Анаксимандр годы жизни. Анаксимандр — Основатель космологии и гилозоизма

Анаксимандр годы жизни. Анаксимандр — Основатель космологии и гилозоизма

Анаксимандр — Краткая биография, вклад в философию и цитаты

Достижения:

Анаксимандр был греческий философ, досократик, ученик Фалеса, первый метафизик, который жил в Милете, городе в Ионии.
Он первым предложил новый трансцендентальный и диалектический подход к природе.
Первопринцип. Ни вода, ни любые другие элементы, не являются первопринципами. В основе всего лежит «апейрон» («неограниченный» или » неопределяемый»), бесконечное, не воспринимаемое вещество, из которого возникают все небеса и многочисленные миры внутри них.
«Апейрон» существовал всегда, заполнял все пространство, все охватывал и состоял в постоянном движении, разделяясь изнутри на противоположности, например на горячее и холодное, влажное и сухое. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются.
Диалектика. Анаксимандр заложил основу диалектических понятий последующей философии — предложил закон «единства и борьбы противоположностей». Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячее и холодное, влажное и сухое. Из айперона выделяются противоположности, а из них образуются четыре стихии. Он утверждал, что физические силы, а не сверхъестественные сущности, создают порядок во Вселенной.
Первый вариант закона сохранения энергии. «Апейрон» вызывает движение вещей, из него производится множество форм и различий. Эти многочисленные формы возвращаются в бесконечность, в рассеянную безмерность, из которой они возникли. Этот бесконечный процесс возникновения и распада неумолимо осуществляется на протяжении веков.
Космология. Построил первую абстрактную, а не чувственную картина мира. Он утверждал, что Земля осталась неподдерживаемой и по-этому парит в центре Вселенной. Он открыл наклон эклиптики, а также изобрел солнечные часы «гномон» и прибор для определения солнцестояния. Он считал, что земля имеет цилиндрическую форму, а глубина цилиндра равна третьей части ее ширины.
Космогония. Первая космогония, в отличие от предшествующих теогоний. Он предположил, что миры возникли из неизменного и вечного резервуара, которым они в конечном счете поглощаются. Кроме того, он предвосхитил теорию эволюции. Он сказал, что человек сам человек и животные возникли в процессе трансмутаций и адаптации к окружающей среде.
Наука. Первым построил модель небесной сферы – глобус и начертил географическую карту Земли. Первым ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. В математике дал общий очерк геометрии. Первым написал научный и философский текст прозой.
Его новые идеи:
Апейрон «все объемлет и всем управляет», он является первым элементом и принципом, субстанциальным и генетическим началом космоса.
Теория Множественных миров, которые населены различными богами.
Теория эволюции — человек достиг своего современного состояния путем адаптации к окружающей среде, жизнь развивалась из влаги, а человек произошел из рыбы.

Основные труды: «О природе» (547 до н. э.) — первый письменный документ, в западной философии. «Вращение Земли», «Сфера», «Геометрические измерения», «Карта Греции», «Карта Мира».

Жизнь:

Происхождение: Анаксимандр, сын Праксиада, родился в Милете в течение третьего года 42-й Олимпиады (610 г. до н.э.).
Образование: Он был учеником Фалеса. Он находился под влиянием теории Фалеса о едином первоначале, утверждающей, что все происходит из воды.

Основные этапы профессиональной деятельности:

Он был учеником, спутником и, возможно, племянником Фалеса. Он считается вторым мастером Милетской школы, где Анаксимен и Пифагор были его учениками.
Анаксимандр принимал участие в создании Аполлонии на Черном море и совершил путешествие в Спарту.
Он также принимал участие в политической жизни Милета и был послан в качестве законодателя в Милетскую колонию Аполлонию, расположенную на побережье Черного моря (ныне Созопол, Болгария).

Основные этапы личной жизни:

На протяжении своей жизни Анаксимандр постоянно и много путешествовал. Он демонстрировал величественные манеры и носил помпезные одежды.

Мой секрет

Анаксимандр — Основатель космологии и гилозоизма

Из какого мусора приходится строить здание истории ранней античной науки! Греки, словно дети, жили сегодняшним днем, нимало не заботясь о передаче знаний, довольствуясь мифами. Даже о микенской культуре (закат которой описан Гомером) они не помнили, с нашей точки зрения, самого основного: ее крепостные стены именовали «циклопическими постройками», будучи уверенными, что их сложили сказочные великаны — циклопы, а о крито-микенской письменности просто не знали. Лет через двести после появления новой письменности записали Гомера и Гесиода, а остальных своих ранних поэтов и всех ранних прозаиков не сохранили. Что уж говорить о трудах натуралистов! (А все потому, что у древних греков еще не было дистанционного образования от http://www.kartaznaniy.ru/)

Уже Аристотель, первый историк науки, имел довольно смутное представление о взглядах , а следующее поколение умудрилось потерять и половину трудов Аристотеля. Изречениями Фалеса исписывали стены, но нет никаких сведений о том, была ли у него школа, и единственный его ученик, чье имя дошло до нас, известен нам еще меньше, чем Фалес. Речь идет о великом Анаксимандре, именуемом иногда первым физиком. Правда, сочинение Анаксимандра «О природе» (первый научный труд в прозе) побывал в руках «отца наук, но им не изложен. Возможно, Аристотель полагал достаточным, что это сделали его ученики: Теофраст в своих «Мнениях физиков» и Эвдем в «Истории астрономии» и «Истории геометрии». Однако история науки никогда не была популярной, и все эти книги утрачены, а потому их мы тоже знаем лишь по «фрагментам»» Вот один из них:

Читать еще:  К чему снится гов о человека собирать. К чему снится говно? Альтернативные толкование сна

Теон Смирнский, через Деркиллида, из «Истории астрономии» Эвдема: «Анаксимандр полагает, что Земля — парящее тело и движется вокруг центра космоса. Как это? Учитель еще уверял, будто Земля — плоский диск, плавающий в Океане, а ученик уже знает то, что утверждали лишь в поздней античности, да и то — единицы? Быть не может!

Не может и не было. Так выглядит мысль великого мудреца, дошедшая к нам через четвертые руки, а от Аристотеля (и от других авторов) мы знаем, что Анаксимандр полагал Землю неподвижно висящей в центре мироздания. Вот это реально, хоть и удивительно тоже: как додумался он до того, до чего не дошли мудрецы Востока за три тысячи лет?

О , великом астрономе XVI века, заявившем, что Земля обращается вокруг Солнца, любят говорить, будто тем самым он «бросил Землю в небо». Ну, положим, он сказал это отнюдь не первым (путаница, о которой уже говорилось в прошлых статьях: акт усвоения общество запомнило как акт открытия). Но главное даже не в том. Главное, что Землю тогда полагали небесным телом буквально все, кто имел отношение к науке, в том числе и богословы. Уже давным-давно господствовала система Птолемея, согласно которой Земля — шар, неподвижно висящий в центре мира. И, между прочим, задолго до Коперника все знали, что земной шар точно так же загораживает солнечные лучи во время лунного затмения, как лунный шар — во время солнечного.

И если уж говорить метафорами, бросил Землю в небо тот, кто первый заявил, что она ни на чем не держится, что она висит в пространстве, что она — небесное тело. А это и был Анаксимандр.

Хочется рассказать о нем, как о Фалесе: что он сделал заведомо, о чем мы можем догадываться, а что ему приписывалось зря, от незнания. Однако с Фалесом повезло: фрагменты о нем, довольно многочисленные, в основном легко высвечивают непротиворечивую схему. (В мусоре — обломки, по ним можно восстановить облик статуи.)

Увы, с Анаксимандром, как и со многими другими, так не выходит; некоторые фрагменты грубо противоречат либо друг другу, либо историческим реалиям, а иные просто непонятны. Большинство их дошло до нас от раннехристианских авторов, не понимавших и не желавших понимать «язычников». Красноречивы сами названия этих сочинений: «Против ересей», «Опровержение всех ересей», «Осмеяние языческих философов», «Лечение эллинских недугов». Представьте, что вам надо усвоить суть христианства по «Забавному Евангелию» Л. Таксиля, из которого вдобавок изъяты все дословные цитаты. (Вот был бы мусор, так мусор!)

Первое побуждение — просто бросить дело: ну нет средств понять, и все тут. Мало ли кого мы не знаем! Так почти все историки науки и поступают. Но вряд ли это правильно — таких, как Анаксимандр, в самом деле мало. Именно «он изменил воззрение на природу вещей». И сказал это Августин — богослов, знавший об Анаксимандре меньше, чем знаем мы. А потому попробуем.

Анаксимандр родился около -610 года в Милете, прожил примерно 55 лет и умер, возможно, в один год с учителем. Как и Фалес, он занимался всем на свете — путешествовал (жил в ), был не чужд государственной деятельности (основал одну из милетских колоний), предсказывал природные явления (по преданию, спас этим от землетрясения жизнь множества спартанцев), создавал новую науку («Первым дерзнул начертить ойкумену на карте, дав тем самым начало географии), упорядочивал существующие (астрономию и геометрию) и — чем больше всего известен — стал творцом самой абстрактной философии (учения о беспредельной первооснове всего сущего). Нам, однако же, важнее всего то, как он реформировал Фалесову астрономию.

Она была противоречива: с одной стороны, содержала блестящие наблюдения и догадки о небе, но с другой — Фалесово небо простиралось над плоской Землей, плавающей в безбрежном океане. То была Земля египтян, у которых имелись серьезные основания считать ее именно такой. по приказу Фараона Нехо II (около -700 года) совершили единственное в древности плавание вокруг Африки, и оказалось, что Землю действительно омывает океан, берегов которого никто не знал.

Однако египтяне (вот удивительно) не интересовались затмениями, а Фалес занимался ими и пришел к довольно странному результату: солнечное затмение блестяще объяснил, но о лунном не смог сказать ничего, по крайней мере — ничего, что запомнилось бы. При явном сходстве обоих явлений (давно отмеченном в и Халдее) сходство объяснений было для Фалеса невозможно. И правда, если принять, что Луна светит отраженным светом, она должна бы в египетском мире затмеваться каждую ночь, едва Солнце погрузится в «подземный Нил» (так египтяне называли тот путь, по которому оно возвращается на восток); если же счесть, что Луна сама излучает свет, то загораживанием вообще ничего не объяснить.

Проблема элементарно решается при одном условии — надо лишь «бросить Землю в небо», то есть признать, что она висит в пространстве и сравнима с Луной по размерам, а Луна светит отраженным светом. Более того, есть свидетельство: «Размеры и расстояния Солнца и Луны до сих пор устанавливались исходя из затмений… и вполне вероятно, что это открыл уже Анаксимандр. Однако написано это через тысячу лет после Анаксимандра, и автор, философ Симпликий, человек весьма сведущий, писал после гибели античных библиотек, а потому вряд ли мог видеть труды Анаксимандра.

Читать еще:  Церковный Православный праздник августа.

В действительности Анаксимандр двинулся в прямо противоположном направлении, ибо никогда кратчайший путь к истине не бывает первым. Поступим так же, как в случае с Фалесом, — выпишем из фрагментов все астрономические достижения, приписываемые Анаксимандру, кроме совсем уж вымышленных поздними комментаторами. Получается, что Анаксимандр, согласно свидетельствам,

1. Изобрел гномон — древнейший астрономический инструмент: вертикальный стержень на горизонтальной подставке, расчерченной радиусами и концентрическими окружностями — для определения равноденствий и солнцестояний, а также служивший и (в действительности гномон был заимствован из вавилонской науки, возможно — Фалесом).

2. Постиг наклонение зодиака, то есть понял, что Солнце и Луна в течение года проходят через полосу созвездий, наклоненную по отношению к небесному экватору (это не так просто, поскольку звезды днем не видны); сами же эти созвездия (знаки Зодиака) открыты позже.

3. Нашел, что утренний заход Плеяд происходит на тридцать первый день после равноденствия. Далее Анаксимандр утверждал, что

4. Земля — цилиндр с высотой в 1/3 диаметра основания, на верхней плоскости которого мы живем.

5. Земля висит неподвижно вследствие своего центрального положения в космосе.

6. Светила (в том числе и Луна) представляют собой отверстия в наполненных огнем обручах, крутящихся в небе.

7. Затмения Солнца и Луны вызываются закрытием этих отверстий, а также «зависят от поворотов колеса» (о смысле последней фразы спорят до сих пор).

8. «Луна видна то полной, то ущербной вследствие открытия или закрытия отверстий».

9. Выше всего — обруч Солнца, посреди — обруч Луны, ниже всего — обручи звезд и планет.

10. Обруч Солнца в 27 раз, Луны — в 18 раз больше диаметра Земли.

11. Диаметры Солнца и Луны равны диаметру Земли.

Относительно последних двух пунктов сохранилось ценнейшее свидетельство: «Учение о размерах и расстояниях первым изобрел Анаксимандр, как сообщает Эвдем» Но там же сказано, что правильные значения величин установлены позже. Эвдем по времени вчетверо ближе к нашему герою, чем Симпликий, и работал в библиотеке Аристотеля, а потому поверим ему и не будем пытаться втиснуть Анаксимандровы числа в какую-то реальную схему. Примем лишь к сведению, что когда-то они оказались крайне полезны, поскольку, оспаривая их, родилась европейская математическая астрономия.

Большое значение имеет обстоятельство, что положения Фалеса не превратились в догму, в которую можно верить или не верить, а послужили началом дискуссии о первооснове мира. Критическое отношение к чужим мнениям, желание пропустить их через призму собственного сознания – большое достижение греческой философии. Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса Анаксимандр. Многие положения его учителя не могли его устроить, он их переосмыслил и первым из европейцев решился написать и обнародовать свои познания о природе. Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему: ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств апейрон («бесконечное»), вещество, среднее между огнём, воздухом, водой и землёй, в котором содержатся элементы всех этих веществ .

В нём заключаются все свойства других веществ, например, тепло и холод, в нём едины все противоположности (позднее Гераклит развил это положение Анаксимандра в закон единства и борьбы противоположностей, унаследованный от него Гегелем и Марксом). Неотъемлемым свойством апейрона является бесконечное движение, в первую очередь круговращательное. В качестве примера круговращательного движения древним представлялась смена дня и ночи, объясняемая ими как вращение солнца, луны, звёзд вокруг Земли. Под влиянием этого вечного движения бесконечный апейрон разделяется, противоположности выделяются из существовавшей ранее единой смеси, однородные тела движутся друг к другу. Самые крупные и тяжёлые тела при вращательном движении устремляются к центру, где сбиваются в комок, так образуется находящаяся в центре Вселенной Земля. Она недвижима и находится в равновесии, не нуждаясь ни в каких подпорках, так как равноудалена от всех точек Вселенной (у Фалеса Земля опирается на воду. Но тогда возникает вопрос, на чём покоится вода, и вопрос об опоре становится неразрешимым. Анаксимандр же попросту устраняет данный вопрос). В подтверждение своей мысли Анаксимандр приводит два примера:

1) если поместить просяное зерно в надувной пузырь, а затем надуть его, то зерно окажется неподвижным во взвешенном состоянии в центре пузыря; «так и земля, испытывая толчки воздуха со всех сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре [космоса] ».

2) Если к одному времени привязать верёвки и тянуть их с равной силой в разные стороны, то тело окажется недвижимым. Таким образом, Анаксимандр как бы предвосхищает закон всемирного тяготения, понятие тяжести для него вовсе не означало падение вниз.

Более лёгкие частицы воды, по мнению Анаксимандра, ранее окутывали Землю единым водяным покровом, который в настоящее время значительно уменьшился вследствие испарений. Воду опоясал воздушный слой, которую в свою очередь обняла собой огненная сфера. Последняя не представляет собой единого целого, так как раздробилась в силу круговращения. Такова картина мироздания. Кроме того, всё материальное обречено на гибель вследствие всё того же вечного движения. Невозникшей и неуничтожимой Анаксимандру представлялось только первовещество апейрон, из которого всё возникло и в которое всё должно вернуться. Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Позднее стоики, унаследовавшие многие положения учения Анаксимандра через посредство Гераклита, добавили, что Вселенная через определённые участки времени должна сгорать в огне, образующем её внешний слой.

Читать еще:  Что делать если снится умерший отец. К чему снится умерший отец, разговор с отцом, который умер? Основные толкования разных сонников — к чему снится умерший отец

По утверждению П. Таннери Анаксимандр был естествоиспытателем, строящим представление о космосе, основываясь на природных законах. Он, подобно физикам Нового времени, вывел картину мира, осмысливая простые опытные модели, обобщая модель центробежного движения. Только, в отличие от учёных Нового времени, он располагал меньшими опытными данными, которые ему пришлось возмещать гениальными догадками. Впрочем, учение Анаксимандра аналогично гипотезе Канта – Лапласа о возникновении небесных тел из туманностей благодаря вращательному движению.

Однако, как и Фалес, Анаксимандр не был свободен от мифологических корней, от идейного наследия своего времени. Как в учении Фалеса о происхождении мира налицо параллели с мифом, изложенным в «Илиаде», так и учение Анаксимандра сходно с космогонией только не Гомера, а с «Теогонией» Гесиода. Апейрон имеет свой аналог, как вода Фалеса – божество Океан, им является Хаос, первоэлемент, существовавший тогда, когда кроме него ничего ещё не было, из которого происходит всё остальное. Хаос – это беспорядочная смесь, из которой впоследствии выделяются боги и элементы, приводя мир в порядок. Из Хаоса рождаются Гея (Земля), Тартар (недра Земли), затем бог любви Эрос, Ночь и Эреб (мрак), День и Эфир (свет), Уран (небо), горы, моря, Океан. Но Анаксимандр не просто видоизменяет схему происхождения мира, изложенную Гесиодом, он её творчески перерабатывает, вводя совершенно новые положения. У Гесиода все вышеперечисленные понятия персонифицированы, это всё божества, имеющие своё личное имя. Есть божества мужские, есть божества женские, они, как люди, друг от друга производят потомство. Вопрос о том, что думал Анаксимандр о богах, мы затронем позже. Пока же следует заметить, что все описываемые им элементы – огонь, воздух, вода, земля – это порождения апейрона, они материальны, а не человекоподобны. У Гесиода одно поколение богов сменяет другое, апейрон Анаксимандра вечен. Вообще, Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве. Следует сказать, что греческое слово «JО –B,[email protected]

Анаксимандр Милетский: основатель космологии

Мало что известно о его жизни, за исключением того, что он жил между 610 и 546 годами до н.э. Он был сыном Праксиада и родился в древнегреческом городе Милет. Если бы не этот последний факт, мы, возможно, не слышали об Анаксимандре, так как его бы не учил Фалес, основатель милетской школы философии.

Без этого достижения в его записи Анаксимен и Пифагор не были бы под его влиянием, и Анаксимандр прожил бы свою жизнь в полной безвестности.

Анаксимандр и его карта древнего мира

Хотя он известен как отец космологии, Анаксимандр также участвовал в других областях исследований. Его работа в картографии принесла ему честь быть первым, кто нарисовал карту древнего мира.

Геометрия была еще одной областью, которую освоил Анаксимандр. Он представил гномон (жезл отбрасывания теней) греческому обществу и использовал его для демонстрации равноденствий и солнцестояний и, скорее всего, часов дня.

Наконец, он должен был также предсказать наступление землетрясения, которое помогло спасти людей.

Анаксимандр, философ и влиятельный человек, писал о вселенной и происхождении жизни, но он делал это не в мифологических терминах. Его, вероятно, величайшее притязание на славу было то, что он считался отцом космологии.

Этот смелый выход из норм древнегреческой жизни также помог установить имя и вклад Анаксимандра в науку. Карл Поппер (1902-1994), австрийско-британский философ и профессор, приписал Анаксимандру начало научного мышления.

Теория Анаксмандра, что Земля находится в свободном плавании

Теория Анаксмандра о том, что Земля плывет свободно и не привязана к какому-либо другому материальному объекту в космосе, также была отклонением от обычной греческой и древней мысли. Его механическая модель Земли дала планете цилиндрическую форму с плоской вершиной, которая удерживала население планеты.

Возможно, он также был первым, кто описал Солнце как фактическое тело, и попытался выяснить, как далеко оно от Земли. Его механическая модель Земли и его идея ее формы позволили другим небесным телам свободно перемещаться вокруг и под планетой.

Анаксимандр и происхождение жизни

Анаксимандр, конечно, не мог знать теорию эволюции, но он не поддерживал историю создания евреев. Окаменелости существовали в его время, и он объяснил их существование как свидетельство океанского происхождения жизни.

По его мнению, животные возникли из океана. Он также почувствовал, что люди так же поступили, и заявил, что люди пережили этот переход, живя в пасти больших рыб.

Это убежище помогало людям переносить изменения климата до тех пор, пока не появились подходящие атмосферные условия, позволяющие людям жить на суше.

История не сохранила никаких записей о смерти Анаксимандра. В одной из его биографий просто говорится, что он прожил свои пожилые годы под властью персидской империи Ахеменидов.

И все же его влияние на древнегреческий мир огромно. Он отвел древних греков от мифологии и объяснил, что все происходит вовсе не по прихоти богов.

Анаксимандр использовал метеорологию, чтобы показать, что молния и гром были продуктом естественных, а не божественных причин. К сожалению, его работы не сохранились до нашего времени. Эти работы, возможно, пролили бы некоторый свет на его фактическое влияние на его мир в то время.

Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Источники:

http://creativeabs.com/ru/197-anaximander-founder-of-cosmology-and-hylozoism.html
http://kgcri.ru/anaksimandr-osnovatel-kosmologii-i-gilozoizma.html
http://www.glavtema.ru/articles/2019-06-02/4049/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector