Афонский пантократорский монастырь. Монастырь пантократор на святой горе афон

Монастырь Пантократор

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV — начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом — в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Читать еще:  Видеть во сне что опаздываешь на поезд. К чему снится опоздать на поезд — сонник: опаздывать на поезд

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон. Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Читать еще:  К чему снится стоять на карнизе. Если снится Карниз к чему это

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

Монастырь Пантократор

Расположен в 7,5 км от Кареи на северо-восточном склоне Святой Горы.
Основан в 1361 году.
Престольный праздник — Преображение Господне. Настоятель — архимандрит Гавриил.
Занимает седьмое место в святогорской иерархии.
В начале ХХ века в монастыре было 200 монахов. Сейчас их около 30.

Монастырь стоит на отдельном скалистом холме, возвышающемся на 47 метров над поверхностью обычно бурного моря, и окружен живописной долиной.

История основания монастыря

Греческое название Пантократор на русском языке означает “Вседержитель”. Основателем монастыря считается византийский полководец («великий стратопедарх») Алексий, освободивший Константинополь от рабства латинян, и его брат Иоанн, один из сановников цареградского двора («великий примикирий»). Оба брата нашли себе покой в стенах Пантократора, где и до настоящего времени хранится мраморная гробница с прахом создателей монастыря. Важно, что организации обители способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, их родственник.

Последующие императоры продолжали оказывать помощь Пантократору. Преодолевать экономический кризис, возникший после турецкого завоевания, монастырю помогали простые и сановные греки и господари придунайских княжеств. Существенную помощь монастырю оказала и императрица Екатерина II, позволившая в 1762 году инокам Пантократора собирать деньги в России. Сильные пожары в 1773 г. и потом в 1948 г. нанесли монастырю большой ущерб. После первого пожара значительные усилия для восстановления обители приложил старший ризничный обители монах Кирилл, а последствия второго были ликвидированы греческим государством.

Устройство Пантократора

В плане монастырь представляет собой неправильный четырехугольник, обнесенный каменной стеной с высокими башнями-бойницами. На стене расположены кельи насельников в несколько этажей, отчего монастырь кажется снаружи еще более высоким. Монастырь разделен как бы на два двора. В меньшем первом дворе — гостиные кельи, комнаты для рабочих, высокая башня с часовней наверху и ризницей внизу; во втором дворе — Соборная церковь, трапезная, колокольня.

Монастырский собор и часовни

Соборный храм во имя Преображения Господня построен из белого мрамора. Его легкий купол покоится на четырех толстых мраморных колоннах. Из такого же мрамора в 1847 году выложен и весь пол. Позади деревянного иконостаса, восстановленного в 1748 году, стоит иконостас времен постройки собора, изготовленный из мрамора. Собор и его притвор были расписаны знаменитым византийским живописцем и иконописцем Палеологовского периода Мануилом Панселином (конец XIII — начало XIV вв.).

Н. Муравьев, пораженный произведениями Панселина, убедил пантократорцев сохранить на стенах собора следы древнего живописного творчества, которые представляют собой лучшие образцы византийской живописи. В литийном притворе собора сохранились лики Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, Пречистой Девы Богородицы и Предтечи Господня, уцелевшие фрагменты колоссальной картины, находившейся над дверьми входа. Внутри храма — Успение Пресвятой Богородицы, лики Предтечи, Богослова, двух великомучеников Феодоров и отшельников Саввы и Антония.

Кроме главного собора в Пантократоре имеются часовни Успения Пресвятой Богородицы, трех Святителей, собора Архангелов, Вознесения Господня, св. Предтечи Иоанна, свт. Николая, св. Георгия Победоносца, св. вмч. целителя Пантелеймона.

Уникальное собрание икон Пантократора

Коллекция икон монастыря является одной из самых значительных на Афоне. Среди монастырских святынь в храме хранится чудотворная икона Божией Матери Геронтисса (Старица). Она расположена на левом столбе Соборного храма и имеет большие размеры: 196х76 см2. На иконе, с богатым серебряным окладом новой чеканки, Пресвятая Богородица в престарелом возрасте представлена в полный рост, в молитвенной позе, без Младенца Христа.

Название иконы (Геронтисса) связано с тем, что Богоматерь несколько раз Сама изъявляла Свою особенную заботу об умирающих старцах. Так, однажды во время Литургии Богоматерь предстала служащему иеромонаху и приказала ускорить службу для того, чтобы немедленно напутствовать Святыми Дарами старца, готового уже испустить дух.
А когда сарацины грабили Пантократор, то прельщенные богатством, они сняли с иконы Пресвятой Богородицы серебряные ризы. Саму икону бросили в колодец и ушли. Но дорогой они были наказаны слепотой, и сами признали карающую силу Божией правды за святотатственный поступок с иконой. Прошло много лет, иноки опять собрались в монастырь. Икону они нашли в колодце невредимой.

Читать еще:  Интересные факты о нуле. Как появились цифры

Кроме частицы Животворящего Древа, здесь находятся части мощей св. Иоанна Предтечи, св. апостола Андрея, св. первомч. и архидиакона Стефана, св. Игнатия Богоносца, св. апостола Тита, свт. Иоанна Милостивого, свт. Иоанна Златоустого, свт. Афанасия Константинопольского и сщмч. Харалампия, преп. Иоанникия Великого, св. Феодора Стратилата, св. мч. Трифона, св. вмчч. Меркурия и Артемия, св. мч. Евстафия Плакиды, св. мц. Иулитты, св. вмч. Пантелеймона и сщмч. Ермолая, св. мц. Митродоры, преп. отец в Синае и Раифе избиенных, св. мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии, св. бесср. Космы.

Библиотека Пантократора

Из богатой рукописями и старинными книгами библиотеки выделяется знаменитая Псалтырь и так называемое «Евангелие Каливита». Это Евангелие приписывается св. Иоанну Кущнику. Хотя св. Иоанн Кущник жил в V в., а в Евангелии есть статьи, которые относятся к XI веку, эта своего рода энциклопедия духовных наук вне всякого сомнения является величайшей книгой в коллекции и представляет несомненный интерес.

Монастырские кельи

Игумен Пантократора св. Феона впоследствии стал митрополитом Солунским, (мощи его находятся в монастыре св. Афанасия близ Солуня), а в келье св. Василия Великого, принадлежащей Пантократору, пребывал прп. Феофил Мироточивый.

Пантократору принадлежит келья иконы Божьей Матери «Достойно есть», где по преданию святой ангел явился старцу перед иконой Богоматери и начертал молитву «Достойно есть» пальцем на камне.

Скит пророка Илии также принадлежит Пантократору.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. Все праздничные торжества проходили в Свято-Успенском соборе обители, который находится возле собора святого великомученика и целителя Пантелеимона. Кроме этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, по традиции, из Свято-Пантелеимоновой обители священнослужители, певчие и паломники прибыли в принадлежащий русскому монастырю Свято-Успенский скит «Ксилургу», дабы украсить Престольный […]

Монастырь Пантократор (Афон)

Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон, 7-й в диптихе афонских монастырей; основан не позднее XIV века. Престольный праздник: 6 (19) августа, Преображение Господне.

Содержание

Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος ) находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора.

Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога двумя его родственниками, представителями византийской знати: стратопедархом Алексием и его братом примикирием Иоанном в 1363 году. Впрочем, древняя традиция относит основание обители к XI веку и указывает на императора Алексия I Комнина, как на её первостроителя. Пантократор много страдал от пиратов и пожаров, но всякий раз восстанавливался на пожертвования благочестивых мирян. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи, а также ряд молдавских господарей. Соборный храм (XIV), сложенный из белого мрамора, освящён в честь Преображения Господня. Его архитектура отлична от других афонских храмов.

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геро́нтисса», т. е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображён сосуд с изливающимся через край елеем. Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой её название. Сосуд же на ризе изображён в память чуда, сотворённого Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма. Во время разорения Пантократора турками образ был брошен в колодец, серебряные ризы украдены. По дороге святотатцы, поражённые слепотой, и сами поняли, что понесли кару заслуженно. Восемьдесят лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи в колодце обрели образ невредимым.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи.

В Пантократоре и его окресностях подвизались: свт. Феона архиепископ Солунский, прп. Феофил Мироточивый, свт. Каллист, патриарх Константинопольский, свт. Григорий Палама, свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский, и прп. Паисий Величковский.

Пантократоре — последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году.

В обители пребывают: чудотворная икона Божией Матери «Геро́нтисса», часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца, св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость — Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику.

Источники:

http://monasterium.by/svyataya_gora_afon/monastyri/monastyr-pantokrator/
http://visitafon.ru/history/monastery/pantokrator/
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD)

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: