Архиерейская служба литургия. Указания при архиерейском служении

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

Архиерейское Богослужение 1

Архиерейское Богослужение

Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:

Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.

Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.

Подготовка к архиерейскому служению

При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.

1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.

2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.

3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.

4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.

5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.

Совершение Архиереем Всенощного бдения

1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.

2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!»[1].

3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.

4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.

Архиерейское Богослужение 2

Совершение Архиереем Божественной Литургии

Архиерейская встреча

Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.

После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.

По приезде архиерея:

Протодиакон: «Премудрость!»и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»

Хор: «Достойно есть…»(входное)[2].

В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.

Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).

Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.

Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»

После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.

Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате»(хоровое)

«Ис полла эти деспота» (3).

После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.

Хор: «На гору Сион…»(входное).

В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:

Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»

Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»

Диакон: «Господу помолимся. »

Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»[3]

Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.

После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:

Диакон: «Господу помолимся. »

Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:

Читать еще:  Сознание в немецкой классической философии. Трансцендентная субъективность Фихте

Исполатчики: «Тон деспотин»(трио).

Хор: «Ис полла эти деспота» (3)(хоровое после трио).

В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:

Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил. »

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).

Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.

Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.

2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:

Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».

Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор: «Господи, спаси благочестивыя».

Протодиакон: «И услыши ны».

Духовенство: «И услыши ны».

Хор: «И услыши ны».

Протодиакон: «И во веки веков».

Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.

По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.

3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»

Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.

4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).

5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).

6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».

7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»

8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.

9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).

[1] Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».

[2] В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.

[3] В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».

На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.

Архиерейская служба литургия. Указания при архиерейском служении

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся. ”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Читать еще:  К чему снится ценник. Сонник ценник, к чему снится ценник, во сне ценник

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Архиерейская служба в храме

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Читать еще:  Сон сажать тюльпаны в землю. К чему снятся желтые тюльпаны

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Источники:

http://poisk-ru.ru/s36939t7.html
http://news.ipodiakony.org.ua/index.php?catid=11:810——-&id=13:2011-05-21-20-18-38&Itemid=9&option=com_content&view=article
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/arhierejskaya-sluzhba-v-hrame.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: