Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие

Лосев, Алексей Фёдорович

Содержание

Биография

В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены [1] [2] .

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, А. Ф. Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист» [3] .

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего [3] .

После смерти Сталина у Лосева опять появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии [4] .

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Д. С. Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Лосев писал также монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978) [4] .

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели искусства. Среди исследователей более старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Правительство вело двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного [1] .

В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие [1] .

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

А. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Скончался 24 мая 1988. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сохранение наследия

В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры«Дом А. Ф. Лосева». Работу по сохранению творческого наследия философа руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.

23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

Крупные сочинения: монографии, учебники, повести

  • Исследования по философии и психологии мышления. Написано в 1915—1919 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Философия имени. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Античный космос и современная наука. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928.
  • Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929.
  • Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 [2-й том не был создан]. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930.
  • Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997) [5] .
  • Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров [6] ). 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001.
  • Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты [7] .
  • Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933.
  • [Встреча]: Повесть. Название дано А. А. Тахо-Годи. Написана в 1933.
  • Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.
  • Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933—1934. 1-е изд.: Москва. 1993. № 4-8.
  • Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.
  • Диалектические основы математики. Написано к 1936 г. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков, М.: Фолио, Эксмо, 2005.
  • Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
  • Жизнь: Повесть. Написана не ранее лета 1942. [8] .
  • Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии. 1-е изд.: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МПГИ им. Ленина, 1953.
  • (Совм. с А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.
  • Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МПГИ им. Ленина, 1954. С. 37-262.
  • Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193—306.
  • Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.
  • Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960.
  • Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960.
  • Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968.
  • История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963.
  • (Совм. с В. П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965.
  • История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968.
  • Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67-196.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи, А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973.
  • (Совм. с М. А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970- гг. [9] 1-е изд: Киев, Collegium, 1998.
  • История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974.
  • История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975.
  • Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976.
  • Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.
  • История античной эстетики. Ранний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1979.
  • Эллинистически-римская эстетика. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1979.
  • История античной эстетики. Поздний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1980.
  • Диоген Лаэрций — историк античной философии. 1-е изд.: М.: Наука, 1981.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Аристотель. Жизни и смысл. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1982. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Вл. Соловьев. [Основная часть работы — большие фрагменты из создававшейся параллельно объемной монографии «Владимир Соловьев и его время»]. 1-е изд.: М.: Мысль, 1983.
  • История античной эстетики. Последние века. 1-е изд.: М.: Искусство, 1988.
  • Дерзание духа. 1-е изд.: М.: Политиздат, 1988.
  • История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1989.
  • Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990.
  • История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи). Боги и герои Древней Греции. 1-е изд.: М.: Слово, 2002.
Читать еще:  Что надо делать в мясопустную субботу. За некрещеных людей родственники могут молиться сами

Важнейшие статьи

  • Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология
  • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909)
  • Г. С. Сковорода в истории русской культуры
  • Двенадцать тезисов об античной культуре
  • Диалектика творческого акта
  • [Дополнения к «Диалектике мифа»], в том числе «Миф — развёрнутое магическое имя»
  • Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова
  • Имяславие и платонизм
  • Критические заметки о буржуазной математической логике
  • Первозданная Сущность
  • Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы
  • Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
  • Средневековая диалектика
  • Творческий путь Владимира Соловьева
  • Философия культуры
  • Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984)
  • Эстетика природы
  • Эстетическая терминология Платона

Основные сборники произведений Лосева

В данном разделе перечислены наиболее значимые сборники с текстами Лосева.

  • Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. («Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа»)
  • Страсть к диалектике. М.: Сов. писатель, 1990. («В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний)», «Русская философия», «Жизненный путь Вл. Соловьева», «Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева», «Мировоззрение Скрябина», «Письма из неволи (1930—1933)»)
  • Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991. («Диалектика мифа» и др.)
  • Бытие. имя. Космос. М.: Мысль, 1993. («Эрос у Платона», «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Вещь и имя»)
  • Жизнь: Повести, рассказы, письма. Спб.: Издательство АО «Комплект», 1993.
  • Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. («Платон. Жизнеописание», «Аристотель. Жизнь и смысл»)
  • Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. («Диалектика мифа», «Миф — развернутое магическое имя», «Первозданная сущность», «Самое Само», «Критика платонизма у Аристотеля», «Диалектика числа у Платона»)
  • Словарь античной философии. М.: Мир идей; Акрон, 1995. (Статьи, написанные для 4-го и 5-го томов «Философской Энциклопедии»)
  • Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996. (Статьи)
  • Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. («Античная мифология в её историческом развитии», «Теогония и космогония»)
  • Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. («Диалектические основы математики», «О методе бесконечно малых в логике», «Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических исчислениях бесконечно малых», «математика и диалектика»)
  • Имя. СПб.: Алетейа, 1997. («Вещи и имя» и др.)
  • Мне было 19 лет: Дневники, письма, проза. М.: Русские словари, 1997.
  • Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999. («Исследования по философии и психологии мышления», статьи)
  • Самое само. М.: Эксмо-Пресс, 1999. («Философия имени», «Диалектика мифа», «Самое само»)
  • Я сослан в XX век. М.: Время, 2002. (Повести и рассказы)
  • Высший синтез. М.: ЧеРо,, 2005. (Статьи 1910—1920-х годов)
  • Лосев А. Ф., Лосева В. М. Радость на веки: Переписка лагерных времен. М.: Русский путь, 2005. (Письма, стихи)
  • Алексей Федорович Лосев: Из творческого наследия, современники о мыслителе. М.: Русский мир, 2007.
  • Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Спб.: Алетейя, 2007. (Статьи)
  • Вещь и имя. Самое само. М.: Издательство Олега Абышко, 2008.
  • Имяславие. Ареопагитский корпус. М.: Изд-во Олега Абышко, 2009. (Статьи)
Читать еще:  Отец иеремия алехин. Русские старцы XXI века: схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие

Лосев Алексей Федорович (1893-1988), российский философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 был репрессирован. В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. 20 в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля. В центре внимания Лосева – проблемы символа и мифа (“Философия имени”, 1927; “Диалектика мифа“, 1930), диалектики художественного творчества и особенно античной мифологии восприятия мира в его структурной целостности. С сер. 1950-х гг. опубликовал ок. 30 монографий, в т. ч. монументальный труд по истории античной мысли “История античной эстетики” в 8 тт. Государственная премия СССР (1986).

ЛОСЕВ Алексей Федорович (10/22.09.1893-24.05.1988), философ и филолог. Профессор Нижегородского университета (с 1919). В 1922-29 преподавал эстетику в Московской консерватории. В работах 1920-х дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии н. XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания Лосева — проблемы символа и мифа (“Философия имени”, 1927; “Диалектика мифа”, 1930), диалектики художественного творчества и особенно античного мифологического мировосприятия. В 1930-33 в концлагере (Беломорско-Балтийский канал). В 1933-53 преподавал в вузах страны.

Основной труд: “История античной эстетики” (тт. 1-8).

Как христианский мыслитель Лосев сформулировал главное явление последнего тысячелетия — с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме капитализма и социализма.

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893–1988), русский философ, ученый. Родился 10 сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. Уже в первой публикации Лосева Эрос у Платона (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские идеи П.А.Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл.Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге Владимир Соловьев и его время (1990). В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М.Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком. Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики – глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Характерная для Лосева погруженность в мир античной философии не сделала его равнодушным к современному философскому опыту. В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии. Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий «очищение» сознания, и переход к «чистому описанию», к «усмотрению сущностей». В то же время методологизм и идеал «строгой научности», столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения. Мыслитель стремился «описывать» и «усматривать» не только феномены сознания, хотя бы и «чистого», но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос – не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это «живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета».

Читать еще:  Рожденные 3 января знак зодиака.

Не приняв «статичности» феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как «подлинную стихию разума», «чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения». Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть «разная степень бытия и разная степень смысла, имени». В имени «светится» бытие, слово-имя – не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса («именем и словами создан и держится мир»). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским, что «до всякого строгого метода он уже метафизик») бытие мира и человека раскрывается также в «диалектике мифа», который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу. Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре.

Умер Лосев в Москве 23 мая 1988.

Другие биографические материалы:

Миненков Г.Я. Русский философ 20 века (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Религиозный философ и эстетик (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Троицкий В.П. А также переводчик и комментатор античной литературы (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Троицкий В. П. Переводчик и комментатор античной литературы (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Троицкий В. П. Лосева дом (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В. Философ и филолог (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте (Сочинения А.Ф. Лосева, статьи о его творчестве, справочные материалы).

Страница

Алексей Федорович Лосев

Информация

Биография: А.Ф. Лосев (1893-1988) – крупнейший русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943).

А.А. Тахо-Годи: “Лосев верил в то, что наша жизнь – только предисловие к настоящей, будущей жизни”: http://www.pravoslavie.ru/smi/36410.htm Сайт: http://www.losev-library.ru/?pid=130, http://losevaf.narod.ru/index.htm Дата рождения: 10 сентября

Другое

Действия

614 записей

Мне возражают: ваша диалектика — абстрактна. Ну, а вы думали как? Почему вы не боитесь абстракции в математике, в физике, в механике? Почему вы даете химические формулы, которые ведь не суть же сами химические вещества и процессы, Показать полностью… а мне мешаете давать формулы моих веществ и моих процессов? Когда вы пишете формулу падения тела, — почему вы даете ее в буквах и в условных обозначениях, почему вы не описываете тут всей обстановки опыта, со всем пестрым разнообразием фактов в наблюдаемом и наблюдающем? Всякая научная формула в точной науке есть необходимо абстракция, ибо, хотя она и получена из опыта, и только из опыта, она — анализ опыта, логика опыта, числовая закономерность опыта. Боятся абстракции лишь те, кто не привык думать. Им кажется, что, раз нечто абстрактно, значит — нереально. Думают, что спасти реальность можно тупым ощущением вещей, в каковом даже многие животные превосходят человека.

Нельзя безнаказанно барахтаться в стихии непосредственных ощущений: они обманут. Нельзя безнаказанно сводить свою философию на «воздержание» от фактов: абстрактные эйдосы тоже обманут. Пока сами факты не станут смыслами , Показать полностью… а смыслы – наивно и непосредственно ощущаемыми фактами, до тех пор философ остается осужденным на смерть в духоте абстракций, ибо абстрактны не только феноменологически «узренные» эйдосы, но и чувственные факты, если он и не суть в то же время сам и полный смысл и вся полнота идеи, не просто осмысленные факты, а — сама полнота смысла, сам смысл и идея.

Очерки античного символизма и мифологии

И увидел я университетскую аудиторию, и в ней — почтенного профессора, который с кафедры доказывал перед многочисленными студентами:
— Мракобесию должен быть положен конец.
Метафизика — это уродство мысли. Главное — это наука и эксперимент. Показать полностью… Философия есть только часть
естествознания. Искусство есть только реализм. Никакого мистицизма в науке и философии! Никакого мистицизма в искусстве и музыке!
И студенты аплодировали почтенному профессору, а журналы и газеты в огромных тиражах распространяли его лекции в печатном виде.
И увидел я какой-то лазарет и многочисленных больных, лежавших без движения на операционных столах, и многих врачей, которые делали над ними какую-то одну и ту же операцию. И не мог я догадаться, что это за операция.
И говорил врач, заведовавший лазаретом:
— Мы прививаем неспособность к мысли. Довольно уже мыслило человечество! Толку от этого не вышло никакого. Мы также прививаем неспособность к искусству. Какую пользу принесла тысячелетняя история музыки?
Еще ни одного она не накормила голодного, ни одну не вылечила болезнь, ни одному не помогла нуждающемуся. Склонных к музыке мы оперируем. А артистов мы просто уничтожаем. Никто не имеет никакого преимущественного права на чувство и мысль. Дай вам свободу, так вы опять начнете ездить друг на друге верхом. Плановость!
Абсолютная плановость! Мы отпускаем мысль и чувство по карточкам. Только мысль широкого потребления, и только необходимый для существования паек чувства! Не больше того. Всякую эксплуатацию и накопление мысли и чувства мы караем смертной казнью. Ррравенство! Ррравенство! Ррравенство!
Мне стало тесно и душно.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10337
http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/losev_af.php
http://vk.com/public33121986

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: