорожденного (осязательные, вестибулярные и слуховые сигналы) 62

Развитие восприятия лиц в раннем детстве 63

Двусторонняя асимметрия в восприятии взрослыми людьми лиц и мимики 64

Онтогенетическое развитие эмоциональных и эстетических реакций при восприятии лиц и других объектов 64

Восприятие лиц и мимики при шизофрении 65

Двусторонняя асимметрия и изобразительное искусство: несколько “нейроэстетических” соображений 66

Свет в живописи 66

Двусторонняя асимметрия в наложении теней на рисунок 66

Асимметрии в портретной живописи 67

Более детальное изучение праворуких и леворуких портретистов 67

Глава 12. Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа-Новой Гвинеи Э. Стратерн 69

Украшения и эстетика 71

Глава 13. Эстетика и кухня: разум возвышает материю Э. Розан 75

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна

Предисловие к русскому изданию

Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства. Они даже заявили о рождении нового междисциплинарного направления научных исследований – нейро-эстетики.

Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.

С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего – этологией, т. е. наукой о поведении животных и человека, а также физиологией сенсорных систем. Различные главы книги содержат множество тому примеров.

Читать еще:  Открытки поздравления со святой троицей.

Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств (“кричащий цвет”, “глубокий красный”, “тепло-коричневый” и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.

Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды. Нейропсихологические исследования показали, например, что ритм в музыке воспринимается левым полушарием, мелодия же распознается правым.

Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей

Биологические основы эстетики. Читать онлайн – Мир как осуществление красоты

Лосский Н.О.

Мир как осуществление красоты. Основы эстетики

М.: “Прогресс-Традиция”, “Традиция”, 1998. – 416 с.
ISBN 5-89493-011-1
DJVU 4 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: Русский

Труд выдающегося русского философа Н.О. Лосского, созданный им в последние годы жизни, завершает систему персоналистического идеал-реализма. По ряду причин эта работа осталась неопубликованной и до сего времени пролежала в архиве Института славянских исследований в Париже. Н.О. Лосский задумывал ее как учебник, который должен был войти в программу православного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 17

ГЛАВА 1. Абсолютно совершенная красота
1. Идеал красоты 21
2. Абсолютно совершенная красота Богочеловека и Царства Божия 35

ГЛАВА 2. Состав совершенной красоты
1. Чувственная воплощенность 60
2. Духовность 73
3. Полнота бытия и жизни 75
4. Индивидуальное личное бытие 77
5. Аспекты идеальной красоты личности 79
6. Личность как конкретная идея 91
7. Учения о красоте как явлении бесконечной идеи 96
8. Субъективная сторона эстетического содержания 106

ГЛАВА 3. Ущербленная красота 112

ГЛАВА 4. Состав несовершенной красоты
1. Различие между составом идеальной и составом ущербленной красоты 125
2. Чувственная воплощенность 126
3. Духовность и душевность 133
4. Данность чужой духовности и душевности в интуиции 137
5. Чувства в эстетическом восприятии 146
6. Смысл предмета эстетического восприятия 152
7. Индивидуальное личное бытие в несовершенном царстве мира 156
8. Аспекты красоты в несовершенном царстве бытия 162
9. Сходство эстетических учений различных философских школ 165

ГЛАВА 5. Субъективная сторона восприятия ущербленной красоты 170

ГЛАВА 6. Виды красоты 183

ГЛАВА 7. Красота в природе 201

ГЛАВА 8. Красота в жизни человека
1. Красота в индивидуальной человеческой жизни 262
2. Демоническая красота 276
3. Красота в общественной жизни и в истории человечества 285

ГЛАВА 9. Искусство
1. Сущность искусства 295
2. Красота в искусстве 309
3. Искусство и жизнь 331

ГЛАВА 10.Критика философских направлений в эстетике
1. Релятивизм в эстетике 340
2. Физиологизм в эстетике 345
3. Психологизм в эстетике 347
4. Эстетический формализм в учении об искусстве 353
5. О противниках нормативности эстетики 375

ПРИМЕЧАНИЯ 378
ПРИЛОЖЕНИЕ 387

Письма
Б.Н. ЛОССКИЙ – Н.О. Лосскому. Январь 1950 г.
Н.О. ЛОССКИЙ – Б.Н. Лосскому. 29 января 1950 г.
Н.О. ЛОССКИЙ – А.Ф. Родичевой. 9 апреля 1952 г.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=556300&p=1
http://dom-knig.com/read_227928-1
http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehstetika/losskij-n-o-mir-kak-osushchestvlenie-krasoty-osnovy-estetiki

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: