Афанасий александрийский. Св

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Афанасий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На иконе Афанасий Великий изображен в образе благообразного старца в одеянии архиепископа. На духовное воспитание будущего Александрийского архиепископа оказали влияние два человека. Это Патриарх Александр и Антоний Великий. Дни почитания 31 января и 15 мая.

Житие святого Афанасия Великого

Афанасий жил в Египте город Александрия в христианской богатой семье. Он был высокообразованной личностью и глубоко изучил Святое Писание. С детских лет познакомился с патриархом Александром.

Дети как-то играли у моря, среди них был Афанасий, который взял на себя роль епископа и окрестил детей идолопоклонников. Это видел Патриарх, который попросил привести детей. Он долго разговаривал с ними и убедился, что крещение было проведено правильно, завершил миропомазанием. С тех пор Александр следил за духовным развитием Афанасия и сделал его чтецом, а затем посвятил в чин диакона. На Вселенском соборе, где он сопровождал Александра, выступил с осуждением арианской ереси.

Противники православной веры ненавидели Афанасия и преследовали его всю жизнь.

После кончины Патриарха Афанасий в возрасте двадцать восемь лет был посвящен в чин епископа и возглавил церковь Александрии. Больше сорока лет подвергался гонениям, испытал много клеветы, скрывался в пустыне. На лжесоборе его лишили сана архиепископа, но он продолжал борьбу с еретиками.

Константин Великий был покровителем православной веры, но колебался между арианами и христианами. Этим пользовались еретики. Они нашептали императору:

  • что Афанасий берет налоги, минуя царскую казну;
  • что он колдун;
  • преступник и распутник.

Константин видел вражду и предложил архиепископу временно скрыться. Большую часть жизни святитель провел в ссылках и изгнании.

Ненависть ариан против Афанасия не знала предела. Они подкупили женщину, чтобы она оклеветала архиепископа. Когда состоялся суд, женщина утверждала, что Афанасий поступил с ней беззаконно. Пресвитер Тимофей, неожиданно вошел и спросил, он ли виновник акта насилия. На что женщина ответила утвердительно. Она даже в глаза не видела святого Афанасия. Судьи в ответ только рассмеялись.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Враги не унимались и обвинили его в убийстве Арсения. Как доказательство принесли в суд руку мертвого человека. Многие судьи подтвердили, что это рука Арсения. Тогда Афанасий попросил войти невредимого Арсения.

Когда скончался Константин, на трон взошел его сын Констанций, приверженец ариан. Архиепископ Александрийский скрылся в Риме, где жил три года. Император погиб, но новый повелитель Юлиан продолжил угнетать православных, злость обрушил на Афанасия. Юлиан хотел убить его, но погиб от стрелы в бою. Его последователь Валент много зла содеял православным, но боялся мятежа местных жителей Александрии и разрешил архиепископу вернуться.

Творения святого

Афанасий скончался в возрасте 76 лет. И до наших дней дошли многие его творения:

  • четыре «Слова»;
  • письменное обращение к Епиктету, епископу Тмуитском и императору Констанцию.

Известны толкования на псалмы святителя Афанасия Великого Александрийского архиепископа к Святому Писанию. Молитвы у иконы святому смягчают сердце, наполняют верой, учат смирению и терпении.

Молитва Афанасию Великому:

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно еще посмотреть и видео рассказ о святом Афанасие:

Святитель Афана ́ сий Великий , архиепископ Александрийский

Дни памяти

Житие

Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1Цар.1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.

Читать еще:  Точный гороскоп на год по дате рождения. Персональный гороскоп

В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.

В 326 г. по смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.

Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.

В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.

Меж­ду тем злоб­ная нена­висть про­тив­ни­ков Афа­на­сия так воз­рос­ла, что к од­ной лжи они при­ло­жи­ли еще но­вую: под­ку­пи­ли од­ну бес­стыд­ную жен­щи­ну воз­ве­сти кле­ве­ту на свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что он со­вер­шил с нею без­за­ко­ние. Ко­гда на­чал­ся суд, судьи се­ли на сво­их ме­стах и кле­вет­ни­ки пред­ста­ли, бы­ла вве­де­на и эта жен­щи­на. С пла­чем дол­го жа­ло­ва­лась она на свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го ни­ко­гда не ви­да­ла и да­же не зна­ла, ка­ков он по ви­ду. Все слу­ша­ли в недо­уме­нии. А она и не хо­те­ла знать бла­го­че­стия еван­гель­ско­го, ра­ду­ясь, что мно­го де­нег ей да­ли. В то вре­мя друг Афа­на­сия пре­сви­тер Ти­мо­фей, стоя с ним за две­ря­ми и все слы­ша, воз­му­тил­ся ду­хом и, неожи­дан­но вой­дя внутрь су­ди­ли­ща, с по­спеш­но­стью стал пе­ред гла­за­ми той кле­вет­ни­цы, как буд­то он был сам Афа­на­сий; он сме­ло об­ра­тил­ся к ней: «Я ли со­вер­шил над то­бою но­чью на­си­лие, как ты го­во­ришь?» И она еще с боль­шим бес­стыд­ством возо­пи­ла к су­дьям: «Сей, сей че­ло­век мой рас­тли­тель и зло­умыш­лен­ник про­тив мо­ей чи­сто­ты; он. » Судьи рас­сме­я­лись, уви­дев под­лость, разыг­ран­ную ко­ме­дию, и про­гна­ли ее. Но про­тив­ни­ки св. Афа­на­сия, хо­тя и усты­ди­лись, но не успо­ко­и­лись и ста­ли об­ви­нять его в убий­стве Ар­се­ния, по­ка­зы­вая ка­кую-то страш­ную на вид мерт­вую ру­ку. Свя­той Афа­на­сий тер­пе­ли­во слу­шал их и мол­чал, по­том спро­сил: «Есть ли сре­ди вас, кто хо­ро­шо знал Ар­се­ния? Кто из вас мо­жет под­твер­дить дей­стви­тель­но ли это его ру­ка?» И под­ня­лись боль­шин­ство непра­вед­ных су­дей, под­ско­чи­ли и ста­ли утвер­ждать, что дей­стви­тель­но это ру­ка Ар­се­ния. И то­гда, ко­гда они по­ка­за­ли свое гряз­ное серд­це и ко­вар­ство свое, свя­ти­тель ото­дви­нул за­на­вес­ку, за ко­то­рой сто­ял Ар­се­ний, вы­вел его пе­ред со­бра­ни­ем и спро­сил: «А это кто сто­ит пе­ред ва­ми? Вы ска­за­ли, что Ар­се­ния нет в жи­вых, это его ру­ка». И все при­шли в ужас. «Вот, му­жи, и Ар­се­ний! – объ­явил свя­ти­тель Афа­на­сий. – Вот и ру­ки его, ко­то­рые со­всем не бы­ли от­се­че­ны! По­ка­жи­те же и вы сво­е­го Ар­се­ния, ес­ли та­ко­го име­е­те, и по­ве­дай­те, ко­му при­над­ле­жит от­се­чен­ная ру­ка, ко­то­рая осуж­да­ет вас са­мих, как сде­лав­ших это пре­ступ­ле­ние». Но су­дии про­дол­жа­ли про­во­дить суд, ис­то­щая все свои кле­ве­ты. И свя­ти­тель Афа­на­сий, не вы­но­ся со­вер­ша­е­мой неспра­вед­ли­во­сти, вслух за­сви­де­тель­ство­вал все­му со­бо­ру: «Угас­ла прав­да, по­пра­на ис­ти­на, по­гиб­ло пра­во­су­дие, ис­чез­ло у су­дей за­кон­ное рас­сле­до­ва­ние и осто­рож­ное рас­смот­ре­ние дел! Раз­ве за­кон­но, чтобы же­ла­ю­щий оправ­дать­ся со­дер­жал­ся в узах, а суд все­го де­ла был бы по­ру­чен кле­вет­ни­кам и вра­гам, и чтобы са­ми ого­вор­щи­ки су­ди­ли то­го, на ко­го кле­ве­щут?» Им­пе­ра­то­ром свя­ти­тель был оправ­дан и по­слан на свою Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.

Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.

Читать еще:  Разум и чувства цитаты известных людей. Высказывания великих людей о чувствах, уме, разуме и эго

По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.

46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали “епископом”, совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято [1].

Осенью 335 года свт. Афанасий прибыл в Константинополь и просил императора Константина Великого собрать в столице всех епископов Тирского Собора, чтобы в его присутствии снять с себя обвинения, выдвинутые против него этим Собором. Император согласился, однако в 336 году на Собор в Константинополе собрались главные антиникейцы, они запугивали епископов недружественным настроением императора, и многие епископы разъехались по епархиям. Против свт. Афанасия было выдвинуто новое, крайне опасное обвинение: будто он угрожал помешать поставкам хлеба из Египта в Константинополь. Император Константин сослал свт. Афанасия в Августу Треверов (ныне Трир). При этом император запретил избирать нового епископа на Александрийскую кафедру [2].

По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.

Читать еще:  Сладкие поцелуи.

Скончался 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Молитвословия

Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 , Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.

Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре “Слова”, направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его “История ариан для монахов” написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том “Bibliotheca patrum” Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей “Bibliotheca patrum graecorum dogmatica” (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: “Описания праздников”, составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( “Творения святых отцев в рус. пер.”, изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. “Богословский вестник”, 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: “Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания”. Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: “Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.” СПб., 1858. То же. “Христианское чтение”, 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: “Вся мне предана суть Отцем Моим”. – Из беседы о слепорожденном. – В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: “Христианское чтение”, 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. – “Христианское чтение”, 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. – Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. – Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. – Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. – Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. – Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. – Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. – Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. – Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. – Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. – Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. – Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. – В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/svyatitel-afanasij-velikij/
http://azbyka.ru/days/sv-afanasij-velikij
http://drevo-info.ru/articles/8689.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: