— А эти общины как-то между собой взаимодействуют? — А как было с октябрятами-пионерами-комсомольцами.

Вещи из СССР: Символы и атрибуты октябрят, пионеров и комсомольцев, личные воспоминания

Мы, люди старшего поколения вспоминаем СССР, я думаю, чаще всего потому, что в то время прошли наши лучшие годы: беззаботное детство, романтическая юность, прекрасная молодость. И среди множества вещей и воспоминаний советского времени нельзя не отметить детские и юношеские организации с их символами и атрибутами. Они прошли с нами с самого детства и до вполне сознательного возраста.

Почти все люди моего поколения побывали октябрятами, пионерами, комсомольцами. И многие из них с удовольствием вспоминают свои школьные годы, когда являлись членами этих организаций, и не видят ничего плохого в тогдашнем воспитании подрастающего поколения. Я вспоминаю, что мы, советские дети, считали такое наше воспитание нормой и с трепетом относились к вступлению и в октябрята, и в пионеры, и, тем более, в комсомол.

Я очень хорошо помню, с каким нетерпением, поступив в 1 класс, ожидала приёма в октябрята. Мы, первоклассники, воспринимали это событие, как настоящий праздник. И вот, спустя два с небольшим месяца, перед октябрьскими праздниками нам, мне и моим одноклассникам, в торжественной обстановке вручили наш первый нагрудный значок – пятиконечную звёздочку с портретом Ленина в детстве, который мы носили до вступления в пионеры. Какая это была для нас радость и гордость: мы не просто школьники, мы – октябрята! Само это слово октябрята появилось в 1924 году в Москве, когда стали возникать первые группы детей, в которые принимали ребят – ровесников Октябрьской революции, то есть детей 7 лет.

Октябрята готовились стать пионерами, выполняли правила октябрят. А эти правила учили только хорошему: прилежно учиться, уважать старших, быть честными и правдивыми, уметь дружить с другими ребятами, любить трудиться. Эти правила часто печатали на обратной стороне обложек школьных тетрадей.

А кто из советских пионеров, не помнит, как мы волновались, готовясь вступить в ряды массовой общественно-политической детской организации? Как под звуки горнов и барабанов нам повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно произносили слова клятвы?

Всесоюзная пионерская организация имела свою символику, которая была идейно связана с символами Советского государства. Она выражала преемственность и единство коммунистов, комсомольцев и пионеров: Красный отрядный флаг, красный пионерский галстук, пионерский салют, пионерский значок.

В пионеры принимали школьников в возрасте от 9 до 14 лет. Я помню, что это происходило весной, в день рождения Ленина – 22 апреля, когда мы заканчивали 3 класс. Ожидая этот торжественный день, мы старались учиться как можно лучше, выполнять правила октябрят, совершать добрые поступки. Принимали в пионеры сразу весь класс на торжественной линейке. Мы сначала называли свои имена и фамилии индивидуально, а потом все вместе произносили Торжественное обещание пионеров Советского Союза, в котором клялись «горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза». Потом комсомольцы и старшие пионеры повязывали нам красные пионерские галстуки и вручали пионерские значки.

Пионерский галстук являлся символом принадлежности к пионерской организации, считался частицей Красного знамени, под которым деды и отцы шли в бой. Три его конца символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Пионерский значок тоже был символом пионерской организации в СССР. Вместе с пионерским галстуком он являлся атрибутом пионерской формы, которая отличала школьников – пионеров.

Законы пионеров СССР, как и правила октябрят, воспитывали детей и подростков в духе высоких моральных принципов. Например, в законах пионеров говорилось, что пионеры должны трудиться и учиться для блага Родины, готовиться стать ее защитниками; они должны быть активными борцами за мир во всём мире, быть друзьями пионерам и детям трудящихся всех стран; должны дорожить честью своей организации, своими делами и поступками укреплять ее авторитет; должны быть надежными товарищами, уважать старших, заботиться о младших, всегда поступать по совести.

У каждого пионерского отряда был свой флаг. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники и прочее. Пионерские горны и барабаны были неотъемлемыми атрибутами каждой пионерской дружины. Вместе с ними и красным знаменем проходили торжественные линейки, праздники, марши. Многие мальчики мечтали стать горнистами или барабанщиками. Хранились отрядные флаги в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, хранились горны и барабаны.

Мы, пионеры, выписывали и читали свою газету – «Пионерскую правду». Это была советская газета для детей. В СССР она была печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации.

Читать еще:  К чему снится ветрянка на лице. К чему снится болезнь ветрянка: будьте осторожны

Основой пионерской организации являлась пионерская дружина.
Пионерские дружины создавались школах, детских домах, школах-интернатах . В пионерских лагерях и детских санаториях создавались временные пионерские дружины.
Высший орган дружины, отряда, звена — пионерский сбор.
Для организации текущей работы сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда — совет отряда, сбор звена — звеньевого. Совет дружины создавал пионерские отряды, организовывал повседневную жизнь пионеров в дружине, деятельность различных объединений, руководил работой штабов, советов, комиссий, вел учебу пионерского актива, давал рекомендацию пионерам для вступления в члены ВЛКСМ.В СССР были построены прекрасные Дворцы пионеров и пионерские лагеря.

Помню, День Всесоюзной пионерской организации в СССР официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Мы к этому дню готовили концерты, разные выступления, спортивные соревнования. А вечером обязательно жгли костры, пели пионерские песни.

Пионерская организация в СССР тесно взаимодействовала со школой, работала совместно с другими общественными организациями и государственными учреждениями, в содружестве с семьей. Она выполняла в советском обществе функции: включала советских детей и подростков в практику коммунистического строительства; готовила резерв ВЛКСМ; содействовала всестороннему развитию личности, формируя активную гражданскую позицию.

А комсомол — это юность. Комсомол — это самые прекрасные воспоминания! Я помню, как готовилась к вступлению в члены ВЛКСМ. Читала об истории комсомола, о датах его съездов и пленумов и их решениях, изучала биографии героев – комсомольцев и сведения об орденах, которыми был награждён комсомол. Также необходимо было знать принцип демократического централизма и многое другое. Принимали в комсомол с 14 лет, в его членах можно было состоять до 28 лет.

Конечно, главным документом комсомольцев был комсомольский билет. Комсомольский билет – это документ, где производился учёт обязательных членских взносов. Документ имел серийный номер и был выполнен на бумаге с водяными знаками. Цвет обложки у него был красный. Комсомольский значок являлся символом принадлежности к ВЛКСМ. Нагрудный значок члена ВЛКСМ выглядел так: красное знамя с барельефом В. И. Ленина и надписью “ВЛКСМ”.

Комсомол – организация, которая в течение десятилетий служила школой жизни для многих поколений советских людей; организация, внесшая огромный вклад в героическую историю нашей Родины. Комсомол — это тот фундамент, который формировал советского человека, его личностные качества. Здесь утверждались жизненные взгляды молодежи, здесь приобретался первый опыт общественной работы.

Нет в истории других примеров такого мощного молодежного движения, каким был комсомол. В мирное время и в годы войн, плечом к плечу с коммунистами, комсомольцы первыми шли в бой, на целину, на стройки, в космос и вели за собой молодежь. На каждом историческом рубеже комсомол выдвигал из своей среды тысячи и тысячи молодых героев, прославивших его своими подвигами. Их пример беззаветного служения Родине, народу всегда будет в памяти нынешних и будущих поколений.

Преемственность детских и юношеских организаций в СССР: октябрята – пионеры – комсомольцы являлась единой системой воспитания подрастающего поколения. Эти организации учили советских детей и подростков жизни в обществе, общению со сверстниками, воспитывали стремление к совершенствованию, развитию и желание равняться на лучших. Немаловажно и то, что эти организации являлись опорой педагогических коллективов в воспитании школьников. Мне кажется, даже родителям в советское время было легче воспитывать своих детей, напоминая им, что они октябрята, пионеры или комсомольцы.

Конечно, это была система, и она носила государственный характер и ставила в первую очередь идеологическое воспитание детей, стремилась вырастить граждан, преданных коммунистической партии и государству.

Сейчас многие находят в таком подходе к воспитанию молодёжи недостатки, они считают, что это было идеологическое затуманивание детских мозгов, превращавших людей в марионеток. Даже, если можно отчасти с этим согласиться, то, я думаю, никто не будет отрицать, что в советское время уровень преступности и наркомании среди молодежи был очень низким, особенно по сравнению с нашим временем.

Октябрята, пионеры, комсомольцы.

В СССР были так называемые октябрята, пионеры, комсомольсцы.

Неокторые думают, что это были такие “организации”. То есть пионерская организация, комсомольская организация.
Ну октябрятское понятное дело быть не могло. Слишком маленькие.

На самом деле в СССР не было никаких ни пионерских ни комсомольских организаций по факту.

Ну то есть не было такого, чтобы была какая-то там “пионерская организация” отдельно от школы или летнего лагеря для детей.
А все школы были на 100 процентов пионерскими равно как и все лагеря были на 100 процентов тоже пионерскими.
Никаких других школ и лагерей не было в принципе. Стало быть “пионэрия” это просто пустое место. По сути пионерами были ВСЕ.

Тоже самое “комсомольцы”. С поправкой на старшие классы школы, училища или институты. Ну возможно ещё и некие трудовые коллективы при которых были типа “ячейки” комсомольские. Насколько я знаю в комсомол тоже всех подряд гребли. Хотя тут не уверен.

Читать еще:  Феофан затворник - "основы православного воспитания". Правила и условия вступления в затвор

Ну то есть в октябрята обычно посвящали в 1-м классе на октябрские праздники. Торжественно раздавали значки с кучерявой личинкой Бланка ака “володя маленький”. Было два варианта. металический и пластиковый.

Это называлось Володя Ульянов, ну потому что как бы в детсве он же ешё не был Лениным.

У октябрят была главная задача – стать пионером. То есть чем раньше тебя примут в пионеры, тем более достойный ты октябрёнок.

Начинали принимать в третьем классе. Торжественно повязывали красный галстух. в основном всяким отличницам и подлизам.
Которые горделиво его носили на зависть остальным ученикам. К концу третьего класса впрочем принимали уже всех подряд.

Просто взять повязать галстук нагло и прийти в четвёртый класс считалось страшным святотатсвом. Как же без ритуала “приятие в пионеры”? Потому родители, которые по семейным обстоятельствам забирали детей из одной школы под конец третьего класса в статусе “октябрёнка” иногда даже специально отдавали детей в школу на пару недель только чтобы “с соблюдением всех ритуалов” приняли в пионеры. Иначе ребёнок будет чувствовать себя просто нарушителем священных традиций и заповедей.

Это всё равно как крест надеть не пройдя соответсвующую процедуру в Церкви и всем “как положено”. Всё равно что жениться без свадьбы. Как такое вообще возможно?

Отдельно надо сказать что не смотря на то что лагеря назывались “пионерскими” в них были и октябрята и вообще дошкольники. Ну и очевидно в некоторых уже и комсомольцы.

То есть фактически статус зависил от возраста, а ритуал “посвящения” только для самых впечатлительных и податливых к советской пропаганде детей имел какое-то значение. Впрочем естесвтенный инстинкт ребёнка “быть как все” не зависит ни от страны ни от режима. Это нормально. Чем и пользовались коммунисты.

Сами эти статусы по сути означали не членство в какой-то организации а “градус” зомбированности советскими всякими догмами.

То есть уже октябрятам рассказывали про дедушку Ленина. Про великий октябрь. Про проклятых белогвартейских фашистов. И фашистских белогвардейцев, которые хотели вновь чтобы были “бедные и богатые” а не так как в СССР все “одинаково живут” (как именно не уточнялось, главное что “одинаково”) Ну и конечно центральная тема была связана с Второй Мировой. В основном это проходило в виде приглашения Ветеранов. То есть живых Богов. Впрочем при СССР не было такого культа. Наоборот ветераны выставлялись скорее жертвами. Более того пионеры должны были им помагать. То есть не советское государство а родители детей должны были скидываться на подарочки ветеранам к 9-му числу. И потом разносить по домам престарелых и.т.п. В самой этой идее нет ничего плохого, если бы не очевидное противоречие “воевали за Великую Державу” а в итоге дети приносят раз в год пару яблок и конфеты, а держава вообще срать хотела.

Комсомольцев уже во всю отправляли на принудительные всякие работы. В основном это были лагеря “труда и отдыха”. То есть такие себе лагеря, куда загоняли ПТУ-шников для того чтобы они бесплатно убирали урожай на колхозных полях. Ну их конечно кормили. То есть пионерские лагеря это был ещё относительно “мягкий” режим. Там только подъём был в 7 утра, плюс линейки дурацкие. А всё остальное там было практически как в санатории, кроме конечно условий. Хотя условия были сильно разные потому что лагеря опять таки финансировало не государство а предприятия конкретные. Которые были сильно разные по материальному статусу. Потому были лагеря совершенно жуткие а были очень неплохие лагеря. Далеко не всем родителем можно было получить путёвку в лагерь ребёнку к тому же. Впрочем в основном это было доступно. Были скидки и.т.п.

Большинство пионерских лагерей носили имя какого-то героя как правило Второй Мировой. Зины Портновой, Вали Котика, Зои Космодемьянской и других малоизвестных героев. Впрочем были и лагеря имени Ворошилова например. Клемента Ефремовича.
И других руководителей сталинского СССР. И это в поздние 80-е в том числе. Иногда лагеря назывались просто по имени предприятия. Впрочем всё равно у них был и какой-то “святой” покровитель. Из пионеров-героев. Великомученников павших от рук фашистов.

Центральные аллеи этих лагерей были оформлены в виде портретов пионеров-героев. В обязательном порядке были прослушивания лекций на тему Второй Мировой при чём стоя. Как в православных храмах. Детям не разрешали садиться во время столь торжественных лекций.

То есть вся суть этой системы была направлена только для того чтобы промыть мозги подростающим личинкам советского человека. Ибо как известно информация усвоенная “на чистый лист” наиболее стойкая. И человек невольно всё то что он принял в детсве в качестве “святой истины” несёт с собой всю жизнь.

Именно поэтому коммунисты старались своим коммунизмом развратитить в как можно более юнном возрасте неокрепшие умы.

Что в принципе делают любые религиозные сектанты. Плюс всевозможная аттрибутика в виде горнов, баррабанов, пилоток. галстуков, значков. Но всё это носило абсолютно формальный характер, поскольку в том то и фокус, что поскольку это была советская система поголовного членства в фиктивных организациях, дети абсолютно не воспринимали это всё. Собственно кроме галстука, который носили “для красоты” (примерно с той же целью девочки красным цветом красят губы) ничего другого в пионерии в принципе не было. Октябрята и комсомольцы и вовсе пустое место.

Читать еще:  Толкователь торы и талмуда. Талмуд - это что такое? История и суть Талмуда

Что в СССР делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята?

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

Подробней об истории пионерского движения читайте в материале >>

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1–3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5d553a5103bdd4b79577a199/5e0eb14f78125e00b1ea2cd8
http://rosticus.livejournal.com/1649182.html
http://aif.ru/dontknows/eternal/1170643

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: