Беседы с батюшкой. Отпуск во время поста

Как совместить отпуск и пост? Ответы священников

Не привести детей к отторжению поста

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве:

Протоиерей Александр Ильяшенко

Это непростой вопрос – как совместить свой отпуск с ритмом церковного календаря. Конечно, Господь любой шаг, любое самоограничение из послушания матери-Церкви зачтет, примет во внимание и ниспошлет свои благодатные дары, которые, возможно, человек примет и осознает не сразу.

В любом случае, это самоограничение – осознанное решение взрослого человека. Другое дело – ребенок, которому очень трудно что-то объяснить, когда он на отдыхе, когда только-только закончились уроки в школе и наступили долгожданные каникулы. Одно дело, если он находится, например, в православном лагере. Там, конечно, проще, там – церковная дисциплина. Но и там многие священники благословляют мальчишек и девчонок вкушать молочную пищу: детям нужно накапливать силы после напряженного учебного года.

Если дети отдыхают в санатории, в отеле, где много всего вкусного, нужно искать разумный компромисс, не запрещая все подряд, в чем-то ребеночка ограничивая. Пусть он, например, лишнюю конфету не съест.

А если ребенок, который растет, который набегается, накупается за день на отдыхе и будет все время слышать: «Это не ешь, того не ешь», у него может возникнуть реакция отторжения к этим запретам и к самому посту.

Здесь легко впасть в крайности. Лучше взять большую часть на себя и внутренне решить: «Ладно, ребенок, ешь вкусный бутерброд, а я за тебя лишний поклон положу». Пусть ребенок будет бодрым, веселым, получает радость от жизни. Не нужно загонять его в угол строгими запретами, чтобы когда он вырастет, он не сказал: «Спасибо, родители, я уже напостился на всю оставшуюся жизнь вперед, теперь пущусь во все тяжкие». Упустить человека гораздо страшнее, чем если он ребенком съест котлетку в пост.

Так что нужно попытаться найти здравую середину. Лето есть лето, отдых есть отдых, путешествие есть путешествие.

Всем известно, что пост для тех, кто находится в дороге, ослабляется. Пользуясь этим, можно смысл поста свести к нулю и это будет не совсем правильно: это расхолаживает и потом труднее будет вернуться к напряженной церковной жизни.

Важнее, чем строго ограничивать себя в пище, поставить перед собой духовные задачи. Например, неукоснительно исполнять молитвенное правило. Может быть, его стоит увеличить именно потому, что ты не в состоянии по всей строгости следовать всем ограничениям в пище.

Цель любого духовного усилия – движение к Богу. Не можешь по всей строгости соблюдать пост? Умножь свои духовные усилия, но только чтобы это не было халтурой.

Ограничение в пище в пост тем и хорошо, что это усилие нам легко контролировать. А старательность в молитве, например, самому в себе контролировать гораздо труднее. И вот здесь нужно быть к себе по-настоящему строгим, чтобы твой пост оказался постом. Любое усилие должно быть регулярным. Не так, что вот сегодня прочитал молитвенное правило полностью и решил, что отчитался на весь пост. Самое главное – постоянство.

Но проблема, как и Петров пост провести, и летом отдохнуть – есть, и она разрешается непросто. Сербский Патриарх Павел, который был мудрейшим человеком, который жил по-настоящему духовной жизнью, считал, что на Всеправославный Собор нужно вынести вопрос о сокращении Петровского поста. Исторически он возник сравнительно поздно, и со временем его продолжительность увеличивалась. Патриарх Павел предлагал вернуться к тому, каким этот пост был в самом начале. А для монашествующих и живущих в монастырях – оставить современную практику.

И если продолжительность поста будет неделя, эту неделю в любом отпуске можно вполне достаточно строго попоститься. А если отправляешься в монастырь, то постись здесь по всей строгости.

Мне кажется, это было бы интересным решением. Нужно дождаться решения авторитетного Всеправославного Собора.

Не пускать на самотек

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Петров пост очень мягкий: мирянам можно есть рыбу кроме среды и пятницу. Это, конечно, не совсем по уставу, но большинство придерживаются такой практики. Думаю, это максимально упрощает задачу.

Протоиерей Игорь Гагарин

Так что для тех, кто находится в таких условиях, что может все-таки выбирать пищу, я советую постараться, насколько возможно, все-таки соблюдать пост. Если это не создаст ни себе и никому другому вокруг проблем. А если это окажется невозможным – восполнить какой-то духовной работой. Больше читать и молиться.

Для тех, кто находится на таком отдыхе, где уже предлагается определенная пища, надо есть, что дают.

Но пост, как известно – не только ограничения в пище. Так что если человек не может соблюдать эти ограничения, можно, повторю, компенсировать – чтением молитв, Евангелия, святоотеческой литературы.

Читать еще:  Собака принесла лапку зайца что значит. Талисман заячья лапка

Мне кажется, что это вопрос во многом индивидуальный и его хорошо бы обсуждать с духовником. Я вот, например, предлагаю в таких случаях читать в день по лишней главе Евангелия. Или по одной кафизме. Чтобы дать конкретный совет, я должен знать того, кому советую.

Есть люди, которые так устроены, что они где угодно будут соблюдать пост, потому что просто не могут иначе. Им в пост кусок в горло не полезет, если этот кусок скоромный.

А есть люди, которые не могут находиться где-то на отдыхе и все время думать, что вот это можно, а вот это нельзя. Это просто отравит им весь отдых. Посоветовать же им не ездить на отдых во время поста я тоже не могу. Не все от нас зависит. В том числе и график отпусков, и путевки в санаторий и многое другое.

Бывает, что человек, окунувшись в заслуженную праздность на отпуске, забрасывает все, перестает даже делать то, что можно бы делать: читать, например, молитвенное правило. Но так, пустив все на самотек, можно многое потерять в себе. Наоборот, во время отпуска (даже не важно, в пост он пришелся или нет) важно не потакать своей лености и выполнять то, что положили себе за правило.

Не сбиться с режима

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников российских на Полигоне в Бутово (Москва):

Протоиерей Кирилл Каледа

Петровский пост не такой строгий, как Великий или Успенский посты, и в определенные дни даже монастырским уставом разрешается вкушение рыбы. Но, вместе с тем, Петровский пост всегда был достаточно сложен для исполнения. Потому что в не такие уж и давние времена на Петров пост приходилась тяжелая работа – косьба. Это сейчас мы можем есть разные овощи, привезенные из южных стран. Раньше свежих овощей в это время не было. Даже грибов, которыми можно украсить стол Успенского поста.

Сейчас сложность в том, что у многих на время этого поста выпадают дни отпуска.

Есть правило Устава о том, что люди, находящиеся в дороге, могут ослабить себе пост. Ссылаясь на это можно, наверное, сделать послабление. Но нужно помнить, что пост есть пост, и без самоограничений нельзя. Ограничения могут быть разными в каждой ситуации.

Если кто-то, например, едет в деревню и хочет напоить своих детей настоящим молоком, что в другое время о сделать проблематично, то, наверное, здесь нужно поступать разумно.

Этот Петров пост начался с памяти новомучеников, в частности, в первый день поста, в понедельник, совершается память священномученика Михаила Маркова. Новомученники всегда к посту относились внимательно.

Меня удивило и потрясло, что священноисповедник Афанасий (Сахаров), который более 30 лет провел в тюрьмах и лагерях, за все эти годы только три раза нарушил устав о постной пище. Очень сильный пример всем нам, что даже в такой ситуации это возможно.

А дальше каждый решает, как быть в меру своего духовного роста.

Да, лето – время отпусков. И если человек приехал куда-то – в санаторий, на курорт и ему там дают только определенную пищу – ну что делать, пусть ест ее. Если есть возможность выбрать – пусть выберет что-то попроще. Думаю, в большинстве случаев такая возможность есть.

Понятно, что приехав на отдых, особенно с детьми, мы посещаем какие-то развлекательные мероприятия: дельфинарии, аквапарки и т.д.

Но это не значит, что мы должны предаваться развлечениям, несовместимым со званием христианина. Это недопустимо не только во время поста.

Неправильно, когда выпадая из ритма будничной жизни в отпуске, мы выпадаем и из ритма церковной жизни. В любых условиях ритм нашей жизни должен быть христианским. Уезжая куда-то, мы отдыхаем от наших повседневных трудов, но никак не от того, что мы являемся христианами.

Мы не должны сбиваться с этого, соблюдая, в том числе и молитвенный режим.

Мы всегда должны оставаться христианами. Если у нас воскресный день, и мы не имеем возможности, находясь на отдыхе, посетить храм, то все-таки мы должны вспомнить, какой сегодня день и как-то особо помолиться, прочитать воскресное Евангелие, пропеть воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» и т.д.

Вспомнить о близких

Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей г. Кирова:

Если мы правильно понимаем смысл поста, то тогда мы понимаем и всевозможные пищевые, бытовые ограничения. Смысл поста в самом его слове – мы стоим на посту. Какой же пост мы держим? Мы, христиане, живем в присутствии Христа. Смысл нашей веры именно в этом, жить в Его присутствии. Для святых это становиться жизнью во Христе. Как апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Галатам 2:20). Мы, конечно, этого о себе сказать не можем. Мы только учимся жить в Его присутствии.

Поэтому самая главная задача поста – быть в эти дни особенно бдительными к себе, чтобы ничто не разлучало нас со Христом. Чтобы мы были с ним и во дни отдыха, и летом в том числе.

Читать еще:  В Екатеринбурге снесен монастырский собор XVIII века. Зачем РПЦ разбрасывает камни? Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области

Если кто-то отправляется в дни Петрова поста, допустим, в санаторий, в поездку, то, понятно, это предполагает изменение бытовых условий. Если мы дома раньше сами готовили, то теперь полагаемся на ту кухню, которую предлагают в том же санатории или на те продукты, которые можем купить по дороге. И понятно, никто за это нас не осудит. Тем более, если мы едем в санаторий специально поправлять здоровье, и врач нам настоятельно рекомендует скоромную пищу, что ж, нужно отнестись к ней как к лекарству.

Самое главное все-таки, чтобы тот образ жизни, который мы ведем летом, во время отдыха, не отдалял нас от Христа. А удаляет нас от Него не колбаса, а прежде всего – грех. Наше раздражение, недобрые мысли, гнев…

Если наша поездка предполагает какую-то развлекательную программу, то просто не стоит участвовать в тех мероприятиях, которые смущают нас. Например, что помешает нам встать и уйти, если мы слышим какие-то шутки, которые связаны с нелюбовью к вере, к ближнему?

Всегда, а особенно в дни поста надо помнить слова апостола Иоанна о том, что всякий «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20)

Так что используем это время летнего отдыха, чтобы показать ближним, как мы их любим. Ведь обычно тем, кто рядом (жена/муж, дети, родители) мы недодаем внимания, сил, времени в течение всего года.

Можно ли нарушать пост в дороге?

Недавно был в Москве, город у нас маленький и поэтому, не успев сесть в поезд встретил много знакомых православных, и священника и православную молодежь.
Бытует глупое мнение, что те, кто находится в дороге, могут, есть всё во время поста, т.е. нарушать пост. В оправдание они приводят этот эпизод из Евангелия, когда Господь посылает 70 учеников на проповедь:
«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» Лк.10,7.
Это очень в духе современных христиан, придумай себе оправдание в голове, услышь краем уха фразу, и можно уже не думать о каких-то заповедях Божиих, Канонах и прочих «маловажных» вещах. Главное это любовь, не осуждай, ешь что хочешь, но людей не ешь и прочие выдумки.
Правильно, нарушай пост и лукавый оставит тебя, не будет борения страстей, не будет духовной брани, одна благость и елей, зачем ему искушать такую душу, когда она и так отступила от Бога.
Правило 69 Святых Апостол:; Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
(Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).
Не постящийся священнослужитель извергается из сана, мирянин отлучается от Церкви. Зачем и вправду искушать таких людей соблазнами и страстями, они и так уже предали Христа.
Меня начинает в последнее время удивлять такой факт, что мы поём во время Богослужения «Верую во Единую соборную и Апостольскую Церковь», но с Правилами Святых Апостол и Вселенских Соборов незнакомы, а то и спокойно их попираем. И начиная с малого, отступаем в большем. Веруем не «во Святую соборную и Апостольскую Церковь», а в «церковь» со знакомым батюшкой, который по дружбе благословит нас на любой каприз, а то и на прямое нарушение заповеди Божией. Только вот это будет уже не Церковь Христова, а как пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «церковь лукавнующих», потому что это и есть самое настоящее лукавство.
Что мешает, соблюсти пост? Ничего. Везде, буквально везде можно купить постную пищу. В нашем городе: ресторан «Кама», Гастроном. В Москве, в первом попавшемся магазине, отдельно постная кухня, кафе в здании Правительства г.Москвы, в монастырях. Правда поразило наличие мясной и рыбной продукции в т.н. «монастырской трапезной» в монастыре Святой Матроны Московской, зачем порочить память святой непонятно.
Мы с вами не идём пешком как Апостолы, мы с вами не едем даже на лошади зимой за много вёрст, мы едем в машине, поезде, летим в самолёте, сидя на мягких креслах, отдыхая со всеми удобствами.
Апостолы шли проповедовать Евангелие «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте» Лк.10,4 ни чего не имея с собой, полагаясь полностью на волю Божию, сколько раз они наверное оставались голодны и не находили крыши над головой. В то время, если тебя принимали в дом, был обычай гостеприимства, который еще остался у многих народов, вкусить вместе пищу было сакральным действием, значит, человек не желал зла, и не вкусить пищу предлагаемую от всего сердца, значит, было кровно обидеть хозяина и зародить у него подозрения в нечестных намерениях.
Я тоже как священник могу благословить вас вкушать что угодно в дороге, если вы также пойдёте, ни взяв собой ничего проповедовать Евангелие пешком, и в том доме, где вас примут и что предложат кушать, можете, есть всё. И только в этом случае. Во всех других случаях не нужно даже труда, чтобы соблюсти пост в дороге.
Именно с точки зрения работы над собой: молитва, духовная брань, борьба с помыслами, пост самое несложное из всех этих деланий, самое лёгкое.
Дай нам всем Бог духовного рассуждения и радости духовной в простом исполнении воли Божией.

Читать еще:  Тит лукреций кар. Философ тит лукреций кар

Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. правилу. ; когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в четыредесятницу не может быть дозволено даже и тем, которые находятся при последнем издыхании. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями Правило 69

[20.08.2016] Как быть, если отпуск выпал на время поста?

Наверняка есть православные верующие, у кого на дни поста выпадает отпуск. Как соблюдать пост во время отпуска? С таким вопросом Sobor.by обратился к клирику прихода храма иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” протоиерею Виктору Якушеву.

– Что делать христианину, если отпуск выпадает на время поста? Некоторые не задумываются об этом и спокойно едут отдыхать. Другие приходят в храм к священнику, чтобы взять благословение на послабление поста. Третьи сами определяют для себя меру поста на отдыхе. Как же быть, ведь и отдохнуть хочется, и хочется, чтобы совесть была спокойна и не обличала?

– Сам по себе пост не является целью христианской жизни, это средство для достижения спасения души. Во время поста мы сознательно отказываемся от животной пищи и от всевозможных удовольствий и развлечений, чтобы больше времени уделять молитве и богомыслию. Следовательно, пост – это воздержание.

Не следует относиться к посту, как к некоей голодовке или диете. Духовной пользы от такого поста человеку не будет. Цель поста – это исцеление души, восстановление гармонии между телом и духом.

Во время поста происходит обнажение страстей, живущих в душе человека, сразу становится видно, чем больна душа. Зная болезнь, легко подобрать лекарства, то есть, зная свои страсти, мы каемся в них и понуждаем себя творить добродетели, противоположные этим страстям, таким образом, искореняя их из своей души. Человек, поражённый страстями, не свободен в своём выборе, за него уже решает страсть, живущая в душе. Поэтому человек ищет возможность утолить эту страсть и совершает новые прегрешения. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только покаянием, постом и молитвой, духовными упражнениями и, главное, с надеждой и упованием на помощь Господа нашего Иисуса Христа.

Неужели на время отпуска можно забыть, что ты Христианин? Иными словами, решить: во время отпуска я побуду другим человеком, а когда приеду домой, схожу в храм, покаюсь, и всё будет как прежде. Кого мы пытаемся обмануть: себя, свою совесть или Бога? Так Богу наш пост не нужен, пост нужен нам! И если не пришло это понимание, значит, человек так и не понял, в чём смысл поста.

Поститься можно в любом месте, как дома, так и на отдыхе, было бы желание. Всегда можно найти, от чего отказаться, особенно если к этому есть пристрастие, например: сладости, кофе, сигареты, социальные сети и так далее. Если нет возможности соблюдать телесный пост, значит, умножаем чтение молитв, Псалтири и Евангелия. Нужно стремиться быть тем, кто ищет возможность, а не оправдание.

Источники:

http://www.pravmir.ru/kak-sovmestit-otpusk-i-post-otvetyi-svyashhennikov/
http://www.stihi.ru/2016/03/25/9958
http://www.ansobor.ru/news.php?news_id=6997

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: