Беседы с батюшкой. Н.В.Гоголь и православие

Содержание

Гоголь – самый церковный писатель в русской литературе

– Ваше преподобие, чем Гоголь близок именно Вам, почему он стал темой Вашей диссертации?

– Гоголь близок мне очень многим. Во-первых, мама в самом раннем детстве мне его читала, и я впоследствии часто обращался к гоголевским произведениям. Во-вторых, во мне тоже перемешаны русская кровь с украинской. И как Гоголь не мог сказать, какая у него больше душа – “хохлацкая или русская”, как он выражался, так и я не могу сказать, какой больше. И, конечно, своим аскетическим настроением он повлиял на мое решение уйти в монастырь. Известно, что Гоголь жил, как инок, хотел принять монашество, часто приезжал в Оптину пустынь, но старец Макарий сказал, что его труды нужнее на литературном поприще. И вообще, Гоголь – самый церковный писатель из классиков русской литературы, наиболее близкий к Церкви не только по идеям и мировоззрению, но и по своей жизни. Гоголь не только принимал активное участие в службах, исповедывался, причащался, но и глубоко изучал церковное богослужение. Об этом свидетельствуют его произведения, огромные тетради его выписок из святоотеческих произведений, из Миней, из Кормчей книги и, наконец, его работа “Размышления о Божественной Литургии”, ради которой он специально изучал греческий язык.

– А они издавались в наше время?

– “Размышления о Божественной Литургии” издавались. В советское время, правда, об этой книге умалчивалось, в академическом так называемом “Полном собрании сочинений” не было этой работы, хотя многие исследователи отмечали, что она отмечена особым лиризмом, отсвет самой личности Гоголя лежит на этой книге. Но в наше время она издавалась, я с удовольствием ее перечитываю, она помогает понимать, что происходит во время литургии, каков смысл священнодействий, песнопений, тех молитв, которые священник читает в алтаре, – все очень подробно.

– То есть она может быть катехизаторской книгой для современного человека?

– Несомненно. Для тех, кто хочет понять смысл Божественной литургии, а не просто созерцать то, что происходит в храме, это прекрасный помощник. Ее рекомендовали читать и оптинские старцы.

– А что бы Вы сказали об эволюции взглядов Гоголя? Чем отличается ранний Гоголь от позднего?

– Существовала “концепция двух Гоголей”, которую выдвинул Белинский. По ней “ранний” Гоголь – это замечательный художник, который подавал большие надежды, а потом изменил своему призванию, тронулся умом, церковники сгубили его. Эта концепция в советское время была общепринятой. Но по многочисленным исследованиям, появившимся в последние два десятилетия, в первую очередь таких ученых, как Владимир Алексеевич Воропаев и другие, это неверная теория. Сами письма Гоголя, его отношение к своим произведениям показывают, что в его мировоззрении какой-то резкой ломки не было. Он всегда был православным, церковным человеком, но, конечно, молодости свойственны увлечения, он был в творческом поиске, у него была творческая эволюция. От веселых малороссийских историй, “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, Гоголь перешел к более серьезным произведениям. Это совершенно нормально, естественно для гения, великого художника. В середине сороковых годов у него действительно был духовный кризис, который заставил его пересмотреть свое отношение к творчеству, но тот же “Тарас Бульба”, первая редакция, был написан, когда Гоголю было двадцать с небольшим лет. Впоследствии он создал вторую редакцию, но все христианские идеи уже присутствовали в первой. А, скажем, “Ревизор”, который многие воспринимали просто как сатирическое произведение, обличающее нравы? Гоголь многократно пытался объяснить, что он вкладывал более глубокий смысл в это произведение, что каждый должен на свою душу посмотреть, что все эти чиновники олицетворяют собой страсти, господствующие в человеке, а настоящий ревизор – это истинная совесть, в отличие от “ветреной совести”, которую олицетворяет Хлестаков.

Тот духовный смысл, те идеи, которые в ранних произведениях не столь явственно выражены, впоследствии стали более яркими в других жанрах, в которых Гоголь стал работать. Говорить о каком-то противоречии между “ранним” и “поздним” Гоголем неправомерно, да и сам Гоголь об этом не говорит. Да, он признает, что некоторые ранние его произведения не заслуживают столь большого внимания, что “Выбранные места из переписки с друзьями” для него гораздо важнее, но он нигде не отрекается от своего прошлого.

– А как сочетается православие Гоголя со всей той бесовщиной, которую он сочинял, в том числе и в молодости?

– Это вопрос сложный. Как я уже сказал, в зрелом возрасте Гоголь другими глазами смотрел на свое раннее творчество. Он пишет, что становится жутко от тех плодов, которые мы, сами не думая, вырастили, от тех страшилищ, что подымаются из наших творений, о чем мы и не предполагали. Гоголь переживал за многое из того, что было им написано, хотя в ранних его произведениях не было какого-то богоборчества или язычества. Возможно, восприятие Гоголем христианских идей в юности было более поверхностным, как это часто бывает. Поэтому действия дьявольских сил были для него скорее предметом смеха, и он считал, что можно шутить с такими вещами, с которыми на самом деле шутить не стоит. Именно за это он каялся впоследствии.

– А что бы Вы сказали о Гоголе как об имперском писателе? Он считал, что у всей Святой Руси должен быть один язык, язык Пушкина. Насколько реально празднование его юбилея в бывших советских республиках, что будет с наследием Гоголем на Украине?

– Я уверен, что Гоголя на Украине читают и любят. В конце марта мы едем на гоголевскую конференцию в Киев. И таких конференций будет не одна, их будет много. Другое дело, что на Украине в наше время Гоголя преподают в курсе зарубежной литературы – просто потому, что он писал на русском языке. Для современных украинских властей такой Гоголь, как он есть, неудобен. Николай Васильевич считал, что русские с украинцами должны быть вместе, что эти две нации дополняют друг друга, и в их взаимном единении заключается великая сила. Вот что он говорил в частном письме 1844 года: “Никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве”.

Про украинский язык Гоголь говорил, что для малороссийских песен он замечательно подходит, указывал на его певучесть и лиричность. Но при этом он говорил, в частности, своему земляку, известному слависту Бодянскому, что “нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен”. Русский язык вбирает в себя многочисленные наречия, он может самые разные противоположности в себя впитывать и обогащаться, утверждал Гоголь. Для него не было вопроса, какой язык должен быть у славян, – конечно, язык Пушкина.

Читать еще:  Приснился мамонт. К чему снится Мамонт во сне, сонник видеть Мамонта что означает? Мамонт в Новейшем соннике

К сожалению, сейчас на родине Гоголя его издают на украинском языке, где все беспощадно переделывается. Где писатель говорит “русская земля”, они пишут “украинская земля”, где классик говорит о силе русского народа, они пишут “украинского народа” и так далее. Жестокой цензуре подвергают его произведения, насильно делая Гоголя каким-то оголтелым националистом. Это не вызывает уважения, это надругательство над памятью писателя.

Надеюсь, что нынешний юбилей откроет людям глаза на то, что великий сын украинского народа Гоголь, который бесконечно любил свою Родину, желал ей только добра и процветания, при этом говорил, что Украина должна идти рука об руку с Россией, что это взаимодополняющие нации, одна без другой жить не может: “Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные”.

– Будет ли восстановлен крест на могиле Гоголя? Писали, что за его восстановление выступала инициативная группа.

– Да, решение об этом уже принято. В России действует оргкомитет по проведению торжеств, в нем было решено, что на могиле Гоголя в Новодевичьем монастыре установят крест. Известно, что Гоголь вначале был похоронен в Даниловом монастыре, – там установят памятную доску.

И, конечно, масса других событий приурочена к юбилею. Вот-вот должен выйти на экраны фильм Бортко “Тарас Бульба”, который снимался на Украине, где в главной роли украинец Богдан Ступка. Вроде бы Украина готова у себя в прокате его демонстрировать. А именно в “Тарасе Бульбе” – квинтэссенция украинской истории. Сила украинского духа – в защите своей веры, в защите православной цивилизации и своей идентичности. И выбор казаков, которые сражаются против ляхов, против латинства, он однозначно в пользу православной веры.

Гоголь серьезно изучал историю Украины, у него был огромный проект “История Малороссии”. Он его не закончил, но осталась масса интересных материалов по этой теме. Гоголь не на пустом месте все это писал, не из головы выдумывал. Он изучал историю украинского народа, который в битвах выковывал свою национальную идею, состоящую, повторюсь, в защите своей веры и православной цивилизации. А Россия, по Гоголю, после падения Константинополя, после арабо-мусульманских завоеваний – это последний и главный оплот православия, и только в союзе с ней Украина может защитить православную веру.

– Не собирается ли Сретенский монастырь что-то издать к юбилею писателя?

– Мы только что издали томик избранных произведений Гоголя тиражом 5000 экземпляров. Туда вошли повести “Тарас Бульба”, “Портрет”, “Размышления о Божественной Литургии”, религиозно-нравственные трактаты, молитвы, предсмертные записки. В ближайшее время в серии “Письма о духовной жизни” у нас выйдут избранные гоголевские письма. Гоголя сейчас нужно больше издавать, больше пропагандировать, в миссионерском плане его творчество обладает огромным потенциалом.

Разговор с батюшкой Серафимом

О преодолении скуки и уныния

Каждый из нас, приходя в храм и обращаясь к особо близким нам святым, ведет с ними личный диалог: делится самым сокровенным, рассказывает о своих переживаниях, просит помощи, совета и молитв.

Сегодня, в день памяти нашего любимого батюшки – преподобного Серафима Саровского, – давайте представим, что мы с ним ведем такой личный разговор. Сразу предупредим, что все ответы святого взяты из его жития.

Центральная тема нашей беседы – скука и уныние. Дух печали, уныния, скуки действовал на преподобного особенно сильно, до изнеможения его души. С помощью Божией, он его преодолел и наполнил свою душу особой радостью, которой делился со всеми приходящими к нему, которой делится и со всеми нами.

Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Художник: Светлана Ивлева

«Скучают только те, у кого дела не в порядке»

– Здравствуй, радость моя, я тебя ожидал.

– Здравствуй, дорогой батюшка. Прости, что редко заглядываю к тебе на поклон. Много дел, сплошная беготня и суета. На храм и молитву почти не остается времени. Но в последние дни стало особенно тяжело, поэтому и пришел к тебе. На меня напали печаль и скука…

– Да, это так, с духом печали всегда неразлучно действует и скука.

– Батюшка Серафим, помоги мне в этой напасти, подскажи, что со мной происходит?

– Царица Небесная да утешит тебя. Скука, радость моя, по замечанию отцов, производит такое страшное беспокойство в нас, что несносны нам становятся и место жительства, и живущие с нами люди. Возбуждается отвращение к занятиям, появляется сильная жажда чего-то, чего мы и сами понять не можем.

– Батюшка, я часто брожу без дела, не могу найти себе покоя. Потом созваниваюсь со знакомыми, ищу ненужных с ними встреч и разговоров. Становится вроде как легче…

– Человек, одолеваемый скукой, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру. Демон скуки внушает нам помыслы о праздных прогулках и разговорах, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими.

– Мне не хочется молиться и ходить в храм, потому что никак не могу сосредоточиться и просто спокойно постоять.

– Сей демон особенно мешает нам во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысел, лежит не так, а это не тут; надобно привести в порядок; и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Должно предупреждать скуку посредством строгого исполнения обязанностей

– А как бороться со скукой и печалью? Как вновь приобрести силы что-то делать?

– Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением. Должно предупреждать скуку посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на нас обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке.

– Батюшка, признаюсь честно, что когда стараюсь все ответственно исполнять, содержать дела в порядке, то часто делаю это на автомате. Это, к сожалению, не вызывает радости, а часто, наоборот, ропот, что вот, мол, я стараюсь, а другие не замечают, принимают все как само собой разумеющееся. А от этого скука порой только усиливается. Как с собой справиться?

– Все правильно, радость моя! Ведь скука рождается от малодушия и празднословия. Какой же ты у меня неверующий. Не смущайся. Когда одолевает тебя скука, то говори себе, по наставлению преподобного Исаака Сирина: ты опять желаешь нечистоты и постыдной жизни. И если помысел скажет тебе: великий грех убивать себя, – ты скажи ему: убиваю себя потому, что не могу жить нечисто. Умру здесь, чтобы не увидеть истинной смерти души моей в отношении к Богу. Лучше мне здесь умереть за чистоту, нежели жить в мире жизнью злою. Я предпочел смерть сию грехам моим. Озлобления сии стерплю, чтобы не лишиться небесной надежды.

– Батюшка, прошу твоих молитв, предстательства пред Богом, чтобы Он послал мне сил положить начало такой жизни.

– Бог да поможет тебе, чадо!

«Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло»

– Батюшка, помоги мне разобраться и с унынием. Знаю, что ты был сильно подвержен этому недугу, но смог, с помощью Божией, преодолеть его. Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее, чтобы и мне не угодить в сети этой страсти.

Читать еще:  Крестный ход в деревне картина. Перов

– Ну, что ж, радость моя! Уныние бывает от двух родов: естественное и от злых духов. Иное скука, иное томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него.

– От чего происходит естественное уныние?

– Уныние естественное, – учит святой Варсонофий, – происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно просто отдохнуть. Поспит немного и снова станет весел.

– А как происходит уныние от злых духов?

Уныние естественное происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно отдохнуть. Поспит и снова станет весел

– Когда Богу угодно, – говорит Исаак Сирин, – повергнуть человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно рождает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту, и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное.

– А по какой причине это происходит?

– По причине нерадения! Потому что человек не позаботился поискать уврачевания его. Ибо врачевание этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей.

– И что это за врачевство?

– Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сего порока, а, напротив того, находит, что он превозмогает над ним.

– А как достигнуть смиренномудрия сердца?

– Долговременным самоотвержением себя и непрестанным принуждением себя. О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению.

– Но ведь это великий подвиг – так жить!

– Правильно, радость моя! Подвижничество требует терпения и великодушия, ибо миролюбие искореняется только долговременным трудолюбием.

– С чего же начать?

– Молитва, чтение и труд телесный. Уединение, молитва, любовь и воздержание суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо.

– А что нужно читать?

– Святое Евангелие, Послания апостольские, Псалтирь, творения святых отцов, жития святых. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.

– Да, жития святых что-то мы совсем запустили… Если Евангелие хоть изредка да открываем или слышим отрывки на богослужениях, то житийную литературу почти совсем оставили. Видимо, от этого многие наши беды и происходят, ведь не имеем примеров перед собой, не подражаем подвигу христиан. Оттого и не знаем, как себя вести, как бороться с напастями, как преодолевать трудности на жизненном пути, как отстаивать свою веру православную…

– Все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою как пример для подражания, все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество.

– А вот мы привязываемся ко всему земному, к людям, делам, богатству, славе, а в жизнь будущего века почти не верим. Оттого-то и впадаем в уныние.

– Радость моя! Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло. Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

– Да, батюшка, я часто слышал эту твою заповедь. Но как это сделать, опять же – с чего начать?

– Паче всего должно украшать себя молчанием, ибо, говорит святой Амвросий Медиоланский, молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни единого. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудия суть мира сего.

Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски – вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница – выше железных, которые надевают на себя люди. Это приносит в нашу душу мир.

Если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там сладость и радость неизглаголанные.

– Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?

– Потому что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь Той же, и во веки (ср. Евр. 13, 8).

«Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил»

– Батюшка Серафим, прошу тебя, дай, пожалуйста, нам несколько твоих советов, чтобы, руководствуясь ими, идти нам по жизни и не унывать.

– Вот что делай: укоряют – не укоряй; гонят – терпи; хулят – хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего.

Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь; а если по Божиему, то обоих спасешь.

Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собой, чтобы делать что-нибудь самому по себе. Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо.

Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, – мы спасены. Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (ср. Пс. 26, 5).

Смирение и послушание суть искоренитель всех страстей и насадитель всех добродетелей.

Терпя уничижения, оскорбления, поношения, мы очищаемся и делаемся как серебро чистое, блестящее, огнем разжженное.

Добродетель не груша, ее вдруг не съешь

Помните слова апостольские: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (ср. 1 Фес. 5, 16–18).

Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил.

У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правды: сих врата адова не одолеют (ср. Мф. 16, 18).

Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.

Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник.

Все делай потихонечку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Надобно любить всех, а больше всего Бога.

Не воструби, а где нужно, не промолчи.

Не забывай дары посылать обидевшим тебя.

Господь терпит, и ты так делай.

Бог прощает, и ты прощай.

– Спасибо, дорогой батюшка! Прошу благословения.

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и Причастие Святого Духа буди с вами во всю жизнь вашу, во время кончины и после успения вашего. Христос воскресе!

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Читать еще:  Храм святого димитрия при первой градской больнице. Святой благоверный царевич димитрий угличский (†1591)

Смертная казнь в США: иллинойское измерение

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.

О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты

В условиях отказа от ограничений судебной подведомственности гражданских дел практически любой частноправовой спор (в широком его понимании) может быть передан заинтересованным лицом на разрешение в суд. Право на судебную защиту, гарантируемое, в числе прочих, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту – Конвенция), ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ, понимается и истолковывается как национальными, так и международными судебными органами расширительно, в свете чего механизм судебной защиты прав становится универсальным.

Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.

Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную “индустрию” здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.

Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

В 2004 году члены Академии информатизации образования проводили в инициативном порядке широкий комплекс работ по нахождению новых эффективных организационных научно-производственных структур по выпуску конкурентоспособной ИТ- продукции, и конкретно – по исследованию и разработке системы конкурентно-способных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения.

Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке

Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.

Источники:

http://pravoslavie.ru/37345.html
http://pravoslavie.ru/127070.html
http://pravmisl.ru/index.php?id=229&option=com_content&task=view

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: