Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его».

Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.

Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм Своего новорожденного Младенца и что старец Симеон, приходил в храм встретить этого Младенца и пророчествовал о Нем, как о Христе.

Тогда Ирод понял, что волхвы уразумели его злой умысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался.

Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал ужасное приказание: убить всех младенцев, в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитывал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались вопли и крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, – невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца». Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в Иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Своих Иисус Христос показывал в Себе необыкновенный разум и дивную святость во всех Своих поступках.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея ( Мф.2:13–23 ) и Луки ( Лк.2:40 ).

Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Читать еще:  Когда возник протестантизм. Чем отличаются протестанты от православных

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
РУКОВОДСТВО КЪ ИЗУЧЕНІЮ СВЯЩЕННАГО ПИСАНІЯ НОВАГО ЗАВѢТА.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛІЕ.
(Изданіе 1-е. Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1954).

ПОСЛѢДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОРЪ СОДЕРЖАНІЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛІЯ СЪ ИЗЪЯСНЕНІЕМЪ ВАЖНѢЙШИХЪ МѢСТЪ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИШЕСТВІЕ ВЪ МІРЪ ГОСПОДА ІИСУСА ХРИСТА.

БѢГСТВО ВЪ ЕГИПЕТЪ. ИЗБІЕНІЕ МЛАДЕНЦЕВЪ. ВОЗВРАЩЕНІЕ ВЪ НАЗАРЕТЪ.
(Матѳея 2: 13-23).

П ослѣ ухода волхвовъ, Ангелъ Господень, явившись во снѣ Іосифу, повелѣлъ ему, взявъ младенца и Матерь Его, бѣжать въ Египетъ, что онъ и исполнилъ, отправившись туда ночью. Египетъ находился на юго-западъ отъ Іудеи, и до границы его надо было идти около 100 верстъ. Онъ тоже тогда былъ римской провинціей, въ немъ жило много Іудеевъ, они имѣли тамъ свои синагоги, но ту /с. 62/ да не простиралась власть Ирода, и св. семейство, остановившись тамъ у своихъ соотечественниковъ, могло чувствовать себя въ безопасности. На вопросъ, почему Христосъ не спасъ Себя Самъ отъ Иродовыхъ убійцъ, св. Златоустъ отвѣчаетъ: «Еслибы Господь съ перваго Своего возраста началъ творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человѣкомъ» (Бес. на Матѳ. VII). О путешествіи св. семейства въ Египетъ сохранилось множество замѣчательныхъ преданій. Изъ нихъ одно гласитъ, что, когда Іосифъ съ Богомладенцемъ и Его Матерью вошли въ идольскій храмъ, гдѣ было 365 идоловъ, то всѣ идолы пали на землю и сокрушились, и исполнилось надъ ними слово пророческое: «Се, Господь сидитъ на облацѣ легцѣ», — на рукахъ Пречистой Дѣвы-Маріи, — «и пріидетъ во Египетъ, и потрясутся рукотворенная Египетская отъ лица Его (Исаіи XIX, 1). Въ томъ, что Младенецъ Іисусъ долженъ былъ бѣжать именно въ Египетъ и затѣмъ вернуться изъ Египта, Св. Евангелистъ видитъ исполненіе пророчества Осіи: «Отъ Египта воззвахъ Сына Моего» (11: 1). Слова эти, по связи рѣчи у пророка, относятся собственно къ исходу еврейскаго народа изъ Египта, но такъ какъ избранный Богомъ народъ еврейскій прообразовалъ собою истиннаго первороднаго и единственнаго Сына Божія Іисуса Христа, то изведеніе еврейскаго народа изъ Египта было прообразомъ воззванія Іисуса Христа изъ Египта. Какъ отмѣчаетъ св. Златоустъ, въ событіяхъ Ветхаго Завѣта все имѣло прообразовательное значеніе, все было прообразомъ событій новозавѣтныхъ.

И родъ разгнѣвался, когда волхвы не вернулись въ Іерусалимъ, счелъ себя «поруганнымъ», осмѣяннымъ ими, хотя они и не имѣли въ мысли насмѣяться надъ нимъ, и это привело его въ еще большую ярость. Вывѣдавъ отъ волхвовъ, что звѣзда явилась имъ около года назадъ, онъ заключилъ, что Младенецъ теперь, если и старше года, то моложе двухъ лѣтъ, а потому и издалъ жестокій приказъ избить въ Виѳлеемѣ и его окрестностяхъ всѣхъ младенцевъ «отъ двухъ лѣтъ и ниже», въ разсчетѣ, что въ числѣ ихъ окажется и Христосъ. По преданію, убито было 14.000 младенцевъ, память которыхъ, какъ мучениковъ за Христа, св. Церковь празднуетъ ежегодно 29 декабря. Такая жестокость была совершенно въ характерѣ Ирода, о которомъ, по свидѣтельству іудейскаго историка Іосифа Флавія, извѣстно, что онъ, изъ пустой подозрительности, велѣлъ задушить свою жену и умертвить трехъ своихъ сыновей. Когда объ этомъ доложили Августу, то онъ сказалъ: «У Ирода лучше быть животнымъ, чѣмъ сыномъ». Еще и сейчасъ въ окрестностяхъ Виѳлеема, показываютъ гроты, въ которыхъ скрывались матери съ младенцами на рукахъ, пытаясь спасти ихъ жизнь отъ воиновъ Ирода, и гдѣ они были умерщвлены вмѣстѣ съ своими /с. 63/ дѣтьми, которыхъ держали въ рукахъ. Въ избіеніи младенцевъ св. Евангелистъ видитъ исполненіе пророчества Іереміи 31: 15: «Гласъ въ Рамѣ слышанъ, плачъ и рыданіе и вопль многъ». Въ этихъ словахъ пророкъ Іеремія описывалъ бѣдствія и скорбь народа іудейскаго, отводимаго въ Вавилонскій плѣнъ и собраннаго предварительно въ Рамѣ, небольшомъ городкѣ колѣна Веніаминова на сѣверъ отъ Іерусалима. Очевидецъ этого событія пророкъ Іеремія изображаетъ его, какъ плачъ праматери Рахили о чадахъ своихъ, какъ бы отводимыхъ на смерть. Св. Матѳей видитъ въ этомъ прообразъ дѣйствительной гибели чадъ Рахили, погребенной вблизи Виѳлеема.

Читать еще:  Увидеть себя во сне в инвалидной коляске. Инвалидное кресло по соннику

Н ѣтъ точныхъ данныхъ о томъ, сколько времени св. семейство прожило въ Египтѣ, ибо неизвѣстенъ съ полной точностью годъ Рождества Христова. Но указано ясно и опредѣленно, что св. семейство вернулось въ землю Израилеву вскорѣ же по смерти Ирода, а дата смерти Ирода можетъ считаться болѣе-менѣе точно установленной. Иродъ умеръ, какъ свидѣтельствуетъ Іосифъ Флавій, въ страшныхъ мученіяхъ въ мартѣ или началѣ апрѣля 750 года отъ основанія Рима. Если Христосъ родился 25 декабря 749 года, то св. семейство пробыло въ Египтѣ всего около двухъ мѣсяцевъ. Если же считать, что Христосъ родился, какъ нѣкоторые думаютъ, годомъ раньше, въ 748 г., то можно полагать, что оно провело тамъ больше года, и что Богомладенцу было при возвращеніи изъ Египта около двухъ лѣтъ. Во всякомъ случаѣ Онъ былъ еще младенцемъ, какъ называетъ Его Ангелъ, повелѣвшій Іосифу возвратиться въ землю Израилеву. Дойдя до земли Израилевой, Іосифъ, видимо, собирался поселиться въ Виѳлеемѣ, гдѣ какъ ему естественно казалось, долженъ былъ воспитываться сынъ Давидовъ — будущій Мессія-Христосъ. Но когда онъ услышалъ, что въ Іудеѣ воцарился самый худшій изъ сыновей Ирода кровожадный и жестокій, подобно своему отцу, Архелай, то «убояся тамо идти» и, получивъ во снѣ новое откровеніе, направился въ предѣлы Галилейскіе, гдѣ и поселился въ городѣ Назаретѣ, въ которомъ онъ жилъ и прежде, занимаясь ремесломъ плотника.

В ъ этомъ св. Евангелистъ видитъ исполненіе пророчества о томъ, что Господь Іисусъ Христосъ «назорей наречется». Такого пророчества въ Ветхомъ Завѣтѣ мы, однако, не находимъ. Высказывалось предположеніе, что это пророчество находилось въ книгѣ, потерянной евреями. Другіе думаютъ, что Евангелистъ не указываетъ здѣсь на одно какое-нибудь пророчество въ частности, но имѣетъ въ виду общій характеръ всѣхъ пророчествъ объ уничиженномъ состояніи Христа-Спасителя во время Его земной жизни. Выйти изъ Назарета это значило быть въ пренебреженіи, въ презрѣніи, быть униженнымъ, отверженнымъ. Съ другой стороны, /с. 64/ «назореями» въ Ветхомъ завѣтѣ назывались люди, посвятившіе себя Богу; быть можетъ, и это было причиной наименованія Іисуса Христа назореемъ, какъ высшаго носителя назорейскихъ обѣтовъ — полнаго посвященія Себя на служеніе Богу.

Читать еще:  Во сне видеть радугу что означает. Приснилась радуга: что значит такой сон

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть первая: Четвероевангеліе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1954. — С. 61-64.

Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его”.

Явление ангела во сне Иосифу

Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет.

По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.

Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм Своего новорожденного Младенца и что старец Симеон, приходил в храм встретить этого Младенца и пророчествовал о Нем, как о Христе.

Тогда Ирод понял, что волхвы уразумели его злой умысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался.

Избиение вифлеемских младенцев

Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал ужасное приказание: убить всех младенцев, в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитывал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались вопли и крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, – невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца”. Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Своих Иисус Христос показывал в Себе необыкновенный разум и дивную святость во всех Своих поступках.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Еванг. от Матфея, гл. 2, 13-23 и Луки 2, 40.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/129
http://russportal.ru/index.php?id=church_writing.abercius_taushev1954_00_029
http://verapravoslavnaya.ru/?Yavlenie_angela_vo_sne_Iosifu._Begstvo_v_Egipet_i_izbienie_mladencev._Vozvrashenie_v_Nazaret

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: