Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Псково-Печерские старцы и духовное преемство

Старцы Псково-Печерского монастыря

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

Ещё интересные статьи о православии:

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

ТИХОН (СЕКРЕТАРЕВ)

В миру Секретарёв Алексей Николаевич, родился 24 января 1955 года в селе Туголес Кривандинского района Московской области [1] в семье диакона Николая (1931 – 2012, впоследствии священника) и Надежды Васильевны (в девичестве Тетериной) Секретарёвых. Алексей был одним из их десятерых детей (девять мальчиков и одна девочка). Его прадед – в конце своей жизни проживал в Свято-Никольском монастыре на Белой Горе в Пермской губернии, где принял монашеский постриг с именем Василий. Оба деда были священниками, они погибли во времена сталинских репрессий. Протоиерей Петр Секретарёв скончался в лагере в 1944-ом, под Саратовом, а священник Василий Тетерин был расстрелян на Успение в 1937 году. Позднее оба были реабилитированы. Старший брат (на год) – протоиерей Александр Секретарёв [2], младший брат – протоиерей Григорий (род. 1956) [3]; другой брат – протоиерей Леонид [4].

В Подмосковье семья прожила недолго и переехала на Урал, в город Воткинск, где Алексей окончил среднюю общеобразовательную школу, после чего поступил в Ижевский механический институт, но уже на первом курсе, прослушав несколько лекций по научному атеизму, решил, что ему, человеку глубоко верующему, это не подходит, и покинул его. Работал на машиностроительном заводе. С 1973 по 1975 год служил в армии в войсках связи, затем год проработал на стройке при том же заводе.

23 августа того же года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Тихона Задонского [5], 28 августа рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября – во иеромонаха.

Исполнял последовательно послушания помощника келаря и помощника благочинного. Затем с 1982 по 1991 год исполнял послушание благочинного Псково-Печерского монастыря [3].

В 1985 году окончил Московскую духовную семинарию на заочном секторе.

Был возведён в сан игумена.

С 1992 года проходил послушание катехизатора и преподавателя Псковского духовного училища.

17 августа 1995 года был назначен исполняющим обязанности наместника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Впоследствии был утверждён в этой должности.

Был возведён в сан архимандрита.

В июне 2005 года окончил заочно экстерном Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за курсовую работу: “Церковно-исторический очерк о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре в XX веке”.

21 мая 2018 года подал прошение об увольнении от должности наместника Псково-Печерского монастыря по состоянию здоровья. На следующий день прошение было удовлетворено [6]. Был оставлен в числе братии монастыря.

Скончался 12 сентября того же года в Псково-Печерском монастыре после тяжёлой и продолжительной болезни на 64-м году жизни. Отпевание было намечено на 14 сентября в Михайловском соборе того же монастыря [7].

Сочинения

  • “Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря”, г. Печоры, 2008 г.:
    • http://pechori.ru/wp-content/uploads/2012/09/vrata_neba.pdf (файл PDF)
  • “Христос – моя сила, Бог и Господь”, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2010 г., официальный сайт того же монастыря:
    • http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/videarkhiv-1/video/71

Награды

  • орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2000)
  • право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (2005, к празднику Святой Пасхи [8])
  • грамота-благодарность фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (6 ноября 2007, за высокие достижения (в связи с изданием книги “Врата Небесные”) в конкурсе работ на соискание Макариевской премии)
  • орден ЭПЦ святого священномученика Исидора Юрьевского III степени (4 марта 2008, за сохранение духовных традиций между Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата)
  • наперсный крест с украшениями и право служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до “Отче наш” (18 августа 2010)
  • орден БПЦ прп. Евфросинии Полоцкой (14 декабря 2013, за развитие паломничества)
  • медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (2000, за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовных и нравственных традиций)
  • нагрудный знак министерства образования и науки РФ – “За милосердие и благотворительность” (август 2005)
  • медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” I степени (7 августа 2006, за заслуги в развитии духовной культуры)
  • серебряная медаль “За полезное” (20 марта 2007, в номинации “за работу с детьми”)
  • лауреат III Всероссийской премии “Хранители наследия” в номинации “Личность” (8 октября 2011)

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Псково-Печерские старцы и духовное преемство.

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней»(Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, отцы наместники, братия, матушки игумении и сестры!

От лица Высокопресвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, приветствуем вас в связи с наступившими праздничными мероприятиями, посвященными 700-летию со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.

«Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18), – сказал Господь наш Иисус Христос, основатель Новозаветной Своей Церкви. Составной частью жизни христианской Церкви на протяжении веков является и монашеская жизнь во всех ее проявлениях: пустынническом, скитском и общежительном видах. В подтверждение сказанного достаточно назвать преподобных Антония и Феодосия Великих, Савву Освященного, Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, всея России Чудотворца.

«Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней…», – написал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем глубокосодержательном Послании в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре оно было прочитано 26 января 2014 года за Божественными литургиями.

Действительно, в истории Псково-Печерского монастыря есть духовные свидетельства водительства преподобного Сергия Радонежского. Открытие Богом зданных пещер, где пребывали подвижники во главе с преподобным пустынником Марком, произошло в 1392 году, в год праведной кончины преподобного Сергия Радонежского… Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения самого преподобного Сергия на Северо-Западе Руси. А в год 700-летия рождения преподобного Сергия мы отмечаем 100-летие со дня рождения воспитанника обители аввы Сергия – архимандрита Алипия (Воронова), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в 1959–1975 годах.

Вернемся к Собору Псково-Печерских преподобных. Начиная с XV века, почти каждое столетие к преподобному старцу Марку, пустынножителю Псково-Печерскому, добавлялись в Собор святые: преподобные Иона и матерь Васса, строители Успенского собора (1473 г.); затем преподобномученик Корнилий, сорокалетний неизменный игумен Псково-Печерский, созидатель храмов, апостол эстонской народности Сету (XVI в.); вместе с преподобномучеником Корнилием, по преданию, пострадал и преподобный Вассиан, ученый монах, собиратель рукописной и печатной святоотеческой библиотеки монастыря; преподобный Дорофей, посланник Псково-Печерский и основатель Югской обители в Ярославской епархии (XVII в.). Продолжая именовать преподобных Псково-Печерского Собора, назовем старца Лазаря, молившегося усердно Богу и Пресвятой Богородице в XIX веке о спасении России от нашествия Наполеона и дважды принимавшего в своей скромной келье государя Александра I. В Собор Псково-Печерских преподобных входит и священномученик Александр (Покровский), епископ Харьковский, который был игуменом монастыря в 1917–1919 годах.

Названные преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божию приходящим людям всех сословий России и учили жить по совету старцев. Для обоснования своего служения они приводили слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам и апостолам, а через них и всем христианам: «Слушающий вас Меня слушает…» (Лк. 10; 16). Также обоснованием старческого наставления являются слова Премудрого: «Спасение во многом совете…» (Притч. 11; 14).

В XX веке многочисленные подвижники благочестия прославляли Небесную Игумению – Пресвятую Богородицу – и украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них: иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5 августа (старого стиля) 1903 года святых страстотерпцев царя Николая II и царицу Александру; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале прошлого века, предсказавший свою кончину в Санкт-Петербурге и дважды причастившийся Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского; валаамские старцы (среди которых назовем схиигумена Луку, схимонаха Николая), прибывшие в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании Великой Отечественной войны и упокоившиеся после своих духовно-просветительских трудов в Богом зданных пещерах. Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств», а о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царствия Божия в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа составляли суть их духовной науки.

В обители были представители и ученого монашества, например, закончивший свою жизнь в монастыре и погребенный в Богом зданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков), который оставил многочисленное письменное духовное наследие. В настоящее время изданы книги владыки Вениамина: «Божии люди», «Небо на земле» (о Божественной литургии и св. праведном Иоанне Кронштадтском), «Записки Епископа», «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже эпох» и другие. Интересно мнение владыки Вениамина о причинах потрясений в России начала XX века, в центре которых он находился: утрата среди интеллигенции, студенчества, армии веры во «единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием». А в Церкви Православной, по словам Владыки, не хватало святости. В настоящее время житийные материалы о митрополите Вениамине находятся в Синодальной комиссии по канонизации святых.

Необходимо назвать и других подвижников благочестия XX века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандриты Пимен (Гавриленко), Агапий (Агапов), Паисий (Семенов), Александр (Васильев); архимандриты Серафим (Розенберг), Феофан (Молявко), Антипа (Михайлов), Никита (Чесноков), Иероним (Тихомиров), Нафанаил (Поспелов) и многие другие, пережившие репрессии и войны, о которых кратко сообщается в книге «Будьте совершенны», составленной нами в 2008 году.

Яркими звездами, по слову апостола Павла (1 Кор. 15; 41), на монастырском и общецерковном небосклоне выделяются в XX веке преподобный Симеон Псково-Печерский и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Симеон Псково-Печерский причислен к лику святых в 2003 году, и его святые мощи всегда доступны для поклонения в Сретенском храме, и по вере приходящих к ним и ныне Благодатию Духа Святаго совершаются чудеса и исцеления: например, засвидетельствованы многочисленные исцеления от табачной зависимости.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в свой приезд к преподобному Симеону Псково-Печерскому в 1955 году получил от него благословение на продолжение старческого служения в обители, что и исполнялось им с 1967 по 2006 годы. Отца Иоанна преподобный Симеон после упомянутой первой встречи назвал «земным ангелом и небесным человеком…» Действительно, все мы, кто знал архимандрита Иоанна, свидетельствуем о наличии у батюшки дара рассудительности – главного дара старца, даров прозорливости и исцеления… Для всех ищущих спасения во Христе в настоящее время полезно прочитать «Настольную книгу для монашествующих и мирян», составленную отцом Иоанном, а также сборник писем старца… Нами подготовлена книга о пастырском служении отца Иоанна под названием «Христов пастырь».

В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание, фрагмент которого мы приведём для духовного назидания:

«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас Воле. Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

В продолжение слов преподобного Сергия Радонежского «любовью и единением спасемся» преподобный Серафим Саровский указывал: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго». Подобно перечисленным наставлениям преподобных звучат и слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), указывающие в наше непростое время путь к стяжанию Духа Святаго, к любви и единении о Господе: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом…» Кстати, нужно сказать о том, что отец Иоанн участвовал и в открытии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после Великой Отечественной войны.

В настоящее время под благодатным Покровом чудотворных икон Божией Матери, в том числе и списка образа «Всецарица», принесенного со Святой Горы Афон в 2002 году архимандритом Ефремом, продолжается традиция старчества и душепопечения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Назову несколько духовных преемников традиции старчества: архимандрит Адриан (Кирсанов); схиархимандрит Никон (Антонов), который воспитан старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), начиная с его служения в городе Касимове Рязанской епархии; братский духовник архимандрит Таврион (Балов), преемник братского духовника схиархимандрита Агапита (Агапова); духовник и уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев), ученик иеродиакона Анатолия (Семенова), который был уставщиком братского хора много десятилетий.

Для того чтобы обозначить главный смысл подражания старцам в деле преемства душепопечения, пастырства, приведем слова апостола Павла, обращенные к своим современникам: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4; 16). Напомним слова и Самого Господа нашего Иисуса Христа, обращенные и к нам: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11; 29). Таким образом, подражание старцам и преемство состоит в усвоении их последователями и учениками кротости и смирения Христовых, а не внешнего «тихоговорения и согбенного хождения». Другая крайность – замена здоровыми людьми, не обремененными семьей или иными обстоятельствами, молитвы и богослужения в храме только прослушиванием богослужебных текстов и молитв на электронных носителях. Таким образом, существует опасность подмены реальной духовной жизни виртуальной зависимостью.

Для сохранения преемства старчества в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, Священноархимандрит нашей обители, передает свой богатый духовный опыт, приобретенный при общении со старцами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Также свои скромные усилия для сохранения преемства душепопечения в обители прилагают наместник, духовники, благочинный со всею во Христе братией. Старчеству не обучают в церковных школах – оно переливается подобно драгоценному миру из сосуда в сосуд, от сердца к сердцу по преемству… Старчество Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря востребовано и в XXI веке как неотъемлемая часть служения Христу Богу Русской Православной Церковью.

Позвольте завершить свой краткий доклад о Псково-Печерских старцах и духовном преемстве словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанными на открытии XXII Международных Рождественских чтений 27 января 2014 года в Государственном Кремлевском Дворце: «»Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7; 24–25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам … мы и ныне живем в Доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий».

Источники:

http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/startsy-pskovo-pecherskogo-monastyrya.html
http://drevo-info.ru/articles/13671846.html
http://mroc.pravobraz.ru/arximandrit-tixon-sekretarev-namestnik-svyato-uspenskogo-pskovo-pecherskogo-muzhskogo-monastyrya-pskovo-pecherskie-starcy-i-duxovnoe-preemstvo/

Читать еще:  Имя резеда национальность. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: