Архиепископ костромской и галичский алексий. «Братия, главное без суеты

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Алексий, епископ Галичский и Макарьевский (Елисеев Александр Емельянович)

Родился 3 мая 1969 г. в пос. Ивановском Тамбовской обл. Крещен в младенчестве.

В1976-1986 гг. учился в средней школе.

В 1990 г. окончил агрономический факультет Плодоовощного института имени И.В. Мичурина (ныне Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск). Работал главным агрономом, ведущим специалистом районного управления сельского хозяйства.

В 1995 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь с определением несения послушания на Санкт-Петербургском подворье.

В 1996 г. зачислен в братию Валаамского монастыря и назначен на послушание агронома обители. Параллельно с основными послушаниями занимался организацией молодежных христианских лагерей «Синдесмос» и волонтерских молодежных лагерей, участвовал в работе с призывниками, помогал в проведении катехизаторских бесед в воинских частях Карелии и на о. Валаам.

В 2000 г. наместником Валаамского монастыря архимандритом Панкратием (Жердевым) пострижен в мантию с наречением имени Алексий в честь свт. Алексия, митр. Московского.

В октябре 2000 г. назначен келарем монастыря с совмещением несения послушания агронома. В феврале 2003 г. переведен на Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря на послушание помощника игумена по землеустройству и делам собственности, назначен благочинным подворья.

27 февраля 2005 г. архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом рукоположен в сан иеродиакона.

В 2009 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

7 апреля 2010 г. епископом Троицким Панкратием рукоположен в сан иеромонаха.

30 июня 2010 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла переведен в братию Свято-Троицкого монастыря в Хевроне, Палестина (подворье святых праотец Авраама и Сарры). 3 августа 2010 г. назначен ключарем подворья.

В 2010-2016 гг. курировал Иерихонское подворье Русской духовной миссии в Иерусалиме. Нес также послушание подменного священника на Яффском подворье Русской духовной миссии.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. (журнал № 113) избран епископом Галичским и Макарьевским.

28 декабря 2016 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 30 декабря 2016 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 15 февраля 2017 г. за Божественной литургией в храме прп. Серафима Саровского в Раеве г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

1990 г. — Плодоовощной институт имени И.В. Мичурина (сейчас — Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск).

2009 г. — Костромская духовная семинария.

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Алексия (Елисеева) при наречении во епископа Галичского и Макарьевского.

ЛЮБОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ ВСЕГДА – ВОПРЕКИ Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)

Каждый из нас будет истязан на Страшном суде не за то, что мало ходил в храм или плохо постился, но за то, почему не любил. На празднование Феодоровской иконы Божией Матери – день памяти служившего у этой величайшей святыни русского народа в последние годы своей жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова; †3.12.2013). Сегодня, в день рождения владыки, публикуем его слово о том, как каждому из нас, христиан, родиться уже в этой жизни – в жизнь вечную.

От нас требуется заставить себя полюбить всех людей

Любовь… Это самое важное, что требуется от человека. Когда же я могу любовь проявить? «Тот, кто говорит, что любит Бога, а брата, который рядом с ним, не любит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20), – говорит апостол. Только «пребывающий в любви в Боге пребывает» (1 Ин. 4, 16).

Знаем ли мы, что такое любовь?

Любовь – это вышеестественный дар

Древние язычники говорили друг другу, показывая на христиан:

– Вы посмотрите, как они любят друг друга!

Сейчас о христианах могут так сказать люди, живущие рядом с нами? Когда мы приходим в церковь, мы любим друг друга? Исполненные благодатью Духа Святаго, Который есть Любовь, мы продолжаем любить, несмотря ни на что, мы несем этот свет в мир, где злоба?

От нас требуется заставить себя полюбить всех людей. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), – вот он, критерий христианской любви. Но это же неестественно? Конечно, неестественно. Любовь – это вышеестественный дар. Сказано: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29). Мы сможем это сделать? Если не сможем – мы не христиане. Это нам сказано. А мы этого делать не умеем.

Мы согрешили, а Господь на Кресте – разве это справедливо?

Где же здесь правда человеческая? Когда возникает такой вопрос, каждому из нас надо напоминать себе следующее: мы согрешили, а Господь на Кресте – разве это справедливо?

Надо довериться Христу, каждому Его слову, явленному нам в Евангелии. Это необходимо делать вопреки нашему желанию. Не просто верить в Бога, а довериться Богу – это то, что никак у нас не получается.

Каждый из нас будет истязан на Страшном суде не за то, что мало ходил в храм или плохо постился, но за то, почему не любил.

Христианин не может не любить

Любовь даруется Богом, и сохраняется любовь только жизнью в Боге. Тот, кто не знает Бога, не знает, что такое любовь. Он никогда не научится любить, потому что любовь – это постоянная жертва. Не так что: я должен это сделать, – а всегда: я хочу это сделать. Вот что такое любовь.

Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом.

Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом

Если мы говорим, что человек призван по благодати становиться тем, Кем Бог является по природе, то для чего нам Церковь? Для обожения. Каким образом идти к обожению? Через исполнение заповедей. Они предполагают только мое благо.

Надо довериться Богу – Небесному Отцу, а когда у нас не хватает сил, исповедоваться, причащаться – и соединяться со Христом.

Благодать нас сделает совершенно другими.

Испытав утрату благодати, я тогда со страхом поспешу в храм, чтобы восполнить этот дар любви.

Смирение – это мужественное следование за Христом

В храме Бог особо зрит на сердце каждого: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Отворит только смирение. «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Мы знаем, что такое смирение?

Это не склоненная головка и руки, скрещенные на груди: да-да, я грешный… Смирение – это мужественное следование за Христом. Взяв крест на плечи, доверяя совершенно Своему Небесному Отцу, идти по любви ко Христу на голгофу, принимая уничижения, страдания и даже смерть.

Будущий владыка Алексий в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии

Читать еще:  Ехать к гадалке или нет. Бабка пошептала молитвы и сказала: «Тебя сглазили от зависти

Любим ли мы так Бога? – зададим себе этот вопрос. Любим ли мы так людей, хотя бы самых близких: мужа, жену, родителей, детей – готовы мы пострадать за них до смерти, лишь бы только им было хорошо? Пускай мне будет плохо! Вот это и есть настоящая любовь, которая не думает о себе, а только о другом:

– Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34).

Это нечеловеческая любовь. Невозможно человеку на голгофе проявить свою любовь. На кресте рождается Божественная любовь. Сверхъестественная. Она даруется Богом Отцом человеку по его любви ко Христу, за уподобление в страданиях и смерти своему Спасителю, распятому ранее за нас.

Только тогда и торжествует Дух Святый в сердце человеческом, когда человек полностью предает себя Богу Отцу и следует за Христом.

Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте

Господь «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), а я все думаю о сохранении своего человеческого достоинства…

Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте, в страдании вместе со Христом.

Если я со Христом страдаю, умираю, то есть надежда: я и воскресну со Христом. Без смерти на кресте ветхого человека не надейся, человек, воскреснуть вместе со Христом.

По любви к нам Христос Спаситель взошел на Крест, а мы по любви ко Христу что-нибудь делаем? Мы от ветхого человека своего по любви к Распятому за нас отказались? Мы заставили себя когда-то смириться, потерпеть, полюбить?

Лишь в момент испытаний, только на голгофе рождается настоящая Любовь, ибо без голгофы невозможно по-настоящему полюбить Христа.

Осудить себя и оправдать Бога

В любых обстоятельствах нам необходимо попытаться оправдать Бога. Осудить себя и оправдать Бога. Так, оправдывая Бога, мы сможем оправдать и других людей. Самое нехорошее чувство, которое во мне возникает, – самооправдание!

Представьте себе, если бы над нами издевались, не доверяя нашей христианской добродетели, люди, которые далеки от Церкви, – они просто так решили бы испытать нашу веру. А теперь я задаю христианам вопрос: мы смогли бы снести это глумление? Сумели бы мы понудить себя следовать за Христом до конца, невзирая, подобно Ему, взошедшему на Крест, на поношения и клевету?

Возможно ли мне полюбить этих людей, оправдать тех, кто гонит меня, злословит или даже убивает? А если нет, то не возникнет ли у меня ропота и на Бога, если я привык чувствовать, что я во всем прав?

Бог ли виновен в том, что Он – Любовь, Которую мы никак не хотим принять? Ближний ли виновен в отсутствии любви в моем сердце? Как важно воспитывать любовь в своем сердце. Только когда мы начнем любить и уважать ближнего, мы почувствуем: «Господь близ» (Фил. 4, 5).

Только тогда посещает Божественная Любовь, когда я оправдываю Бога Отца и ближнего, который причиняет мне боль. Вот тогда торжествуют в христианине сила Божия, благодать Божия, когда он открывает сердце, доверяя себя полностью Небесному Отцу.

Настоящая любовь рождается только на Кресте

Страшные и вместе с тем очень ответственные слова некогда произнес митрополит Московский Филарет (Дроздов): «На Кресте мы видим Любовь Отца – распинающую, Любовь Сына – распинаемую, Любовь Духа Святаго – торжествующую силою крестною».

Это то, о чем мы так часто говорим и в чем так нуждаемся все мы, наше Отечество. В любви. Настоящая любовь рождается только на Кресте.

На Кресте мы видим Любовь Отца распинающую. В таком случае Христа на Кресте распинают не люди, а воля Божия такова, чтобы через Крест был спасен род человеческий.

На Кресте мы видим Любовь распинаемую – по Любви к Отцу Небесному и роду человеческому Бог Сын воплощается и восходит на Крест. Ради Своих распинателей терпит муки и смерть, проявляя Свое послушание Богу Отцу.

Отец Небесный – Сама Любовь – тебя распинает

Я должен, оказывается, пройти тот же самый путь, которым прошел Христос. Мы себя бережем от Божественной отеческой Любви. Но слышим: «Возьми крест, следуй за Мной!» (ср. Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Следуй! За Мной! И на Голгофу. И будет Фавор. И будет предательство Иуды, но ты не задавайся вопросом: «А на каком это основании?» Ибо Отец Небесный – Сама Любовь – тебя распинает.

Все, что ты встретишь на своем пути, – это для тебя благо. Даже волос с головы твоей не упадет без воли Отца Небесного (ср. Лк. 21, 18). «Я уже прожил твой жизненный путь, чадо, еще до твоего рождения. От тебя уже не требуется никаких вопросов. От тебя требуется одно: доверься! Нравственно проживай жизнь. Учись у Христа. А все, что Я уготовал на твоем пути, – это то, что тебя спасет».

Лобызаем ли мы с любовью свой жизненный крест? Не ропщем ли? Не малодушествуем? Не желаем ли сойти со креста? С креста не сходят, с креста снимают. Если, конечно, человек хочет быть спасен.

По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть

Крест Христов разделил человечество на две половины: одни благоразумные, другие неблагоразумные, но все мы – разбойники. Не нужно удивляться: почему? Я грешный человек, значит, то, что мне послано, – это все не просто так, есть за что. Но есть еще и другой вопрос: для чего? Вот это уже сфера личных отношений человека с Богом.

Я с радостью иду на крест. Я с любовью к Тебе, Отче, иду на крест. Да, я уродлив, да, я весь искажен грехом, но Ты меня исправь. Создание доверяется своему Творцу. По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть.

Я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить

Только на Кресте, когда Бог Сын Распятый исполнился Любви Духа Святаго за Свое Смирение, Он восклицает:

– Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят.

Любовь христианская ни за что любит. Любовь христианская – и мы должны этого добиваться – всегда в о п р е к и. Она попирает человеческую логику.

Я не могу не любить, я раб Бога, Который ради меня – по любви ко мне – распялся, взошел на Крест и претерпел страшные муки. Он есть Любовь Распятая. Значит, я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить. Если я не люблю, виновен я.

На нас с вами, христиане, лежит величайшая ответственность – показать каждому то, как Бог любит человека. Даже тому, кто с нашей человеческой точки зрения недостоин любви, мы обязаны показать не свою любовь, а то, как Бог любит каждого человека.

Доверяться Христу во всем и всегда

Как часто мы лукавим: как бы нам хотелось пожить в этой жизни безболезненно, счастливо, а еще и туда пробраться, в Царствие Божие, – как хотелось бы! Путь к Воскресению один – через голгофу, через смерть, через распятие, – и крестную смерть необходимо претерпеть со Христом в сердце.

Всякое мученичество – торжество для Церкви, но только та смерть торжествует, которая соумирает Распятому на Кресте Христу. Ибо Христос – жизнь наша. Ибо Христос – Любовь Божия.

Крест – это единственный дарованный нам путь, чтобы мы очищали свое сердце, чтобы мы преображались.

Как замечательно сказал апостол Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Вот такая любовь была у апостола к Господу. Эту любовь он стяжал, доверяясь Христу во всем и всегда. Сколь кратно он был побиваем палками, провел день и ночь на дне морском, боролся со зверями, его выбрасывали как мертвого (ср. 2 Кор. 11, 23–27), и все это он почитал тщетою ради Распятого за него Христа (Фил. 3, 7).

Читать еще:  29 июня православный календарь. День молодежи в Украине

Бог мне предлагает ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя

Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя

Христос пришел спасти не Россию, не страну, ибо стран православных нет, есть православные люди, если они впускают в свое сердце Христа. Чем больше таких людей-христиан, тем больше преображается Отечество.

Любовь божественная действует в о п р е к и. Как такая любовь приобретается? Только на кресте. Вольным восхождением на крест и терпением всех испытаний по любви ко Христу.

Нам всем необходимо научиться жить в тех условиях, в которые Господь нас поставил. Святые это умели.

Все происходящее с человеком происходит по воле Божией. Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя. Это всегда предлагаемые Богом ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя.

Христиане призваны к вольному мученичеству

«Вслед Меня идите!» – как часто мы забываем эти непреложные слова Господа! Мы боимся боли, которая могла бы нас изменить. Но в благополучии святости не стяжать.

Вспомним великомученика Феодора Стратилата, который подвергался ужасным пыткам, и когда Господь его восстановил, многие были восхищены, приняли Крещение и, желая защитить мученика, восстали уже на императора-гонителя. Но что же при этом говорит святой?

– Братия мои! Мне ли не идти путем, которым прошел Бог мой? Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому.

Благодать подается стремящемуся к единению со Христом, приобщиться Которому мы можем только через отказ от себя, душу свою погубив ради Господа и Евангелия (ср. Мк. 8, 35). Христиане призваны к вольному мученичеству. «Волею бо благоволил еси плотию взыти на крест» (слова тропаря в неделю Торжества Православия) Подвигоначальник Иисус Христос, так и каждый из нас призывается Богом восходить на Крест.

ЛЮБОВЬЮ ВЕЛ К ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ Памяти архиепископа Алексия (Фролова; †3 декабря 2013 г.)

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев):

– Сначала я познакомился и даже подружился с его духовными чадами. Я тогда уже часто останавливался в Новоспасском монастыре. Потом, когда отец Иоанн (Крестьянкин) в силу своего возраста попросил меня найти себе другого постоянного духовника, у кого бы я мог окормляться, я все думал: «К кому обратиться? Куда податься?» И вдруг понял, что я практически уже время от времени живу в Новоспасской обители, близко и очень органично общаюсь с духовными чадами владыки. Поэтому я подумал и вдруг сказал своим друзьям:

– А вы не спросите владыку Алексия насчет меня? Может быть, он посмотрит на меня, пообщаемся с ним?

Владыка пригласил меня на беседу и не отказался после отца Иоанна (Крестьянкина) быть моим наставником. Он всегда был собранным, внешне строгим. Настоящий воспитанник старцев. Это очень импонировало. Я сам прошел эту школу, и те ответы, которые он мне давал, очень легко ложились на сердце, у меня не было диссонанса с тем, что мне ранее говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

Митрофорный протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве:

– Часто мы соприкасались с владыкой Алексием, когда он возглавлял Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Тогда время от времени вставал вопрос о рассмотрении прошений, которые поступали из-за рубежа ‒ просьбы заключалась в том, чтобы прислать туда монахов из России. Тогда эти инициативы не получили особого продолжения и распространения. Когда я обратился к владыке Алексию, его ответ заставил меня задуматься. После некоторой паузы он сказал:

– А как вы думаете, отец Николай, какова воля Божия по этому вопросу?

Мне было трудно ему отвечать. Но сама постановка вопроса была для меня значительным явлением. Я действительно поймал себя тогда на том, что я не могу сказать владыке Алексию: «Владыка, так нужно сделать, потому что так хочет Бог». А другие аргументы для него были неубедительны.

Ненасилие над личностью светской

Митрополит Истринский Арсений (Епифанов):

– Владыка Алексий ‒ замечательный, глубоко верующий архипастырь. Усердный служитель алтаря Господня и созидатель добрых начинаний. Сколько молодежи привел в Церковь, сколько военных! Все собирались вокруг Новоспасской обители. Это его заслуга. Его обаяния, простоты, духовных бесед. Не-на-си-лие над личностью светской – вот это главное!

Сергей Сказкин, певчий хора Новоспасского монастыря:

– С владыкой Алексием наш хор традиционно выезжал в Финляндию, мы там давали концерты духовной музыки. Помню, однажды был уже вечер. После ужина все разошлись. А в пансионатах, где мы останавливались во время тура по городам, всегда были зоны отдыха, где стоял какой-нибудь музыкальный инструмент. Я уединился, сел за пианино: «Дай-ка, – думаю, – что-нибудь сыграю». Слышу: сначала какой-то шум, потом шаги, – понимаю, что много людей приближается! Оказывается, это весь наш хор вошел в зал, все идут ко мне, во главе этой процессии владыка, все переглядываются, кто-то даже не может сдержаться, хихикает… Архиерей, улыбаясь своей широкой улыбкой, подходит ко мне:

– Ну, Сергей, тебе подарок!

– Какой?! – поинтересовался я.

– Благословляю! Ты у нас больше не куришь.

– А-а-а… Владыка, – уточняю, – в некотором роде это, скорее, послушание?

– Это как тебе больше нравится!

И с тех пор я действительно бросил курить.

Поистине Архипастырь Божий

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков):

Мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом
– Владыка Алексий был моим учителем, он преподавал у нас в Московской духовной академии историю Древней Церкви. С благодарностью вспоминаю его занятия, преподанные нам духовные уроки. Приходил он всегда в класс сосредоточенный, внимательный, подтянутый. Когда он проводил занятия, то не только делился с нами знаниями собственно по предмету, но всегда старался и духовно назидать нас. Мы, его ученики, это очень ценили. Иногда он мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом.

Памятно также его участие в богослужениях. Он был в годы моей учебы старшим диаконом Покровского академического храма, а я там нес послушания сначала пономаря, потом иподиакона. Будущий владыка Алексий всегда был очень сосредоточенным и внимательным, являя пример молитвы и благоговейного отношения к службе.

Потом одно время мы с ним стали реже видеться, а когда он стал уже наместником Новоспасского монастыря, а после принял и епископский сан. Помню его духовно сосредоточенным и при этом внимательным, отзывчивым и гостеприимным.

Люди, которые с ним общались по роду своего служения или стекались к нему в обитель, всегда получали от него духовное утешение. Поистине Архипастырь Божий.

Протоиерей Георгий Глазунов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Эманнуиловка Рязанской митрополии:

– Владыка Алексий, еще будучи иеродиаконом, приезжал с владыкой Ионой, тогда еще архимандритом, к нам в Эммануиловку в отпуск. Иногда со мной служил тут в храме, – иеродиаконом.

Он духовный человек. Искренне всегда молился Богу. Беседы с ним были наполнены духовным содержанием. Садимся чай пить, а он постоянно старался рассказать что-то душеполезное. Это настоящий друг, хотя архиереям трудно дружить с кем-либо, но он, по своему подлинно христианскому, не знающему превозношения устроению души, мог.

Мы с ним и на речке купались. Он был простой. Купил тогда себе здесь велосипед (он и сейчас у нас) и странствовал тут по вышенским весям. Отдыхал. Они и вместе с отцом Ионой (митрополитом Астраханским и Казымякским, ныне на покое) вместе колесили.

Читать еще:  К чему снится осмотр зубов у стоматолога. Зубной врач

Я к нему и в академию приезжал. О нем там всегда были отзывы очень хорошие. Посидим там в его келлии, чай попьем, побеседуем. Как с ним хорошо было.

«Чтобы тебе не было скучно»

Матушка Лидия Глазунова:

– Владыка Алексий в общении был очень простой и хороший. Когда он гостил у нас, бывало, позавтракает, я остаюсь посуду мыть да обед готовить, картошку начну чистить, овощи мыть, – так он не уйдет, пока я там вожусь и готовлю! Что-то мне рассказывает. Я говорю:

– Отец Алексий, да вы езжайте, природой насладитесь.

– Я с тобой, чтобы тебе не скучно было, а потом уже поеду.

Только когда я готовку закончу, начну с детьми заниматься, он брал свой велосипед и ехал кататься. В его беседах, конечно, было что послушать. Он много со старцами общался: с глинскими и не только.

Он очень любил Россию
Он очень любил Россию. Ездил как-то куда-то за границу: в Финляндию, в Канаду, показывал нам потом слайды.

– Но мы, матушка, там бы жить не смогли! – сказал однажды.

– Не можем мы так жить, мы русские.

У них там все, как я поняла по его рассказам, шаблонное. Он доходчиво для меня попытался объяснить: «Вот представь, – говорит, – женщины там ничего сами не готовят, все продается в магазинах в виде полуфабрикатов». И также взаимоотношения между людьми там выстраиваются, точно по каким-то заданным лекалам. Русскому человеку все там кажется пустым, напускным и бессмысленным.

От богослужения – и Богоявление в жизни

Анна Никифоровна Генералова, сотрудница в 1980-1992 годах Издательского отдела Русской Православной Церкви:

– Любви у него много было. Большое сердце. Он нас назидал. Всех утешит. Обязательно каждому какой-нибудь подарочек даст. Книжечку подарит.

По его молитвам, при его участии на душе водворялся мир
Он всегда старался утешить. Причем как-то незаметно. На службах. Он не ставил себя в центр этого духовного события ‒ преображения человека из тоски и подавленности в радость. Все точно происходило само собой. Однако по его молитвам, при его участии на душе водворялся мир.

Помню, были мы, владыка, его племянница Вера и я, как-то у сестер-стариц Анисии, Матроны и Агафии в Ялтуново – это на Рязанщине. А сестры нас вдруг благословили идти пешком до Черняево. Владыка-то (тогда он был архимандритом) мог уехать на машине, но отправил водителя на ней одного, а сам послушался, и мы втроем пошли пешком. Он тут же затянул:

– Благословен Бог наш.

Так и пели по пути молебен. Начался ветер, потом тучи собрались, а как дошли мы до дома, дождь рекой хлынул! А до этого уже долгое время была засуха. Ощущалось, как по его молитве была явлена милость Божия. Все уже в округе измаялись в ожидании дождя, вроде и появится какая-то тучка, но ни капли, – так и рассеется. А потом после этого ливня радуга красовалась – все было очень торжественно. От богослужения – и Богоявление в жизни.

«Ты уж сам благослови»

Протоиерей Сергий Правдолюбов, член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:

– 12 лет назад мне позвонили из лавры и сказали:

– Отец Сергий, с вами хочет поговорить владыка Алексий.

– Отец Сергий, мы приглашаем вас работать в богослужебной синодальной комиссии.

– Владыка, – отвечаю, – я с удовольствием принимаю ваше предложение, но пока я у своего духовника, отца Иоанна (Крестьянкина), не спрошу, я не могу дать никакого ответа. Я ему сегодня или завтра позвоню, а потом вам сообщу.

Я позвонил в Печоры, отцу Иоанну сказали, он подумал-подумал, а потом и говорит:

– Пускай занимается! Там такие хорошие люди собрались в этой комиссии!

Я владыке так и передал:

– Дорогой владыка, – говорю, – отец Иоанн так и сказал, что уж больно хорошие люди собрались.

Он был так доволен! Да! Комиссия такая, что в ней можно работать. Он был очень рад.

Помню, однажды собрались мы на заседание богослужебной комиссии, а у меня фотографии на ноутбуке для проецирования их через проектор не открываются. Нажимаю кнопочку на мышке, а ничего не происходит.

– Владыка, – говорю, – что делать? Может быть, вы благословите, и откроется?

– Отец Сергий, а если я благословлю и не откроется, будет тогда урон архиерейскому благословению. Ты уж сам благослови.

Я перекрестил, и файлы открылись!

– Владыка, смотрите, открылись!

А ведь могли бы и не открыться, но открылись. А это же он помолился и дал благословение! Только через меня. Было очень удивительно.

Те несколько лет, которые мы вместе в комиссии трудились, я бы сказал, были лучшими годами, потому что это годы, освященные личностью дорогого владыки. По полученному в общении с ним духовному и молитвенному опыту ‒ это бесценное время.

Такие разные и в чем-то похожие монахи и архиереи

Митрофорный протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря в Москве:

– Мы были знакомы с будущим владыкой Алексием с 1970-х годов, я про него не могу сказать, чтобы он был общительным, скорее, замкнутым и целеустремленным. Поэтому и выбрал монашеский путь.

По семинарии я не помню, чтобы будущий владыка Алексий был таким шебутным, как, например, нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Того всегда было слышно: он такой был веселый, шутил постоянно, разыгрывал всех, озорник был. Хотя тоже пошел по монашеской стезе. Уже даже будучи архиереем. Помню, мы поехали в Питер. Нас там встречали на Карповке в монастыре. Сестры настелили ковров, они новые, чистые, мягкие такие. Он их как увидел, так с детской непосредственностью и повалился на них! Полежал. Такой помню эпизод. Владыка Алексий совсем другой человек: строгий, чинный.

При этом, даже будучи уже архиереем, он оставался в общении очень простым человеком. Не кичился, не превозносился своим положением, саном. Так и сейчас его преемник в синодальном отделе по монастырям и монашеству, владыка Феогност (Гузиков), – строго служит. Не любит подчеркивать архиерейские отличия. Иногда назначит богослужение на 8.00 часов, а сам за час до начала в 7.00 приедет, ходит тихо один вокруг храма, молится. Не любит, как и владыка Алексий, пышных встреч и обильных застолий: букетов, дорожек, отмашек, чтобы начинали звонить в колокола. Им по душе то, что просто.

Он оставил в моем сердце свет

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев):

Часто приходилось наблюдать, как он благоговейно относится к богослужению
– Когда я учился в семинарии, будущий владыка Алексий был еще иеродиаконом, он постоянно служил в Покровском академическом храме. Его можно было увидеть буквально на каждом богослужении. Мне всегда нравились его службы. На нас, молодых семинаристов, его образ оказывал самое благотворное впечатление. Часто приходилось наблюдать, как он благоговейно, внимательно относится к богослужению. Он очень по-доброму наставлял молодых диаконов, которые рукополагались при академическом храме. Я в это время был приглашен владыкой Александром (Тимофеевым), тогдашним ректором академии, иподиаконствовать у него, поэтому на богослужениях мы постоянно находились вместе. Его образ молодого ревностного служителя надолго запомнился.

Потом он уже как паломник приезжал в Иерусалим, где я тогда был начальником Русской Духовной миссии. Когда его назначили восстанавливать Новоспасский монастырь, мы также время от времени встречались. Во время этих встреч наши воспоминания зачастую переносили нас в альма матер – туда, где мы в начале нашего пути познакомились. Владыка был очень добрый, всегда сосредоточенный человек. Он оставил в моем сердце свет.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/4727490.html
http://xn—-7sbzarjpe3b6d.xn--p1ai/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8/
http://mon-sofia.livejournal.com/3065354.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: