Архимандрит всеволод раифа. Как прощались с наместником Раифы: «Ты сумел посеять веру в сильных мира сего

Как в Раифе простились с архимандритом Всеволодом

Сегодня в Раифский Богородицкий мужской монастырь тысячи людей пришли проститься с наместником обители, его строителем архимандритом Всеволодом. На траурном богослужении побывала корреспондент «Реального времени».

«На стоянке нет мест!»

На повороте с трассы в сторону Раифского монастыря – патруль ДПС. В сторону обители идет нескончаемая вереница машин, когда они доезжают до аллеи, ведущей к колокольне, еще один патруль показывает знаками, что надо проезжать вперед и парковаться вдоль дороги, ведущий в поселок Бело-Безводное.

«Проезжайте дальше, мест на стоянке нет!», — кричит водителям сотрудник ДПС. Люди выходят из машин и около километра идут по направлению в обитель. Здесь и священники, и старенькие монахини, и просто прихожане с цветами, эти люди, возможно, не были знакомы лично с архимандритом Всеволодом, но возрожденная им Раифа стала и для них символом их собственного духовного возрождения.

На середине дороги к монастырской колокольне еще один патруль, рамки с металлоискателем нет, но сумки полицейские проверяют. Рядом два сотрудника полиции с собаками. Люди идут, негромко разговаривая, сплоченные общей скорбью.

Возле колокольни, справа от входа, портрет архимандрита Всеволода, фото убрано белыми розами. Он, как всегда, хитро улыбается, приветливо смотрит. Наместник и строитель Раифы никогда не дистанцировался от людей: каждый приехавший в Раифу был для него дорог и для каждого, даже впервые встреченного, у отца Всеволода находилось несколько добрых слов.

«Раифа – это радостный путь к Богу», — написала на свой страничке в «Фейсбуке» в эти скорбные дни одна из паломниц. Архимандрит Всеволод построил этот путь для тысяч людей.

«Он был весел и готов работать»

Вчера в два часа дня тело архимандрита Всеволода было перенесено из его кабинета в канцелярии, где он скончался, в Грузинский собор. Там архимандрит провел свою последнюю земную ночь. Гроб с телом был установлен в нескольких метрах от чудотворного Грузинского образа Богородицы, главной раифской святыни и заступницы. Образа, перед которым практически каждый день молился архимандрит Всеволод.

Грузинский собор полон, и хотя духота невыносимая, люди не уходят. Около десяти утра завершается литургия, и на амвон выходит совершавший ее митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

«Буквально недавно, по дороге в Набережные Челны, я по телефону разговаривал с отцом Всеволодом. Он, как всегда, был весел, полон сил и желания работать, по-монашески кроток», — обратился к пастве владыка Феофан.

Митрополит говорил долго. Он вспоминал путь архимандрита Всеволода, его юность, когда принять решение пойти в духовную семинарию было равно гражданскому подвигу. Он вспоминал его зрелость, когда, не имея ни копейки финансирования, в «лихие девяностые», будущий архимандрит решил восстанавливать Раифу. Им двигало одно – желание служить Богу и людям. И Раифа стала тем местом, без которого не могут ни верующие, ни атеисты.

Чин монашеского отпевания длился долго – почти два часа. Отпевание совершал сам владыка в сослужении священников митрополии. Мерцали сотни свечей, горячий воздух смешивался с запахом ладана, тысяч живых цветов, светло и торжественно пел монастырский хор. Отца Всеволода провожали в жизнь вечную.

Потом священник митрополии, братия монастыря и прихожане простились с отцом Всеволодом. Лицо его, как положено у священников, было закрыто. Среди священнослужителей был епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, который начинал служение Богу подростком в Раифской обители и которому архимандрит Всеволод помог выбрать путь служения Богу. Одними из первых проститься с отцом Всеволодом подошли начальник аппарата президента РТ Асгат Сафаров и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов, депутаты Госсовета.

Траурный перезвон на колокольне возвестил о том, что чин отпевания подошел к концу, гроб с телом отца Всеволода поплыл над головами людей, тех тысяч прихожан, что пришли проститься со строителем Раифы. Он нашел свой приют на монастырском кладбище, в нескольких метрах от Грузинского собора, рядом с крестом, который был установлен по его инициативе в память о замученных в Раифе в годы репрессий.

…Архимандриту Всеволоду несколько раз в течение его жизни делались предложения возглавить какую-либо кафедру РПЦ, стать архиереем. Он решительно отказывался, говоря, что хочет остаться в Раифе. Теперь он остался в ней навсегда – в дорогом для него месте, куда он вложил столько сил, любви и своей чистой души.

Архимандрит всеволод раифа. Как прощались с наместником Раифы: «Ты сумел посеять веру в сильных мира сего

Если у вас есть предложения или замечания о работе наших сайтов, вы можете отправить нам сообщение через форму обратной связи.

Наместник монастыря отец Всеволод прекрасный психолог. За несколько минут общения может подобрать ключик к любому человеку. Например, автора этих строк восемь лет назад он «купил» следующим образом.

Читать еще:  О Таинстве покаяния - Как бороться с грехом? Средства борьбы со страстью.

– Отец Всеволод, у меня свечка погасла. Что это значит?

– Что значит, что значит. Фитиль у нее кривой!

Отец Всеволод, говорят, что не только человек место выбирает, но и место выбирает человека. Считаете ли вы, что Раифа – это место, которое вас «выбрало»?

– Мне кажется, что это промысел Божий. Мы всему хотим какую-то мирскую форму придать: место – человека, человек – место. Я понимаю, что человек тоже украшает место, но как верующий должен сказать, что это воля Божья, раз мы все здесь собрались вместе, проявили по благословению Божью труд, послушание, после чего воскресла святая обитель.

В Татарстане достаточно действующих монастырей, но только Раифа стал визитной карточкой республики. С чем вы это связываете?

– Визитная карточка – мнение СМИ. Мы рады, что монастырь нравится паломникам, туристам, гостям. Все они здесь получают утешение у чудотворной иконы, обретают душевное спокойствие. А что касается журналистов, то раз уж назвали визитной карточкой, пусть так и будет. Мы возражать не будем, на все воля Божья.

Отец Всеволод, кто вы сейчас больше – священник или менеджер?

– Конечно, священник! Который несет послушание наместника. А послушание наместника заключается в таком понятии, как благоустройство обители, ее финансово-экономическая стабильность. Так что я еще обычный руководитель.

Поэтому вы получили юридическое образование?

– Не только его, еще есть образование духовное. А последнее – Государственная академия при президенте РФ.

Сейчас монастырь получает дотации от Московской патриархии? Или он существует на пожертвования?

– Монастырь содержится на средства благодетелей и простых прихожан. Мы благодарны всем, кто полюбил Раифу, всем, кто не жалеет копейки по возможности, а кто имеет возможность – и рубли. Святые места всегда поднимались всем миром. Это можно считать показателем нашего мира. Помогают монастырю многие, независимо от вероисповедания, оставляют здесь частицу своих трудов.

У вас есть любимые церковные службы?

– Есть. Почему-то ночные – Рождественская и Пасхальная, хотя все службы красивые, одухотворенные. Но если с человеческой точки зрения, то это те, которые я назвал. Они как-то мне ближе. Я начинаю служить Пасхальную службу здесь, а потом выезжаю служить литургию в деревню Гари (недалеко отсюда). Там деревянная церковь пушкинских времен. Получается, что ухожу в другой век, соединяюсь с Вечностью. Поверьте мне, самая крепкая вера – в глубинке страны. Мы так избалованы современным содержанием – сотовые, Интернет, машины. Мы забываем что-то, что было внутри нас, вечное, дарованное Богом. Вера спасается молитвами затворников, крепостью духовников, которые находятся в самом сердце России. Многие даже не подозревают об их существовании, но их молитва так сильна и крепка, что мы можем двигаться вперед.

Есть ли сейчас в Раифе старцы, за советом к которым люди едут со всей страны?

– Как-то мы не называем их старцами. У нас есть люди опытные, схимники. Отец Сергий, например. Сергей Владимирович Златоустов, известный профессор, ученый. Ему уже за 80. К нему тянется ученый люд, он дает советы, потому что через него Бог говорит. Есть отец Андрей. Очень простой человек. У него нет высшего образования, но он настолько искренний, что эта искренность располагает. Бог через его простые уста говорит умные и доходчивые вещи, которые помогают людям жить.

Вы смотрели фильм «Остров»?

– Да, смотрел. И с главным героем – Петром Мамоновым – знаком. Он как-то бывал у нас на подворье. Очень верующий человек.

– В фильме показана правдивая сторона монастырской жизни. От монахов всегда ждут идеального содержания. Но монах – тот же человек. Можно упасть, но, упав, надо вставать. Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться. Не надо в нас видеть суперидеальных людей, это глупо. Мы тоже несем свое послушание перед Богом. Да, мы наделены благодатью, данной при рукоположении. Эта благодать помогает нам помогать другим.

К каким святым вы чаще всего обращаетесь с молитвами?

– Самый почитаемым для меня святым почему-то стал святитель Николай, причем еще со школы. Будучи маленьким, я всегда поражался доброте его глаз. Но все святые – они СВЯТЫЕ. Просто уж вы задаете мне человеческие вопросы, и я как человек на них отвечаю.

Что вас больше всего поражает в человеческих исповедях?

– Открытость. Когда человек подходит с проблемой, его открытость вызывает доверие. Откровенность сближает. Заметьте, не игра в откровенность, не красивая ложь.

Можете назвать самый страшный грех?

– Самое страшное – подлость, предательство в любой форме. Трусость еще можно оправдать – вот боится человек, боится! Кошка там черная перебежала дорогу, или еще что. А предательство и подлость, когда один сознательно вредит другому, не имеют оправдания.

Сколько сейчас монашествующих в Раифе?

– 22 человека – священнослужители, дьяконы, монахи, иноки. Всего нас здесь – 78 человек, а с подворьями – более 200.

Читать еще:  Приснился оживший покойник. К чему снится покойник, умерший

У Раифского монастыря есть пять подворий – Казанское, Зеленодольское, Ильинское и Большеключинское, Кошаевское. Станет ли их больше и когда?

– Готовится еще одно. Если ехать через Волгу по железнодорожному мосту, то можно увидеть часовню. Она была освящена в честь дома Романовых, должен был к нам Николай II приехать. Думаю, летом она будет готова и откроется.

Вы не боитесь, что Раифа превращается в подобие туристического центра? Ведь для – иноческой жизни необходимы тишина, уединение, а не суета.

– Когда мне говорят такие вещи, я всегда спрашиваю: разве плохо, когда множество народу к Богу идет? Некоторые осуждают – вот здесь суета. А разве плохо, что человек хочет посмотреть это место, прикоснуться к нему? А если здесь зажглась первая лампадка в человеческом сердце? Сказать: «Ты сюда не ходи, потому что ты нам мешаешь» – все равно, что признаться, что мы ИГРАЕМ в монахов. Если хочешь уединения, есть возможность уйти в скит. Иди в лес, заройся в пещеру и жди Страшного суда. Монаха люди не смущают, у монаха есть келья, личный храм. Он войдет туда, и его никто не тронет, берет псалтырь и читает. Люди возмущают тех, кого по жизни возмущает все – посмотрел налево – там не так, посмотрел направо – еще хуже. Это все от человека зависит. Но и это надо понимать! И прощать! Особенно нам, священникам.

Чем паломник от туриста отличается?

– Вы знаете, по сути, ничем. Может, кто меня и раскритикует за это. Я искренне вам скажу, вот смотрите: паломники – организованная группа, которая едет с одной церкви в монастырь, а туристы – те, кто сначала посмотрел Казань, а затем едет в монастырь. Но большинство этих туристов – люди верующие. Они заходят в храмы, совершают все, что положено совершить паломнику в монастыре. И какая после этого между ними разница? Тот человек и этот человек. Разница может быть внутри сердца – готов он открыть себя для Бога, готов посетить святое место или нет. Туристы первым делом что делают? Помимо экскурсии пишут записочки «О здравии», «Об упокоении», стоят перед чудотворной иконой, спрашивают, какому святому помолиться, чтобы их вопрос решился, свечки ставят.

Что изменится в жизни монастыря, если Раифа победит в конкурсе «7 чудес света»?

– Мы про это даже не думаем. Любое святое место на Руси – уже чудо. Конечно, хорошо, что мы попали в семерку финалистов по Приволжскому округу. Во второй тур вошли три монастыря – Кирилло-Белозерский монастырь, Раифа и Троице-Сергиевская лавра. Но разве можно святым обителям присуждать какие-то номинации? Здесь ведь важны духовное состояние, сердечность, вера. Хотя я рад, что Раифа обогнала автомат Калашникова, это совсем не чудо. Он, конечно, сыграл свою роль в защите, но и пролил много невинной крови.

Планируется ли расширение детского корпуса – своеобразного детского дома для мальчиков?

– Там места сейчас достаточно, на 25 человек. Шесть ушло, шесть пришло. Те, кто вырос, учатся в институтах, техникумах, живут на подворье. Их место заняли новые безобразники. Хорошие такие безобразники, которым в их возрасте положено шалить. Я не верю в идеального ребенка. Все должно быть: и печали, и радости, и игры, и нашкодить чего-нибудь. Да мы сами ведь безобразничаем, чего скрывать-то! (Смеется.)

В конце 90-х – начале 2000-х местные СМИ пестрели заметками об известных людях, которые приезжали в монастырь. Сейчас такого не наблюдается. Гостей стало меньше, или их визиты уже не так афишируются?

– Это теперь СМИ бдительность потеряли! (Смеется.)

Не так давно умерла матушка София, благодаря стараниям которой монастырь утопал в цветах. Кто продолжит ее дело?

– Продолжают ее ученики. Она последние годы болела сильно, ничего делать не могла. Цветами сейчас занимаются профессионалы своего дела, верующие, одухотворенные люди, которые приняли растения, как и она принимала, как детей своих. Матушка София как исключение похоронена на монастырском кладбище, на ее могиле много цветов. Она была главным агрономом Зеленодольска, личность весьма известная. Царствие ей Небесное.

Что готовит монастырь для своих гостей в пасхальную неделю?

– Что мы можем, монахи, приготовить. Молитву о всех, кто любит Бога, кто верит в Бога, несет ближним своим добро. Это самое главное. Будет молитва, будет здоровье – остальное приложится. С праздником всех! Крепости сил вам!

Слово митрополита Феофана на погребении настоятеля Раифского монастыря архимандрита Всеволода (Захарова)

21 августа 2016 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в Раифском Богородицком мужском монастыре простились с новопреставленным наместником обители архимандритом Всеволодом (Захаровым). Литургию и чин отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. После отпуста глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся со словом.

В праздник Преображения Господня я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону. Как всегда, он был жизнерадостен, готов к исполнению любого послушания, проявлял монашеское смирение.

Читать еще:  Процветание бизнеса по фен шуй. Совет

Отец Всеволод, ты с нами сейчас. Посмотри на сонм пастырей, братии и множество людей, любивших и любящих тебя. Твоя жизнь была частью жизни Церкви. Однажды в юном возрасте, возгорев любовью к Богу, ты оставил всё, что привязывает к миру. То были времена, когда было не просто «не модно» — осуждалось идти по пути служения Церкви. Но с присущим тебе оптимизмом, твёрдостью воли, неунывающим веселым характером ты, имея данный Богом талант, не побоялся стать на церковную тропу.

Очевидно, трудно было принять сан здесь, чтобы идти по пути Церкви. И ты направил свои стопы в Московские духовные школы, где не только получил богословское образование, но и прививку монашеской жизни. Годы, проведенные в большой келье преподобного Сергия Радонежского, стали твоим лучшим учителем.

Затем — служение после принятия сана на благословенной Курской земле, родине великих угодников Божиих. И там — я знаю об этом не понаслышке, ведь это моя малая Родина — любил тебя народ Божий. Ты — талантливый, юный, способный, имеющий образование — не счёл зазорным пойти служить в глухую деревеньку, в запущенный храм, в который народ не ходил. Но ты поехал и за очень короткое время сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря твоим усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил.

Но Господь призвал тебя вновь на землю Казанскую. Сначала было служение приходское. Очевидно, в твоем сердце горел огонёк, зажженный у раки преподобного Сергия. Посетив славную некогда, а ныне заброшенную и поруганную обитель Раифскую, ты дерзновенно пришел к иерарху со словами: «Пошлите меня в Раифу возрождать её». Многие этому удивлялись, и по сей день удивляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твёрдо пойти восстанавливать эти руины!

И опять Царица Небесная Своим чудотворным образом «Грузинским», а также мученики преподобные сей обители были с тобой. Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, постепенно собрать братию, сумел через своё служение посеять веру в твои благие намерения сильных мира сего и руководства республики. И я знаю, как высоко о тебе отзывались руководители Татарстана и отзываются поныне. Неоднократно о тебе говорил Минтимер Шарипович, бывший Президент Татарстана. Он бывал здесь, любил обитель, любил тебя и поддерживал твои инициативы. Я много раз слышал от Рустама Нургалиевича и многих других республиканских руководителей добрые слова в твой адрес. Знаю, с какой любовью и заботой относился к тебе глава Администрации Президента Асгат Ахметович Сафаров. Не перечислить их, живущих не только в Татарстане, но и во всей нашей большой стране. Практически все руководители государства бывали здесь и выносили из этой обители любовь, тепло и понимание.

Не только православные, но и мусульмане с любовью отзывались о тебе. Вчера в Нижнекамске я был с Верховным муфтием и он просил принять его искренние соболезнования, выражал сожаление о твоей скоропостижной кончине.

Мы молимся: безболезненной, непостыдной и мирной кончины подай мне, Господи. Мы ежедневно просим об этом. И твоя кончина поистине была христианской. Отслужив в праздник Преображения Господня, ты пошёл заниматься трудами. На следующий день, придя в свой кабинет, почувствовал себя плохо, и не спасла «скорая помощь». Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился, говоря по-человечески, в славе. Тебя любили, тебя уважали, тебя ценили. И Бог дал указание ангелу как спелый плод забрать тебя.

Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за любовь примет тебя в Свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись о нас, ибо ты уже ближе к Богу.

А нам ещё раз всем назидание. Иногда мы мечемся, осуждаем, обсуждаем всех и вся и думаем, что мы самые умные; и Патриарх не так говорит, и священноначалие не то говорит. Живи сам лично и не берись судить других — вот самый верный путь, которым шёл ты и который показал тем, кто был рядом. Да, мы должны жить так, чтобы до последнего нашего вздоха помнить о Боге. Но мы также должны всегда готовиться — да, правильно вы подумали — к смерти. Всегда. Ибо не знаем, когда придёт наш час.

Ещё длится праздник Преображения Господня, а девятый день, когда ты должен пойти в иное место, как верит Церковь, совпадает с Успением Богоматери. Посмотрите, братья: Сам Господь и Пречистая Богоматерь с ним.

А сейчас у меня ко всем большая просьба. Давайте будем молиться. Что, устали? Ничего. Он отдыхает уже, а нам потрудиться надо. Там нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, а у нас они пока есть. И их надо нести, особенно же когда мы это делаем для братии нашей. Совершим заупокойное молебное пение о приснопамятном рабе Божием священноархимандрите обители сей Всеволоде!

Источники:

http://realnoevremya.ru/articles/40562
http://116.ru/text/gorod/63480.html
http://elabugablago.ru/novosti/publikacii/news_2345.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: