Апокрифы христиан. Отличия апокрифической литературы от канонической

Что такое апокриф и какое его значение в православии

Апокриф является скрытым до недавнего времени произведением христианской религии, истории церкви. Он посвящен какому-либо известному или ранее неизвестному событию или лицу, но при этом не включенным в канонизированные издания Церкви. В протестантской религии апокрифические произведения называют неканоническими, которые не входят в Библию.

В последнее время все чаще появляются сообщения о том, что найдено еще одно, доныне неизвестное евангелие, или со дна какой-то пещеры подняли ветхозаветные свитки. Апокрифические произведения будоражат умы всего мира, давая повод для размышления и исследования как христианам, так и представителям других религий и конфессий.

Апокриф в православной церкви

Православная Церковь призывает с осторожностью относиться к неканонизированным находкам, особенно тем, которые намеренно подрывают авторитет Богодуховного Писания.

Священнослужители не отрицают, что среди находок могут встречаться тайнописи, открывающие завесу истории или жизни того, или иного святого. Из апокрифических книг можно почерпнуть много интересного, но при этом следует быть осторожными с выводами.

Православные отцы принимают для изучения апокрифы:

  • Вторую книгу Ездры;
  • книги Премудростей Соломона и Иисуса;
  • Товит;
  • послания Иеремии и книги пророка Варуха;
  • книги братьев Маккавеев, третью книгу Ездры и многие другие.

Эти книги никогда не отвергались, но не признавались Богодухновенными, каноническими. Папа Римский Климент и священнослужитель Поликарп Смирнский часто в своих проповедях и посланиях цитируют Товит.

На заметку! По словам Афанасия Великого, чтение некоторых апокрифических сведений является душеполезным, наполняющим духовную жизнь христиан особой полнотой.

Некоторые цитаты из неканонических сведений используются при паримийных чтениях, на утрени и великом повечерии.

Что такое апокриф

Греки апокрифом называли тайные писания, имеющие скрытый иди сокровенный смысл. В православной литературе такие тайнописи известны, как неканонические, католики называют второканонические, а протестантские последователи называют их на греческий манер апокрифическими.

В отличие от православия и католицизма иудеи и протестанты в свои Библии не включают книги Маккавеев, Иудифь, Товит и другие, в то время, как в православных Библиях они встречаются.

Ветхозаветные апокрифы

Православные священники к апокрифам относят такие издания, как Книги Юбилеев и Еноха, Видения Исайи, Псалмы Соломона и другие, используя их в качестве дополняющей информации.

При этом в неканонических посланиях может быть неизвестно не только точное время его написания, но и авторство. В апокрифических находках прекрасно описана культура, идейная среда того времени, дающая более полное понятие предхристианского периода.

Между последним посланием Старого Завета, от пророка Малахии и до Евангелия от Матвея расстояние в 600 лет, и только скрытые книги могут донести до человечества события, которые происходили в этот период. Из старозаветных апокрифов наибольший интерес вызывают толкования канонических текстов или мидраши, как их называют евреи.

Мало кто из христиан слышал про Книгу Юбилеев, которая описывает семилетнее пребывание (об этом в Библии не говорится) Адама и Евы в Эдеме. Идентично «Откровению» Иоанна Богослова написана «Книга Еноха», описывающая последние дни жизни людей на земле. Об Апокалипсисе писали пророки, о «Вознесении Моисея» вспоминает в своем послании апостол Иуда.

В «Завете двенадцати патриархов» можно обнаружить молитвенный сборник, идентичный современному «Молитвеннику».

Читайте о Библии:

Новозаветные апокрифы

Неканонические книги, не вошедшие в Библию, в отличие от старозаветных апокрифов, претендуют на равнозначность с Богодухновенным Писанием. Несмотря на то, что Церковь отрицает истинность некоторых из них, в мире продолжают появляться все новые евангелия, авторство которых приписывают:

  • Петру;
  • Фоме;
  • Иуде;
  • Марии Магдалине;
  • Филиппу;
  • Никодиму и другим апостолам и людям, встречающимся на пути Иисуса.

Трудно поверить в их подлинность, читая Новый Завет. В Евангелии от Иуды записано, что любимым и лучшим другом Христа был не Иоанн, а предатель Иуда, якобы посланный выполнить Божественную миссию. Евангелие от Варнавы вообще можно назвать богохульным, ибо в нем сообщается о нежелании Иисуса назваться Сыном Бога.

Апостол Павел в своем письме коринфской церкви предостерегает об иных благовествованиях, имея в виду апокрифические книги, извращающие учение Спасителя и значение Его смерти, Воскрешения и Вознесения.

Читайте о Христе:

Как отличить каноническое послание от апокрифа

Для воцерковленного христианина, хорошо знающего каноны Церкви, не составит труда отличить апокрифы. В канонических книгах есть некоторые несоответствия, ведь писались они в разное время различными людьми. Но все они едины в главной идее — Бог есть любовь, Иисус наш Спасителя, и только через Него можно получить билет в вечную жизнь. В Евангелии от Иоанна в 14 главе Иисус говорит, что Он есть путь, истина и жизнь.

Апокрифические книги имеют собственные повествования, порой несущие ересь, и совершенно не сообразуются с основными Евангелиями и посланиями Старого Завета. Евангелие от Иуды практически полностью пытается перекроить Новый Завет, евангелие от Варнавы написано человеком, никогда не посещавшим Палестину, где проповедовал истинный пророк.

Исторические дополнения к Библии

Апокрифы могут быть просто исторической литературой, не противоречащей основным догматам Церкви, но дополняющей и расширяющей канонические издания. Именно из такой литературы, написанной учениками пророков и апостолов, христианский мир узнал о мученической смерти апостолов.

Читать еще:  Сон про то как выпадают зубы. К чему снится выпадение зубов без крови? Список использованной литературы

Библия практически не описывает жизнь Богородицы, о рождении, воспитании родителях Девы Марии описывается в Протоевангелии Иакова. А также есть сведения о Благовещении и Введении в храм. Из апокрифических посланий мы узнали об Успении Богородицы и Ее вознесении к Богу Сыну. Мужи апостольские, так называли учеников ранних апостолов, а среди них и Игнатий Богоносец, излагали концепцию построение иерархии служителей церкви, не идущую вразрез с поданной в Новом Завете теорией.

Исторические сведения, переданные епископом Климентием, значительно расширили сведения о жизни ранней церкви. В своем «Дидахе» Климентий изложил правила жизни ранней христианской церкви, описывая:

  • евхаристию;
  • молитвы;
  • посты;
  • обычаи христиан;
  • взаимоотношения между общинами.

Римлянин Ерм, или еще пишут Герм, в своем послании «Пастырь» описал христианские гонения начала второго века от Рождества Христова.

Интересна аллегория этого послания, где в образе Дамы представлена Церковь, а Ангел — это пастух, пастырь. Дама дает наставления своим детям, как им вести праведный образ жизни, в заботе друг о друге, уклоняясь ото лжи и злости, не разделять лживые учения. Однако, апокрифы последнего времени смакуют схождения святых в ад или их пребывания в раю, выдавая такие послания за Божьи ведения.

Важно! Апокрифы, несущие ложные предания, как правило, анонимные, и уже по этой причине не могут рассматриваться Церковью, как богодуховные.

Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов. Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде. Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому. Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей.

Апокрифы. Апокрифическая литература.

Слово апокриф произошло от древнегреческого ἀπόκρῠφος, что в переводе означает тайный, сокровенный. Дело в том, что изначально так назывались исключительно произведения гностицизма, которые сохранялись в тайне. Сегодня апокрифами называют тексты, не вошедшие в Библейский Канон. Апокрифы, как и тексты Священного Писания, повествуют о священных лицах и событиях. Дошедшая до нас апокрифическая литература широка и разнообразна.

Перейти к списку апокрифов.

Апокрифы Нового Завета.

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Ветхозаветные апокрифы.

К ветхозаветным апокрифам относятся:

Первые ветхозаветные апокрифы относятся к 190-170 годам до н.э. Тексты многих ветхозаветных апокрифов не дошли до нас, многие дошли лишь частично. Большинство ветхозаветных апокрифов дошли до нашего времени лишь в поздних переводах. Авторство ветхозаветных апокрифов либо не установлено, либо вызывает множество споров.

Создание ветхозаветных апокрифов восходит к эллинистической эпохе. После распада империи Александра Македонского власть была сосредоточена в руках полководцев Александра. В ходе борьбы за власть возникли эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов, между которыми находилась Палестина, ставшая предметом особого внимания соседей. Правители эллинистических государств постоянно предъявляли Палестине политические, территориальные и религиозные претензии. Это было время восстаний под предводительством Маккавеев и время возникновения большинства апокрифов Ветхого Завета.

Новозаветные апокрифы.

Большинство новозаветных апокрифов были написаны со II по IV век – значительно позже канонических. Новозаветные апокрифы делятся на:

Апокрифические евангелия:

  • Евангелие детства
  • Евангелие Псевдо-Матфея или, как его еще называют, Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя;
  • Евангелие от Иакова
  • Книга Иосифа плотника
  • Тибетское Евангелие
  • Иисус в храме
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Ессеев
  • Тайное Евангелие от Марка
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Андрея
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие 12 апостолов
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Иуды
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие от Фомы
  • Евангелие от Варнавы
  • Евангелие от Египтян
Читать еще:  Благоприятные дни в июне г. Магия камня рубин

Как известно, в библейский канон входит 4 евангелия. Апокрифических евангелий в разы больше — в той или иной степени дошли до нас более 50 апокрифических евангелий. В апокрифических евангелиях, как правило, развиваются сюжеты, слегка затронуты в канонические евангелиях.

Естественным образом, такой жанр как евангелие – жизнеописание Иисуса, был очень популярен. Существовало большое количество устных преданий, которые становились основой все новых и новых апокрифических евангелий.

Сегодня многие исследователи Библии питают все больший интерес к подобным евангелиям, пытаясь отделить правду от вымыслов и домыслов. Интерес к апокрифическим евангелиям, да и ко всей апокрифической литературе, появился в XIX веке.

Церковь же и по сей день отвергает ценность апокрифических евангелий по двум причинам:

  1. Авторы апокрифических евангелий не имели апостольского происхождения,
  2. Сюжеты евангелий, по мнению церкви, были нарочито искажены.

Все же чтение апокрифических евангелий интересно с точки зрения знакомства с ними, как с литературными памятниками эпохи.

Все апокрифические евангелия можно разделить на 2 группы:

  • Фольклорной направленности (немыслимые фольклорно-фантастические описания событий из жизни Христа).
  • Идеологической направленности (как способ изложения различных религиозно-философских воззрений).

Апокрифические евангелия фольклорной направленности появились ввиду того, что человеческой природе присуще домысливать то, чего нет. Так, к примеру, отсутствие в канонических евангелиях какой-либо информации о детстве Христа привело к появлению большого количества так называемых евангелий детства – апокрифических евангелий, описывающих детство и юность Иисуса.

Апокрифические евангелия идеологической направленности появились из-за желания многих перетолковать христианские идеи, сделать их так или иначе удобными для достижения определенной цели. Многие авторы перетолковывали евангелие с точки зрения вписывания христианских идей в языческое мировоззрение.

Апокрифические Деяния Апостолов

  • Деяния Петра и Павла
  • Деяния Павла
  • Мученичество святого апостола Павла
  • Деяния Павла и Феклы
  • Деяния Филиппа в Элладе
  • Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
  • Деяния Варнавы
  • Деяния Филиппа
  • Деяния Иоанна
  • Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Деяние Фомы
  • Успение Блаженной Девы Марии
  • Деяния и мученичество апостола Матафия
  • Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
  • Учение Аддая апостола

В апокрифических деяниях апостолов рассказывается о проповеднической деятельности одного или нескольких апостолов. Данные Деяния относят к апокрифам ввиду того, что тексты не являются богодухновенными, а описанные событий не считаются достоверными.

Большинство апокрифических Деяний были написаны на греческом в крупных центрах раннего христианства (Александрии, Сирии, Риме), однако дошли до нас в переводах из-за отрицательного отношения раннехристианской церкви к подобной литературе.

Композиционно большинство апокрифических деяний строятся по схеме:

Распределения жребиев между апостолами в Иерусалиме => отправление на место => апостольское путешествие => благовествование => чудеса => мученическая кончина.

Большинство апокрифических деяний, несомненно, были написаны под влиянием канонических Деяний святых апостолов. Для большинства апокрифических Деяний характерно большое количество правок и редакций, что делает практически невозможным судить о первоначальных текстах данных деяний. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений.

Апокрифические Деяния принято делить на

  • Большие (5 древнейших (II век) и крупнейших текстов: «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Иоанна», «Деяния Андрея» и «Деяния Фомы».)
  • Малые (написаны после 300г., меньшие по объему, менее значимые.)

Некоторые из апокрифических деяний пользовались авторитетом в ранней Церкви («Мученичество Павла», «Жития апостолов»).

Апокрифические апостольские послания:

  • Послание Авгаря ко Христу
  • Послание Христа к Авгарю
  • Переписка апостола Павла с Сенекой
  • Послание к Лаодикийцам
  • Послания Климента Епископа
  • Послание Дионисия Ареопагита
  • Послание апостола Варнавы
  • Послание апостола Петра к апостолу Иакову
  • Послание двенадцати Апостолов
  • Слово св. Иоанна Богослова
  • Третье послание апостола Павла к Коринфянам

Хотелось бы обратить внимание на интересный факт. В Новом Завете 21 книга носит характер послания – 7 соборных посланий и 14 посланий Апостола Павла. Если вспомнить, что всего книг в Новом Завете — 27, мы поймем, что жанр послания представлен в Новом Завете весьма широко. Однако, если мы говорим об апокрифической литературе, следует признать, что апокрифических посланий не так и много.

Апокалипсисы:

  • Апокалипсис Петра
  • Апокалипсис Павла
  • Откровение Варфоломея
  • Апокалипсис Иоанна
  • Другой Апокалипсис Иоанна

Завершающее христианскую Библию Откровение Иоанна Богослова привлекает к себе особое внимание. Не меньшим интересом пользуются и апокрифические апокалипсисы. Слово апокалипсис мы привыкли отождествлять с концом света, однако первоначально это слово переводится с греческого как «раскрытие», а в частности раскрытие будущего, сокрытого от людей.

Говоря об апокрифических апокалипсисах, следует отметить интересную особенность. Апокрифические евангелия в большинстве своем написаны как подражания каноническим евангелиям, аналогично обстоит дело и с апокрифическими посланиями, деяниями и пр. Тогда как большинство апокрифических апокалипсисов не подражают каноническому Апокалипсису Иоанна. Причина кроется в том, что жанр апокалипсиса, в отличие от евангелия, деяний и посланий, сложился задолго до христианства. Новозаветные апокрифические апокалипсисы лишь продолжают давнюю традицию апокалиптического жанра.

С некоторыми оговорками (отсутствии эсхатологического элемента), к апокалиптическим текстам можно вполне отнести пророчества Исайи, Иеремии, Иезекииля. В чистом виде апокалиптическими можно назвать уже главы 24-27 в Книге пророка Исайи, а также Книгу пророка Иоиля. Именно эти тексты считаются началом иудейской апокалиптики. К апокалиптическим также относится Книга пророка Даниила. Таким образом, можно сделать выводы, что жанр апокалиптики представлен шире в Ветхом, нежели в Новом Завете.

Однако жанр продолжал развиваться и нам известно несколько апокрифических новозаветных апокалипсисов. Апокрифические апокалипсисы дошли до нас в переводах, а не в оригинале.

Прочие апокрифы:

  • Тайная Книга Иоанна
  • Хождение апостола Павла по мукам
  • Тайная Книга Иакова
  • Книга Фомы
  • Диалог Спасителя
  • Сон Богородицы и сказание о почитании 12-ти пятниц
  • Беседа трёх святителей
  • Сказание о подвигах Фёдора Тиринина
  • Сказание Афродитиана
  • Сказание о Макарии Римском
  • Сказание о двенадцати пятницах
Читать еще:  Онлайн часовня за упокой. Прости, что мы живём без цели

Сегодня некоторые апокрифы не менее популярны, чем канонические книги. В любом случае, читать апокрифы — значить углубиться в околобиблейское творчество.

Апокриф — это От подлога к тайному откровению

Развитые религиозные институты, обладающие слаженной социальной структурой, четкой иерархией, разработанным культом и продуманной доктриной, обыкновенно имеют также комплекс авторитетных текстов, служащих мерилом и источником всей религиозной жизни и философии. Такие тексты называются священными и нередко претендуют на роль божественного откровения. Красноречивыми примерами могут служить священные книги христиан, мусульман и иудеев — Библия, Коран и Тора, соответственно. Однако перед тем как стать священным откровением, подобные тексты проходят непростой путь от написания через ряд последующих редакций к законченному канону, который и провозглашается окончательным и богодухновенным писанием. На этом этапе на авансцену выходит другой ряд текстов, именуемых апокрифами. По-гречески «апокриф» — это «тайный» или «подложный». Соответственно переводу существует и два типа апокрифических писаний.

Апокрифы — подделка откровения

Максимально упрощая, можно сказать, что апокриф — это религиозный текст, авторство которого приписывается основателю религии, его ученикам или другим выдающимся авторитетам традиции. Но в отличие от канонических текстов, апокрифы не признаются подлинными и не почитаются богодухновенными в официальном и главенствующем течении. Потому они и называются подложными, то есть апокрифами.

Сокровенное знание

Некоторые специалисты выделяют также другой род апокрифической литературы, возводимой ко второму значению греческого термина — тайный. Постулируется факт наличия в большинстве религиозных систем внутреннего уровня, открытого лишь для продвинутых адептов и посвященных в некие тайны культа. В противоположность Писанию для всех, апокрифы играют роль эзотерического сопутствующего предания, истолковывающего Писание на самом высшем, мистическом уровне и открывающего великие истины. От обывателя эти откровения скрыты, а потому и книги, в которых они излагаются и раскрываются, для него являются тайными. Примером такого рода литературы может служить тайное евангелие от Марка, когда-то хранившееся в Александрийской церкви, о чем сообщает ортодоксальный учитель Климент.

Апокрифы в христианстве

Если говорить об апокрифах христианской традиции, то условно можно выделить четыре группы текстов:

  1. Ветхозаветные апокрифы.
  2. Новозаветные апокрифы.
  3. Межзаветные апокрифы.
  4. Внезаветные апокрифы.

1. Самые древние апокрифы — ветхозаветные. Относятся ко времени написания основных текстов корпуса Ветхого завета. Зачастую приписываются выдающимся библейским персонажам — Адаму, Аврааму, Моисею, Исайе и другим патриархам и пророкам Танаха. Таких книг существует великое множество. Для примера можно вспомнить апокрифическую Книгу Иеремии или Псалмы Соломона.

2. Новозаветная группа апокрифов включает в себя ряд текстов, близких по жанру и времени написания сочинениям, составляющим канон Нового Завета. Их номинальные авторы входят в круг ближайших учеников Христа — апостолов и некоторых учениц Спасителя. Примером такого рода апокрифов может служить протоевангелие Иакова.

3. Межзаветные апокрифы — еще одна группа текстов. Условное время их составления — с 400 г. до н.э. по 30-40 гг. н.э. Период этот обусловлен тем, что последняя книга еврейского канона была написана примерно за 400 лет до н.э., а первая книга, относящаяся к классу новозаветных, в 30-40 гг. Авторство их приписывается ветхозаветным персонажам. По своему характеру межзаветная литература часто носит апокалиптический характер. Среди прочих подобных книг можно выделить Книгу Еноха.

4. Внезаветные апокрифы — так можно обозначить группу сочинений, которые по своему масштабу и значению явно представляют нечто большее, чем просто религиозная литература. Они также были постулируемы некоторыми проповедниками в качестве богодухновенных книг. Но из-за своего характера и содержания не могут быть отнесены к трем другим категориям. Яркой иллюстрацией таких сочинений служат гностические писания. Среди них можно вспомнить коллекцию текстов из Наг-Хаммади. Это даже не книга апокрифов, а целая библиотека эзотерической христианской литературы.

Что характеризует почти любой апокриф? Это то, что все они в разное время претендовали на полноправное вхождение в официальный канон богодухновенных писаний. Некоторым это даже на какое-то время удавалось. Другие же оказали немалое влияние на формирование общепринятой версии «Слова Божьего». К примеру, апокрифическая Книга Еноха цитируется в каноническом послании апостола Иуды. А в Эфиопской Церкви она до сих пор входит в число священных, наряду с Торой и четырьмя общепризнанными Евангелиями.

Другие апокрифы, почти всеми упорно отрицавшиеся сначала, впоследствии были повсеместно признаны каноническими. В Новом Завете такими книгами являются Откровение Иоанна Богослова и ряд апостольских посланий.

Заключение

На заре распространения христианства, когда среди многочисленных школ и сект еще не обозначился определенный лидер, существовало огромное число текстов, претендующих на роль если не божественного откровения, то, по крайней мере, высшего человеческого авторитета. Одних евангелий насчитывалось свыше пятидесяти, и фактически каждая община имела свой сборник авторитетных для себя сочинений. Затем, в процессе распространения и развития кафолической ортодоксии, одни тексты стали преобладать над другими, а лидеры крупных общин начали воспрещать своим адептам чтение непризнанных трудов. Когда в IV веке партия кафоликов получила всестороннюю поддержку государства, «еретическим» текстам была объявлена настоящая война. Специальными декретами императора и распоряжениями епископов все сочинения, не вошедшие в канон, подлежали уничтожению. Среди них оказались даже те писания, которые ранее почитались священными в среде самих приверженцев ортодоксии. Например, евангелие от Петра. Поэтому сегодня каждый вновь обретенный апокриф — это настоящая сенсация в научном мире. Подтверждением этому служит недавнее открытие евангелия от Иуды, ранее считавшегося утерянным. И все же значительная, а вероятно, и большая часть христианских апокрифов уничтожена и безвозвратно утрачена.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-apokrif-v-pravoslavii.html
http://bibliya-online.ru/apokrify-apokrificheskaya-literatura/
http://nlo-mir.ru/religia/43355-apokrif-jeto.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector