Библия с пояснением святых отцов. Толкование библии

Толкование Библии — каких отцов читать ?

В Евангелии от Луки описывается событие, когда Христос, прежде чем начать объяснять ученикам таинственные пророчества Писания, отверзает им ум — Тогда отверзе им ум разумети писания и рече им, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лук.24:45-46)

Здесь ясно показано, что без особого вмешательства Божьего человек не в состоянии понять Священное Писание. Ему нужно чтобы Бог «отверз ему ум для разумения«.

Кто же такие люди, которым Бог отверз ум? Это учителя церковные. Учительство это такой же дар, как и дар пророчества или апостольства, об этом пишет ап. Павел — И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. (1Кор.12:28) То есть это те люди, через которых Бог даровал церкви правильное, неискаженное понимание Писания и православия в целом.

Такие отцы называются в церкви — экзегеты. Экзегетика (от греч. . – толкование, объяснение) – раздел богословия, занимающийся истолкованием смысла Священного Писания.

Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны Святые Отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге. Основание православной экзегетики – святоотеческая традиция истолкования библейского текста, в связи с чем экзегетика тесно связана с патристикой. Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой.

Желающим постигать Священное Писание, я бы хотел посоветовать труды таких отцов, как :

Кирилл Александрийский
Астерий Амасийский
Блаженный Августин
Феофилакт Болгарский

Григорий Богослов
Афанасий Великий
Иоанн Златоуст
Василий Великий
Григорий Двоеслов
Феофан Затворник
Зигабен Евфимий мон.
Максим Исповедник (избранные места)
Зверев Петр свщмч. — Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям
Иерапольский Папий свт. — Истолкование Господних изречений
Кесарийский Андрей
Медиоланский Амвросий
Неокесарийский Григорий
Феодорит Кирский
Григорий Нисский
Палама Григорий
Пелусиот Исидор преп. — Толкование на некоторые места книги пророка Исаия
свщмч. Полянский Петр — Исследования на апостольские послания
Попович Иустин преп
Пьянков Палладий
Римский Ипполит
Ефрем Сирин
Тобольский Гермоген свщмч. — Толкование на Апокалипсис
Фессалоникийский Семион

Дроздов Филарет митр.
Архиепископ Аверкий (Таушев) (различные труды)
Барсов М. В. — Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса
Болгарский Иоанн экзарх — Шестоднев
Болотов В.В. — Валтасар и Дарий Мидянин — опыт решения экзегетической проблемы.
Глубоковский Н.Н.(различные труды, я бы советовал приобрести все тома)
Лузин Михаил еп. — Очерк истории толкования Библии
Кинешемский Василий свщмч. — Беседы на Евангелие от Марка
Гладков Б.И. — Толкование Евангелия (Его труды в свое время рекомендовал Иоанн Кронштадский)
Каменский Никанор археп. — Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
еп. Милеант Александр
Могилевский Евсевий археп.
Никанор еп. — Экзегетико-критическое исследование послания к евреям
Образцов П, прот. — Опыт толкования книги св. пророка Захарии (магистерская диссертация)
Тиров Ф. — Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам
Херасков Михаил прот. — Послания и Апокалипсис. истолковательное обозрение
Храповицкий Антоний митр. — Толкование на книгу пророка Михея
иерм. Ярошевский Георгий

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Святое Писание: самостоятельное изучение или толкование св. отцов?

Избранные мнения святого Иоанна Златоуста и древних отцов Церкви.

Святое Писание постижимо христианину только с помощью толкования Святых отцов или не грешно изучать его самостоятельно? И сегодня Церковь находится в поисках ответа на этот извечный вопрос. Полемику по этой проблеме в ХIХ веке вели, в частности, богословы РПЦ Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. В творениях Святых отцов могут высказываться разные, вплоть до противоположного мнения, касательно недогматических вопросов. По вопросу о чтении христианами Святого Писания рассуждает иерей Глеб Бобков.

Читать еще:  Гадания на новый год 1 января. Новогодние гадания и предсказания

​«Светилник ногам моим закон твой и свет стезям моим»

Псалтырь, псалом 118.

Началом сего хочу положить мнения Святых Отцов — Учителей Церкви. Из творений святого Иоанна Златоуста :

Постигшее нас охлаждение веры проистекает от того, что мы не читаем Писания во всей его полноте и выбираем из него то, что кажется нам более ясным и полезным, не обращая внимания на остальное. И сами ереси распространяются таким путем — когда не желают читать Писания целиком и полагают, что есть места важные и места второстепенные.

И мнение святого Антония Великого :

Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты». И он же: «Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою.

И слова святого Амбросия Медиоламского :

Мы говорим со Христом, когда молимся; мы слушаем Его, когда читаем Святое Писание.

Из вышеуказанного мы видим, что древние святые важнейшей частью жизни христианина, кроме молитвы и исполнения заповедей, видели и постоянное чтение Святого Писания.

А вот, например, мнение «синодального богослова» Игнатия Брянчанинова :

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением Святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний.

Правильно ли это мнение? Нужно ли оно нам? Или это всего лишь отголосок войн католиков с протестантами, результат католического разделения Церкви на учащую и учимую и протестантского мнения «Sola Scriptura»?

Известно, что Святая Церковь в действиях своих должна руководствоваться правилами. И доныне епископы при поставлении дают присягу в том, что будут исполнять правила Святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов и избранных правил Святых отцов. Круг церковного уставного чтения определяет в первую очередь 85 правило Святых апостол, и его дополняет 2 правило Шестого Вселенского Собора.

О толковании же Святого Писания Церковь имеет 19 правило Шестого Вселенского Собора , которое гласит: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

К кому обращено это правило? К Предстоятелям церквей, то есть епископам. Откуда это видно — из толкования Вальсамона : «Учителями церквей поставлены епископы. И потому правило говорит, что они имеют всякую необходимость учить подчиненных им людей и всегда, а еще более в воскресные дни, в которые обыкновенно все присутствуют в церкви, освобождаясь от дел рук своих. А учить, по определению правила, они должны не чему-нибудь далекому и не от себя, но тому самому, что предано Святыми отцами».

Читать еще:  Православный пост календарь постов на год. Календарь православных постов

То есть сие правило ограничивает «Светил и Учителей Церкви», то есть епископов, в свободе толкования Святого Писания. Ограничивает ли сие правило мирян и клириков в чтении Святого Писания? Очевидно, что поскольку оно обращено к предстоятелем церквей, то нет. Оно лишь устанавливает ориентиры исследования и толкования Святого Писания.

Другим естественным ограничением христианского чтения служит сама наша современная жизнь с её суетой и заботами. Очень многие люди сейчас замечают, что время сокращается и на все планируемые дела его просто не хватает. И тут частенько и у многих на вдумчивое, тщательное чтение Святых отцов времени просто не остается. И важно, чтобы люди, планируя свое время, искали и находили оное для чтения Святого Писания, и в первую очередь Евангелия.

Иоанн Златоуст говорит:

Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания. Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение.

И святой Исаак Сирин пишет:

Непрестанное изучение Писания — свет для души, потому что оно напоминает душе о том, чтобы остерегаться страстей, пребывать в любви к Богу и в чистоте молитвы, а также начертывает пред нами мирный путь по следам святых (Сл. 30).

Так что, видя столь многочисленные призывы Святых отцов к постоянному и непрестанному изучению Святого Писания, и первым из Святого Писания Евангелия, христианам надлежит прилежать ко чтению Писаний. И когда говорят, что Святое Писание сложно понять и оно нуждается в толковании, то и на сие мнение уже есть ответ у Иоанна Златоуста :

Впрочем, невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получили пользу и назидание. ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа. (Иоанн Златоуст, 44, 812-813).

И в толковании на Святое Евангелие от Матфея он же пишет такое мнение: «По-настоящему нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. “Той, — сказал он им, — воспомянет вам вся” (Иоан. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: “Завещаю вам завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом” (Иерем. 31, 31-34. Иоан. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца духу, если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже и то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?».

Читать еще:  Толкование евангелие от матфея глава 19. Библия онлайн

Суммируя все вышеизложенное, можно легко прийти к следующим выводам:

  • Для нашего спасения мы нуждаемся в чтении Святого Писания.
  • Из Святого Писания первейшим для чтения является Святое Евангелие.
  • Древние святые важнейшей частью жизни христианина, кроме молитвы и исполнения заповедей, видели и постоянное чтение Святого Писания.
  • Наше оскудение в вере и ереси проистекают оттого, что мы не читаем Писание во всей его полноте.

Заключением же приведу слова Амбросия Медиоламского :

О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим.

Можно ли читать Библию в интернете?

Христиане обязаны читать Священное Писание каждый день. Святое Евангелие и псалтирь – это словно пища для души, поэтому нельзя лишать её этого. Поскольку интернет всё больше внедряется в жизнь современного человека, многие читают Евангелие в интернете. Но уместно ли это, не считается ли грехом?

Зачем читать Библию

Библия – это священная книга, написанная святыми людьми. Они придумали эти тексты не сами, но по внушению Святого Духа. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов.

В Ветхий завет вошли книги древних пророков:

Они повествуют о сотворении мира, о том, как Бог беседовал с
избранными людьми, наставлял и вел свой народ в землю обетованную. Много здесь
пророчеств о пришествии Христа, Его крестной кончине и воскресении.

Новый завет содержит повествование о земной жизни Христа, деяний апостолов, посланий апостолов Петра, Павла, Иоанна Богослова .

Евангелий всего четыре:

Святые отцы советовали читать ежедневно псалтирь и Евангелие, хотя бы по главе. Псалтирь – книга духовных стихов, большинство из них написаны пророком и царём Давидом. Они содержат пророчества о Христе, воздыхания к Богу, славословия Господа.

Псалтирь, по свидетельствам святых, изгоняет из души страсти, нечистые помыслы, а чтение Евангелия наполняет душу Святым Духом. Поэтому нельзя пренебрегать этим важным занятием.

Библия и интернет

Поскольку многие сейчас активно пользуются интернетом, причём не с самыми полезными целями, то направить это занятие в нужное русло можно и нужно.

Протоиерей Андрей Ткачев, популярный сегодня среди православной молодежи, советовал тем, кто не может присутствовать на церковной службе по состоянию здоровья или иным причинам, смотреть прямую трансляцию служб в интернете. Также он говорил, что полезно посещать православные сайты и читать на них Евангелие и творения святых отцов. «Если душа прикипела к этому православному сайту, то это – хорошо!»

Следует вывод, что читать Библию в интернете можно. Особенно, если на сайте имеется русский перевод и комментарии святых отцов. Можно найти в интернете слова святого Феофана Затворника на ежедневные отрывки из Евангелия, которые читаются на службе.

Также имеются в интернете книги Четвероевангелия. Это – подробные комментарии святых отцов и пастырей на евангелие. Книга рекомендована в качестве учебного пособия в духовных семинариях.

На нашем сайте вы можете читать всю Библию с толкованием святых отцов .

Профессор А.И. Осипов — о чтении Священного Писания

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источники:

http://dishupravoslaviem.ru/tolkovanie-biblii-kakix-otcov-pochitat/
http://zen.yandex.ru/media/id/592d65e6e3cda8a0bf8d4cfc/5a719858e86a9ef26e59aa76
http://pravlife.ru/bibliya-online/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: