Библейский хам кто он. В чем грех Хама? И благословляет ли Господь работорговлю? Ной проклинает Ханаана

Грех хама

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим.
Быт. 9, 22

Едва ли, имея праведного и непорочного отца, Хам не знал заповеди Божией, которая гласит: почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). Заповедь не простая, а с обетованием: …чтобы продлились дни твои на земле. Моисей ещё не начертал её, но и до Моисея люди знали, что есть добро, а что – зло и что из них проистекает. Кому из нас, ныне живущих, не хочется, чтобы дни его продлились. Этого же хочет и Бог, иначе не дал бы, как говорят сейчас, стимула для её исполнения. Вы не найдёте в других заповедях обетования продлить наши дни.

Только через почитание родителей мы обретаем телесную крепость. И ведь люди хотят жить. Очень хотят. Чтобы продлить дни жизни, тратят большие средства. Учёные ищут эликсиры молодости, убивают нерождённых детей, чтобы воспользоваться их органами, – только бы жить. Как написано: «за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него» (Иов. 2, 4). И что же? Ничего не выходит. Сегодня вызывают удивление люди, прожившие до ста лет, хотя при домострое это никого не удивляло. Потому что было почитание родителей, да и вообще людей старшего возраста. Ныне идёшь по кладбищу и со многих памятников смотрят на тебя молодые лица. А в криминальных сводках можно видеть и слышать о насилии детей над стариками, своими родителями. Зарезать, задушить могут из-за выпивки, да и просто так. Примеров много, и все об этом знают. Даже в мусульманских странах, где почитание старших всегда было законом, постепенно оно ушло в ходе кровавых войн. Человеческая жизнь обесценилась в глазах самого человека. Забыто, что всякий человек – это образ и подобие Бога.

В молодости мне пришлось жить в Средней Азии. Работал монтажником на восстановлении разрушенного землетрясением Ташкента. Бывал в домах своих друзей-узбеков, видел отношение младших к старшим. Был у меня друг Бахадир, жил в старом городе, не разрушенном при землетрясении, – это район частных домов. Однажды, в выходной день, мы отправились в парк Победы, на озеро, искупаться. Только выехали на машине Бахадира из ворот, как впереди нас, из соседнего дома, появился старик на арбе. Бахадир остановил машину, мол, подождём, пусть проедет до угла. Ширина улицы позволяла объехать арбу, но друг объяснил, что у них не принято обгонять старших, это неуважение к старости. Мы поехали только тогда, когда арба соседа свернула за поворот. Мне это понравилось. Не знаю, как сейчас, но тогда это было нормальным делом.

Недавно меня посетили друзья, пожилая чета. Знакомы мы давно, но только по письмам, много они нам помогали, а встретились впервые. Ему восемьдесят пять, хоть и с палочкой, но пришёл. В разговоре он сказал: «Я очень почитал родителей». Дожил до глубокой старости, сохранив ум и здравость. А какая жизнь была тяжёлая! Высланный на Север, в шахте травмированный, но насколько немощен плотью, настолько бодр духом. Супруга ненамного моложе, но ум у неё светлый и рассуждения здравые. А главное – глубокая вера в Бога. Таких стариков сейчас можно увидеть только в Православной Церкви. Про них сказано: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14, 38). Действительно, в этих людях Дух Христов, этого нельзя не заметить. «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс. 91, 14-15).

Наших пастырей мы называем батюшками, т.е. отцами. Заповедь о почитании отца и матери относится и к ним. Ко всем без исключения. Почитание батюшки должно быть, как и почитание отца по плоти, каким бы он ни был. Не должно быть и такого, что «своего» батюшку почитаю, только на нём благодать. Прочих можно и похулить, и осудить, и даже не подходить под благословение.

Однажды ехал в поезде. Моё место на верхней полке, внизу – две пассажирки, едут, как и я, из Москвы. Достал книгу, читаю. Слышу разговор. Одна из подружек разложила на столике литературу, брошюры, рассказывает про Матрону Московскую, показывает книги. Хороший разговор, духовное общение происходит. Слава Богу. Читаю своё и слышу слова «наш батюшка». Заинтересовался. Из разговора понял, что эта соседка с книгами на приходе казначей и вообще фигура значительная, «особа, приближённая к батюшке». Бывает в его доме, много знает и видит то, что другим недоступно. Стали нотки осуждения проскакивать. Вначале по поводу матушки, затем – о детях священника, а потом и батюшке попало. Потихоньку женщина открывала наготу того, кого называет отцом, у кого берёт благословение. Слушаю внимательно, стало интересно, откуда она. Храм, говорит, ещё не построен, средств не хватает, пока в молитвенном доме службы проходят. Денег нет, мол, а матушка шубу купила – где взяла деньги? И много ещё чего было сказано, о чём не надо было говорить. Как до батюшки дошла очередь, я послушал-послушал, да сверху ей и говорю: «Я про ваши разговоры расскажу вашему батюшке, он вас с должности-то и снимет, да ещё епитимию наложит».

Видели бы вы, что с ней стало, вернее, с её лицом! Пришлось спуститься. Сошёл вниз, как Моисей с горы Синай, с Библией в руке, в которой и написаны заповеди. Среди них и о почитании отца и матери. Сразу успокоил женщину, сказал, что не знаю я их батюшку и припугнул для острастки, вразумления. Прочитал им про грех Хама и его последствия. Хорошо побеседовали, стали пить чай с московскими сладостями, расстались по-доброму, всё хорошо.

Читать еще:  Житие елизаветы федоровны романовой. Икона святой мученицы елизаветы

На своей верхней полке долго потом размышлял, вспоминал, сколько раз я сам грешил этим, сколько осуждал батюшек, сколько каялся и просил прощения. Наставляя соседку, более наставлял себя и видел в ней себя, прежде согрешавшего этим же самым.

Когда мы приходим в храм, нам всё там интересно, но более всего: а что там, за перегородкой, в алтаре происходит? Естественное желание приблизиться и заглянуть в эту таинственную область. Проходит время, батюшка нас заметил и приблизил. Поставил на клирос или дал иное послушание, поручение. Мы загорелись, нам хочется большего и побыстрее. Через какое-то время нам доверяют войти в алтарь, выйти со свечёй, разжечь кадило и подать во время службы батюшке, приложившись к руке. Благословляют на стихарь. Трепет и благоговение, радость и переживание – как бы не перепутать чего, угодить батюшке.

Проходит время, попривыкли – уже не та ревность, уже на прочих прихожан смотрим свысока. Становимся «особами приближёнными». Вместе с этим уходят трепет, благоговение и страх Божий, появляется небрежность в исполнении. Службы кажутся всё длинней. Мы ленимся, а диавол неутомим. Приходят мысли, что ничего-то тут особенного в алтаре нет, да и батюшку уже ближе знаю, такой же человек, как и другие. Замечаются недостатки в нём и его служении.

Дух осуждения допущен в сердце, свил гнездо и ищет выхода. Уста начинают источать отнюдь не миро, по слову: «язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3, 8). Если вовремя не исповедать грех осуждения, язык не удержать. Будешь открывать наготу того, кто тебе доверил труд в церкви, кто молится о тебе, и закончиться это может «кораблекрушением в вере». Апостол Павел предостерегает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12, 15).

Это не фантазии, а мой личный опыт. Давно уже по болезни за штатом. Весной и летом прошлого года Господь дал силы ездить на службу, бывало, в алтаре были вдвоём с батюшкой, кроме меня, пономарить было некому. Прежде привычное, обыденное дело уже не казалось обыденным. Было благоговение. Радостью и благодарностью к Богу наполнялось сердце: Господь дал ещё немного послужить у престола, разжечь и подать кадило, почитать записки или зажечь свечу. Молилось легко. Помнил о том, что завтрашний день в руках Господа, может быть, последний раз вошёл в алтарь, поклонился престолу. Молюсь о тех, кто сегодня несёт послушание в церкви, чтобы ценили эту возможность быть в труде Божием.

Господь вводит нас в Святая Святых по благодати, а не по заслугам, и надо быть верным в том малом, что нам доверяет батюшка. Помня слова Господа: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 23). В большом легче быть верным, чем в малом, там бодрствуешь, молишься, прежде чем что-то сделать. В малом же бывает лёгкость, дело привычное. Не думал Хам, что его поступок будет иметь такие последствия. Помни об этом, православный, нужно бодрствовать и молиться о наших пастырях, а не открывать наготу их, и без нас много есть охотников сделать это.

Ной и Хам

На протяжении многих веков библейская история о родовом проклятии, наложенном Ноем на своего внука, будоражила умы миллионов. Согласно Писанию, патриарх, испробовав вина, сильно опьянел и уснул нагим в своем шатре.

Хам, один из его сыновей, увидев отца в непристойном виде, поспешил рассказать об этом братьям. За этот поступок Ной проклял Ханаана — сына Хама…

Событие это произошло несколько тысячелетий до нашей эры. Так, кто же такие Ной, Хам и почему патриарх проклял своего внука, а не сына, самого виновника, и в чем заключался грех Хама — об этом и пойдет речь в нашей статье.

Ной — единственный праведник в своем поколении

Ной, неоднократно упоминаемый в Библии, принадлежал к десятому поколению ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Православная Церковь чтит его как Святого.

Праотец Ной, Византия, XIV в. Мастер: Мануил Панселин, местонахождение: Греция. Афон, Карея, Протат, церковь Успения Богородицы

Будучи единственным праведником и непорочным в своём поколении, Ной был спасён Господом от Всемирного потопа и избран для возрождения рода человеческого.

Всемирный потоп погубил человечество на земле, только Ной и его семья, по воле Божьей, были спасены

Согласно Библейскому Писанию, Бог, видя, как велико развращение и озлобленность людей, решил лишить жизни всякое существо на земле. Лишь Ною Он заранее сообщил о своём решении.

Господь повелел праведнику построить ковчег для спасения от Всемирного потопа его семьи и всех видов животных и птиц по паре от каждого вида,

«чтобы сохранить племя для всей земли».

Праотец с верою принял повеление Божие и высмеиваемый окружающими, начал строить ковчег.

Ной строил ковчег вместе с сыновьями в течении ста лет

К началу строительства праведнику было 500 лет и у него было три сына — старший, Сим, средний, Хам и младший, Иафет.

Ной поздно стал отцом. Долгое время являясь свидетелем грехопадения человечества и предвидя его гибель, он не хотел иметь детей и лишь по велению Господа вступил в брак.

Сыновья праведного Ноя — Сим, Хам, Иафет

По окончании строительства ковчега, Бог повелел Ною взойти на него, взяв с собой всех членов своей семьи, всех животных и птиц по паре, и пищи всякой.

Шестисот лет было праведнику, когда начался Всемирный потоп. В течении сорока дней и ночей лился дождь на землю — самые высокие горы были покрыты водой, уровень которой поднимался еще сто пятьдесят дней, уничтожив всех людей и животных. Спаслись лишь обитатели ковчега.

Всемирный потоп уничтожил почти все живое на земле, только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, остались живы

Читать еще:  Беседа христа с самарянкой. Самарянка под взглядом божиим

Согласно Писанию, после потопа на земле остался только один род — праведника Ноя. Господь благословил праотца и потомков его, и повелел им плодиться и размножаться, и не допускать кровопролития. На земле, очищенной водами, теперь должны были жить только благочестивые люди.

Ной, его сыновья — Сим, Хам и Иафет, стали родоначальниками всех последующих поколений. После потопа Ной прожил еще триста пятьдесят лет, до девятьсот пятидесяти лет. Он был последний, достигший такой глубокой старости.

Хам средний сын Ноя, брат Сима и Иафета

В Библии сказано:

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет».

Родился средний сын патриарха за 100 лет до Всемирного Потопа, когда его отцу было уже почти 500 лет.

Как и все выжившие, он ступил с ковчега на склонах горы Арарат и долгое время жил в земле Сеннаар. Жена его Юга (Неелатамек) родила ему четверых сыновей Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

Хама называют родоначальником четырех рас, которые произошли от его сыновей и населили области южной Азии и верховьев Нила.

Египтяне, эфиоповцы, ливийцы, сомалийцы и вся негроидная раса произошли от него, и называют их Хамитами. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи так же являются его потомками.

По библейскому повествованию, Хам повёл себя постыдным образом по отношению к своему отцу, за что Ной проклял его младшего сына Ханааана.

Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии

Согласно Библии первым, что сделал Ной, выйдя из ковчега, принес благодарственную жертву Богу. Это было жертвоприношение животных всесожжением.

Ной приносит жертвоприношения Господу, в благодарность за спасение

Тогда же Господь благословил праведника и его семью, и заключил с ним Завет. Он завещал им плодиться и наполнить землю, а также никогда не допускать кровопролития.

Символом завета была радуга, ставшая своего рода гарантией того, что люди не будут более истреблены водой с земли. С тех пор она служит вечным напоминанием человеку о данном обещании Божьем.

Выйдя из Ковчега, Ной принялся возделывать землю, насадил виноградники и изобрёл искусство приготовления вина. Однажды, сильно опьянённый вином, он уснул обнажённым в своём в шатре.

Хам, случайно увидевший наготу отца, оставил его в таком виде и смеясь, поспешил рассказать об увиденном братьям.

Те, в свою очередь, проявили глубокое почтение к своему родителю — накинув на плечи одежду, они зашли со спины, так, чтобы не видеть наготы отца и накрыли его.

Сим и Иафет, отвернув лица, вошли в шатер и прикрыли отца

Ной, узнав о проявленном неуважение со стороны Хама, проклял и обрёл на рабство его сына — Ханаана и потомков его, сказав, что те станут рабами Сима и Иафета.

Ной проклинает Ханаана за непристойный поступок его отца — Хама

Других же сыновей — Сима и Иафета он благословил, за оказанное уважение родителю.

Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт. 9.24-25)

Ханаан сын Хама

На протяжении долгих веков эта библейская история о проклятие вызывала множество споров. В чем заключается грех Хама? Почему Ной проклял Ханаана, а не своего сына?

Иоанн Златоуст предполагает, что праведник, отец Хама, не мог нарушить проклятием благословение, данное Господом ему и его семье. Но все же наказать сына за непристойность поступка было необходимо.

Больше всех воплотив в себе типичные черты своего отца Ханаан был особенно дорог и близок для него. Тем самым, именно прокляв сына Хама, патриарх нанес ему наиболее сильное наказание. В этом и заключалось отеческое проклятие Хама.

Говоря об опьянении праотца Иоанн Златоуст отмечает, что Библия «дает ему полное извинение». По его словам, праведник не знал какой вред может принести ему употребление вина.

Блаженный Феодорит также в этом видит справедливое воздаяние Хаму. Согрешив против отца, он получил наказание через проклятие своего сына.

Другие же, ссылаясь на сказанное в Писание: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его», предполагают, что под «меньшим сыном» имеется ввиду внук Ноя Ханаан, самый младший из всех его внуков.

Поскольку известно, что Хам был средним сыном праведника, рожденным после Сима, а Иафет — младший брат Хама.

Именно Ханаан первым увидел непристойное положение праведного старца. Смеясь он указал на него своему отцу, который, в свою очередь вместо того чтобы укрыть наготу его, тем самым оказав родителю должное уважение, поспешил рассказать все братьям.

Сторонники этого мнения полагают, что Ханаан, совершивший зло, был проклят не за отца своего, а за свой проступок. Хотя не считают наказание полностью справедливым, ведь Ханаан был ещё в юном возрасте.

Имя Хам — нарицательное, производное от него — понятие «хамство»

Происхождение слова «хам» связано с именем библейского персонажа, Хама — среднего из трех сыновей праведного Ноя.

Однако, с течением времени, его значение постепенно менялось, превратившись в слово, означающее такие негативные качества, как наглость, грубость, глубокое неуважение к ближнему.

Согласно Писанию, библейский Хам увидел своего отца спящим в своем шатре обнаженным. Вместо того чтобы оказать должное ему уважение — прикрыть наготу отца, он поспешил рассказать об этом своим братьям.

Испорченная натура Хама усматривается в его поступке: не смутившись увиденного и ничего не предприняв, он поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.

При этом он испытал злобную радость в унижении родителя, гордость, утешающуюся падением другого.

Неуважение к родителю со стороны Хама навлекла не только проклятие на его сына Ханаана и его потомков, но и сделала его имя нарицательным.

Долгое время хамство считалось характерной чертой низших сословий. В словаре Владимира Даля «хамуга» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Со временем значение слова постепенно изменялось и стало означать своеобразную характеристику модели поведения человека — невоспитанного, наглого, грубого.

2 пословицы о хамстве:

  1. «По бороде Авраам, а по делам — Хам».
  2. «Из хама не будет пана».
Читать еще:  Дочь выходит замуж с чего начинать. Поздравление мамы на свадьбе дочери

В современном мире, поступить по-хамски, значит повести себя неучтиво, бесстыдно, в самой резкой форме, по отношению к другому человеку.

Данное значение для слова «хам» характерно для многих языков мира.

Проклятие Ханаана: почему Ной проклял сына Хама?

Проклятие Ханаана описывается в Библии, в книге Бытие. Почему Ной проклял сына Хама? И есть ли в Библии идея о том, что хананеи имели черную кожу из-за того, что Бог проклял их? Говорит ли проклятие Ноя об оправдании рабства в Библии?

Проклятие Ханаана в книге Бытие

В девятой главе книги Бытие мы находим историю о проклятии Ноя, на которую вы ссылаетесь, давайте её прочтем:

«Ной стал земледельцем и посадил виноградник. Он сделал вино, выпил его и, опьянев, лежал обнажённый в шатре. Хам, отец Ханаана, посмотрел на обнажённого отца, вышел из шатра и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет взяли плащ, накинули его себе на плечи и, пятясь задом, вошли в шатёр. Они прикрыли отца плащом и не видели его обнажённым. От вина Ной уснул, а проснувшись, узнал о том, как поступил с ним его младший сын Хам. Ной сказал: «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет последним из рабов своих братьев!» И ещё он сказал: «Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима! Пусть Бог даст больше земли Иафету; пусть Бог обитает в шатрах Сима; и пусть Ханаан будет их рабом!» (Бытие 9:20-27)

Ной посадил виноградник, к сожалению потом он напился и уснул. Хам, отец Ханаана, увидел его наготу и рассказал своим братьям об этом, сам при этом не предприняв никаких действий. Его братья оказались более чувствительны к своему отцу и накрыли его плащом, даже не взглянув на него. По этой причине это называют «проклятие Ханаана « : «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет последним из рабов своих братьев!» И ещё он сказал: «Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима! Пусть Бог даст больше земли Иафету; пусть Бог обитает в шатрах Сима; и пусть Ханаан будет их рабом!»

Ханаан стал отцом хеттов, иевусеев, аморреев и т.д. Пророчество Ноя исполнилось, когда сыны Хама — хананеи, были побеждены израильской нацией, сынами Сима под руководством Иисуса Навина. Те, что не были убиты в боях, стали рабами и слугами для израильтян. Урок этой истории заключается в том, что для нас должны иметь огромное значение любовь, уважение и забота по отношению к нашим отцам.

Проклятие Ноя и цвет кожи хананеев

Позвольте мне теперь ответить на часть вопроса о проклятии Ханаана и возможной связи с черным цветом кожи. К сожалению, некоторые экстремистские и расистские группы используют этот отрывок из книги Бытие для того, чтобы поддержать свою расистскую идею. Они говорят, что этот отрывок поддерживает идею рабства. Нигде в Библии не говорится о том, что сыны Ханаана будут темнокожими. Библия нигде и никогда не ассоциирует черную кожу со злом, так что на вашем месте я бы скептически отнесся к тому источнику информации, где вы нашли эту идею.

Кстати, книга Мормона тоже особым образом ассоциирует черную кожу с проклятием от Бога. Может быть даже, именно книга Мормона стала первоисточником этой расисткой идеи. Это одна из сотен причин для того, чтобы полностью отрицать книгу Мормона, несмотря на то, что сами мормоны считают её словом Божьим. Еще раз — на вашем месте я бы держался подальше от идеи ассоциации черной кожи с проклятием от Бога.

Рабство в Библии

Теперь к части вопроса о рабстве. Есть целый ряд вещей, которые Бог хоть и позволял во время действия Закона Моисея, но которые Он явно не одобрял. Иисус Христос дает самый очевидный пример в Евангелии от Матфея 19:8.

И сказал Он им: «Из-за вашей закостенелости Моисей разрешил вам разводиться с жёнами, но не так было вначале. (Евангелие от Матфея 19:8)

Он говорит, что Моисей (и косвенно в контексте Бог) позволил разводиться из-за их жестких сердец. Здесь Иисус дает понять, что это не было желанием Бога. Он проходит весь путь обратно в книге Бытие, вторую главу, где написано желание Бога с самого начала, чтобы один мужчина женился на одной женщине на всю жизнь. Иисус завершил эту мысль в Евангелии от Матфея 19 главе, описывая то, чего Бог желает от тех, кто следует за Иисусом.

На моем сайте я писал несколько раз, что убежден, что тот же самый принцип применим и к рабству. Я не знаю ни одного христианина, который верит в то, что Бог одобряет рабство, несмотря на то, что Он позволял существовать рабству в мире, особенно в греческом и римском мирах, в которых родилась церковь. По этой причине, в Ветхом и Новом Завете, Он пытается создать условия для тех, кто оказался в этой ужасной ситуации, настолько гуманными, насколько это возможно. Это видно из всех отрывков по этой теме в Ветхом Завете.

Отрывки Нового Завета включают Колоссянам 4:1 и Послание Филимону, где Павел говорит, что христианин, который владеет рабом, должен освободить его. Во втором веке церковные лидеры наставляли членов освобождать рабов. Они потратили огромные суммы, пытаясь закрыть этот институт. В конце концов, именно христианское влияние привело рабство к концу.

Проклятие Ханаана Ноем не может быть использовано для оправдания рабства! Ной говорит своему сыну: «Проклят Ханаан! Раб рабов будет он у братьев своих». Это не одобрение рабства, а пророчество о том, что произойдет в Будущем. Ибо Бог, предсказывая, что люди будут делать плохие вещи друг другу, не повелевал им делать это. Конечно, тон этого отрывка явно «против», а не «за» рабство.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

  • Подписаться на новости

Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн

Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.

Источники:

http://pravoslavie.ru/38113.html
http://hranitel.club/585-noj-i-ham
http://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/hanaan-za-chto-byl-proklyat-vnuk-noya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×