Александр Копировский: Еще об истории православных братств. Братства православные

Православная община
электронная версия журнала BETA

«Были бы братья, будет и братство». Эти слова известного церковного историка первой половины XX в. Антона Владимировича Карташева сейчас, на фоне глубокого кризиса братств в нашей церкви, звучат как укор. Напомним, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 г., а затем и в 1997 г. постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода. Это было вызвано крайней политизацией некоторых братств, а главное — руководителей Союза православных братств, не хотевших слышать ни о чем, кроме возрождения монархии и разоблачения «жидо-масонов». Такую позицию осудил даже прославившийся впоследствии крайне «правыми» книгами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, † 1996). Из-за постоянного «шума», производимого Союзом в прессе, на собраниях и т. д., пострадало все братское движение, с таким подъемом начавшееся в 1990 г.

И все же такие формы православной жизни как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только «сверху». Их основа — всегда существующие живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение. Но это желание не должно быть только эмоциональным. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства. Поэтому, возобновляя разговор о православных братствах, начатый нами еще в 1992 г. статьей С. Бычкова1., мы хотели бы познакомить читателей с двумя братскими Уставами, приложенными к его статье, но тогда в нашем журнале не опубликованными.

Предваряются Уставы краткими сведениями о принципах жизни и служения православных братств в юго-западной Руси XVII в. — Львовского, Виленского, Киевского и других, поскольку эти братства впервые стали реальной духовной силой в церкви и принесли «плод многий»2.

Предлагаем вашему вниманию несколько пояснений к публикуемым Уставам и приглашаем продолжить обсуждение этой темы на страницах нашего журнала всех, кто в этом заинтересован.

Православные церковные братства в юго-западной Руси были общества, составлявшиеся из православных южно-русской церкви для защиты от угнетения со стороны латинян и лютеран в польских владениях.

За образец и основание приняты были примеры христианской жизни первых времен и многочисленные заповеди Спасителя и апостолов о любви, какую должны иметь христиане друг ко другу (с. 2).

Братства были терпимы правительством по взаимной сообразности их с существующими гражданскими учреждениями.

Около 1458 г. ремесленники православного исповедания, принадлежа к известному цеху, стали образовывать из себя особые общества, или братства, сперва в видах благотворения, а потом, с усилением в Литве латинства, с ближайшею и преимущественною целью — поддерживать и защищать веру православную (с. 17–18).

Братства обыкновенно учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название (с. 24). Тогда же члены братства вписывали имена свои в так называемый братский каталог, или список. Каталоги эти обыкновенно начинались так: «на сие (т. е. на учреждение братства) мы все, нижепоименованные лица, люди обоих сословий, духовного и светского, согласившись одним сердцем и одними устами и целовав честной крест, каждый за всех и все за каждого, держась православия и соединившись духом пламенной любви, для соблюдения нижеписанных христианских братских повинностей и порядков, в сей братский список вписываемся» (с. 24–25) Вообще, при вступлении в братство присягали в хранении тайны, в верности и послушании (с. 28).

Обязанности членов братств:

  1. Все братчики должны были в известное время вносить в братскую кружку известное количество денег.
  2. Оказывать вспоможение обедневшим, разорившимся и вообще потерпевшим несчастье — вписным членам братства.
  3. Присутствовать, в назначенное время, при совершении службы Божией, во храме братском.
  4. Присутствовать при погребении умершего брата, провожать прах почившего до самой могилы и потом поминать его в установленные для этого дни.
  5. Заботиться о благолепии Церкви и монастырей, о содержании причта, хорошего проповедника и певчих.
  6. Заботиться о школах, типографиях, богадельнях и вообще о всех благотворительных братских учреждениях; и наконец
  7. неопустительно приходить на братские сходки или собрания — это составляло главнейшую обязанность каждого братчика (с. 31).

Общим наказанием за нарушение братских обязанностей назначался штраф или деньгами, или известным количеством воска; а в братстве Львовском виновные наказывались, кроме того, еще сидением, или заключением на колокольне (с. 32).

Старшие братчики за вину свою наказывались вдвое и втрое в сравнении с младшими (с. 33).

Запрещено было оскорблять друг друга даже малейшим словом. На обыкновенную сходку братья сходились каждую неделю, тотчас после утрени, а на главную — раз в месяц (с. 35).

Читать еще:  Евангелие дня. Толкования на Евангельские чтения церковного года

Дела, подлежащие рассмотрению братских собраний: 1) по охранению благочиния и порядка в братстве; 2) по благоустройству братства; 3) касавшиеся всех православных жителей юго-западной России (с. 38).

Патриарх Антиохийский Иоаким дал Львовскому братству право «обличать и наказывать непокоряющихся истине, а пребывающих в нераскаянии — отлучать от церкви» (с. 40).

При сравнении Уставов братств XVII в. с публикуемыми ниже Уставами 20-х годов нашего века видно сходство в главном — стремлении к полному единству братьев и сестер в Церкви. «Обычная» жизнь, даже христианская, православная, церковная, видится братчиками явно недостаточной для исполнения заповедей Христа. Однако интересны и различия, часто принципиальные. Если братства XVII в., противостоящие латинству, активно строят и украшают храмы, организуют школы и т. д., то братства, созданные на заре советской атеистической власти, стараются войти в духовные глубины молитвы и таинств. При этом нельзя не увидеть, что к последнему братства подходят очень по-разному: Дмитровское — частым творением крестного знамения, чтением евангелия, соблюдением постов, причащением не реже трех раз (!) в год и т. д.

В этом традиционном благочестии дмитровские братчики оказываются гораздо ближе к своим предшественникам, жившим 300 лет назад, чем к современникам из Иоанно-Богословского братства, девиз которого — «Христос и свобода» — говорит сам за себя.

Впрочем, мы никак не хотели бы противопоставлять эти подходы — разве разделился Христос? (1 Кор.1:13) . Или, вспоминая другие слова апостола, — скажет ли глаз руке: ты мне ненадобна? (ср.1 Кор.12:21) . Свидетельством их единства служит и то, что все три типа братств в своих Уставах не стали уделять внимания «образу врага», хотя условия, в которых они жили, провоцировали это значительно больше, чем постсоветские…

Зачем нужны общины и братства или что такое братство

Оригинал взят у stefanovskoe в Зачем нужны общины и братства или что такое братство

Опыт братской и общинной жизни многообразен: от первохристианских и ранних монашеских общин до древнерусских «покаяльных семей», возрожденных в XX веке в России; от больших братств XVII века до малых братств, в центре жизни которых были просвещение, милосердие, миссия. Именно опыт общения во Христе, совместного служения Богу и Церкви лежит в основе церковной жизни.
В православной церкви имеется опыт жизни общин и братств как традиционный опыт жизни в Церкви.
Ещё патриарх Тихон в начале 20 века благословил жизнь общин и братств, для того чтобы сохранить Церковь в условиях гонений на неё со стороны государства.

Многие размышляли о христианском пути через братство. Вот один из примеров.
В 1926 году Клепинин Н.А. написал статью в журнал «Путь»№3 – «Братство и пути православного студенческого движения», которая также созвучна и нашему понимаю того, что же такое братство.

«На осеннем съезде русского Православного студенческого движения в монастыре Хопово (Югославия) самые живые и горячие разговоры вызвал вопрос о братстве, причем этот вопрос обсуждался не отвлеченно, а практически. Вынесенная резолюция гласила, что братство является наиболее подходящим путем для движения, т.е. братство является именно путем.
Братство есть форма церковной общественности.

Стремление от кружка (общины, прим. ред.) к братству есть стремление формой церковной общественности восполнить недостающее в общественной религиозности, как-то по церковному решить проблему общественности.

Всякое религиозное движение, имея целью служение Богу, внутреннее или внешнее, не может быть простым и случайным объединением людей. Оно должно быть союзом любви, соединением многих воедино для совместного внутреннего роста и укрепления в истине. Всякое религиозное дело, как бы высоко оно не было, без любви лишь «медь звенящая или кимвал звучащий».

Любовь, также как и теплота молитвы есть дар. Она вложена естественно в человека и ее приращение есть тоже дар, даваемый за усилия, за труд, но это приращение не может быть вызвано искусственно. Когда она приходит в сердце и живет в нем, человек живет своей подлинной жизнью, постоянно взыскуя еще большего увеличения любви. Но если она уходит или уменьшается, он должен смиренно трудиться и молиться об ее возвращении.

Братство ставит своей прямой целью служение Церкви и достижение необходимой взаимной любви.
Братство отметает надрыв, ломку самого себя, искусственное вызывание любви и горькое констатирование своей холодности, а дает путь трудный, но ясный и прямой, как всякий путь в Православии. Вступление в братство, принесение обета, ежедневная молитва о братстве и братчиках — является событием и в индивидуальной внутренней жизни. Братство из внешнего дела становится и делом внутренним, постоянно творимым и вновь переживаемым в духовной жизни. И то обстоятельство, что это происходит с каждым и со всеми вступающими и состоящими в братстве, создает ту внутреннюю духовную связь, которая так необходима для религиозного дела, потому что всякое дело для того, чтобы быть подлинно религиозным никогда не может быть только внешним, но непременно должно быть некоторым подвигом в личной духовной жизни, отдачей себя, внутренним деланием. У братчика постоянно должно быть сознание, что он в братстве и братство в нем.

Читать еще:  Снится бывший любовник. К чему снится бывший любовник? Толкование с помощью сонника

Долг перед братством является и долгом перед церковью, нарушение обета братского нарушением и обета церковного.
Само братство должно быть одним из проявлений Церкви в жизнь. И это делает внутренний путь в братстве целостным и прямым.
Считая важным религиозный перелом, который сейчас несомненно совершается среди русской молодежи, нельзя не думать и не заботиться о том, чтобы этот перелом был во спасение, т. е. чтобы он совершался правильно и шел по правильным путям.
В прежнее время в России в широких кругах было очень распространено глубоко неправильное и гибельное воззрение, что вся церковная работа лежит исключительно на клире и поэтому миряне совершенно избавлены от какой-либо заботы о Церкви и участия в церковных делах. Церковное дело является делом общим, забота о нем и охрана его принадлежит всем.
В братстве сплетены два момента: внутренней связи, требующей близкого знакомства и интимности и внешней работы, требующей расширения и увеличения. Поэтому и братство русской молодежи мыслится как союз отдельных братств».

Так что когда церковь возродится, когда церковь будет действительно жить как братство во Христе, как община, как единая духовная семья, — тогда не нужно будет отдельных братств и общин, тогда всё будет едино.


Полную версию статьи Клепинина Н.А. «Братство и пути православного студенческого движения» читайте http://www.odinblago.ru/path/3/10/
Полную версию интервью свящ. – проф. Георгия Кочеткова читайте на сайте
http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/my-prosto-delaem-to-chto-dolzhny-delat-chast-3/#.VCmLjvl_vQo

Александр Копировский: Еще об истории православных братств. Братства православные

9:00 Регистрация участников

9:30 Открытие конференции, приветствия соучредителей

10:00 Пленарное заседание. Братское движение после 1917 года: своеобразие и исторический контекст
Ведущий: Дмитрий Сергеевич Гасак, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, председатель Преображенского братства, Москва

  • Протоиерей Георгий Митрофанов, кандидат философских наук, доктор богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории СПбДА, Санкт-Петербург
    Церковная политика патриарха Тихона в 1918 году
  • Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, Москва
    От попыток обуздать «приходскую революцию» – к мобилизации прихожан. Приходский вопрос в Российской Православной Церкви в первой половине 1918 года
  • Михаил Витальевич Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива, Санкт-Петербург
    Создание Александро-Невского братства в Петрограде в 1918–1919 годах
  • Юлия Валентиновна Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, Санкт-Петербург
    Православные братства новой исторической эпохи

13:30 Работа секций

Секция 1. Православные братства – ответ на вызов революции
Ведущий: Олег Олегович Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства, Екатеринбург

  • Дмитрий Евгеньевич Леонов, преподаватель истории Ярославского железнодорожного колледжа, Ярославль
    Православные братства в период революции 1905−1907 гг. (по материалам Верхнего Поволжья)
  • Елена Евгеньевна Старостенкова, кандидат экономических наук, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца», Москва
    Милосердие как образ жизни: о деятельности Свято-Николаевского братства священномученика Аркадия (Остальского) в Житомире (1918−1934)
  • Евгения Георгиевна Парфенова, методист учебного отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», Екатеринбург
    Деятельность протоиерея Николая Буткина по созданию братства во имя прав. Симеона Верхотурского в г. Шадринске в 1918−1926 годах
  • Лилия Анатольевна Клейменова, независимый исследователь, Москва
    Создание в Туркестанской епархии православного Братства и Союза приходов как ответ церкви на гонения 1918 и 1923 году
  • Сергей Михайлович Бурлака, научный сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    М. В. Юдина и ее связь с православными братствами и общинами

Секция 2. Духовные союзы на переломе эпох
Ведущий: Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва

  • Елена Николаевна Козловцева, кандидат исторических наук, заместитель декана по научной работе Исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва
    Судьба общин сестер милосердия после 1917 года на примере Москвы
  • Ольга Петровна Цысь, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России НВГУ, Нижневартовск
    Церковно-общественная жизнь в Тобольской епархии в 1917−1918 годах
  • Сергей Юрьевич Паламодов, студент СПбДА, Санкт-Петербург
    «Народные трезвенники» и петроградское духовенство на пути примирения. К изучению вопроса
  • Анастасия Анатольевна Наконечная, журналист газеты «Кифа», независимый исследователь, Санкт-Петербург
    Союз православных братств Петрограда-Ленинграда
  • Светлана Андреевна Яшина, сотрудник музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение», Москва
    Возникновение и деятельность Совета объединенных приходов г. Москвы (1918−1920-е годы)
  • Надежда Анатольевна Макурина, независимый исследователь, Архангельск
    Союз духовенства и мирян города Архангельска в 1917−1920 годах

19:00 «Возвратить сердца отцов детям» (Лк 1:17). Вечер памяти с участием потомков членов православных братств
Место проведения: Культурно-просветительский центр «Покровский остров»; ул. Канонерская, д. 5
Ведущие: Юлия Валентиновна Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, Санкт-Петербург; Андрей Александрович Васенёв, главный редактор Медиапроекта «Стол», Тверь

Читать еще:  Сонник серая крыса во сне. Крыса большая серая

2 февраля (пятница)

9:00 Экскурсия по Феодоровскому собору (экскурсию проводит настоятель собора протоиерей Александр Сорокин

10:00 Пленарное заседание. Братские объединения в ХХ веке: история и экклезиология
Ведущий: Константин Петрович Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, Псков

  • Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, профессор, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    Экклезиологические основания возрождения братской и общинной жизни в ХХ веке
  • Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА, Санкт-Петербург
    Братство священномученика Исидора Юрьевского до и после 1917 года
  • Павел Григорьевич Проценко, писатель, Москва
    Киевское братство «Иисуса Сладчайшего» (1917−1930): плоды деятельности – взгляд из настоящего
  • Кира Георгиевна Аристова, кандидат исторических наук, доцент Пензенской духовной семинарии, Пенза
    Братство Православных Христиан против «путятинской смуты»: опыт сохранения церковной организации в Пензенской епархии в 1920-е годы
  • Сергей Сергеевич Бычков, доктор исторических наук, обозреватель газеты «Труд», Москва
    Взаимоотношения прихода и православных братств

13:30 Работа секций

Секция 1. Православные братства в дореволюционной России
Ведущий: священник Владимир Коваль-Зайцев, клирик Феодоровского собора, директор Просветительского центра во имя священномученика архимандрита Льва (Егорова), Санкт-Петербург

  • Антипов Максим Анатольевич, ведущий специалист Президентской библиотеки, Санкт-Петербург
    Документы по истории православных братств Российской империи в электронном фонде Президентской библиотеки
  • Ольга Валерьевна Разумовская, кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета ФГБОУ ВО «КГТА им. Дегтярева», Ковров
    Миссионерская деятельность Владимирского Православного Братства св. Александра Невского (1879−1917)
  • Алексей Владимирович Штепа, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права КГУ им. К. Э. Циолковского, Калуга
    Культурно-просветительская и социально-благотворительная деятельность православных братств во второй половине XIX – начале XX века (на примере Калужской, Тульской и Орловской епархий Европейского центра России)
  • Максим Викторович Пулькин, старший научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН, Петрозаводск
    Православные братства Олонецкой епархии
  • Анна Адольфовна Сафронова, магистрант Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    Просветительская деятельность «Христианского содружества учащейся молодежи» в Санкт-Петербурге (1903−1916)

Секция 2. Братства и духовные союзы до и после 1917 года
Ведущий: протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе СПбДА, Санкт-Петербург

  • Мария Борисовна Патрушева, доцент ИГРИК им. А. В. Фаворского, Москва; Ольга Владимировна Синицына, исследователь наследия А. А. Ершовой, Москва
    Духовные основания Приютинского братства (последняя треть XIX – первая половина XX века): по материалам переписки князя Д. И. Шаховского и А. А. Ершовой
  • Андрей Валерьевич Скидан, научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова, Гомель
    Богослужебная практика сельских общин Восточной Гомельщины – элементы братской жизни в советской действительности
  • Татьяна Александровна Трефилова, историк-краевед, ведущая программы «Невидимый Петербург» на радио «Град Петров», Санкт-Петербург)
    Братство во имя Царицы Небесной
  • Наталия Дмитриевна Игнатович, сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    Крестовоздвиженское братство в советское время

Секция 3. Духовные объединения в 1920-е−1930-е годы
Ведущий: Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, Москва

  • Александра Валерьевна Буданова, сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    Братства епископа Макария (Опоцкого) как воплощение соборной сущности церковной жизни
  • Валерия Алексеевна Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения ВГУ, Воронеж
    Воронежская община протоиерея М. Ф. Бучнева (1920-е годы)
  • Екатерина Александровна Степанова, сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
    «Тайна обручения Христу через человека – это есть тайна Церкви»: опыт священника Анатолия Жураковского и общины св. Марии Магдалины
  • Константин Петрович Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, Псков
    Братский потенциал в деятельности кружка РСХД в Печорах в 1930-е годы
  • Александр Анатольевич Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, Санкт-Петербург
    Спор о братстве в пореволюционном РСХД

16:00 Итоговый круглый стол. Братский потенциал в жизни церкви в новейшее время
Ведущие: Юлия Валентиновна Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, Санкт-Петербург; Сергей Владиславович Смирнов, кандидат экономических наук, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ Высшей школы экономики, Москва

  • Протоиерей Александр Сорокин, кандидат богословия, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург
  • Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, профессор, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва
  • Протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе СПбДА, Санкт-Петербург
  • Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, Москва
  • Дмитрий Сергеевич Гасак, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, председатель Преображенского братства, Москва

19:00 «Бодр ли кто духом – пусть поет» (Иак 5:13): музыкальный вечер, посвященный 100-летию возрождения братского движения в России
Ведущая: Инна Владимировна Ткаченко, председатель Свято-Силуановского малого православного братства, Воронеж

3 февраля (суббота)

8:00 Литургия в верхнем храме Феодоровского собора

10:00 Праздничная трапеза

12:30–16:00 Экскурсия по памятным местам православных братств в Петербурге с посещением Левашовского мемориального кладбища

Источники:

http://pravoslavnaya-obshina.ru/1997/no37/article/aleksandr-kopirovskii-eshche-ob-istorii-pravoslavnykh-br/
http://sanosin.livejournal.com/84288.html
http://sfi.ru/announcements/pravoslavnye-bratstva-v-istorii-rossii-k-100-letiiu-vozzvaniia-patriarkha-tikhona-ob-obrazovanii-dukhovnykh-soiuzov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: