Аляска: русские корни американской культуры. Аляска православная

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ НА АЛЯСКЕ

30 марта 1867 года Аляска была продана США.

Американцы приобрели Аляску и Алеутские острова за 7,2 миллиона долларов (по 2 цента за акр земли). Русское правительство пыталось избавиться от них еще раньше —слишком сложно и накладно было сохранять контроль за огромными заокеанскими владениями, в которых русских насчитывалось человек 600. Но продать Аляску и Алеусткие острова помешала Гражданская война в США. Впрочем, и после нее желающих приобретать этот огромный «заповедник для белых медведей» в Америке было мало — сенат ратифицировал договор о продаже Аляски большинством всего лишь в один голос.

Но после ее продажи покинули Аляску только те русские, которые занимались торговлей и промыслом каланов. Православные миссионеры на Аляске остались.

После того как в конце XVIII века Григорий Шелихов основал в бухте Трех святых первое русское поселение, Екатерина II направила на Аляску группу монахов из Валаамского монастыря. В городе Гавань Святого Павла были основаны детский дом и школа, в которой помимо Закона Божьего учили еще и практическим навыкам, например, навигации. Но вскоре на проданной Аляске между Русско-Американской компанией и монахами назрел конфликт: миссионеры заступались за аборигенов, которых спаивали и притесняли торговцы.

В результате компания настолько урезала финансирование миссии, что, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который теперь прославлен как преподобный Герман Аляскинский.

Благословение алеутов на промысел. Художник В.Латынцев

Герман Аляскинский поселился на маленьком островке Еловом, и жил там один в безмолвии, как подвижник-исихаст, особой миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком такой высокой жизни, что по его молитвам даже совершались чудеса. На Аляске и после ее продажи святого помнят, любят и почитают. Сейчас, спустя века, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и по молитвам святого получают исцеления и утешение в своих горестях.

Но настоящий расцвет православной миссии на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского. Он, выучив местные языки, начал переводить на них Священное Писание. Приехав, он построил на Аляске — в Ситхе церковь, открыл при ней школу, рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, наполовину алеута, наполовину русского. Поселок на Аляске , где служил потом отец Иаков, обративший в православие множество эскимосов и индейцев, до сих пор носит название «Русская миссия».

Когда же Россия продала Аляску, епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, он основал в Москве Миссионерское общество, и вскоре труды этого общества превзошли то, что удалось сделать в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. По всей Аляске строились церкви, было основано более 45 школ и две семинарии. Потом Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США.

А американское правительство в 1910 году решило, наконец, вплотную заняться образованием народов Севера. Аляску поделили между разными протестантскими группами, их миссии, получая финансовую господдержку, начали открывать школы-интернаты, где детей аборигенов держали безвыездно, заставляя получать «настоящее американское образование».

Все русские школы на Аляске, после того, как она была продана, были закрыты. Протестантские миссионеры старались перекрыть все источники распространения православия. Однако их усилия привели к парадоксальному результату — остававшиеся на Аляске языческими деревни стали православными, ведь православные миссии использовали местные языки, рукополагали местных священников, уважали местные традиции.

Революция 1917 года стала катастрофой не только для России, но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись с Аляски на родину, финансирование было прекращено, вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось, миссия постепенно практически сошла на нет. Было время, когда на всей Аляске оставалось меньше десятка православных священников.

Только в 1960-х годах на Аляске открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе, а в 1973 году — семинария на Кадьяке. Русские миссионеры всегда старались готовить клириков из алеутов, и эскимосы-юпики до сих пор остаются самым многочисленным православным народом Аляски. И самым благочестивым.

Читать еще:  Служба икона божией матери живой источник. Икона Божией Матери «Живоносный источник» — значение, как молиться

Сейчас на Аляске около 90 православных приходов, около 40 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Причем большинство священников — из местных.

К сожалению, американцы, владея территорией Аляски, бросились из одной крайности в другую: раньше они навязывали английский язык и протестантизм, теперь всячески поощряются местные языки и культуру, а вместе с ними народу навязывается давно отмерший шаманизм. Впрочем сами алеуты и эскимосы на Аляске твердо держатся православия, и до сих пор еще среди них остается много людей, которые говорят по-русски. А церковнославянский по всей Аляске используется во время богослужений наряду с английским и местными языками.

Аляска: русские корни американской культуры / Моя Россия (#Моя Россия, Моя Россия) :: разное

Аляска: русские корни американской культуры

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности — на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

Тлингитское рельефное одеяло, конец 19 в. Двуглавый орел, напоминающий имперский герб, свидетельствует о русском влиянии. Орел также является героем тлингитских мифов. Таким образом, двуглавый орел в данной работе означает слияние тлингитской и русской культуры в 19 в.

Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.

Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Вручную вырезанная из дерева дарохранительница используется во время крещений. Создана она эскимосским мастером резьбы по дереву Виктором Ником в 1987 г. Дарохранительница изображает сцену Крещения Иисуса Христа Иоанном-Крестителем в присутствии трех ангелов. Труд местных ремесленников как правило использовался православными миссионерами при строительстве церквей. Например, алеутские резчики по дереву были задейстованы о. Иоанном Вениаминовым для украшения новой церкви в г. Уналашка (строительство началось в 1825 г.) и создания иконостаса святыни.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.

Икона Святителя Иннокентиянаписана в конце 19 в. масляной краской на холсте, ее размер – 92.1 х 64.8 см. Она находится в часовне св. Александра Невского в г. Акутан, Аляска. Хотя икона принадлежит руке неизвестного иконописца, особенности стиля выдают ее алеутское происхождение. В частности, безлесый пейзаж типичен для островов Алеутского архипелага. Икона была отреставрирована в 1993 г.

Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова.

Читать еще:  Гадание на воске значение лист дерева. Значение фигур

Эта деревянная икона св. Андрея Первозванного скорее всего принадлежит руке алеутского иконописца Василия Круикова. На фоне фигуры св. Андрея Круиков изобразил пейзаж острова Уналашка в Алеутском архипелаге с характерным для местности вулканом. Икона написана в 19 в. масляной краской на холсте с использованием шеллака – естественной смолы. Ее размер – примерно 58 x 41 см. Икона св. Андрея – часть иконостаса Собора Святого Вознесения Господа Нашего в г. Уналашка. Круиков, по свидетельству о. Иоанна, научился писать иконы сам. Он также был известен благодаря своим портретам, которые, к сожалению, не сохранились. О. Иоанн очень ценил работу этого художника и иконописца.Интересен выбор святых для своих икон алеутскими иконописцами: и св. Андрей Первозванный, и Архангел Михаил традиционно считаются покровителями Руси.

Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке.

Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.

Икона Архангела Гавриила была написана алеутским иконописцем Григорием Петуховым, учеником о. Иоанна Вениаминова, выпускником семинарии и, возможно, первым иконописцем из числа коренных жителей Аляски. Размер иконы – приблизительно 70 x 54 см, она написана маслом на холсте в 1850 г. Эта икона составляет пару для иконы Архангела Михаила, также написанной Петуховым. Алеутские иконописцы Аляски обладали особым и вполне узнаваемым стилем работы. Для него характерен гористый пейзаж темно-синей, сумеречной цветовой гаммы на заднем плане.

Икона Архангела Михаилабыла написана Петуховым приблизительно в 1850 г. в Ситке. В своей работе он использовал масляную краску на холсте, размер иконы приблизительно 70 x 54 см. Впоследствии икона была полностью отреставрирована. В этой иконе нашел отражение гористый пейзаж Аляски. Выбранные Петуховым образ и поза Архангела Михаила, побеждающего Сатану, не раз находили отражение в иконописи, а также в светской живописи: примером является картина Джузеппе Чезари Архангел Михаил (ок. 1629).

Икона св. Германа Аляскинского создана в 1992 г. мастерицей бисероплетения из народности Кониаг (Алютиик) Элеанор Наумофф, деревня Старая Гавань, Аляска. Св. Герман – один из первых русских православных миссионеров на Аляске и один из четырех православных святых, к которым также относятся св. Иннокентий и святые мученики Ювеналий и Петр-Алеут. Уникальность иконы заключается в использовании стеклянного бисера и особой кропотливости труда Наумофф. Размер иконы – 36 х 29 см. Бисероплетение – древняя традиция народности Кониаг, которая в основном используется в декоративных целях. Икона св. Германа – пример того, как православная иконография стала новым источником вдохновения для местных мастериц.

Риза, сшитая для протоиерея Николаса Молодыко-Харриса в 1980-х гг., украшена декоративными элементами из бисера тлингитской мастерицей Эммой Маркс. Бисероплетение сочетает традиционные тлингитские и христианские мотивы. Среди узоров из бисера, украшающих ризу, можно различить белых голубей (символ Святого Духа), всевозможные растительные дизайны, а также изображения ворона и кита – героев тлингитских мифов.

Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.

автор статьи Прохорова Дарья.

З.Ы. Аметистам. Православие не продвигаю. Просто интересная статья о влиянии русской культуры в Америке.

Аляска: русские корни американской культуры

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

Читать еще:  К чему снится расставание со своим парнем. Расставание по соннику

Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселениеГавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

Вид селения купца Шелехова на острове Кадьяк

Гавань Трех Святителей, где обосновался Шелихов, находилась на южном конце Кадьяка…

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей.

Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем. Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.

Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова.

Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке.

Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.

Эта деревянная икона св. Андрея Первозванного скорее всего принадлежит руке алеутского иконописца Василия Круикова. На фоне фигуры св. Андрея Круиков изобразил пейзаж острова Уналашка в Алеутском архипелаге с характерным для местности вулканом. Икона написана в 19 в. масляной краской на холсте с использованием шеллака – естественной смолы. Ее размер – примерно 58 x 41 см. Икона св. Андрея – часть иконостаса Собора Святого Вознесения Господа Нашего в г. Уналашка. Круиков, по свидетельству о. Иоанна, научился писать иконы сам. Он также был известен благодаря своим портретам, которые, к сожалению, не сохранились. О. Иоанн очень ценил работу этого художника и иконописца.Интересен выбор святых для своих икон алеутскими иконописцами: и св. Андрей Первозванный, и Архангел Михаил традиционно считаются покровителями Руси.

Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.

Современная Свято-Воскресенская русская православная церковь, 1794-1946, остров Кадьяк

Аляска: русские корни американской культуры
Источник

Источники:

http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1116982
http://safereactor.cc/post/1593604
http://putnik.cerkov.ru/2015/11/06/alyaska-russkie-korni-amerikanskoj-kultury/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector