Азербайджан сунниты. Азербайджанское государство боится суннитов? Шииты и сунниты

Азербайджан сунниты. Азербайджанское государство боится суннитов? Шииты и сунниты

Мой собеседник – высокий, сильный мужчина лет 50-и, с белой окладистой бородой, от чего он похож на шейха Шамиля, времен его жизни в России. Я беседовал с председателем религиозной общины, мечеть которой находится в самом центре исторического Баку. Он назвал свои имя и фамилию, полное название общины и даже позволил его сфотографировать, но покинув редакцию, позвонил мне и настоятельно просил не указывать в статье его данные. «Знаешь, я ничего не боюсь, но может пострадать дело нашей общины…». Я, конечно, согласился. Прочитав интервью, читатель поймет, что глава общины был, возможно, прав.

У него рано скончался отец. Собеседник вырос в советской, атеистической стране, прошел путь от пионера до выпускника Азербайджанского Строительного Института. Затем была неудачная женитьба, длительные судебные процессы. Дочь осталась с матерью. Бывшая жена впоследствии скончалась.

Наш герой терзал себя вопросами – почему ему так плохо, в чем его вина, что личная жизнь сложилась столь безрадостной? Муки терзали неотступно, в голову лезли мысли о самоубийстве. Началась Карабахская война, и призыв в армию, на службу в артиллерийский дивизион он принял как счастливую возможность покинуть этот мир шехидом, чтобы ребенок гордился отцом, отдавшим жизнь за Родину. Но судьба уготовила ему новое, самое страшное испытание. Взрывом артиллерийского снаряда лейтенант был тяжело ранен. В полевом госпитале его решили вначале не оперировать, посчитав, что «не жилец». Положили на операционный стол другого.

Одним из офицеров, занимавшихся переправкой раненных в госпиталь оказался близкий родственник артиллериста, который узнал в раненом с развороченными внутренностями родного человека. Лейтенанта все-таки прооперировали, вырезав несколько метров кишок. После тяжелой, длительной операции и долгого лечения он выжил. Получил инвалидность и немалую ежемесячную пенсию от государства.

В больничной палате мысли о себе продолжались, тем более что времени для раздумий было более чем достаточно. По воле Аллаха, его познакомили с женщиной, согласившейся ухаживать за ним. Их отношения вылились в личные. Справили скромную, вторую в его жизни свадьбу, родился сын. Спустя три месяца… вновь развод.

«Есть что-то в моей жизни неправильное. Или я живу неправильно. Должен был умереть, но выжил, женился во второй раз, родил второго ребенка, и спустя три месяца семья распалась… Я стал искать причину, обращался к друзьям, родственникам, профессорам с вопросами. Мне рассказывали о психологии и судьбе, но это было совсем не то, что мне нужно. Потом сосед-мусульманин подарил мне книгу об исламе на азербайджанском языке. Прочитав ее, я нашел внутреннее успокоение, в книге были конкретные ответы на все мои вопросы», — рассказывает глава общины.

Так он пришел в ислам. «Сейчас я председатель религиозной общины, зарегистрированной в Министерстве юстиции Азербайджана в 1993 году».

Председатель общины выполняет всю организационную работу – проведение религиозных праздников и мероприятия, осуществление хозяйственных работ, связь с государственными структурами, воспитание молодежи, обучение чтению Корана, арабскому языку. Медресе в мечети нет, так как это запрещено Министерством образования.

Бюджет общины слагается исключительно из добровольных пожертвований. Один из прихожан, например, продал городскую квартиру и внес эти деньги в кассу общины. «Но денег всегда не хватает, так как высоки коммунальные услуги, иногда не хватает денег даже на покупку лампочки. Ничего особенного мы купить для мечети и для прихожан, чтобы помочь голодному, не можем.

— Сильно ли религиозны, по вашему мнению, азербайджанцы?

Если выйдете в город и спросите людей об их вероисповедании, 10 из 10 ответят, что они мусульмане. Это хорошо, на самом же деле единицы из них выполняют все предписанные Кораном требования. Только они могут называть себя полноценными мусульманами. Но с каждым годом количество истинных мусульман увеличивается. Буквально каждую неделю в нашу мечеть приходят новые люди. Особенно к религии тянется молодежь.

— Азербайджанские мусульмане разделяются на шиитов и суннитов. Как вы охарактеризуете отношения между двумя общинами?

Читать еще:  История иконы остробрамской божией матери. Икона божией матери остробрамская

— Разделение очень сильное, заметное, хоть и пытаются различия между общинами затушевать. Как можно не видеть того, что между нами нет единой точки соприкосновения, кроме веры в единого Бога. Различны наши мировоззрения, само понятие ислама у нас разное. Это привело к тому, что суннитские общины в Азербайджане государством не регистрируются, суннитские мечети закрываются. Закрыта суннитская мечеть Шехидляр в Баку, закрыта мечеть в Гяндже, закрыта в Баку мечеть Абу-Бакр. В случае с мечетью Шехидляр власть заявила, что ее закрывают временно, на ремонт, хотя здание мечети было построено сравнительно недавно. Прихожане мечети Шехидляр ходят теперь молится в мечеть факультета теологии Бакинского госуниверситета.

— Какую позицию в этом вопросе занимает главная религиозная организация мусульман – Управление мусульман Кавказа?

— Глава управления Аллахшукюр Пашазаде и его подчиненные никакой помощи нам не оказывают. Вся их деятельность направлена на то, чтобы нам мешать. В прошлом году завершена государственная регистрация религиозных общин и почти все шиитские общины зарегистрированы, а суннитские получили статус единицы, и то если мечети совместные с шиитами, как Голубая мечеть в Баку. О ситуации в регионах республики я не знаю. Много суннитских мечетей в северных регионах Азербайджана, где в основном живут сунниты, закрыты.

— Какие официальные объяснения причин отказа в регистрации приводит Госкомитет по делам религиозных общин?

— Нам, к примеру, предложили изменить название общины. Кази Хикмет в Биби-Эйбатской мечети, назначенный нам экспертом, посоветовал изменить название и тогда он даст рекомендацию для регистрации общины в Госкомитете. Заместитель главы председателя Управления мусульман Кавказа гаджи Салман Мусаев в интервью журналисту подчеркнул, что наша община должна сменить название для получения регистрационного удостоверения. Мы отказались и тогда они сами, по своему усмотрению, переименовали нашу мечеть. Теперь в документах Госкомитета по делам религиозных общин и Управления мусульман она называется иначе, чем в наших документах.

— Зачем вам эта регистрация? Вы и без нее функционируете.

— Без госрегистрации мы не имеем законных прав. Недавно мне позвонили из Госкомитета по делам религиозных общин и просили прекратить проведение занятий с детьми по изучению Корана, религии и арабского языка. Пришлось частично повиноваться, отменить занятия по пропаганде ислама. Продолжаем занятия по изучению Корана и арабского языка.

Они считают, что должны полностью контролировать нашу деятельность.

— В чем причина желания государства вас контролировать? Может государство боится исламского радикализма, перехода власти в руки духовенства?

— Это сложный вопрос. Если в государстве не было бы взяточничества, коррупции, других проблем, они не боялись бы Ислама. Не надо его бояться. Ислам ведет людей к самому здоровому обществу, к здоровому населению. Проблема в тех, кто пытается раздуть этот страх, они нечисты на руку. Только в Исламе люди могут найти ту чистоту, тот порядок, которые так нужны всем людям. Они должны понять, что им когда-то придется отчитываться за свои деяния, за грехи перед Аллахом. Поняв это, люди не станут грешить. А бояться Ислама не надо, это не страшилка.

Наша суннитская община постоянно находится под прессом Управления мусульман Кавказа и Госкомитета по делам религиозных общин. Последняя наша проблема вызвана отсутствием достаточного места в мечети для молящихся. Верующие собираются по пятницам у входа в мечеть, не найдя в ней места. В связи с этим я обратился к районной власти, на территории которой мы находимся, с просьбой выделить полицейских для охраны порядка у стен мечети, так как мало ли кто может появиться рядом с нами под видом верующего? Нам выделили наряд полиции, но вместо того чтобы обеспечивать порядок, полицейские запретили верующим молиться в маленьком дворе нашей мечети, постелив коврики. Наш двор огорожен от улицы каменным забором. В результате возможностей отправлять религиозную надобность у нас стало меньше. А мечеть маленькая, старая, в ней душно, были случаи когда старики теряли от духоты сознание. В пятничную молитву люди от тесноты не могут прикоснуться лбом земли, они касаются лбами спин молящихся впереди. При этом в шиитских мечетях разрешается молиться во дворе. В соборной мечети Тезе Пир, в Голубой мечети в дни религиозных мероприятий двор бывает забит людьми. Неужели в неделю раз нельзя разрешить молиться на территории нашей мечети?

Из-за отсутствия у нас регистрации единственным официальным нашим представителем является назначенный УМК ахунд, который занимается не отправлением религиозных обрядов, а сиденьем в мечети и надзором, или сбором информации о нас. В этот Рамазан они издали, от нашего имени свой календарь, который мы принимаем как чистую провокацию. У шиитов принято справлять три намаза в день, у суннитов пять. А в этом календаре указано время трех намазов. Они раздают эти календари людям, тем самым вводя их в заблуждение. Произошедшее вызвало сильное недовольство среди прихожан, они потребовали от меня наказать этого ахунда. Но я не могу это сделать. Да и зачем нашей мечети этот ахунд? Может, тогда правильно и суннитам назначить своих представителей для надзора за шиитскими мечетями?

Читать еще:  Что означают народные приметы? Хорошие и плохие приметы.

Государство заявляет о религиозной толерантности нашего общества, отсутствии дискриминации к религиозным общинам. Да, у нас нет дискриминации по отношению к синагогам, кирхам и церквам. В Баку строят костел, и за последнее время в Азербайджане мечетей разрушили больше, чем построили. Мы уважаем другие религии, но только не свою.

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Главная лента

Зачем азербайджанские чиновники разжигают в стране суннитско-шиитское противостояние?

Раздел: Политика / Аналитика / Религия

Главным событием прошлого года для верующих Азербайджана стало утверждение депутатами национального парламента Азербайджанской Республики проекта запрещающего в стране исламскую пропаганду. Предтечей события стало введение аналогичного запрета, но уже на получение религиозного образования за рубежом.

Отныне отправка граждан из Азербайджана на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения будет считаться незаконной, в случае, если это не будет согласовано с соответствующим органом исполнительной власти. Какой угрозы так боится Азербайджан, если в ответ на нее вводит такие жесткие законы?

А боится он бурного исламского возрождения в стране. С одной стороны в стране наблюдается возрождение шиитского ислама. Страшным сном для Баку является, если этот процесс оседлает соседний Иран. В то же время в Азербайджане бурно возрождается ислам суннитский.

Около 30% азербайджанских мусульман являются суннитами, крупные суннитские общины представлены лезгинами, аварцами, цахурами и иными народами Дагестана, а также чеченцами. Азербайджанское руководство очень боится формирования на базе возрождающейся суннитской активности новой оппозиционной силы, ориентированной на выход из под юрисдикции Баку.

На этом фоне бакинские власти не нашли ничего лучше, как ровно 2 года назад разыграть в отношении суннитской и шиитской общины республики очень опасную провокацию. Она могла привести к очень глубокому расколу в среде верующих Азербайджана. А в центре всей этой провокации оказался лезгинский архитектурный памятник «Лезги-мечеть».

Однако мечеть, несмотря на название, посещают не только лезгины, но и другие сунниты, проживающие в Азербайджане, — аварцы, чеченцы, составляющие в стране многочисленные диаспоры, а также этнические азербайджанцы, исповедующие суннизм. Таким образом, «Лезги мечеть» — это один из немногих общесуннитских центров Баку и всего Азербайджана.

Однако 2 года назад жизнь суннитской общины при исторической мечети омрачена попытками властей ликвидировать саму общину и прекратить ее религиозную и просветительскую деятельность.

Подобные попытки давления были предприняты и в отношении суннитской мечети «Абу-Бакр» и других суннитских общин в пригородах Гобустана, в Аляте, в Мушфигабаде. Суннитские мечети «Абу-Бакр» и «Шехидляр» уже были к тому моменту закрыты.

Отметим также, что в последние годы в Азербайджане участились случаи закрытия или сноса мечетей. В 2009 году был отмечен целый ряд таких случаев. Тогда в Баку после закрытия мечети «Шехидляр» на Аллее Шехидов на следующий день снесена мечеть в Ясамальском районе.

В том же году была закрыта мечеть на «Нефтяных камнях» (городок на сваях в Каспийском море), а через несколько дней она была разрушена. В том же году в Ясамальском районе Баку была закрыта мечеть «Илахият».

Что же касается «Лезги мечети», то во всей скандальной истории вокруг нее за кулисами очевидных фактов можно было разглядеть выращиваемое противостояние между двумя ветвями уммы на Кавказе — суннитами и шиитами.

Вне всякого сомнения, разжигание противоречий между шиитами и суннитами, стравливание этих двух общин — часть глобальной стратегии, реализуемой в исламском мире ястребами атлантического блока вкупе со своими сионистскими союзниками на Ближнем Востоке.

Тем временем, на многих суннитских сайтах говорится об усилиях азербайджанских духовных лиц насильно прививать шиизм среди суннитов — лезгин и аварцев приграничных с Россией районах Азербайджана, говорится о притеснении суннитов властями и т.д.

Читать еще:  Исторически сложившаяся система счисления. Древние системы счисления

Даже если эти сообщения не столь близки к истине, за ними стоят все же многочисленные просчеты азербайджанских властей. И все эти факты и даже домыслы одновременно сеют семена возможного будущего внутриисламского противостояния в Азербайджане.

Понятно, что амбиции по шиизации всего духовного пространства Азербайджана как нельзя более кстати лежат в русле этих интересов и этой разрушительной стратегии. Но, конечно, те, кто движим порывом запретить, закрыть и блокировать любую суннитскую активность в республике, скорее всего, и не думают о том, каким подарком являются их неуклюжие действия врагам уммы.

Данная политика является лучшим подарком всем антиазербайджанским силам, которые могут использовать тему притеснения суннитского меньшинства в своей информационной войне против этой закавказской республики. Кроме того, в случае эскалации шиитско-суннитского противостояния данный конфликт будет бить не только по имиджу, но и по целостности самого Азербайджана.

Как отметил азербайджанский эксперт Араз Ализаде, желание разжечь на Кавказе суннитско-шиитское противостояние — это тот же самый сценарий, который был реализован в Ираке. Американская армия ушла, а сунниты с шиитами друг друга уничтожают.

С его слов, это очень страшная вещь. Шиитам Ирака якобы помогает Иран, а суннитам помогает Саудовская Аравия. На Западе руководствуются следующим принципом: убивайте друг друга, лишь бы нам было спокойнее. Если это очевидно простым экспертам, для чего все это азербайджанским властям?

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Как азербайджанцы стали шиитами? Почему снова становятся суннитами?

Азербайджанцы, в отличие от большинства других исламских народов Кавказа — официально, по большей части, не сунниты, а шииты.

Шииты — одна из двух, наряду с суннитами, ветвей современного ислама. Также называется «персидской» версией мусульманской веры. Шииты почитают наравне с Пророком Мухаммедом, его двоюродного брата Али и еще 11 имамов. У шиитов немного отличается намаз (молитва) — например, вместо пяти раз, они совершают три намаза в день. Есть и еще неслабый список теологических различий.

Исламская вера пришла в Азербайджан вместе с арабскими завоевателями еще в седьмом веке нашей эры, постепенно вытеснив прежние христианство и языческие культы.

Изначально почти все мусульмане Азербайджана были суннитами. Например, суннитской (Лезгинской) называют одну из старейших мечетей Баку — мечеть Ашура (XII век) .

В XVI веке первый шах династии Сефевидов Исмаил I (1486-1524 гг.), покорив Азербайджан, провозгласил шиитский ислам государственной религией своего могучего государства. Население Ирана и Азербайджана, было обращено в шиитский ислам в один и тот же исторический момент. Хотя значительная часть населения Азербайджана еще долго оставалась суннитами.

В XIX веке многие мусульмане-сунниты эмигрировали из ставшего частью Россией северного Азербайджана в единоверную им Османскую империю. Таким образом, к концу XIX века шиитские верующие в Азербайджане составили большинство.

Сейчас шиитов в государстве около 60% от общего числа населения. Суннитский ислам, по большей части, сохраняют коренные дагестанские народы севера страны — лезгины, аварцы, будухи, крызы . Но есть и немало азербайджанцев-суннитов.

Шиизм распространен среди самих азербайджанцев, а также среди ираноязычных народов: татов и талышей.

Стоит отметить, что 40% суннитского населения Азербайджана — это немалое число. Примерно три миллиона человек. А на практике по количеству верующих в мечетях сунниты в Азербайджане могут даже превосходить шиитов.

Ныне различия в исламских толках — одно из главных различий между турками (сунниты) и азербайджанцы (официально еще шииты). Однако, в силу того, что народы эти больше следуют своей братской тюркской идентичности, недопониманий на религиозной почве между турками и азербайджанцами не возникает. Азербайджанцы даже построили для турков в Баку специальную суннитскую мечеть в чисто османском стиле.

А вот с шиитским «большим братом» Ираном у современного Азербайджана отношения складываются непростые. Кавказоведы связывают такое положение дел с тем, что азербайджанцы — больше сторонники дружбы по национальной тюркской идентичности, чем по религиозной.

Число суннитов среди азербайджанцев медленно, но верно растет. Все больше верующих в азербайджанских мечетях молятся как сунниты, а не как шииты. Есть мнение, что под постепенным турецким влиянием основное население Азербайджана в ближайшем будущем может и вовсе перейти из шиитского толка ислама в суннитский.

Азербайджанское правительство также поддерживает секуляризм и тюркскую националистическую идеологию выше шиизма. Это означает, что Азербайджан ближе к преимущественно суннитской Турции и другим суннитским странам, чем к соседнему шиитскому Ирану.

Источники:

http://www.islamsng.com/aze/interviews/1183
http://flnka.ru/politika/492-zachem-azerbaydzhanskie-chinovniki-razzhigayut-v-strane-sunnitsko-shiitskoe-protivostoyanie.html
http://zen.yandex.ru/media/kavkazplaneta/kak-azerbaidjancy-stali-shiitami-pochemu-snova-stanoviatsia-sunnitami-5e1eb0942b616900b267d92a

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector