Аристотель кем он был. Учение о метафизике и определение категорий

Метафизика Аристотеля. Учение о душе. Классификация наук

1) Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.

Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем. Трактат о метафизике представляет собой, скорее всего, компиляцию, составленную после его смерти из разных черновых работ, отрывков и заметок, относившихся к метафизическому отделу его системы. Эта компиляция составлена довольно плохо, порядок её 14 книг слабо систематизирован.

Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.

Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами.

Первая причина всякого движения – бог, существо нематериальное, не имеющее частей, находящееся вне пространства, неподвижное; словом, он безусловная деятельность, чистая энергия. Но безусловной деятельностью может быть только чистое мышление. Потому в «Метафизике» Аристотеля бог – абсолютно деятельное мышление, он существо абсолютно живое, первый источник всякой жизни. Предметом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только само оно. Таким образом, в боге совпадают мышление и предмет мышления. Бог – абсолютная цель вселенной. Вселенная стремится к божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно.

2) Важнейшее учение Аристотеля – о душе человека. На нем основана аристотелевская этика.

Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Он считал если у тела есть душа, значит оно живое, и тело будет таким какая будет душа. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.

Главное преимущество человека – его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).

Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум – нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

3) В учении Аристотеля впервые относительно полно были описаны науки с точки зрения философии, т.е. заложены основы самой философии науки, сама ее возможность. В классификации Аристотеля все науки делятся на: теоретические (математика, физика, психология, метафизика-цель истина; практические (этика, политика, экономика) -цель польза; продуктивные (поэтические) (техника, эстетика, риторика) -цель прекрасное. Основой классификации Аристотеля являются логика и метафизика (первая философия), что служит философско-логической ее предпосылкой. Аристотель включил метафизику, математику и физику в разряд теоретических дисциплин, акцентируя их взаимосвязь. Они являются умозрительными науками. Метафизика оказывает здесь определяющее теоретическое и логическое влияние.

Читать еще:  Кто родился 8 декабря знак зодиака.

Метафизика Аристотеля

Аристотель Стагирский из Фракии – титанический разум античной философии, выдающийся энциклопедист, обобщивший знания современных ему наук, создавший формальную логику, сформулировав понятие аргумент и теорию аргументации, а также многое-многое другое. Но в данной статье нас интересует конкретное произведение – «Метафизика» Аристотеля, эта книга есть собрание сочинений мыслителя, скомпилированных в четырнадцать томов Андроником Родосским и явившаяся первым фундаментальным трудом одноимённого раздела философии – метафизики.

В переводе на русский язык Аристотелевская книга «Метафизика» как собрание сочинений весьма объёмна и составляет два-четыре тома, объёмом, принятым в современности. Метафизику Аристотеля кратко можно выразить в его формулировании и защите учения о первоначалах, то есть Аристотелевское учение о самой метафизике, к которым, первоначалам, мыслитель относит: в-первых, суть бытия или сущностную форму, то есть отвечает на вопрос: «Что это по сути?», в-вторых, материальное воплощение этого нечто (вопрос: «Из чего это?»), в-третьих, предназначение всякого существующего (вопрос: «Зачем это?»), и, в-четвёртых, источник появления всякого существующего (вопрос: «Откуда это?»).

Рассмотрим книгу Метафизика Аристотеля кратко по содержанию оригинальных томов и попытаемся понять основные идеи метафизики Аристотеля. Примечательно, что сам Аристотель назвал свой трактат не «метафизика», а о «первой философии».

Философия метафизики Аристотеля считает, что каждый человек по своей внутренней организации стремится к знанию, а знание мыслитель отожествляет опыту, который в свою очередь получается из ощущения окружающего мира и запоминания, то есть чувств и памяти. А высшим знанием, ценным само по себе – мудростью, Аристотелевское учение о метафизике называет понимание первоначал и основ мира, выведенное из общих знаний, которые получаются умениями чувствовать и запоминать феномены мира. В своём учении о метафизике Аристотель называет первоначалами перечисленные ранее суть бытия, материю как источник, цель как универсальную форму движения и назначение всякого существующего.

В своих сочинениях Аристотель критикует представителей милетской и других концепций философии за концентрацию на каких-либо источниках материи, а также критикует материальных богов древней Греции. А первопричины мыслитель связывает с пониманием сущностей – истинных значений чего-либо, независимо от их состояний и отношений к ним. Он заявляет, что философия – это наука о истине, то есть изучении сущностей, а всякое знание должно служить познанию этих сущностей, то есть, первопричин. А также Аристотелевская метафизика формулирует проблему сущностей, связанную не только с их познанием, но и установлением их наличия вообще; причём сущности он отводит и к физическому, то есть материальному, и к идеальному, в том числе символьному – словам и числам.

Метафизика Аристотеля развивает основные идеи сущностей как основ причинности, то есть причина, это начало чего угодно, читай одна из первооснов, высказанных мыслителем – цель существующего. Классифицируя умозрительное знание, Аристотель делит его на философию, математику и теологию. А самым достоверным знанием называет основанное на чувстве, то есть ощущении материальных объектов, то есть, метафизика Аристотеля – это объективный рационализм в своём исконном учении. А материальные формы сущностей мыслитель делит на отделённые мыслью и познаваемые чувственно как они есть.

Далее Аристотель рассуждает о вопросах единства и частного, где общее, в том числе и сущности, ставит под сомнение. А также размышляет о формах движения, временности и постоянства – бесконечности и конечности. А свои выводы Аристотель сводит к теологической метафизике с понятием «нус», или божественном движителе, который сам остаётся неизменным и статичным, но влияет на каждую первопричину и сущность в организационном стремлении к благу всего и порядку в всём. Далее мыслитель рассуждает о сути уничтожимости, смерти и принципиальной теоретической вечности и возвращается к причинности движения. Сущность Аристотель дополняет понятиями качество и количество, отношение и страдание, место и действие. В ходе этих изысканий Аристотель приходит в своей метафизике к выводу, лежащему в поле логики – имея возможность и положенную всему сущностную причину (цель), всякое становится действительностью, то есть из сущего с возможностью движется в сущее с действительностью. А всё, что подвержено изменению – материально. В последнем томе в связи с недавним выводом Аристотель критикует эйдосы Платона, называя из множащими реальность и аргументируя это тем, что вечные эйдосы не могут нормально отражать суть временного материального.

Читать еще:  Обереги и заговоры в дорогу. Заговор на удачный путь и благополучное возвращение

К счастью, большая часть сочинений Аристотеля, в том числе его метафизика, дошли до нас в оригинальном виде, что позволяет каждому желающему ознакомиться с его учением самостоятельно, как на родном языке Аристотеля, так и в переводе на русский. Надеюсь, эта статья о метафизике Аристотеля кратко помогла создать представление о взглядах античного мыслителя. А для детального изучения лучше обратиться к первоисточнику, собственно к этому чувственному опыту и призывал Аристотель в своей первой философии о сущностях и причинах – метафизике.

Аристотелевское учение о категориях

Краткий исторический очерк философской рефлексии категорий

Аристотель первым осознал, что категории изучаются философией и входят в ее предмет. Осознанное выделение категорий для изучения начинается с работы Аристотеля «Категории». В четвертой главе этого сочинения формулируется принципиальная идея категорий: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или “сколько”, или “какое”, или “по отношению к чему-то”, или “где”, или “когда”, или “находится в каком-то положении”, или “обладать”, или “действовать”, или “претерпевать”» [Аристотель. Категории //Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.2. – М., 1978. – С. 55]. Аристотель примерами поясняет каждое “сказанное без какой-либо связи”: “сущность, коротко говоря – это, например, человек, лошадь; “сколько” – это, например, длиною в два локтя, в три локтя; “какое” – например, белое, умеющее читать; “по отношению к чему-то” – например, двойное, половинное, большее; “где” – например, в Лицее, на площади”; “когда” – например, вчера, в прошлом году; “находиться в каком-то положении” – например, лежит, сидит; “обладать” – например, обут, вооружен, “действовать” – например, режет, жжет; “претерпевать” – например, его режут, жгут” (там же). Комментаторы “Категорий” считают, что Аристотель дал список из 10 категорий, указал на 10 способов описать сущее.

Выделяя категории, Аристотель стремился раскрыть не один род, а целую систему высших родов бытия, которым соответствуют и понятия каждого из этих родов − все возможные типы осмысления действительности. Эти высшие роды бытия Аристотель назвал «категориями», то есть основными родами «сказывания» о сущем.

Платон до Аристотеля выделил 5 основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Они трактовались им как вытекающие друг из друга и не рассматривались как отражение бытия. Но без них было немыслимо ни бытие, ни само мышление. По Аристотелю бытие – все, что предстоит чувствам и мышлению. Но философия исследует не отдельные области бытия, а начала и причины всего сущего, поскольку оно берется как сущее [Метафизика]. Знание о вещи достигается в знании того, в чем сущность этой вещи. Сущность – «первое со всех точек зрения: и по понятию, и по знанию и по времени» [Метафизика].

Поэтому Аристотель выделил десять родов существующего, один из которых “сущность” − субстанция, а остальные девять − акциденции: качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание.

Читать еще:  Мыть посуду во сне в чужом доме. К чему привидилось мыть грязную посуду во сне? Сколько было посуды - много или мало

Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов сущего высшие, то “всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов” (Боэций). Обыденные аристотелевские “какой”, “сколько”, “где”, “когда” в последствии заменили философскими терминами “качество”, “количество”, “пространство”, “время”.

Однако исследователи считают, что по вопросу о числе основных категорий, их последовательности или порядке у Аристотеля нет четкого вывода. Так, в «Метафизике» Аристотелем рассматриваются три основные категории: сущность, состояниеиотношение. Но чаще в исследовательской литературе с трудами Аристотеля связывают 10 таких категорий: 1) сущность (субстанция), 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) состояние (обладание), 9) действование (действие), 10) страдание.

В аристотелевской идее категорий можно выделить два аспекта − онтологический и логический. Категории характеризуют как бытие, так и мысли или способы высказываний о нем, т.к. для него характерно представление о “естественном” соответствии разума вещам. А.М.Боэций (V-VI в.) указывал, что Аристотель написал о категориях “с той целью, чтобы посредством родовых обозначений сделать доступным пониманию бесконечное многообразие вещей, неохватное /само по себе/ для знания.

А. Лосев в статье «Категории» (Философская энциклопедия в 5-ти т.т. – Т.2. – М.: СЭ, 1962. – С.472-474) определяет их как «основные и наиболее общие понятия наук, особенно логики, – как обобщенные, отвлеченные понятия». У Аристотеля же больше присутствует оттенок того смысла, что категории позволяют сделать предмет содержанием понятия – как бы «опонятить» его. Он понят, выражен понятием, мыслится благодаря категории. Итак, через категории бытие дается мышлению, выражается мышлением – осмысливается.

Следовательно, учение о категориях вытекает из решения Аристотелем проблемы сущего и сущности – как они даны в бытии и в мысли, в знании, познании. Поэтому в аристотелевском понимании возможно дать такое определение категорий:

ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, ПОНЯТЫЕ, т.е. ВЫРАЖЕННЫЕ ПОНЯТИЕМ.

В. Асмус (в кн.: «Античная философия») так пишет о категориях в трактовке Аристотеля: «КАТЕГОРИИ – ОСНОВНЫЕ РОДЫ ИЛИ РАЗРЯДЫ БЫТИЯ И СООТВЕТСТВЕННО ОСНОВНЫЕ РОДЫ ПОНЯТИЙ О БЫТИИ, ЕГО СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ». Самим же Аристотелем определения не дано, констатирует Асмус.

Аристотелевское наследие послужило для средневековой мысли исходным пунктом анализа так называемых универсалий. Разработке этой проблемы посвящены работы Боэция, Абеляра, Кузанского. В них рассматриваются взаимоотношения таких понятий как вид и род, общее и отдельное, время и вечность, пространство и бесконечность и др. Однако, принципиальный вопрос о природе категорий в это время практически не обсуждался.

Список из 10 категорий не исчерпывается теми, которые выделил Аристотель. В ходе дальнейшего осмысления категорий их перечень изменялся. Стандартный список категорий, который сложился к новому времени, включает множество понятий, которых нет в первичном аристотелевском списке. Но почти все они рассмотрены Аристотелем в “Метафизике” и других его работах.

Система категорий у Аристотеля.Аристотелем намечена также системность, связь категорий, выраженных логическими понятиями или связками понятий. Так, с категорией «количество» связаны величина, дискретность (прерывистость) и непрерывность. Различение величин по существованию и последовательности – пространство и время. При разработке категории «качество» различаются возможность и действительность, возможность деятельности и способность к ней; если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство – активность. Состояние – частный случай свойства. Страдательные свойства – способность восприимчивости. Четвертый вид «качества» – «форма» (образ, очертание, фигура) предмета, его определенность. Качественные определения могут быть и отношениями – относительность определения, например, более белое или менее белое. Отношение – это родовое понятие для математических отношений, отношений производящего к производимому (изделию, например), меры – к измеряемому, познания – к предмету познания. Эти отношения могут также быть активны и пассивны.

Источники:

http://studopedia.ru/10_210476_metafizika-aristotelya-uchenie-o-dushe-klassifikatsiya-nauk.html
http://sargelas.com/metafizika-aristotelya
http://mylektsii.ru/7-29264.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: