Абстрактное конкретное гегель научном понятии. Абстрактные и конкретные термины

Содержание

Абстрактное (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; конкретное (лат. сгущённый, сросшийся) — многостороннее, сложное, развитое, целостное.

В истории философии до Гегеля конкретное понималось главным образом как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений (чувственное конкретное, см. ниже), абстрактное — как характеристика исключительно продуктов мышления (абстракция). Гегель первый ввёл в философию категории абстрактного и конкретного в том специфическом смысле, который получил своё дальнейшее развитие в марксистской философии: конкретное — синоним диалектической взаимосвязи, расчленённой целостности; абстрактное — не метафизическая противоположность конкретного, а этап движения самого конкретного, нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся конкретное (отношение абстрактного и конкретного Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, жёлудя и дуба). Однако конкретное, по Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышления, «абсолютной идеи». Природа же и общественные отношения людей выступают «инобытием», более или менее абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа.

Для марксистской философии носителем, субъектом конкретного является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. Конкретное предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в её основе существенным, закономерным отношением; конкретное же познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета.

Абстрактное в самой действительности есть выражение неполноты, неразвёрнутости, неразвитости, ограниченности любого её фрагмента, поскольку он берётся сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. Абстрактное знание, соответственно, противостоит конкретному знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне её обусловленности специфическим характером целого.

Таким образом, если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических связей, ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность. Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, которое отправляется от чувственного многообразия конкретного и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях.

Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое есть всеобщая форма развёртывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях, метод изучения действительности, суть которого состоит в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении.

Философская категория конкретного имеет два смысла. В первом — конкретное есть сама предстоящая исследованию реальность, то, что должно быть изучено. Исследователю такое конкретное дано в его опыте — непосредственном переживании и представлении — как предметно-чувственная целостность, не расчленённая ещё в теоретическом анализе. Конкретное в таком понимании (чувственное конкретное) — отправной пункт исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает первоначальное движение от конкретного (данного в созерцании) к абстрактному. На этом пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, которые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Непосредственно данная целостность расчленяется, из неё выделяются для специального изучения отдельные стороны и связи, а целью является получение общих абстрактных знаний. Соотносимое с таким пониманием конкретного абстрактное и беднее и богаче конкретного: оно есть лишь сторона, момент познания чувственного многообразия, но также и проникновение в это отдельное, его закон.

Читать еще:  Лазарева суббота в можно ли убираться. Лазарева суббота, традиции

Во втором смысле категория конкретного характеризует степень и глубину отражения в теоретическом мышлении реальности в системе её существенных взаимосвязей. Конкретное в этом смысле (мысленное конкретное) — характеристика знания, итог исследования, научное понятие об объекте. Восхождение от абстрактного к конкретному является способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчленённость исследуемого объекта и единство всех его сторон.

Определение знания в качестве конкретного или абстрактного — относительно и имеет смысл лишь в сопоставлении двух знаний, отнесённых к одной и той же реальности. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод исследования применим только для изучения целого, представимого как органическая система связей. Первым шагом является при этом выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении — изоляции — этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей — конкретизация предмета изучения — проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.

абстрактное и конкретное

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts — отвлеченный и concretus — густой, уплотненный) — философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром.

К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория.

Читать еще:  Православный календарь года на июнь июль. Православные посты в июне

Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, — пишет Маркс, — потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания.

Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Понятия конкретные и абстрактные

Конкретные понятия это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война», явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.

Абстрактные понятия это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство» (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей», а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».

Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» – общее, конкретное; а «посредничество» – общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» – единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» – единичное, абстрактное.

Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом – множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом – в качестве десигнатов понятия «равенство».

Читать еще:  Кто настоятель сретенского монастыря. Митрополит Тихон (Шевкунов) попрощается с прихожанами Сретенского монастыря

Деление понятий на конкретные и абстрактные – относительно. Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» – абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» – это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» – абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное — «юрист», а «жертва некомпетентности» – конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное – «некомпетентность».

Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» – «гражданственность», «работник» – «профессионализм», «заработная плата» – «платность», «суд» – «судимость».

Понятия безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).

Соотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».

Пример: понятия «три» и «пять» – безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 – «числитель», а число 5 – «знаменатель» – это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты – числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.

Иллюстрацией природы соотносительных понятий является шутка: на вопрос, кто кого порождает, «отец – сына» или «сын – отца», следует парадоксальный, на первый взгляд, ответ: «сын порождает отца», и такой ответ верен. Если спросить мужчину, первым ребенком у которого был сын, когда он стал отцом, он назовет дату рождения своего первенца.

Приобретаемые человеком в результате образования понятия не являются соотносительными («юрист», «инженер»).

Источники:

http://esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%98%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5
http://gufo.me/dict/epistemology_encyclopedia/%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5
http://helpiks.org/6-43015.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: