Акафист купятицкой иконы божией матери. Купятицкая чудотворная икона божией матери

Акафист купятицкой иконы божией матери. Купятицкая чудотворная икона божией матери

Ноябрь 27th 2016 –

Кондак 1
Во образ Святыя Троицы купно со Иоакимом и Анною явилася еси, Богородице, сиянием Лика Твоего в Кресте, светом Божественным блистающася. Отонудуже непрестанно подаеши богатыя милости поклоняющимся Честному Кресту и с любовию взирающим на Образ Твой Святый, темже вопием Ти:
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Икос 1
Ликуй земле Пинская! радуйтеся и веселитеся православнии людие! се бо является Чудная Икона Богоматере, светом неизреченным сияющи, яже и в явлении отроковицу Анну удиви, и прочее лучами милости Своея озаряти люди Купятицстии избра. Темже, людие, приидите прославим Владычицу и Богородицу, глаголюще:
Радуйся, Ангелов Царице;
Радуйся, всего мира Владычице.
Радуйся, на небеси присно славимая;
Радуйся, и на земли величаемая.
Радуйся, благодать Твою Иконе сей даровавшая;
Радуйся, на спасение людей тую поставившая.
Радуйся, благости Божия скорая Подательнице;
Радуйся, молений наших Усердная Послушнице.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Кондак 2
Видевши Волю Твою, Пресвятая Дево, и многая чудесы от Иконы Твоея, вернии людие Купятицстии воздвигоша церковь Честному Кресту; сице и мы с любовию покланяемся Пречистаго Лика Твоего изображению, зовуще Сыну Твоему Христу Богу: Алиллуиа.

Икос 2
Церкви воздвигшейся, вси людие Купятицстии видеша велие чудо: яко явися милость Твоя со слепым, молящим Тебе, Богородице, послати здравие и силу. Сего убо исцеливши, Владычице, не отрини и нас глаголющих Ти:
Радуйся, Икону Твою чудесы украсившая;
Радуйся, немощнаго слепотнаго исцелившая.
Радуйся, моления наши не отвергающая;
Радуйся, надежды благия приемлющая.
Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая;
Радуйся, Образом Твоим в Кресте нам благодеющая.
Радуйся, о нас грешных к Сыну Твоему Ходатаице;
Радуйся, от всяких бед и искушений Избавительнице.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Кондак 3
Чудотворная Твоя Икона, Богородице Дева, источник бе неоскудевающь утешений страждущим от нашествия татарскаго, земли Пинския разорившаго, Сама убо, Всемилостивая, благоволила еси восстати весем и градом от разрушения, да видяще явленную Тобою милость, со умилением вопием Богу: Аллилуиа

Икос 3
О Мати Благая, Богородице Дево, Источниче душевных утешений, в час тяжких испытаний ограждаеши яко Мати чада Твоя честным Твоим Омофором от всяких бед и напастей. Темже и мы, благодаряще за милости Твоя к людем, вопием Ти:
Радуйся, Жизнь Вечную мирови явльшая;
Радуйся, главы змиевой Сокрушителя рождшая.
Радуйся, пленным Забрало;
Радуйся, всем человеком Надежде.
Радуйся, угнетенным Заступнице;
Радуйся, о сирых пред Богом Молитвеннице.
Радуйся, ко Отцу Небесному приводящая;
Радуйся, Матернию Любовь всем простирающая.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Кондак 4
Бурю смущений и скорбей по нашествии татар утолити хотяще, благовернии людие взываху к Богу: «Яви нам Твой дар, ягоже человеколюбие Купятицем послал еси нескрываемое сокровище!» Мы же душевную печаль нашу в радость претворити надеющеся, Матерь Его молим: «Отри слезы и утиши рыдания» и, улучивше желаемое, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Положи Господь в сердце паломнику Иоакиму посетити обители Пинския, и егда идяше близ веси Купятицкия, узре свет велий и Честный Крест со Образом Богоматере на месте церкве, татары сожженыя. И абие преклонь колена, прослави Бога и Пресвятую Матерь Его, глаголя:
Радуйся, сподобившая мя видети Образ Твой Святый;
Радуйся, светом Божественым украсившая его.
Радуйся, мене недостойнаго явления Твоего удостоившая;
Радуйся, Волею Сына Твоего на место сие приведшая.
Радуйся, светильник Веры Православныя паки возжегшая;
Радуйся, удела Твоего никакоже оставившая.
Радуйся, слезы и скорби в радость претворившая;
Радуйся, источник милостей Божиих открывшая.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Кондак 5
Великую милость показа Господь по скорбех многих паки явлением Купятицкаго Образа Матере Своея в Кресте, скорбящия радостию осиявающаго, заблудшия же на путь делания заповедей Сына Своего наставляющаго. Мы же, православно сию чтуще, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Исходяй Иоаким путем своим и плаваяй по реце Ясельде, в воду низпаде и, чудне спасен быв, возратися в Купятицы, идеже спящу ему предста Пречистая Дева и рече: «Неотступно бех Аз с тобою в путех твоих, молящи Сына и Бога Моего хранити тя от всяких бед. Ныне убо повелеваю ти послужити Мне на месте сем». Пребысть же Иоаким при возставленней церкви, волю Владычицы исполняя, да со всеми вопиет Ей:
Радуйся, лучами Солнца Правды верных осиявшая;
Радуйся, явлением Иконы Твоея вся озарившая.
Радуйся, Спасительнице людей во гресех утопающих;
Радуйся, из пучины греховныя на брег Истины износящая.
Радуйся, в мори житейстем Путеводительнице;
Радуйся, на служении Богу Наставительнице.
Радуйся, укрепление благочестия и Веры Православныя;
Радуйся, даре несокрушимаго в скорбех терпения.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Кондак 6
Многими чудесы прослави Господь церковь Купятицкую Твоею Иконою, Богородице. Всем бо предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в священный Твой покров. Инаго убо не имуще грешнии в бедах и скорбех приснаго избавления, обременнии грехми многими, разве Тебе, Мати Бога Вышняго, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6
Княжна некая умирающи заповеда чадом своим погребсти ю в церкви Купятицстей пред Чудотворною Иконою. Явившися же Пресвятая Иоакиму, повеле ему: «Иди, праведниче, и рцы Волю Мою священнику, да не попустит погребати в церкви княжну ту». Преслушану же бывше повелению, извергошася останки ея от гроба. Тем убо помози нам, Благая, творити Волю Твою, вопиющим Ти сице:
Радуйся, гордых вразумление;
Радуйся, смиренных благословение.
Радуйся, молние, души просвещающая;
Радуйся, громе, соблазняющияся устрашаяй.
Радуйся, окаменение сердечное умягчающая;
Радуйся, хладость душевную благодатию согревающая.
Радуйся, на стези спасения верных наставляющая;
Радуйся, претыкающихся от путей погибельных устраняющая.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

Читать еще:  Во сне учиться езде на автомобиле. К чему снится водить машину

Кондак 7
Хотящи всем показати велию любовь Твою к людем православным, Богородице, предрекла еси Иоакиму святыя обители Купятицкия создание, яко да возмогут вси страстьми обореваемии обрести под покровом Чудо-творнаго Образа Твоего тихое пристанище ко спасению, и Тобою вспомоществуеми сподобятся наследия Небеснаго и пения со Святыми ко Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 7
В чуднем явлении Иоакиму яви Пресвятая хотение Свое: «Зане преслушаша Волю Мою о княжне, отныне вземлется на лет сто милость Моя и чудеса от церкве сия. Обаче приидет время, и послю иныя делатели в виноградник Мой, иже непорочным житием, послушанием, постом и молитвою паки испросят церкви Купятицстей милость исцеления». В нейже благоговейно чтуще Лика Твоего в Кресте изображение, вси Тебе вопием:
Радуйся, праведником Волю Твою открывшая;
Радуйся, за грехи наши милостию нам воздавшая.
Радуйся, Всемилостивая Мати наша, нас не забывающая;
Радуйся, верным скорая Надеждо, всякия скорби избавляющая.
Радуйся, непослушныя в послушание приведшая;
Радуйся, согрешившия вечныя муки изменившая.
Радуйся, Заступнице и Утешение христиан;
Радуйся, Прибежище всех чтущих Тя.
Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся, и уповающих на Тя не оставляющая.

КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло в 1182 году около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.

Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 году в Киеве, повествует о том, что святая икона была обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот. Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. С этого времени благодать Божия прославила святой образ Божией Матери различными чудотворениями.

В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным. Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима через Полесье. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне, с великой радостью воспринявшие весть о вторичном явлении чудотворной иконы, в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким же остался при храме пономарем.

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Введенский Преображенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (+ 1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский (+ 1678).

Игумен Купятицкой обители Иларион (Денисович) написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский, дополнив его своими толкованиями.

Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем (Барановичем), покидая монастырь, взяли с собой икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного.

Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 1920-х годов. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.

Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.

Купятицкая икона: древнейший из всех богородичных образов Беларуси

28 ноября верующие белорусской земли и все православные христиане почитают Купятицкую икону Божией Матери – древнейшую и самую необычную по своему художественному воплощению.

Фото: илл. с сайта church.by

СВЯТЫНЮ ОБРЕЛИ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ИЗ ПОЛЕСЬЯ

Иной раз можно услышать или прочитать вопрос: а сколько всего существует в православном мире чудотворных, прославленных какими-то деяниями икон Пресвятой Богородицы? Сложная тема… Считается, что их примерно около четырехсот. Но ведь есть еще и местно почитаемые иконы, которые прославлены только в какой-то одной епархии. И, кстати, очень многие чудотворные иконы Божией Матери признаются и уважаются не только православными, но и католиками. Вспомним хотя бы великую белорусскую святыню – икону Божией Матери Ченстоховскую, почитаемую и в Беларуси, и на Руси, и в странах Балтии. В общем, во всем христианском мире. Да и не ее только одну…

Вообще, именно в Беларуси особенно много таких общехристианских святынь, поскольку здесь веками православная вера соседствовала с католической, церкви – с костелами, а простой народ не особенно-то вникал, в чем тут разница, почему надо враждовать с соседом, если он крестит лоб по-другому? Вот и жили, как правило, дружно, вместе поклонялись христианским реликвиям общей Родины – за исключением, конечно же, вспыхивавших время от времени конфликтов. Которые, как правило, были навязаны народу сверху, ближней и дальней знатью.

Итак, официально прославленных Церковью чудотворных икон Божией Матери – около четырехсот, но сами священнослужители (причем – видные и авторитетные) говорят, что их, разумеется, значительно больше. Просто далеко не все широко известны, открыты обществу – не говоря уж о том, что очень многие верующие искренне почитают чудотворной (и правильно делают!) ту икону Богородицы, что «висит» – а правильно говорить, «помещена» – в их доме, квартире и даже машине…

Читать еще:  Приснилось спускаться по лестнице с мужчиной. К чему снится лестница, идти по лестнице в небо? Основные толкования разных сонников — к чему снится лестница

Попытку «систематизировать», описать внешний вид и рассказать миру истории обретения чудотворных икон Божией Матери сделал в начале ХХ века русский публицист и духовный писатель Евгений Поселянин (настоящая фамилия – Погожев; при безбожной советской власти подвергнут ссылке и расстрелян в 1930 году за свои дореволюционные книги, получившие высокое признание, главным же образом – казнен за то, что не отрекся от Христа; причислен к лику святых как новомученик). Так вот, в 1914 году будущий православный святой мученик Евгений (Поселянин) издал свой великий, многолетний труд под названием «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон». В этом исследовании Поселянин рассказывает и об истории самой древней из Белорусских икон Божией Матери – Купятицкой.

Что же представляет собою эта икона? Какая легенда ее окружает?

Явление чудотворного образа произошло в 1182 году около села Купятичи (отсюда – и название иконы). Село это стоит на реке Ясельда (впадает в Припять), что в Пинском Полесье. Тогда, в конце XII века, на этих землях раскинулось независимое удельное Пинское княжество, формально входившее в состав объединенной, но раздробленной на княжества Руси Великой.

Евгений Поселянин в своем рассказе о Купятицкой иконе Божией Матери опирается как на народные предания, так и на труды своих предшественников – в частности, монаха Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сия Каль­но­фой­ского, известного церковного писателя XVII века. Суммируя все доступные исторические сведения, можно сложить такую историю явления Купятицкой иконы.

Чудотворный образ Богородицы был об­ре­те­н в пинском ле­су кре­стьян­ской девоч­кой Ан­ной, пас­шей скот – очевидно, в один из последних выгонов перед зимой. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, позабыв про овец, бегом побежала домой в село и в отсутствие взрослых (все были на предзимних работах) спря­та­ла находку в сун­дук. Вспомнив о стаде, Анна вернулась на преж­нее ме­сто, и тут… Она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Опять крест, точно такой же, что и прежний! Ду­мая, что это дру­гой крест, который она в первый раз не заметила, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху.

Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Отец, вопреки ожиданиям, не стал смеяться над Анной или упрекать ее в том, что она бросила скотину в лесу – что, конечно же, было по тем временам делом опасным. Василий всерьез отнесся к странному рассказу малолетней дочери.

Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был дважды яв­лен крест. Все стало более-менее понятно: при­не­сен­ная в дом ико­на раз за разом возвращалась на свое место в лесу. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, купятицкие жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Введения во Храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где на почетном месте по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. Ее прозвали меж собой так: «Икона, дарующая свет и добродетельную силу». Очень трогателен тот факт, что так сформулировали сущность пришедшего к ним «в гости» чудотворного образа простые люди, крестьяне, а не проповедники или церковное начальство. Ну, а богословы того времени (да и более поздние) иной раз высказывали мысль, что Купятицкая икона явилась православным людям в утешение: ведь в 1182 году скончался великий белорусский святой, проповедник и настоящий церковный подвижник Кирилл Туровский, просветивший немало жителей Полесья. А город Туров и само Туровское княжество было по соседству с Пинском, они дружили как экономически, так и политически. Более того: первые пинские князья (рюриковичи) были родом из туровской княжеской ветви.

С конца XII века Купятицкий об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри прославился раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Здесь пора сказать о внешнем виде необычной иконы.

Купятицкая икона формой своей отличается от всех Чудотворных Икон Божией Матери, существующих в мире. И, конечно, это вселяет особую гордость в сердца жителей Полесья. Ведь больше такой (или похожей) чудотворной иконы не являлось нигде! Тот древний, чудом явившийся крестьянской девочке образ представляет собой крест, причем – незначительных размеров (около 12 сантиметров длиной и столько же шириной, из медного сплава). На одной стороне креста находится рельефное ростовое изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне медного креста – Распятие.

Изготовлен крест неизвестным древним мастером именно как икона – для открытого поклонения, а не ношения на груди (слишком тяжел и ушко для цепи или шнурка не предусмотрело изначально).

ИЗ ОГНЯ И ПЕПЕЛИЩА ВОЗРОЖДЕННАЯ

Пинское княжество как независимое, удельное возникло совсем незадолго до описываемых событий. В одной из летописей под 1174 годом впервые упоминаются «князья туровские и пинские», участвовавшие в походе на Киев князя Северо-Восточных земель (фактически – диктатора Руси) Андрея Боголюбского. Причем создается впечатление, что пинский князь был попросту принужден Андреем участвовать в этом братоубийственном походе, закончившимся разгромом и бегством агрессоров.

Вообще, первые князья Пинского княжества – Ярослав и Ярополк, сыновья туровского князя Юрия Ярославича, проводили политику миролюбивую, стремились «к тихому житию». И старались, чтобы о них поменьше вспоминали – как иноземные захватчики, так и свои, только более сильные, князья. Но иногда приходилось и брать в руки оружие, чтобы защитить общий дом от набегов. Так, в 1183 году (через год после обретения Купятицкой иконы) дружина Пинского княжества участвовала в общем походе удельных князей на половцев – настолько успешном, что с тех пор их варварские грабежи прекратились.

Но наступали тяжелые времена: татаро-монгольское лихолетье. Не избежало страшной участи и Пинское Полесье. В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло Купятичи, а с ним – и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь Пресвятой Богородицы… Однако на то он и чудотворный, образ-то, что обычные физические законы над ним не властны. Святая Купятицкая икона со­хра­нила­сь в пеп­ле непо­вре­жден­ной! Хотя, конечно, оставшиеся в живых поселяне об этом долгое время не знали и даже не мечтали: они хоронили близких, заново отстраивали жилища, возводили новый храм.

Вто­рич­но свя­тая ико­на Божией Матери «Купятицкая» бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из паломничества в Иеру­са­ли­м. Путь пилигрима волей судьбы пролегал через По­ле­сье. Вот и отрылась Иоакиму на старом пожарище чудотворная Купятицкая икона. Богомолец сообразил, что это, должно быть, здешняя старинная, но утраченная когда-то святыня. Потому он и не дерзнул взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, а вернулся в село и рассказал о находке жи­те­лям.

Читать еще:  Волосы на лице во. Сонник волосы на лице приснились

Кре­стьяне помнили о «своей» иконе, предания о ней передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Какой же это был праздник на селе! С ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няли весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны все жители Купятиц – и стар, и млад. Побежали к священнику, и в его со­про­вож­дении, «стихийным» крестным ходом пе­ре­нес­ли родную святыню в сель­скую цер­ковь (построенную вскоре после истребительного набега татар). А паломник из Иерусалима Иоаким, конечно же, стал здесь уважаемым человеком, его уговорили остаться при церкви пономарем, поскольку был Иоаким вдобавок еще и грамотным.

Примечательно, кстати, и то, что празднование Купятицкой иконы Божией Матери всегда, из года в год, совпадает с первым днем сорокадневного Рождественского поста. Это – праздник без вина, без мяса, даже без яиц и молочного – в общем, без всего того, что принято называть праздничным пиршеством. Скромен стол в день празднования чудотворной Купятицкой иконы. Ведь подобно тому, как и в далеком XII веке, любят Купятицкую икону не животом, не умом, а сердцем – за то, что дарует она душевный свет, душевные и телесные силы для делания добра.

Изображена Богоматерь на иконе Ее Купятицкой как Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Говорят о ней, о Купятицкой иконе, так: «Одигитрия Купятицкая – Заступница земли Полесской; во все времена подавала ее народу Свою Благодатную помощь: укрепляла в Вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких».

…В 1629 го­ду при церк­ви попечением богатых людей был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь. Казалось, жизнь в этих краях все больше и больше исполняется высоким смыслом. Свято-Введенский Преображенский монастырь еще больше прославил Купятичи и Пинское Полесье в целом. Ибо в сте­нах этой дивной обители с первых лет ее существования под­ви­за­лись бу­ду­щие православные свя­тые Белой Руси. Это преподобномученик игумен Афа­на­сий Брестский (Филиппович), известный общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист XVII века, композитор. Этого замечательного сына своей Отчизны, Беларуси, в 1648 году зверски замучили, тайно убили и, как собаку, закопали в лесу польские солдаты по прямому приказу польских властей. За что? А за то, что святой Афанасий, повсюду нося с собой и прославляя Купятицкую икону Богородицы, выступал против Брестской унии, уничтожавшей православие в Беларуси. Лишь через несколько месяцев некий мальчик-пастушок показал монахам место, где солдаты-поляки зарыли святого мученика. И тело с почестями перезахоронили в последнем Брестском православном Свято-Симеоновском монастыре, в главной церкви Симеона Столпника.

Другим великим святым, подвизавшимся в этих стенах, был игумен Макарий Пинский, настоятель Купятицкого монастыря в 1656-1659 годах. Его убили турки во время грабежа – святой Макарий был тогда игуменом Каневского монастыря (1678 год).

А первым игуменом Купятицкой обители с 1629 года был Ила­ри­он Де­ни­со­вич. Он славен тем, что оставил потомкам обширный труд: «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и упомянутый выше Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, который дополнил его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ОБРАЗ В ТРЕТИЙ РАЗ?

Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка многострадальный Купятицкий мо­на­стырь был с помощью польских войск за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем – уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. Православная жизнь в этих краях на какое-то время закончилась.

В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки обители во гла­ве с на­мест­ни­ком Купятицкого монастыря, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­кинули родные края, забрав с собою свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы «Купятицкая» и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор, который оставался православным.

С тех пор к чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри благоговейно притекали не одни только толь­ко пра­во­слав­ные украинцы: не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. Особенно – в Купятицах и Пинском Полесье. И, когда униатов наконец-то выставили прочь из захваченной ими святой Купятицкой обители, а польскую власть – изгнали из белорусских пределов, то в се­ре­дине XIX сто­ле­тия жители села Купятичи об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод со слезным про­ше­ни­ем: верните, мол, нашу реликвию, нашу самую древнюю белорусскую икону, обретенную здесь, в Купятицах! Верните ее из Киева на землю Белой Руси, Пинского Полесья, в родное для святыни село Купятичи. Это же справедливо! Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но с довольно странной формулировкой – дескать, те, кто перенес икону из Купятиц в Киев в 1655 году (архимандрит Лазарь Баранович и прочие купятицкие монахи), не были предками тех, кто является просителями о возврате иконы 200 лет спустя. Вот так ответил Синод, где заседали наиболее образованные люди середины XIX века. Что ж, видимо, понятие «образованный» еще не означает «умный». Ибо каким-таким образом игумен Лазарь Баранович и его иноки, монахи! – могли быть хоть чьими-то прямыми предками?

В итоге – да-да, именно в итоге того самого синодального отказа! – самый древний белорусский образ Божией Матери оказался утерянным для верующих (а для кого-то, может, и нет).

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на. Скорее всего, икона украдена и «жива» по сей день: уж больно красив этот медный крест-икона, уж больно уникален, к тому же – много веков насчитывает. А уж сколько стоит для коллекционеров – и сказать трудно.

Но не кручинятся Купятичи, празднуют свой праздник! Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, изготовленные еще в XVII ве­ке (почти четыреста лет назад), на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­льской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но, 28 ноября по новому стилю, сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си. Впрочем, не только Беларуси, ведь Купятицкая икона, как выразились из самого сердца простые крестьяне еще в XII веке, «дарует свет и добродетельную силу» всем верующим христианам.

Источники:

http://alchevskpravoslavniy.ru/apkafist/akafist-presvyatoj-bogorodice-kupyatickaya.html
http://drevo-info.ru/articles/4379.html
http://www.postkomsg.com/history/211540/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: