Апостол на успение божией матери. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы

Содержание

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Тропарь, гл.1.
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти
души наша.

Кондак, гл.2.
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави,
во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.
Величаем Тя,
пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим успение Твое.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Читать еще:  Митрополит тихон шевкунов. Кто он — «духовник Путина», что его на самом деле связывает с президентом, и как с его подачи могло начаться дело Серебренникова

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.

В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП, 1979, №3.

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.

Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.

Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

Успение Богородицы — дата, история, значение праздника

Что такое Успение Богородицы

Успение Богородицы открывает нам одно из чудес, совершённых Господом после Вознесения Его на небеса. Мы знаем о жизни Богоматери после этого события только по апокрифам (не включённые в канон Священного Писания древние религиозные тексты). А также по преданиям, относящимся к I — VIII векам. Успение — это блаженная кончина Пресвятой Богородицы.

Читать еще:  Означает имя арнольд. Происхождение и значение имени арнольд

События праздника

Когда дни земной жизни Божьей Матери подходили к концу, она вернулась из мест (Афон, Кипр, Эфес), где проповедовала Евангельскую весть, в Иерусалим. У Богородицы было множество врагов и завистников. Они стремились если не убить, то заключить в тюрьму, но Бог хранил Её. Дни и ночи она проводила в молитве. Часто ходила ко Гробу Господню, зажигала там лампады и молилась. Ненавистники Богоматери решили воспрепятствовать Ей в этом. Первосвященник выставил вокруг Гроба стражу. Но Богородица всё равно приходила туда — Господь скрывал Её от взоров солдат.

Однажды во время молитвы Богоматери явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Её кончине. Услышав это, Богородицы стала молится Сыну, чтобы Он дал ей попрощаться с апостолами. И Господь перенёс своих учеников, которые разошлись по земле в разные стороны с проповедью, в дом Пресвятой Богородицы. В тот день не было с апостолами только Фомы.

Три часа прощались апостолы с Девой Марией, напоследок Она одарила их своим благословением. По прошествии этого времени свечи в комнате вдруг померкли и вокруг Богоматери разлилось божественное сияние. С небес спустился Господь с ангелами и некоторыми ветхозаветными пророками, взял душу Богородицы и вознёс Её на небеса.

Торжественная похоронная процессия к месту погребения возмутила врагов Иисуса и Его Пречистой Матери. Они хотели убить апостолов и уничтожить тело Богородицы, но Господь отделил процессию невидимой стеной. Озлобленные жители города и их слуги слышали пение. Однако ни учеников Христа, ни одра Богоматери не видели. Так процессия дошла до Гефсимании, где и была похоронена Пречистая Богородица.

Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень сокрушался, что не успел проститься с Богородицей, поэтому решил поклониться Её святому телу. Но, подойдя ко гробу, апостол увидел, что он пуст. Тело Девы Марии исчезло, оставив во гробе лишь благоухающие одежды.

История и значение праздника

Как и другие Богородичные праздники, Успение Пресвятой Богородицы вошло в церковную жизнь лишь в районе VII — IX веков. Любопытно, что даже память мучеников начали отмечать раньше. Вероятно, это происходило из-за того, что они гибли на глазах у других христиан. Тогда как Богоматерь оставалась величиной недоступной. Возникновению и распространению Богородичных праздников послужила Несторианская ересь (возникла в V веке), порочащая память Богородицы. Чтобы защитить доброе имя Богоматери и оказать ей должное почтение, христиане решили особо отмечать связанные с Её жизнью события.

Изначально Рождество Богоматери и праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновались в один день. Но ближе к VIII веку даты празднования разделились. Точная дата праздника часто менялась. В VII веке в Коптской Церкви праздники отмечался 16 января, в Армянской — 15 августа. Римская Церковь 18 января праздновала Успение, а 14 августа — вознесение души Богородицы на небо. В VIII веке праздник закрепили за 15 августа. А византийский император Маврикий сделал его общецерковным в благодарность за свою победу над персами.

Сейчас мы празднуем Успение 28 августа по новому стилю (15 — по старому). Так же, как Иерусалимская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные Церкви. Этой же традиции придерживаются старообрядцы. Католическая церковь празднует 15 августа.

Смысл Успения Пресвятой Богородицы

Рождество и Успение Божьей Матери — два праздника, один из которых открывает, а другой закрывает церковный календарь. Такое расположение выбрано не случайно. Ведь Именно Богоматерь — начало и конец Евангельской истории, в центре которой — Иисус Христос.

Уйдя из этого мира, Богородица явилась к скорбящим апостолам и произнесла такую фразу: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Всем нам следует помнить Её слова, Она не оставит нас в беде. В этом и заключается уникальность ее Успения. Господь, взяв душу Богородицы, вознёс на небо и Её тело, опять соединив их воедино. Богословы обозначают Успение лишь сном Богоматери, который закончился, когда Спаситель вознёс её на небо. Из-за этого в народе праздник Успения Богоматери называют “малой Пасхой” (летней Пасхой).

Иконография праздника

Канон иконы Успения Пресвятой Богородицы сложился достаточно поздно — в XI веке, уже после победы над иконоборческой ересью. Центром композиции чаще всего является одр с телом Девы Марии. За ним изображается Спаситель со спеленутым младенцем на руках, символизирующем душу Богоматери. По бокам от ложа располагаются скорбящие апостолы, а над ними — ангелы.

Особенности богослужения и празднования

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, который по строгости уступает только Великому посту. К обычным запретам добавляется запрет на рыбу и растительное масло. Успенский пост — единственный пост, посвящённый Богоматери. Он символизирует скорбь членов семьи перед уходом из жизни матери. Успение Пресвятой Богородицы празднует вся Церковь, как одна семья, поэтому подготовка к событию соответствующая.

На вечерней праздника читаются те же паремии (отрывки из ветхозаветных текстов, связанные с праздником), что и на Рождество Пресвятой Богородицы. Служится лития и проходит освящение хлебов. В ключевых местах службы поются тропарь и кондак праздника, также читаются два праздничных канона. На Литургии поются тропарь и кондак праздника, а также задостойник Успения: «Побеждаются естества уставы».

Читать еще:  Медитация названия. Медитация: история и виды

Особенность как праздника, так и строгого поста состоит в том, что они основаны не на Евангельском предании, а на куда более поздних свидетельствах. И основой для начала их празднования стало то благоговение, которое испытывали христиане перед Девой Марией. Это произошло практически без вмешательства в традиции со стороны церковных иерархов. Богородицу почитали всегда, а праздник Её блаженного Успения до VIII века был распространён и праздновался. Но при этом не был признан всей полнотой Вселенской Церкви.

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Величание

Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.

О запретах на праздник Успения Пресвятой Богородицы

— Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день – 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу.

Запреты

Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм.

Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», – поется в тропаре праздника.

Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, – возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения.

Образ Успения Пресвятой Богородицы – это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу.

Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека – возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина – Небо, а не эта временная земля.

В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище – так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления».

Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

Именно об этом нам напоминает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, являясь по сути праздником величайшей радости, утверждения вечной жизни с Иисусом Христом.

История праздника: что произошло в этот день

После вознесения Христа Спасителя Пресвятая Богородица жила в Эфесе в доме родителей апостола Иоанна Богослова.

Пресвятая Дева денно и нощно молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим Божественным Сыном. И вот однажды во время уединенной молитвы Богородице явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня наступит конец ее земной жизни и она встретится с Господом.

Перед переходом в мир иной все апостолы чудесным образом оказались возле ложа Матери Божией, где она, молясь, ожидала долгожданной Встречи. И сам Господь с сонмом Ангелов явился, чтобы забрать ее душу.

Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере в Гефсимании и три дня пребывали подле пещеры в молитве. Опоздавший апостол Фома очень сокрушался, что не успел поклониться святым останкам Приснодевы. Апостолы решили приоткрыть могилу, чтобы утешить Фому. Открыв гроб, все были изумлены: тела Богородицы не обнаружили. Таким образом, они убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо.

В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Источники:

http://uspenskij.prihod.ru/holidays/view/id/5520
http://pravoslavium.ru/uspenie-bogorodicy-data-istoriya-znachenie-prazdnika/
http://pravoslavie.ru/106016.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector