Бари николай угодник. Как мощи святителя николая оказались в италии

Город Бари в Италии и Святой Николай Чудотворец

Город Бари, второй по значимости на юге Италии после Неаполя, расположился на каблуке итальянского сапожка. Бари – столица региона Апулия, крупный морской порт и транспортный узел.

Но если бы Бари был очередным портовым городом, то не обрел бы известность далеко за пределами Италии, не стал бы местом паломничества для тысяч верующих христиан. Именно здесь находятся мощи Святого Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых как у православных, так и у католиков.

Содержание статьи:

Экскурсии в Бари и окрестностях с русскоязычными гидами. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Святой Николай Чудотворец: как его мощи попали в город Бари

Святой Николай Чудотворец – покровитель моряков, детей, торговцев, путешественников и незамужних девушек. Родился в семье состоятельных христиан, но всегда вел скромный образ жизни, раздавая унаследованное от родителей богатство всем нуждающимся.

Известна история, как Николай помог трем бедным девушкам. Впавший в нищету отец, не имея денег, чтобы собрать приданое и выдать дочерей замуж, задумал отдать их в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил бедствующей семье мешочек с золотом. Так нашлось приданое для старшей дочери, и она была спасена от греха и позора. Через некоторое время Святой Николай подбросил деньги и для второй дочери, что позволило и ей благополучно выйти замуж.

А вот третий мешочек с золотом от Святого, если верить легенде, приземлился в чулок младшей дочери, который висел на камине. Отсюда и пошла традиция вывешивать носки в ожидании подарков. Так образ Святого Николая и само его имя с течением времени трансформировались в Санта-Клауса – Деда Мороза западного мира, который в рождественскую ночь награждает детей подарками за примерное поведение.

Сразу после смерти тело Николая стало мироточить (явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой, испускающей благоухание влаги (миро) на мощах святого), и паломники потянулись в город Миры, чтобы поклониться им.

Как же мощи Святого Николая попали в Бари? Город Миры был столицей Ликии – страны на юге Малой Азии (современная Турция). Постепенно христианскую Ликию завоевали турки, исповедующие ислам, поэтому идея о переносе мощей напрашивалась сама собой.

Жители Бари страстно желали повысить религиозную значимость родного города, и мощи почитаемого святого подходили для этих целей лучше всего. Под прикрытием спасения мощей от воинственных турок они с помощью хитрости выкрали большую их часть из церкви Святого Николая в Мирах Ликийских. А то, что осталось, вывезли позже венецианцы во время Первого крестового похода (на острове Лидо была построена церковь в честь святого).

Когда барийцы вернулись домой, в городе еще не было принято решение, где захоронить мощи. Быки, перевозившие саркофаг, неожиданно остановились на том месте, на котором сейчас стоит базилика Святого Николая. Это было воспринято как знак свыше.

Зная на своем опыте, как относительно легко можно выкрасть мощи, жители Бари в первую очередь построили крипту, где под огромную плиту захоронили останки святого. И сегодня прикоснуться к святым мощам возможно только через эту плиту.

2. Базилика Святого Николая Чудотворца в Бари

Это уникальное место, которое примеряет православных и католиков благодаря Святому Николаю Чудотворцу.

В крипте находится и так называемая «чудодейственная колонна» XI-XIII в. Легенда гласит, что колонная была выловлена Св. Николаем в водах Тибра и перенесена в порт Миры. А после кражи саркофага с мощами святого последовала за своим хозяином и чудесным образом появилась в Бари в 1098 году. Была установлена в крипте на месте единственной недостающей колонны.

Существует легенда, что колонна помогает незамужним женщинам встретить свою любовь и выйти замуж. В Средние века необходимо было три раза пройти вокруг колонны и потереть ее. Сейчас «исхудавшую» колонну огородили стеклом и решеткой, поэтому обойти ее не удастся, но загадать желание и прикоснуться к колонне по-прежнему можно.

В 1969 году в знак уважения, дружбы и глубокого единения с православными верующими, русским было предоставлено право на совершение православной Литургии в крипте базилики Св. Николая.

На территории базилики можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца авторства Зураба Церетели, которая была подарена церкви во время визита российского президента В. Путина в город Бари в 2006 году.

По вторникам и четвергам (в 10:30) в крипте базилики Святого Николая проходит русская православная служба. Есть уникальный шанс прикоснуться к мощам Николая Чудотворца (в остальное время алтарь закрыт за решеткой). Не забудьте взять платок, чтобы покрыть голову.

3. Когда в Бари проходят ежегодные торжества в честь обретения мощей

Лучшее время для посещения Бари – это с 7 по 9 мая, когда проходят грандиозные торжества, посвященные прибытию мощей Святого Николая в Бари.

Программа празднований начинается вечером 7 мая, когда более 400 участников в средневековых костюмах воссоздают процессию прибытия мощей в город из бухты св. Георгия до базилики Св. Николая. Сотни свечей, огненные факелы и непрекращающийся звон колоколов – непередаваемое зрелище!

Также в течение трех дней празднований у вас будет уникальная возможность посетить торжественные богослужения, увидеть многочисленные концерты и фейерверки.

4. Русская православная церковь в Бари

Русская церковь в Бари, или Подворье Русской Православной церкви с Храмом Святого Николая находится в переулках современной и хаотичной окраины города, в районе Карасси на проспекте им. Бенедетто Кроче (corso Benedetto Croce, 12).

Она была построена специально для православных паломников. Первый камень храма был заложен в 1913 году русским царем Николаем II в годовщину перевоза мощей Святого Николая в Бари. В течение XX века храм несколько раз переходил в собственность различных организаций и только в 2012 году официально был передан России.

Обратите внимание, что православные службы проходят в крипте базилики Святого Николая по вторникам и четвергам в 10.30.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост! 😉

Как мощи святителя Николая Чудотворца оказались в Италии?

Здесь уже даны ответы с описанием причин, которые подтолкнули греков – христиан из Бари на тайный вывоз мощей Николая Чудотворца из церкви в Мирах, где они лежали в каменном саркофаге. Если коротко, то жители завоёванной турками провинции Ликия не могли обеспечить сохранность реликвии.

Мусульмане редко с уважением относились к святыням христианства, чаще обдирали позолоту, а сами святыни могли просто выбросить.

Ещё в 792 году, за почти 200 лет до перенесения мощей Николая Мирликийского, калиф Аарон Аль-Рашид отправил своего флотоводца Хумейда на Родос за добычей. Возвращаясь с Родоса назад, тот попутно целенаправленно решил в Мирах разграбить саркофаг святого Николая. Расположения его не знали и вскрыли соседнюю гробницу, только поэтому мощи Николая уцелели. С тех пор нападения проходили всё чаще, пока Ликию не захватили полностью турки.

Некоторые ошибочно думают, что мощи Николая были в гробнице на острове Родос, даже город Миры помещают на Родосе. Хотя Миры ( в современности Демре), находятся на материковом берегу Малой Азии, а остров Родос, напротив, в море.

Читать еще:  Медитации от страха. Медитация избавления от страхов и обретение гармонии

Можно добавить, что жители Бари умышленно запутывали свой маршрут в 1087 году, поплыв вначале в Антиохию как обычные торговцы. Венецианцев они опередили. Но часть мощей в спешке не взяли, монахи из Мир их перепрятали. Только когда проходил 1 Крестовый поход, оставшиесЯ мощи достались венецианцам.

Около 700 лет мощи Николая Чудотворца сохранялись в гробнице церкви в Мирах Ликийских, где он вёл службы при жизни.

Но случилось нашествие сарацин на византийские владения в Малой Азии, православные греческие храмы разрушались, святые артефакты уничтожались. Жителей убивали, забирали в рабство, церкви приходили в запустение.

Юг Аппеенинского полуострова был провинцией Византийской империи. Православных греков здесь жило много. И хотя к 1087 году эту местность завоевали норманны, жители города Бари задумались о сохранности мощей Николая Мирликийского, они могли быть просто утеряны для христианства.

Городские купцы набрали команду в 67 человек, снарядили три корабля, загрузили их пшеницей. Якобы они направились торговать зерном в Египет и Палестину, а на обратном пути собирались увезти святыню из Мир в Бари. Для этого дела, чтобы соблюсти необходимые формальности, в экспедиции было двое священников, Лупп и Дрого.

Были у них и конкуренты, купцы из Венеции, у которых была такая же цель, но барийцы опередили.

На берег в Мирах сошли 47 человека, в городе почти не осталось жителей, в церкви было только 4 старых монаха. Баряне представились паломниками, им показали саркофаг с мощами. Тут они предложили монахам 300 монет, чтобы они отдали мощи. Те отказались, один пытался убежать предупредить местных, тогда всех связали и выставили свою стражу. Тяжёлую крышку саркофага пришлось разбить, останки святого источали миро, плавали в нём. Вскрывали крышку барянин Маттео и Александр из Франции.

Прочитав соответствующую литию, священники достали мощи, завернули в свою одежду, миро слили в сосуд и перенесли на корабль. Переносил мощи священник Дрого.

Корабли отплыли, 22 мая они прибыли в Бари, где экспедицию торжественно встретили, аббат Илия, духовенство и горожане. Мощи поместили в церковь св. Стефана.

После изгнания византийцев стоял пустым дворец наместника провинции (катепанат), его перестроили, приспособили как крипт для сохранения мощей, через два года Папа Урбан II при перенесении туда мощей освятил её как церковь Святого Николая.

Базилика над криптом построена намного позже, в августе 1197 года.

А это фотография списка участников экспедиции из Бари:

День 22 мая (по новому стилю) для нас православных это огромный праздник, а для греков нет, так как в это время произошло событие – перенос мощей святителя Николая Чудотворца из города Миры (ныне Демре, Турция) на юг Италии в город Бари в храм святого Стефана. Событие это произошло в начале 11 века. Жители этого города и других городов постоянно подвергались нападкам турков, которые постепенно отвоёвывали у греков город за городом. И многие греки бежали с захваченных турками земель в итальянский городок Бари. Там же сформировалась большая община греков -эмигрантов и вот эти переселенцы и перенесли мощи святого Николая Чудотворца на юг Италии. На территории Турции в этом веке были практически все христианские святыни уничтожены и если бы не барцы, то мощи святого Николая были бы уничтожены. А вот сегодня все православные христиане могут свободно поклониться мощам великого святого святителя. При перевозке мощей из Мир выяснилось, что мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым.

В городе Миры в Ликии (сейчас это город Демре в Турции) в 4 веке родился сам Николай Чудотворец, всю свою жизнь он и прожил там, стал епископом Мироликийским и был там же похоронен. На месте его погребения в 6 веке была построена церковь, а сам он был причислен к лику святых.

Так как Миры был портовым тогда городом, начиная с 8 века его захватывали то арабы, то мусульмане, то христиане, которые были то греками, то турками и другие народности.

А мода на ношение талисмана от эпидемий, болезней и ран тоже распространялась, и вполне понятно, что на мощи святого Николая Чудотворца было очень много желающих.

Поэтому греческие священники того времени тоже думали, как же сохранить их в неприкосновенности. Начиная с 8 века церковь много раз грабили, разрушали и затем заново отстраивали. Сами мощи держали в маленьком переносном ларце и переносили (прятали) по домам, лишь днем возвращая их на место.

Считается, что в 808 году аббасиды разрушили и разграбили захоронение.

В 1087 году купцы из Италии (город Бари) смогли найти захоронение и саркофаг с мощами Святителя, которые они и перевезли в Италию и хранят до сих пор.

В 19 веке (в 1863 г.) русский царь Александр 2 посетил бывшее захоронение Св. Николая в Турции и выкупил данную церковь и землю на которой она стоит. Прислал русских реставраторов восстановить её. Те возвели колокольню и храмовый свод, а при реставрации каменного пола обнаружили ещё саркофаг с мощами и записью, что это и есть настоящие мощи Св. Николая, а в центральном саркофаге находятся мощи другого священника, специально положенные для расхитителей.

Для подтверждения и сохранения этой записи реставраторы продублировали её своей надписью прямо на стенах церкви (её и сейчас там можно прочитать, написано на русском) и сообщили о находке Александру 2.

Тот не стал это афишировать, а приказал небольшую часть оставить в церкви, и остальные мощи тайно перевезти в Россию: разделить между Москвой, Санкт-Петербургом и остальными действующими храмами.

Сейчас саркофаг в Турции находится под защитой из толстого пуленепробиваемого стекла. Тысячи паломников со всего мира ежедневно идут к нему. Турки на этом делают бизнес и хорошо святыню охраняют – сама видела.

Европа же верит в свою версию и доказать настоящие где мощи – нет никакой возможности (источают миро и те, и другие).

930 лет назад в , в 1087 году, Венецианские и Барские купцы отправились в Антиохию. На обратном пути они посетили Мир Ликийский и втайне проникли в храм, где хранились мощи святителя Николая. Связав охрану, они разбили помост и вынули из саркофага мощи. Так мощи были выкрадены и вывезены в с Италию. Есть предположение, что среди участников этого действа могли быть и русские . В процессе переноса мощей с корабля в храм наблюдались чудесные исцеления больных, что укрепило веру страждущих. Впоследствии был построен отдельный храм посвященный Николаю Угоднику. В том же Баре имеется и православнеый храм Святителя Николая.

Мощи были мироточивы еще в Мир Ликийском ( по свидетельствам похитителей, мощи плавали в какой-то жидкости). Продолжают они мироточить и до сих пор. Кстати, 22 мая, то есть завтра, церковь празднует дату перенесения мощей в Италию. Казалось бы, кража не богоугодное дело. Но по мнению многих историков, это тоже в какой-то степени знаменательно. Последующие войны и захваты храмов на родине Николая Угодника вполне могли привести к их безвозвратной утере.

Святые мощи Николая Чудотворца были украдены итальянцами 22 мая 1087 года и вывезены в город Бари. Понять обиду греков можно и заявления о промысле Божием являются очень спорными, так как известно, что никогда не бывает воли Божией на грех, чем является воровство. Как пример реального промысла Божия можно рассказать историю мощей другого почитаемого в Греции святого, Иоанна Русского. Турки пытались сжечь его мощи, в храме Иоанна Русского на о. Эвбея даже есть фреска с изображением этого события, но мощи не сгорели, а турки увидели, как святой им грозит из огня, и в ужасе разбежались. Позже греки, жившие в том византийском городе Прокопион, вернулись на родину и привезли с собой мощи святого. Таким образом, действительно, промыслом Божиим святыня сохранилась и находится в Греции, где и должна быть. Причем воровать ее не понадобилось. Если итальянцы забрали мощи, чтобы сохранить их, что мешает их вернуть сейчас? А раз не возвращают, воровство остается воровством.

Читать еще:  Грядет год металлического кролика! Металл. Преимущества и недостатки людей рожденных в год Металлического тигра

Святитель Николай был похоронен в гробнице на острове Родос.

На его гробницу посягали калиф Харун -ар-Рашид, хазарские турки, проявлявшие варварство по отношению к христианским святыням.

Мощи святителя пытались спасти неоднократно, однако жители города противились этому.

Особенно о сохранности мощей беспокоились жители итальянского городка Бара, где в то время обосновалось много греков-христиан.

В полной секретности мощи Святого Николая (80 процентов их, мелкие же фрагменты были оставлены в могиле – их затем собирали венецианцы и другие) были вывезены барийцами:

Мощи Святого Николая были перевезены в Бари и с тех пор надежно укрыты и покоятся там в церкви Святого Стефана (ныне – Базилика святого Николая).

22 мая по новому стилю Русская Православная церковь празднует событие переноса мощей святителя Николая Чудотворца из города Миры Ликийские в город Бари. Если мы посмотрим в календарь, например, Константинопольской Церкви, то мы там подобного праздника не найдем.

Так почему же событие переноса мощей святителя Николая для нас праздник, а для греков нет? Обратимся к истории. Святой Николай в 4 веке был епископом города Миры Ликийские и там после смерти был похоронен. Миры до сих пор существуют, только называется этот город теперь Демре и находится на территории Турции. Когда-то здесь была византийская империя, но к 11 веку турки стали отвоевывать у греков город за городом. В результате были захвачены и Миры.

Храм, в котором находилась гробница святого Николая, оказался в запустении. Сама гробница охранялась немногочисленными монахами, которые чудом оставались здесь жить. Многие греки вынуждены были бежать с захваченных турками земель. Большая община греков-эмигрантов сформировалась в городке Бари на юге Италии. Именно эти переселенцы и подговорили местную знать сформировать отряд, отправиться в Миры и вывезти оттуда мощи святителя, пока их не осквернили мусульмане.

О планах барцев узнали венецианцы и также решили отправиться в Миры. В итоге, первыми приплыли все же барцы. Ночью они проникли в храм и уговорили монаха-сторожа показать, где находится могила святого. Оказалось, что это был мраморный саркофаг, поднять который было просто невозможно. Тогда один из итальянцев разбил крышку саркофага. Внутри обнаружились мощи, которые буквально плавали в святом мире- благовонной жидкости, которую мощи выделяли.

Барцы вынули останки святого из гробницы, завернули в верхнюю одежду одного из членов отряда и поспешили вернуться на корабль. Монах-сторож гробницы понял, что мощи покидают Миры навсегда. Он поднял тревогу. Немногие христиане, жители Мир, прибежали к морю, но было уже поздно – корабль отчалил.

С тех пор греки считают, что итальянцы похитили их великую святыню. Русская же Церковь обращает внимание вот на какой факт – практически все христианские святыни на территории Турции были уничтожены. Если бы барцы не увезли мощи святого Николая, погибли бы и они. А так – сегодня и русские, и греческие, и любые другие православные христиане могут совершенно свободно поклониться мощам великого святого святителя Николая, которые вот уже тысячу лет покоятся на юге Италии в городе Бари. Тем более, что католики этому сегодня никак не препятствуют.

В крипте святителя Николая в Бари

Три с небольшим часа на самолете из Москвы в Рим, затем еще час до Бари, и вот он, долгожданный град святителя Николая. Светлые улочки залиты утренним солнцем, над ними витает аромат пиний, кофе и свежевыстиранного белья – предмет особой гордости местных хозяек. От площади дель Феррарезе вверх на крепостную стену, по одну сторону которой виден Старый город, по другую – лазурное море. Несколько поворотов и спуск по ступенькам к базилике. Можно пройти и по набережной или напрямик через старые кварталы, но мне больше полюбился именно этот путь.

На небольшой площади у входа в базилику святителя Николая оживленно: свадьба. Сентябрь – самый любимый месяц у молодоженов: по нашим меркам еще лето, но уже нет такой изнуряющей жары. Многочисленные гости с детишками-ангелочками поднимаются по ступенькам к дверям, вместе с ними тоненькими ручейками стекаются паломники. Сразу за дверями за стеклом красочная статуя святителя Николая, без которой не обходится ни одно торжество в честь святого.

– Весенние празднества в честь перенесения мощей святителя длятся три дня, – рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в Бари протоиерей Андрей Бойцов. – Проводят парады, концерты… Шоу в небе напоминает полеты наших стрижей-самолетов. Что касается духовной части, то архиепископ Бари сначала совершает мессу на берегу моря, потом выливает ампулу чистого мира от мощей в море, как бы освящая его. Плюс костюмированный крестный ход, очень популярный среди жителей. Хотя его правильнее назвать парадом в исторических костюмах вместе со статуей, которая для них такой же храмовый образ, как для нас икона, – ведь с эпохи Ренессанса католики заменили живописные изображения на объемные. В одеждах XI века разных сословий, от знати до рыбаков, они устраивают очень живописную процессию. Мы тоже присоединяемся, но в качестве зрителей. Вот в позапрошлом году на этот парад специально пригласили представителей православных общин. Попросили грузин, русских, румын прийти в национальных костюмах, с флагами. И несколько наших прихожан с ребятами из хора ходили в русских вышиванках, несли флаг России. Всё же это не светское мероприятие, не молитва.

У нас святитель Николай – один из любимейших святых, а в Италии – покровитель только одного региона – Апулии

Оказывается, такие торжества характерны не для всей Италии. Это у нас святитель Николай – один из любимейших святых. А в Италии – покровитель лишь одного региона – Апулии.

– В XVI веке он был даже деканонизирован, – поясняет отец Андрей. – Тогда Римские папы поручили проанализировать жития святых, положив в основу исключительно научный принцип. То есть если не было документального подтверждения, древних свидетельств о жизни святого, его могли вычеркнуть из списка. Да, в римских архивах было много разных документов из жизни мучеников, но не всех. В результате святителя Николая деканонизировали. Потом поняли, что погорячились, и вернули, только в статусе пониже – как местного святого Апулии. И только жители Апулии обязаны его чтить литургически, в остальном католическом мире – по желанию. Но здесь, конечно, празднуют на широкую ногу. В Апулии это выходной, а в Бари – день города. Мы со своей стороны всегда поздравляем и приора базилики, и братию, которые позволяют нам там совершать богослужения.

Небольшое пространство крипты поделено на три части: центральная алтарная, где покоятся мощи святителя Николая; слева православный придел и справа – католический. Иконостас переносной импровизированный: несколько икон, закрепленных на решетках.

– Мы приносим на каждую службу, – отмечает отец Андрей. – Благодаря такой структуре католического храма – без иконостаса – люди могут увидеть, что происходит в алтаре. Такой опыт молитвы и богослужения воспринимается более глубоко. Особенно если это нечастое явление. Если везде так будет, то восприятие утратит свою остроту, станет таким же, как с иконостасом. Что касается придела, он появился после II Ватиканского собора. Когда католическим епископам было рекомендовано больше внимания обращать на восточную православную традицию, традицию неразделенной Церкви, в том числе на искусство, иконы, образ пения. Это, конечно, сказалось благотворно. С тех пор многие стали ставить в храмах православные иконы и через это анализировать православную традицию. Есть такие, кто потом переходит к нам. Это касается и священнослужителей, и простых людей, которые говорят, что их влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять – а для них это полный мазохизм. Но стоят, потому что понимают: здесь истина – и принимают Православие.

Читать еще:  Самые верные знаки. Самые верные мужья и жены по знакам зодиака

Благочестивых католиков влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять – но стоят, потому что понимают: здесь истина

Служба в крипте, и правда, долгая – вместо привычных двух продолжается часа три-четыре. Это и за счет количества причастников, и совершенно другого темпоритма. Даже вне праздников молящихся много. По небольшому проходу вдоль задней стены одна группа туристов постоянно сменяет другую: испанцы, французы, итальянцы. Кто-то просто проходит, кто-то останавливается, присаживается, пытается вникнуть в суть происходящего, пока экскурсовод с табличкой не напомнит о том, что уже пора. В заключительный день нашего паломничества одна итальянская пара усиленно расспрашивала меня о службе. Как сказал потом отец Андрей, «на юге Италии народ очень клерикальный и по-своему благочестивый. Они хорошо относятся к православным священникам, уважают их. Католики часто просят благословения, помолиться о них».

По завершении Литургии батюшки отворяют врата, центральные или боковые, чтобы все желающие могли приложиться к мощам и о чем-то попросить святителя Николая.

Оглядывая это небольшое помещение, где и при 200 молящихся уже и тесно, и душно, невольно задаешься вопросом: что же происходит в дни памяти святого, когда желающих посетить святителя Николая не сотни, а тысячи?

– Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год – самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, – там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались – народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам – люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

Постепенно крипта пустеет, есть даже возможность сделать несколько снимков и алтарной части, большой иконы напротив и колонны у одного из входов, обнесенной решетками и утопающей в записках, как Стена плача в Иерусалиме.

Считается, что святитель Николай перенес в Бари эту колонну из своего старого храма в Мирах

– Когда ко мне приезжают какие-то друзья или гости, я об этой колонне даже не говорю. Но если они видят там толпу или что-то слышали про нее, тогда объясняю. Есть местное церковное предание, что эта колонна связана с чудом, совершённым святителем Николаем. Когда строили базилику, не хватало колонны, и ее нашли в море, которое, как вы видели, здесь буквально в двух шагах. Считается, что святитель Николай перенес эту колонну из своего старого храма в Мирах, который на тот момент был почти разрушен. Его святитель строил еще при жизни. И там случилось первое чудо: во время паломничества в Рим к апостолам Петру и Павлу святитель Николай, проходя мимо какого-то тоже полуразрушенного дома, увидел прекрасную колонну из дорого мрамора и порфира. Помолился, и колонна перенеслась в Миры. А оттуда впоследствии в Бари. Это уже второе чудо. Как верующие, мы понимаем, что такое вполне могло быть. Плюс у местных девиц в Бари в средние века сложилось поверье, что колонна помогает тем, кто долго не мог найти жениха. Для этого девушки строго постились на протяжении всего Великого поста. И все семь недель причащались в церквях Бари, а это серьезный подвиг, между прочим. В заключительный раз причащались в этой базилике, читали молитвы святителю Николаю и трижды обходили вокруг этой колонны, которая тогда стояла без решеток и стекла. И, как говорят, в течение года жених появлялся. Возможно, в 1990-е годы гиды рассказали об этом паломникам, а наши женщины затем за ненадобностью купировали пост, молитву, Причастие, оставили только круги вокруг колонны. Куда проще! Хотя тоже, говорят, помогает. И ладно бы просто ходили кругом, хотя и это напрягало католиков, но потом стали еще молотками кусочки отбивать. Тогда уже колонну закрыли стеклом и решетками. Теперь записки пишут, как к Стене плача. Но если слишком много об этом говорить, мы невольно будем отвлекаться на какие-то второстепенные, даже третьестепенные детали. Рядом святитель Николай и его мощи – драгоценный сосуд, храм Духа Святого, который будет восстановлен по воскресении. А источник благодати у нас один – Господь Бог. И к Нему мы должны стремиться.

Источники:

http://wowitaly.ru/gorod-bari-i-nikolay-chudotvoretz/
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2526280-kak-moschi-svjatitelja-nikolaja-chudotvorca-okazalis-v-italii.html
http://pravoslavie.ru/103620.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: