Баптисты пятидесятники кто они. История пятидесятничества

Пятидесятники: кто они, чем опасны

Кто такие пятидесятники?

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Пятидесятничество как религиозная группа, отделившаяся от христианства, появилось на заре двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. Почему именно там? Идеи пятидесятников были не новы. С подобными явлениями Христианская церковь сталкивалась на заре своего существования в 50-60 годы второго века от Рождества Христова. Монтан – грек по происхождению, создал секту монтанистов и свое учение о поклонении Духу Святом и обретению дара пророчества. Во время молитв люди впадали в состояние транса, они падали без чувств, бормоча слова «непонятного языка».

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

  • Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему-либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.
  • Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (греч. glossa — «речь», lalia — «пустословие», «болтовня»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.
  • Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».
  • Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.
  • Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.

Пятидесятники – кто они? Пятидесятники: вера

Доподлинно неизвестно, когда именно появились пятидесятники. Кто они? Откуда это странное название? Многие задаются этими вопросами. Обычные ли это христиане или сектанты, чьи учения отличаются от привычных для нас догматов православия? Попробуем в этом разобраться.

Кто такие пятидесятники?

Христиане веры евангельской – именно так назывались пятидесятники у нас в России. Если же дать точное определение, то можно сказать, что это христианская секта, возникшая в США в XX веке. В своем вероучении пятидесятники исходят из мифа, взятого из Евангелия. В нем говорится о «сошествии свыше духа на апостолов» спустя 50 дней после Светлой Пасхи.

Читать еще:  Молитва об успокоении душевного состояния. Молитва о спокойствии

Как появилось течение?

Пятидесятничество как таковое возникло в начале XX веке в Северной Америке. Его идейные корни лежат в религиозно-философском течении XVIII века, называемом ривайвелизмом. У нас возникает вопрос о том, откуда появилось такое странное название «пятидесятники»? Кто они, эти люди, считающие себя отдельной ветвью христианского учения? Как уже говорилось выше, особое значение приверженцы данной религии придают Крещению Святым Духом. Во время обряда верующие испытывают, по их мнению, те же эмоции, что и апостолы при сошествии на них Святого Духа, произошедшем на 50-ые сутки после Пасхи Христовой. В Евангелии этот момент назван днём Пятидесятницы. Отсюда и название данного течения. Из Америки пятидесятничество широко распространилось в Европу и скандинавские страны. В России оно появилось накануне Первой мировой войны в 1914 году. В годы НЭПа течение активизировалось. Наибольшим влиянием пользуются следующие организации подобного толка: «Ассамблея Бога» и «Союз божьих собраний».

Пятидесятники в России

Как уже отмечалось выше, в нашей стране течение возникло в начале прошлого столетия. Первым пятидесятником в России считается немец Вильгельм Эбель. Во время своего визита в Азию в 1902 году он по дороге остановился в Риге, где основал свое представительство миссионерского общества. Первые пятидесятнические организации в России возникли в 1907 году. Проповедником нового учения был норвежский пастор Т.Барат. Новое религиозное течение быстро нашло новых приверженцев. В него вошли и баптисты, и адвентисты, и христиане… Пятидесятники уверяли своих новых членов в том, что они получили благодать Духа Святого, сошедшего на землю во имя спасения людей от грехов. Первые русские последователи общины – Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Стоит отметить, что в России, как и в других странах, где распространено пятидесятничество, приверженцы новой религии не отличаются единством основных догматов учения. Так, например, адвентисты говорят о Священной Субботе, молокане видят смысл бытия в переселении на гору Сион – и так далее. Существует условное разделение на отдельные группы пятидесятников: смородинцы, леонтьевцы, шмидтовцы, воронаевцы и другие.

Пятидесятничество за границей

В США пятидесятничество связывают с именем Чарльза Финнея. Он уверовал в него в 21 год. Далее в течение 50 лет он проповедовал новое учение в США, Шотландии и Англии. Финней утверждал, что перед ним однажды предстал образ Иисуса Христа. Снизошедший на Чарльза Дух Святой пронзил все его тело и душу. После этого Финней уверовал и стал проповедовать, рассказывая людям об этом чуде. В данном религиозном течении еще один человек сыграл важную роль. Это Дуайт Муди. Он жил и проповедовал во второй половине XIX века. Первый свой евангелизационный поход он осуществил в 38 лет. После проповедей этого человека люди образовывали пятидесятнические общины, говорили на иных «ангельских» языках, пророчествовали, исцеляли тяжелобольных и творили другие «чудеса». Говоря об истории данного течения, нужно отметить и Чарльза Фокса Пархэма. Он решил создать некую Библейскую школу и разослать приглашения всем желающим. На его письмо откликнулось 40 студентов из штата Канзас. 1 января 1901 года все последователи и их учитель усердно молились Богу в своей школе. Студентка Ангесса Озман, желая получить духовную силу, подошла к Чарльзу и попросила учителя возложить на нее руки. В этот момент, по утверждению проповедника, на девушку снизошло чудо: она забыла родной английский язык и стала говорить на китайском. 1 января 1901 года многие приверженцы религии считают датой основания своей общины.

Пятидесятничество сегодня

В наше время данное течение в России по количеству верующих стоит на втором месте среди всех сектантских объединений. Сейчас у нас действуют три основные подобные организации:

  • Объединённая церковь христиан веры евангельской.
  • Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников).
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В 1995 году от Объединённой церкви христиан веры евангельской отделилась община под руководством С. В. Ряховского. Этим человеком позднее был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской. Существуют и другие организации подобного толка. Стоит заметить, что многие пятидесятнические общины очень активны в социальной сфере. Некоторые из них оказывают помощь детским приютам, содействуют медицинским фондам, устраивают юношеские лагеря.

Основные догматы

Во что верят пятидесятники? Кто они такие? Вопросов в связи с этим религиозным течением возникает масса. Попробуем разобраться. Приверженцы религии верят в животворящую силу Крещения Святым Духом, которая внешне проявляется в человеке способностью к говорению на других языках. Пятидесятники считают, что при достижении особого душевного состояния во время евангелизации через молитву у членов секты открывается особый дар говорить на различных языках. Кроме того, у такого человека может открыться талант к ясновидению, мудрости, чудотворениям. Важной стороной богословия секты являются так называемые «учения о благочестии», которые призывают последователей отказаться от того, что может помешать вести праведную жизнь: от курения, от алкоголя, от азартных игр, от наркотиков. Некоторые группы данного течения не признают оружия, придерживаясь доктрины «непротивления злу».

Обряды

Несмотря на закрытость и замкнутость общины, все больше людей в России приходят на собрания секты, чтобы послушать проповеди пятидесятников. Приверженцы религии признают авторитет Святого Писания. Однако они самочинно исказили Великие Таинства христианства, превратив их в более простые обряды. Неким подобием ритуала Причастия Божьего является церемония хлебопреломления, совершаемая в первое воскресенье каждого месяца. Членам секты предлагается взять с подноса кусочек хлеба и отпить глоток вина из чаши. В конце молитвы совершается обряд омовения ног, который мужчины и женщины проходят отдельно в разных комнатах. Есть у пятидесятников и свое «водное Крещение». Оно очень напоминает христианский ритуал. Но младенцев не крестят, а просто приносят на собрание для благословения. Вступающие в супружескую жизнь люди должны обязательно пройти в секте обряд бракосочетания. Причем союз с неверующим категорически запрещен. За ослушание члену общины грозит отлучение от церкви. Обряд рукоположения или елеопомазания над больными совершают христиане веры евангельской. Пятидесятники верят, что это поможет страждущим быстро восстановить силы и избавиться от «хворости». День отдыха для верующих – это воскресенье (кроме субботствующих). Как правило, в это время члены секты собираются на молитвенные сходки. Все церковные праздники (Сретение господне, Рождество, Крещение, Благовещение и так далее) отмечаются по старому стилю. Пасха приходится на пятницу Страстной седмицы.

Читать еще:  Снежная баба. Снежная баба и снеговик

Организация группы

Во главе секты стоит так называемый братский совет, который возглавляет пресвитер церкви. Общины же объединены в округа, каждый из них возглавляет старший пресвитер. При советской власти эта должность называлась по-другому – епископ. Вся территория СНГ пятидесятниками разделена на 32 региона, во главе каждого из которых стоит старший пресвитер.

Обыватели о движении пятидесятников

В последнее время все чаще критикуют данное движение. Люди считают, что церковь пятидесятников и их доктрины – это не более чем обман верующих. Многие называют данное образование сектой. По всей видимости, так оно и есть. Находится множество очевидцев того, как проходят собрания членов данного течения.

Мы ответили на основные вопросы, связанные с термином «пятидесятники». Кто они, во что верят, какие обряды совершают – обо всем было рассказано в этой статье.

9 фактов о пятидесятниках, которые мало кто знает

Вот уже на протяжении нескольких лет я скрупулёзно изучаю историю пятидесятничества, поэтому сегодня я хотел бы предоставить вам в сжатой форме 9 интересных фактов, о которых, действительно, мало кто знает.

История пятидесятнического движения началась со служения пастора Чарльза Пархама. В 1900 г. Пархам, наблюдая безразличное отношение людей к церкви, начал усиленно искать Бога. Он говорил так: «Если церковь хочет стать ответом на современные вызовы общества, нам нужно новое излияние Духа!»

Для того, чтобы больше искать Бога, Чарльз основал библейскую школу Bethel Bible College в городе Topeka штат Канзас, в которую записалось 40 учеников. Именно в этой школе во время ночной молитвы в канун нового 1901 года Дух Святой сошел с такой силой, что студенты начали говорить и писать на незнакомых языках!

После этого события Чарльз Пархам переехал в Техас в город Хьюстон и организовал новую библейскую школу, где главной преподаваемой темой было крещение Святым Духом со знамением иных языков. Одним из студентов этой школы являлся Вильям Сеймур, который в последствии стал катализатором пробуждения на Азуза стрит.

Интересно отметить, что до этого в истории церкви уже были известны случаи, когда люди говорили на иных языках. К примеру, моравские братья, квакеры и даже Святой Патрик из Ирландии. Но заслуга Чарльза Пархама состоит именно в том, что он первым утвердил доктрину о том, что говорение на иных языках является свидетельством или доказательством крещения Духом Святым.

Мало кто знает, что первым человеком, с которого началось пятидесятническое движение, была женщина. В новогодню ночь 1901 года, когда Чарльз Пархам и его студенты молились за новое излияние Духа, молодая девушка по имени Агнез Озман встала и сказала: «Я читала в Деяниях о том, что во время крещения Духом Святым люди начинали говорить на иных языках. Я верю, что если вы помолитесь за меня с возложением рук, то сейчас что-то произойдёт».

Она вышла вперед, и все студенты окружили её в молитве. Буквально через пару минут Агнез Озман пережила неописуемое присутствие Духа и, к большому изумлению всех студентов, начала говорить на китайском языке! Присутствие Бога было настолько сильным, что её лицо начало сиять, а над головой появилось сияние, подобное ореолу.

Когда Агнез попыталась писать, то из-под пера появлялись китайские иероглифы. По свидетельству очевидцев, Озман заговорила на английском языке только на третьи сутки. Она стала первым человеком в современном мире, получившим крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках!

В феврале 1906 года из Хьюстона в Лос-Анджелес приехал студент Чарльза Пархама темнокожий Вильям Сеймур. После нескольких месяцев его пребывания, в Лос Анджелесе начинается великое пробуждение, известное как Азуза cтрит Revival.

Служения на Azusa Street были необычными. Каждый раз люди собирались и ожидали, чтобы сошло Божье присутствие, как в Вифезде. Они пели песни, молились и вдруг приходил Бог, в результате чего все служение приходило в движение: люди начинали массово падать, громко орать, неистово трястись, а некоторые, наоборот, немели и не могли вымолвить ни слова. Зал наполняло облаком так, что временами не было видно друг друга. Очень часто на служениях были заметны ангелы, которые подпевали песни хвалы. Над зданием появлялся огненный столб, и местные жители не раз вызывали пожарные службы. За пару блоков на подходе к зданию люди часто останавливались, потому что им становилось тяжело идти из-за густого воздуха.

Читать еще:  Раскол христианской церкви 1054. Раскол церковный

Но самым главным феноменом этого пробуждения было то, что люди массово получали крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках.

После пробуждения на Азуза стрит возникло множество церквей, которые уже не вписывались в старые деноминации.

Поэтому в апреле 1914 года собрались около 300 пасторов из 20 разных штатов на общую конференцию, на которой было принято решение утвердить новое общение (fellowship), известное сегодня как Ассамблея Бога (Assemblies of God).

Заслуга Ассамблеи состоит именно в том, что они смогли объединить практически все пятидесятнические церкви, возникшие в результате пробуждения на Азуза-Стрит, а также утвердить фундаментальные доктрины и противостоять ересям. (Одним из самых больших заблуждений, возникших во время пробуждения на Азуза-Стрит, является течение единственников, которые отвергают фундаментальную доктрину о Триединстве Бога).

Сегодня Асамблея Бога является самой крупной пятидесятнической деноминацией в мире, насчитывая 68 миллионов прихожан в 212 странах.

В Европу пятидесятническое учение пришло очень интересным способом. В 1906 году в Америку из Норвегии приехал методистский пастор Thomas Barratt для того, чтобы собрать деньги на сиротский дом, который находился при его небольшой церкви.

Находясь в Нью Йорке, Томас услышал о пробуждении на Азуза стрит, но не имел возможности поехать в Лос-Анджелес из-за нехватки денег.

Поэтому Томас закрылся в своей гостинице и несколько дней вопил к Богу, прося Его излить Свой Дух на него. В один из вечеров во время молитвы Дух Святой сошёл на Томаса с такой силой, что он заговорил на незнакомом ему языке.

После этого события, Томас Барат сразу же решил возвращаться домой и проповедовать учение о Духовном Крещении.

Толпы людей начали приходить к Богу и получать крещение Духом Святым. Услышав о пробуждении в Норвегии, баптистский пастор из Швеции Lewi Pethrus приехал посмотреть, что там происходит. Пережив крещение Святым Духом, Lewi вернулся в Швецию, где в последствии он стал каталистом великого пробуждения. Его церковь Филадельфия в Стокгольме выросла до 5000 и стала самой большой церковью Европы! Оттуда огонь пятидесятницы начал распространяться на другие страны.

В Российскую империю огонь пятидесятницы пришёл через служение Томаса Барата из Норвегии. Барат начал приезжать вначале в Хельсинки, которые в то время находились в составе Российской империи, а потом и в Петербург, проповедуя среди евангельских христиан учение о крещении Духом Святым.

За короткое время десятки церквей приняли пятидесятническую доктрину, и учение о крещении Духом Святым начало распространяться по всей Российской империи. Но, к сожалению, через пару лет это движение потерпело фиаско.

Все началось с того, что в Петербург приехал один проповедник иранского происхождения по имени Андрей Уршан. До этого он уже побывал на Азуза стрит и получил крещение Духом Святым, но в его голове не вмещалась доктрина о Триединстве Бога.

Уршан начал ездить по всем пятидесятническим церквям России и проповедовать oneness theology (теология единственников), отвергая Триединство Бога. Так, к сожалению, практически все церкви, основанные Томасом Баратом в России, приняли это ложное учение и уклонились от истины. Позже они объединились в религиозную организацию, которая взяла название «церковь в духе апостолов».

Стоит отметить, что это движение, под названием Миссия Благая Весть, существует в России и сейчас, имея свой главный центр в Петербурге.

Настоящий прорыв пятидесятнического движения пришёл в Советский Союз в 1921 году с приездом Никиты Черкасова из Америки, известного больше под псевдонимом Иван Воронаев. Открыв первую церковь в Одессе, Воронаев начал распространять пятидесятническое учение по всей Восточной Украине, насаждая новые церкви. К 1930 году одесская церковь уже насчитывала 1000 членов, а по всему союзу было зарегистрировано 400 пятидесятнических церквей, которые посещали около 25 тысяч людей.

Заслуга Ивана Воронаев была ещё в том, что он, имея богословское образование, придерживался фундаментальных доктрин христианства и отважно отстаивал учение о Триедином Боге. Я думаю, что если бы не приезд Воронаева в Одессу, то пятидесятничество в СССР осталось бы очередной сектой, поскользнувшись на учении Андрея Уршана.

В то время, как Воронаев и его сподвижники трудились в СССР, в Польше, куда на то время входили территории Западной Украины, Беларуси и Литвы, включая город Вильнюс, параллельно началось Великое Пятидесятническое Пробуждение.

Самыми знаменитыми пятидесятническими проповедниками там были Густав Шмидт, Артур Берггольц, Иван Зуб-Золотарев, Лукаш Столярчук, Станислав Недведцкий и сотни других.

Интересно отметить, что пятидесятническое пробуждение в Западной Украине было намного сильнее и масштабнее, чем в Восточной. Сегодня, если посмотреть на карту Украины, то именно западные области, которые на то время были в составе Польши, имеют самую большую концентрацию христиан.

Пятидесятники были самой гонимой церковью в СССР. С приходом коммунистов пятидесятнический союз ХВЕ был ликвидирован, и всем церквям было «предложено» войти в баптистский союз ЕХБ. Большинство пятидесятнических лидеров, включая Ивана Воронаева, сослали в концлагеря, а многих в последствии расстреляли. По одной из версий Ивана Воронаева скормили собакам на восьмом году отбывания своего срока.

Большинство домов молитв были конфискованы и разрушены. В моем городе из пятидесятнического дома молитвы сделали школу.

Но, несмотря на все гонения, пятидесятническая церковь смогла выжить, объединиться и, с приходом свободы, расцвести с новой силой.

Источники:

http://microzajmi.ru/pyatidesyatniki-kto-oni-chem-opasny/
http://www.syl.ru/article/146249/mod_pyatidesyatniki—kto-oni-pyatidesyatniki-vera
http://zen.yandex.ru/media/id/5ac8f783d7bf213a1be8832a/5acc9a168c8be3993481efdb

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: