Базилик николая чудотворца. Бари италия храм святителя и чудотворца николая

В крипте святителя Николая в Бари

Три с небольшим часа на самолете из Москвы в Рим, затем еще час до Бари, и вот он, долгожданный град святителя Николая. Светлые улочки залиты утренним солнцем, над ними витает аромат пиний, кофе и свежевыстиранного белья – предмет особой гордости местных хозяек. От площади дель Феррарезе вверх на крепостную стену, по одну сторону которой виден Старый город, по другую – лазурное море. Несколько поворотов и спуск по ступенькам к базилике. Можно пройти и по набережной или напрямик через старые кварталы, но мне больше полюбился именно этот путь.

На небольшой площади у входа в базилику святителя Николая оживленно: свадьба. Сентябрь – самый любимый месяц у молодоженов: по нашим меркам еще лето, но уже нет такой изнуряющей жары. Многочисленные гости с детишками-ангелочками поднимаются по ступенькам к дверям, вместе с ними тоненькими ручейками стекаются паломники. Сразу за дверями за стеклом красочная статуя святителя Николая, без которой не обходится ни одно торжество в честь святого.

– Весенние празднества в честь перенесения мощей святителя длятся три дня, – рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в Бари протоиерей Андрей Бойцов. – Проводят парады, концерты… Шоу в небе напоминает полеты наших стрижей-самолетов. Что касается духовной части, то архиепископ Бари сначала совершает мессу на берегу моря, потом выливает ампулу чистого мира от мощей в море, как бы освящая его. Плюс костюмированный крестный ход, очень популярный среди жителей. Хотя его правильнее назвать парадом в исторических костюмах вместе со статуей, которая для них такой же храмовый образ, как для нас икона, – ведь с эпохи Ренессанса католики заменили живописные изображения на объемные. В одеждах XI века разных сословий, от знати до рыбаков, они устраивают очень живописную процессию. Мы тоже присоединяемся, но в качестве зрителей. Вот в позапрошлом году на этот парад специально пригласили представителей православных общин. Попросили грузин, русских, румын прийти в национальных костюмах, с флагами. И несколько наших прихожан с ребятами из хора ходили в русских вышиванках, несли флаг России. Всё же это не светское мероприятие, не молитва.

У нас святитель Николай – один из любимейших святых, а в Италии – покровитель только одного региона – Апулии

Оказывается, такие торжества характерны не для всей Италии. Это у нас святитель Николай – один из любимейших святых. А в Италии – покровитель лишь одного региона – Апулии.

– В XVI веке он был даже деканонизирован, – поясняет отец Андрей. – Тогда Римские папы поручили проанализировать жития святых, положив в основу исключительно научный принцип. То есть если не было документального подтверждения, древних свидетельств о жизни святого, его могли вычеркнуть из списка. Да, в римских архивах было много разных документов из жизни мучеников, но не всех. В результате святителя Николая деканонизировали. Потом поняли, что погорячились, и вернули, только в статусе пониже – как местного святого Апулии. И только жители Апулии обязаны его чтить литургически, в остальном католическом мире – по желанию. Но здесь, конечно, празднуют на широкую ногу. В Апулии это выходной, а в Бари – день города. Мы со своей стороны всегда поздравляем и приора базилики, и братию, которые позволяют нам там совершать богослужения.

Небольшое пространство крипты поделено на три части: центральная алтарная, где покоятся мощи святителя Николая; слева православный придел и справа – католический. Иконостас переносной импровизированный: несколько икон, закрепленных на решетках.

– Мы приносим на каждую службу, – отмечает отец Андрей. – Благодаря такой структуре католического храма – без иконостаса – люди могут увидеть, что происходит в алтаре. Такой опыт молитвы и богослужения воспринимается более глубоко. Особенно если это нечастое явление. Если везде так будет, то восприятие утратит свою остроту, станет таким же, как с иконостасом. Что касается придела, он появился после II Ватиканского собора. Когда католическим епископам было рекомендовано больше внимания обращать на восточную православную традицию, традицию неразделенной Церкви, в том числе на искусство, иконы, образ пения. Это, конечно, сказалось благотворно. С тех пор многие стали ставить в храмах православные иконы и через это анализировать православную традицию. Есть такие, кто потом переходит к нам. Это касается и священнослужителей, и простых людей, которые говорят, что их влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять – а для них это полный мазохизм. Но стоят, потому что понимают: здесь истина – и принимают Православие.

Благочестивых католиков влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять – но стоят, потому что понимают: здесь истина

Служба в крипте, и правда, долгая – вместо привычных двух продолжается часа три-четыре. Это и за счет количества причастников, и совершенно другого темпоритма. Даже вне праздников молящихся много. По небольшому проходу вдоль задней стены одна группа туристов постоянно сменяет другую: испанцы, французы, итальянцы. Кто-то просто проходит, кто-то останавливается, присаживается, пытается вникнуть в суть происходящего, пока экскурсовод с табличкой не напомнит о том, что уже пора. В заключительный день нашего паломничества одна итальянская пара усиленно расспрашивала меня о службе. Как сказал потом отец Андрей, «на юге Италии народ очень клерикальный и по-своему благочестивый. Они хорошо относятся к православным священникам, уважают их. Католики часто просят благословения, помолиться о них».

Читать еще:  Молитвы на упокой души дома читать. Поминальная молитва

По завершении Литургии батюшки отворяют врата, центральные или боковые, чтобы все желающие могли приложиться к мощам и о чем-то попросить святителя Николая.

Оглядывая это небольшое помещение, где и при 200 молящихся уже и тесно, и душно, невольно задаешься вопросом: что же происходит в дни памяти святого, когда желающих посетить святителя Николая не сотни, а тысячи?

– Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год – самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, – там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались – народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам – люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

Постепенно крипта пустеет, есть даже возможность сделать несколько снимков и алтарной части, большой иконы напротив и колонны у одного из входов, обнесенной решетками и утопающей в записках, как Стена плача в Иерусалиме.

Считается, что святитель Николай перенес в Бари эту колонну из своего старого храма в Мирах

– Когда ко мне приезжают какие-то друзья или гости, я об этой колонне даже не говорю. Но если они видят там толпу или что-то слышали про нее, тогда объясняю. Есть местное церковное предание, что эта колонна связана с чудом, совершённым святителем Николаем. Когда строили базилику, не хватало колонны, и ее нашли в море, которое, как вы видели, здесь буквально в двух шагах. Считается, что святитель Николай перенес эту колонну из своего старого храма в Мирах, который на тот момент был почти разрушен. Его святитель строил еще при жизни. И там случилось первое чудо: во время паломничества в Рим к апостолам Петру и Павлу святитель Николай, проходя мимо какого-то тоже полуразрушенного дома, увидел прекрасную колонну из дорого мрамора и порфира. Помолился, и колонна перенеслась в Миры. А оттуда впоследствии в Бари. Это уже второе чудо. Как верующие, мы понимаем, что такое вполне могло быть. Плюс у местных девиц в Бари в средние века сложилось поверье, что колонна помогает тем, кто долго не мог найти жениха. Для этого девушки строго постились на протяжении всего Великого поста. И все семь недель причащались в церквях Бари, а это серьезный подвиг, между прочим. В заключительный раз причащались в этой базилике, читали молитвы святителю Николаю и трижды обходили вокруг этой колонны, которая тогда стояла без решеток и стекла. И, как говорят, в течение года жених появлялся. Возможно, в 1990-е годы гиды рассказали об этом паломникам, а наши женщины затем за ненадобностью купировали пост, молитву, Причастие, оставили только круги вокруг колонны. Куда проще! Хотя тоже, говорят, помогает. И ладно бы просто ходили кругом, хотя и это напрягало католиков, но потом стали еще молотками кусочки отбивать. Тогда уже колонну закрыли стеклом и решетками. Теперь записки пишут, как к Стене плача. Но если слишком много об этом говорить, мы невольно будем отвлекаться на какие-то второстепенные, даже третьестепенные детали. Рядом святитель Николай и его мощи – драгоценный сосуд, храм Духа Святого, который будет восстановлен по воскресении. А источник благодати у нас один – Господь Бог. И к Нему мы должны стремиться.

2 часть: Бари. Храм Николая Чудотворца

2 день (29.04) Храм Николая Чудотворца, и русская православная церковь св. Николая

После завтрака едем с группой до города Бари. Это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек. Город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая, что сделало Бари местом, особо почитаемым православной церковью.

Читать еще:  Храм христа спасителя до и после разрушения. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

Мы выходим из автобуса и идём вдоль берега до арки, откуда открывается вид всего средневекового комплекса базилики. Это храм Николая Чудотворца.

Внешним видом он напоминает скорее замок, чем церковь. Базилика построена во времена, когда Бари была столицей южной Италии, примерно (1087-1123г.)

Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии (ныне на территории Турции) перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Также жители надеялись сохранить престиж города, и оживить торговлю.

Проходим во внутренний дворик церкви. Заключённый между двумя башнями фасад базилики Св. Николая устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Верхний храм католический. Базилика разделена на три нефа двенадцатью колоннами. Огромный храм кажется ещё более массивным благодаря трём большим аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения. 1456 г.

Наша группа устремляется в церковную лавку, а я иду в храм. Справа от входа находится сокровищница базилики. Здесь хранятся драгоценные дары разных времён. К ним относятся чаши, лампады, иконы и другие предметы, принятые в дар. Здесь есть «Шип» из тернового венца Иисуса Христа. Св. Зуб Марии Магдалины, животворящий Крест, в котором присутствует частичка креста Господня и другие ценные реликвии.

Далее я спускаюсь в нижний храм Крипты или подземной церкви. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 30,7х14,8 м. Свод поддерживает 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и по происхождению. Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами и т.д.
Одна колонна находится в правом углу за решеткой, она из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

Существует множество народных преданий, связанных с ней. Впервые эта колонна была упомянута в 1359 г. в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В его завещании говорится, что он диктовал последние распоряжения, — «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви». В другой легенде Св. Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины лёгкого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Св. Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец в ночь перед захоронением Св. Мощей (30 сентября -10 октября 1089г) сам Святой Николай помог завершить здание, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.

Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала за оградою. Святые Мощи находятся ниже уровня пола.

Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро, и её собирают раз в год (2,3 стакана). На стенах красивые полотна. На самом первом, что находится над мраморным столбом, полотно, изображающее рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

Народу становится всё больше. Наши паломники тоже собрались здесь. Начинается божественная литургия.

Всё очень торжественно и чинно. После литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам.

Здесь очень много русских людей. Как же здесь любят Николая Чудотворца. В мире не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Св. Николая по числу знаменитостей их посетивших. За базиликой есть большой внутренний двор.

Св. Николай является одним из самых почитаемых христианами святых, поэтому с давних пор множество паломников приходят в Бари поклониться мощам Чудотворца.

Далее наша группа собирается у автобуса на берегу моря. Обедаем на ходу, сидя на каменном парапете, с видом на голубое море. Ласковый и тёплый ветерок обдувает лицо.

Далее едем по городу в следующий храм – Русскую православную церковь святого Николая. Она была построена в начале XX века специально для православных паломников, и находится она в районе Каррасси всего в 4 километрах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально был передан России. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.

Структура подворья, выдержанная в Псков-новгородском стиле, состоит из нескольких построек. Каменный храм с зеленой керамической крышей украшает расположенная над входом мозаика спасителя с Богородицей и Николаем.

Поднимаемся по крутой лестнице в верхний храм. Он посвящен Николаю, примечателен иконостасом. Церковь небольшая, и гораздо скромнее. Читаем молебен Святителю Николаю.

Возвращаемся к автобусу. Нас подвезли к большому продуктовому магазину. Здесь можно купить настоящее оливковое масло и продукты.

Снова в дороге. Теперь едем несколько часов до гостиницы. Снова тянутся красивые пейзажи вдоль дорог. Какая чистая и аккуратная Италия, и мне она нравится. Вскоре высаживаемся у гостиницы и размещаемся по номерам. Нам достался номер в отдельных летних корпусах. Идём к своему домику, поднимаемся на второй этаж.

Читать еще:  Познание философия. Процесс познания

По ошибке нам открыли другой номер. Мы честно, сказали, что у нас другой – напротив, потом сто раз пожалели. В нашем номере, во-первых, шумела вода в унитазе, и никак не перекрывалась, не было полотенец, и в конец ещё не закрывалась снаружи дверь. Так и пошли ужинать, просто прикрыв двери. После ужина наш гид помог перекрыть воду, чтобы спокойно могли спать. А дверь закрыли изнутри. Я уснула быстро, слышала, как всю ночь как щёлкал кондиционер.

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Источники:

http://pravoslavie.ru/103620.html
http://www.semiestrel.ru/bari/
http://italy4.me/puglia/bari/nikolaj-chudotvorec.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: