Беседы с мудрецами плутарх. Жизнь страшно интересная

МУДРЫЕ МЫСЛИ (МудМыс)

Апрель 15, 2014

Плутарх

Остроумные шутки, лаконичные афоризмы, красивые цитаты, яркие изречения, интересные высказывания, мудрые мысли, советы, притчи, стихотворные крылатые фразы мудрецов всех времен на сайте “МУДРЫЕ МЫСЛИ”

Плутарх из Херонеи (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий философ.

Мудрые мысли Плутарха

“Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.”

“Победившие спят слаще побежденных.”

“Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.”

*
“Злоречивый язык выдает безрассудного.”

“Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.”

*
“Те, что жадны на похвалу, бедны заслугами.”

*
“Предатели предают прежде всего себя самих.”

*
“Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.”

“Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит.”

*
“Желание мешает нам пользоваться тем, что мы имеем.”

“Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.”

*
“Характер есть не что иное, как долговременный навык.”

*
“Истина дела, раз оно правильно изложено, несокрушима.”

“Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.”

*
“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.”

*
“Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.”

*
“Движение — кладовая жизни.”

*
“Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.”

*
“Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.”

“Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.”

*
“Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.”

*
“Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.”

*
“Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.”

*
“Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.”

*
“Если осёл тебя лягнул, не отвечай ему тем же.”

*
“Научись слушать — и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.”

“Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.”

*
“Не обидна насмешка, если она в какой-то мере относится и к самому говорящему.”

“Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, — они скрыты тонкими и лощеными оборотами.”

*
“Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять – одно и то же.”

*
“Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.”

*
“Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.”

“Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.”

“Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.”

*
“Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.”

*
“Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень.”

*
“Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.”

“В браке большее благо любить, чем быть любимым.”

*
“Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.”

*
“Как вороны налетают, чтобы, обсев, выклевать очи мертвых, так и льстец богатство неразумных растаскивает.”

*
“Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.”

“Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный.”

*
“Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, — они скрыты тонкими и лощеными оборотами.”

“Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.”

*
“Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.”

*
“Не должно никогда ничего уничтожать, не будучи уверенным в возможности заменить уничтожаемое столь же выгодно.”

“Сон — это малая мистерия смерти, сон есть первое посвящение в смерть.”

*
“Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.”

*
“Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.”

*
“Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.”

“Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.”

*
“Ученость – единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.”

*
“Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.”

*
“Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца. Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?”

*
“Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.”

*
“Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.”

“Суть воспитания не приобретение, но употребление книг.”

Читать еще:  Празднуют ли пасху в китае. Китайская пасха

*
“У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.”

“Зависть – это сожаление о чужом благе.”

*
“Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, — и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.”

“Или как можно короче, или как можно приятнее.”

*
“Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.”

“Если заглянуть в будущее, ничто в настоящем не может считаться ни великим, ни малым.”

*
“Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.”

“Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.”

*
“Порядочная женщина даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.”

“Смелость — начало победы.”

*
“Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.”

“Выбирай лучшее, а привычка сделает его и приятным.”

“Чтобы почувствовать цену того, чем вы владеете, представьте себе, что вы потеряли это.”

Плутарх – Застольные беседы

Плутарх – Застольные беседы краткое содержание

В настоящем издании представлены «Застольные беседы» Плутарха, где в девяти книгах даются его непринужденные рассуждения о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о числе муз, о видах танцев и т. д, причем все они переплетаются с обильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков.

Застольные беседы – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Есть, Сосий Сенекион, такая поговорка: «За винной чашей не терплю я мнамона»[1]. Некоторые полагают, что это сказано против правоблюстителей как грубых и неприятных участников пирушки: ибо, как известно, сицилийские дорийцы называли правоблюстителя мнамоном. Другие же думают, что поговорка велит забывать, что говорят и как ведут себя твои сотоварищи за винной чашей: потому-то отеческие заветы и посвящают Дионису забвение и ферулу[2] — знак того, что надо либо ничего не вспоминать из допущенных кем-нибудь за вином нарушений благочиния, либо ограничиться самым легким наставительным воздействием[3]. Но ты и сам понимаешь, что если забвение дурного уже Еврипид признал делом мудрости[4], то забывать огулом все, что говорилось за вином, не только противоречит дружескому сближению участников застолья, но отвергается примером знаменитейших философов — Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Спевсиппа, Эпикура, Притана, Иеронима, Диона Академика: все они сочли достойным труда записать речи, которые велись в симпосиях. Ты высказал мнение, что и нам следует собрать все заслуживающее этого из наших собеседований, происходивших и у вас в Риме и у нас в Греции за обеденным столом и за кубком. Взявшись за это, я уже послал тебе три книги, каждая из которых содержит десять вопросов; скоро пошлю и остальные, если ты найдешь посланное не совсем чуждым достоинству Муз и Диониса.

Надо ли философствовать за вином

Участники беседы: Аристон, Плутарх, Кратон, Сосий Сенекион

1. На первом месте у нас стоит вопрос о философствовании за вином. Ты ведь помнишь, что в Афинах у нас как-то после обеда возник разговор о том, уместно ли, и в какой мере, за вином вести философские речи. Присутствовавший тогда Аристон воскликнул: «Ради богов, неужели есть люди, которые не уделяют философам место за пиршественным столом?» «Есть, друг мой», — ответил я, — и они еще высокомерно подшучивают, говоря, что философии, как матери семейства, не подобает выступать с застольными речами и что персы правы[5], развлекаясь вином и плясками в обществе наложниц, а не жен. Так, полагают они, надлежит действовать и нам, привлекая к симпосию музыку и поэзию, но не тревожа философию, ибо и ей неуместно принимать участие в пиршественном веселье, и мы в этой обстановке не настроены соответствующим образом. Ведь и софист Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, не нашел ничего больше, как следующее: «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен»».

2. Тут громко вмешался Кратон: «Клянусь Дионисам, Исократ прекрасно обосновал свой отказ, ведь иначе он развернул бы такие периоды, что разогнал бы из этого симпосия всех Харит[6]. Но не одно и то же, исключать ли из симпосия риторику или исключать философию. У философии иное положение: ей, как учительнице жизни[7], подобает не чуждаться ни игры, ни какого-либо отрадного развлечения, но во все вносить меру и своевременность: иначе нам пришлось бы преградить доступ к застолью так же и благоразумию и справедливости, наглядно показывая тем самым нелепость высокомерного пренебрежения к философии. Итак, если бы нам довелось, уподобляясь гостеприимцам Ореста[8], молча есть и пить в законодательном собрании[9], то наша необщительность имела бы некоторое оправдание, вытекающее из обстановки; но если Дионис подлинно Лиэй-освободптель[10], и прежде всего отрешает от уз языки, предоставляя речам полную свободу, то было бы, полагаю, грубым неразумием именно там, где господствует свободоречие, лишиться наиболее необходимых речей. Ведь в философских рассуждениях мы разбираем и вопросы, касающиеся симпосиев, — какими качествами должны обладать их участники, каковы правила поведения за вином: как же нам из самих симпосиев устранять философию, будто бы она была неспособна подтвердить на деле то, чему она учит на словах».

Читать еще:  Журнал русская семерка. Русская семёрка

3, На это ты заметил, что нет оснований возражать Кратону, но следует установить характер и направление философствования за вином, чтобы избегнуть той не лишенной остроумия насмешки, которую навлекают на себя спорщики, изощряющиеся в софистике:

Ныне спешите обедать, а там и к сраженью приступим[11]. —

и призвал нас к обсуждению этих вопросов. Я высказал то мнение, что прежде всего надо учесть, каковы сами участники пиршества: если среди них большинство — люди ученые, Сократы, Федры, Павсании, Эриксимахи, как у Агатона, или Хармиды, Антисфены, Гермогены, как у Каллпя, или другие, не уступающие этим, то мы предоставим им философствовать за кубком, сочетая Диониса с Музами в той же мере, что и с Нимфами:[12] ведь эти делают его милостивым и кротким для тела, а те — поистине отрадным и благодатным для души. Если даже в пиршестве участвует и несколько людей неученых, то и они среди большинства образованных, подобно согласным буквам в окружении гласных, приобщатся к некоему не совсем нечленораздельному звучанию и пониманию. Но если соберется множество таких людей, которым пение любой птицы, звучание любой струны, стук любой доски[13] приемлемее, чем голос философа, то в этих условиях надо последовать примеру Писистрата: когда у него возникли раздоры с сыновьями и он узнал, что его недруги злорадствуют по этому поводу, то, созвав народное собрание, объявил, что хотел образумить сыновей, но видя, что они упорствуют, готов сам им уступить и последовать их требованиям[14]. Вот так и философ в обществе собутыльников, для которых его речи недоступны, перестроится и снисходительно примет их времяпрепровождение, насколько оно не выходит из пределов благопристойности, понимая, что риторствуют люди в речах, а философствовать могут и в молчании, и в игре, и даже — Зевс свидетель — в насмешках, как направленных в других, так и метящих в них самих. Ведь если, как говорит Платон, «величайшая несправедливость — не будучи справедливым, казаться таким»[15], то, с другой стороны, высшая мудрость — философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели[16]. Подобно тому как у Еврипида менады без щита и меча ударами легких тирсов ранят нападающих на них[17], так шутливые насмешки истинных философов глубоко затрагивают тех, кто не вовсе неуязвим, и производят на них то или иное необходимое воздействие. 4. Есть, полагаю я, и некий род рассказов, подходящих для симпосия: один дает история, другие можно почерпнуть в повседневной действительности. Многие из них содержат примеры, располагающие к философии, многие — к благочестию; они пробуждают ревность к мужественным и великодушным деяниям, к благородству и человечности. Кто, ненавязчиво используя эти рассказы, воспитывает пирующих, тот намного сократит дурную сторону опьянения. А вот те, кто по примеру гомеровской Елены[18], которая приправляет вино чудесным зельем, примешивает к вину буглоссу и окропляет пол настоем вербены и адианта, чтобы сообщить пирующим благодушие и дружелюбное настроение, упускают из виду, что это сказание, пройдя длинный путь из Египта, завершилось пристойными и подобающими обстановке речами: Елена рассказывает угощаемым об Одиссее, что он,

Беседы с мудрецами Плутарх

Сегодня наш медиум вызвал дух знаменитого греческого писателя, философа, историка и общественного деятеля Плутарха (45 – 127г.г.) и вступил с ним в беседу:

Плутарх: “Или как можно короче, или как можно приятнее”.

М. – Уважаемый Учитель, Вы прожили большую и славную жизнь: избирались архонтом – правителем Херонеи; были верховным жрецом храма Аполлона Пифийского в Дельфах. Ваши «Сравнительные жизнеописания» считаются вершиной античного биографического жанра. Кроме того, в Ваше наследие входит множество сочинений по самым различным отраслям знаний. Кто, как не Вы, знаете, какое благо главное для человека на его нелегком жизненном пути?

П. – Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. Слава желательна, но непостоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями.
Образование – единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.

М. – А величайшее достижение разума – это мудрость. В чем она проявляется?

П. – Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим, и шуткой достигать серьезной цели.

М. – Опыт показывает, что не всегда даже образованный человек обладает чувством юмора и
умеет правильно пользоваться этими «основными достояниями человеческой природы – разумом и речью».

П. – Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

М. – То есть в разговорах с людьми чаще помалкивать?

П. – Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.

М. – Это верно. Как говорится, «молчание – золото». А Ваш соотечественник Пифагор говорил: «Молчи или говори что-нибудь получше молчания». Так что слушать, безусловно, предпочтительней. Но иногда собеседник настолько косноязычен и болтлив, что теряешь всякое терпение.

П. – Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

М. – Вы правы. А как, по-вашему, следует говорить хорошо?

П. – Или как можно короче, или как можно приятнее.

М. – Что можно сказать о человеке, который даже в дружеском общении не может удержаться, чтобы как-нибудь не уколоть, не уязвить приятеля?

П. – Злоречивый язык выдает безрассудного.

М. – Разумный человек умеет владеть собой и не станет обижать ближних без причины, как Вы считаете?

П. – Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.

М. – А если собеседник норовит перевести беседу в ссору и, якобы без злого умысла, говорит что-то оскорбительное, унижающее Ваше достоинство, как лучше ответить, не теряя лица?

П. – Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

Читать еще:  В каком году будет год тигра таблица. Тигр знак зодиака

М. – Спасибо за совет. А чем отличается речь умного человека от прочих собеседников?

П. – Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

М. – Вы считаете болтливость серьезным недостатком?

П. – Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – и становится навязчивым, хочет вызвать удивление – и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.

М. – Да, видимо, надо следить за собой, чтобы избегать подобных неприятностей. Но как быть, если тебя расспрашивают о чем-то?

П. – Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

М. – Да, чувство меры – это главное. Как писал английский философ Т. Карлейль, «если человек знает меру, он знает все». Но ведь соблюдать ее непросто – все зависит от характера.
П. – Характер есть не что иное, как долговременный навык.

М. – Вы хотите сказать, что мы сами создаем свой характер, потакая дурным привычкам, или, наоборот, освобождаясь от недостатков? Однако, как бы мы ни старались, а нет людей вполне совершенных.

П. – Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.

М. – Смотря какие пороки! Самое страшное, когда сталкиваешься с предательством тех, кого считаешь друзьями.

П. – Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять – одно и то же.

М. – Мне непонятно, как можно из-за каких-то денег или других благ потерять самое дорогое на свете – истинную дружбу.

П. – Предатели предают прежде всего себя самих.

М. – Это правда. Но тяжело одновременно пережить потерю друзей и доверия к людям!

П. – Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.

М. – А как Вы относитесь к друзьям, не имеющим своего мнения и во всем полагающимся на Вас?

П. – Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.

М. – Действительно, дружба – это прежде всего равенство и взаимная поддержка во всех делах.

П. – Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.

М. – Конечно, кто еще может помочь человеку, если не друзья. Но есть еще семья. Хорошо, если в ней можно обрести поддержку в трудные времена. А для этого надо сделать правильный выбор. Какой совет Вы дали бы молодому человеку, думающему о вступлении в брак?

П. – Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.

М. – А что Вы посоветовали бы молодой девушке, вступающей в брак?

П. – Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

М. – Какой брак Вы считаете удачным?

П. –Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.

М. – С этим трудно не согласиться. Однако как бы удачно ни складывались обстоятельства, со временем человек стареет, и подступают болезни. Вы прожили долгую жизнь и, наверное, знаете, как сохранить здоровье в преклонном возрасте.

П. – Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

М. – Значит, как можно больше двигаться?

П. – Движение – кладовая жизни.

М. – Кроме того, Вы предпочитали вегетарианство?

П. – Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

М. – А что Вы скажете об алкоголе?

П. – Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

М. – Можно ли полагаться на достижения медицины, направленные на продление жизни?

П. – Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.

М. – Добавлю, к тому же дороже. Но не будем о грустном. В настоящее время считается, что интеллектуальные занятия необходимы для продления жизни.

П. – Непрестанно учась, к старости я прихожу.

М. – То есть Вы почти две тысячи лет назад знали то, к чему ученые пришли сегодня. Это удивительно!
В заключение нашей беседы скажите нам, далеким потомкам, что такое жизнь человека?

П. – Жизнь есть последовательность человеческих дел, большая часть которых имеет предметом добывание и приготовление пищи.

М. – Ну, понятно: без пищи жить невозможно.

П. – Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.

М. – Конечно. Как говорил Ваш соотечественник Гиппократ, «ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы». Но такой мудрый человек, как Вы, это знаете и не злоупотребляете.

П. – Я живу в маленьком городке, и, чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь жить в нем и дальше.

На этой оптимистической ноте мы расстались, поблагодарив великого человека за беседу…

Источники:

http://xn--b1aaakb4bocmmo5m.xn--p1ai/?page_id=963
http://libking.ru/books/antique-/antique-ant/321483-plutarh-zastolnye-besedy.html
http://www.proza.ru/2016/03/14/1879

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: