8 июля день семьи. июля в истории

Содержание

8 июля – День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии): история праздника

Очень известным праздником является День святого Валентина. Наверное, нет такого человека на нашей планете, который бы не слышал о нем. А вот о Дне семьи, верности, любви, который отмечается 8 июля (славянский день влюбленных), знают немногие люди. Давайте познакомимся с историей этого праздника и его традициями, ведь это часть нашей культуры.

8 июля, День семьи: история праздника

С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной повести, которую дети изучают еще в начальных классах школы. Произведение, ставшее памятником древнерусской литературы, было написано в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания.

Главными героями в повести выступают Петр и Феврония Муромские – благоверные супруги, которые своей жизнью показали главные духовные ценности. История их любви прошла через несколько веков, не затерялась среди других произведений и не забылась. Она положила начало светлому празднику, который недавно стал отмечаться в России 8 июля (День семьи, любви и верности).

Повесть о Петре и Февронии

Главные герои, которые предстают на суд читателей в повести, отождествлены с муромским князем и его супругой. Петр болел проказой. От своего мучающего недуга он не мог избавиться. Никто не был в силах помочь ему. Однажды князю приснился сон, в котором он увидел, что излечить его от страшной болезни может только Феврония – крестьянка, дочь пчеловода.

Встретившись с молодой и доброй красавицей, князь рассказал о своем недуге. Феврония сказала, что вылечит его, но взамен он должен жениться на ней. На такое условие князь согласился. Его привлекло не только излечение, но и благочестие, мудрость девушки, ее красота. Феврония исцелила Петра, и он сдержал свое обещание.

Бояре, узнав о произошедшем событии, осудили князя. Они потребовали, чтобы он отказался от своей жены, ведь она простолюдинка. Петр не совершил такой шаг, ведь ему было неважно, какое происхождение имеет Феврония. Вместе со своей женой он покинул Муром и отказался от княжества. Подобное отношение к Февронии, любовь к ней стали вечным примером. Для передачи новым поколениям таких примеров ценностей был создан в современное время праздник 8 июля – День Петра и Февронии, праздник дня влюбленных.

Возвращение в город и продолжение истории любви

Недолго Муром просуществовал без Петра и Февронии. Начавшаяся смута, происходящие убийства и злодеяния испугали бояр. Люди, обеспокоенные своей дальнейшей судьбой, попросили князя вернуться в город вместе со своей супругой. Петр и Феврония согласились на это.

Когда Петр вновь стал князем, его брак не разрушился. Приехавшая Феврония смогла завоевать уважение людей, живущих в этом городе. Ее животворящая сила любви была настолько великой, что жерди, воткнутые в землю, превращались в красивые деревья по ее благословению. Своей мудростью и добротой она расположила к себе горожан. Феврония никогда не оскорбляла тех людей, которые ее не любили. Она старалась преподать своим противникам безобидный урок, показать им совершаемые в жизни ошибки.

Смерть, не способная разлучить

8 июля – День семьи, любви и верности – олицетворяет вечную любовь. Она была в жизни Петра и Февронии. Люди, желающие когда-то разлучить супружескую пару, не смогли этого сделать. Это оказалось неподвластно не только им, но и смерти. Когда супруги почувствовали приближение конца своей жизни, они попросили у Бога смерть в один день и час и приготовили для себя общий гроб из камня с тонкой перегородкой.

В преклонном возрасте Петр и Феврония отправились в мужской и женский монастыри. Когда князь почувствовал, что умирает, он послал к своей супруге сообщить о том, что он ее ждет, хочет покинуть этот мир вместе с ней. В итоге в один день умерли Петр и Феврония.

Люди после смерти супругов положили тела в разные гробы. Желание умерших о погребении в одном гробе горожане не могли исполнить, потому что они считали подобное деяние несовместимым с монашеским путем, который проделал Петр вместе с Февронией. Тела оставили в разных обителях, а на следующий день обнаружили их вместе. Люди решили предпринять еще одну попытку и снова разлучили Петра и Февронию, но ничего в итоге у них не вышло. Тела супругов вновь оказались в едином гробу. В третий раз жители Мурома уже не стали их разлучать. Петр и Феврония были похоронены вместе.

Появление праздника в России

В 1547 году Петра и Февронию причислили к лику угодников Божьих, т. е. их канонизировали. Супруги стали считаться святыми. День их памяти приходился на 25 июня (8 июля по новому стилю). В 2001 году Валентин Качеван, являющийся мэром Мурома, предложил в июле 8 число сделать праздником. Было собрано огромное количество подписей людей. Все они были направлены в Государственную Думу.

Предпринятые меры оказались ненапрасными. День святых князей Петра и Февронии стал Всероссийским днем семейного счастья и супружеской любви. С этого момента 8 июля – праздник. Для разработки атрибутики и символики этого особого дня в году был создан специальный оргкомитет. Его возглавила Светлана Медведева, являющаяся супругой Дмитрия Медведева, который на тот момент был президентом.

Символика Дня семьи, верности и любви

Созданный оргкомитет разработал то, что входило в его планы. Символом праздника стала ромашка, у которой среди белых лепестков есть пара разноцветных. Один лепесток окрашен в синий цвет, а другой – в красный. Ромашка была утверждена неспроста. Этот цветок с давних времен считался символом любви. Ромашки использовали для гаданий «любит – не любит». Их также дарили юноши и мужчины своим дамам сердца и женам в знак уважения, внимания и любви.

Читать еще:  Ритуал на деньги: как призвать на помощь силу природных стихий. Как призвать в помощь духов-помощников: советы экспертов

Оргкомитетом еще была разработана медаль «За любовь и верность» для вручения 8 июля тем семьям нашей страны, которые могут послужить примером для других людей. На медали с одной стороны имеется портрет святых – Петра и Февронии. Противоположная сторона украшена символом праздника – красивой ромашкой.

Памятники муромской паре

В связи с появлением Дня семьи, любви и верности в России начали возводиться памятники Петру и Февронии. Первый из них появился в 2008 году в Муроме, где и жила когда-то влюбленная пара. Скульптурная композиция была выполнена по проекту Николая Щербакова под названием «Союз любви – мудрый брак» и установлена перед городским ЗАГСом к 8 июля. Праздник в этот день освещался в Муроме именно с этого события. В следующем году памятники Петру и Февронии появились в Архангельске, Сочи, Ульяновске, Ярославле, Абакане. Позднее они были возведены в других населенных пунктах нашей страны.

На сегодняшний день идею создания памятника к 8 июля воплотили в жизнь более 60 городов России. Все скульптуры выглядят по-разному, ведь они не создавались по единому образцу. У каждого проекта есть свой автор, который придумал определенный образ и воплотил его в камне, но смысл всех памятников единый – это олицетворение семьи, вечной любви и верности.

Традиции и приметы праздника

В День святых Петра и Февронии стало доброй традицией приходить к памятнику. Это делают как влюбленные пары, так и одинокие люди, мечтающие найти свою вторую половинку. Принято также новобрачным приходить к скульптуре Петра и Февронии и просить у святых помощи в сохранении любви и верности друг к другу.

Традицией и приметой стало заключение браков 8 июля. Есть поверье, что люди, заключившие союз в этот день, проживут вместе долгую и счастливую жизнь. Их брак будет крепким и благополучным. Года не смогут его разрушить.

День Семьи, Любви и Верности: история и традиции праздника

В России есть свой праздник влюбленных! Праздник влюбленных и любящих, тех, кто идет по жизни вместе, «в горе и в радости»! 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, то есть всего того прекрасного, к чему собственно и приводит это чудесное чувство любви.

Идея праздновать в России день семейных ценностей возникла в городе Муроме Владимирской области еще в середине 1990-х годов, но в праздничный календарь этот праздник внесли только в 2008 году (благодаря Светлане Владимировне Медведевой (супруге Медведева Д.А.). Почему же именно 8 июля и что связывает этот праздник именно с Муромом?

С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной повести, которую дети изучают еще в начальных классах школы. Произведение, ставшее памятником древнерусской литературы, было написано в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания. Главными героями в повести выступают Петр и Феврония Муромские – благоверные супруги, которые своей жизнью показали главные духовные ценности. История их любви прошла через несколько веков, не затерялась среди других произведений и не забылась. Именно она положила начало светлому празднику — Дню Петра и Февронии (День семьи, любви и верности).

Легенда о Петре и Февронии

Имена святых Петра и Февронии историки и исследователи связывают с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей. Их история началась в древнерусском городе Муроме в 13 веке.

Преподобный Петр (Давид Юрьевич в миру) являлся младшим братом князя Павла, который правил в Муроме. В семье Павла произошло несчастье — к его жене по наваждению дьявола стал прилетать змей. Она в отчаянии рассказала обо всем мужу. Тот велел жене выведать у злодея тайну его смерти. Оказалось, что победить этого змея сможет только Петр при помощи Агрикова меча.

Князь Петр узнал об этом и сразу же решил покарать злодея. Понадеявшись на божью помощь, во время молитвы он узнал, где хранится Агриков меч. Затем он выследил змея, и убил его. Но перед смертью змей обрызгал его своей ядовитой кровью. После этого князя поразила опасная болезнь — все его тело покрылось язвами. Считают, что это была проказа, от которой никто не мог его излечить.

Князь уже и не надеялся поправиться, но однажды во сне он увидел молодую девушку Ефросинью, дочь бортника, которая жила под Рязанью, в деревни Ласковая. Он понял, что только она одна могла исцелить его. В своей деревне эта девушка была известна как травница и, благодаря своей доброте, она лечила всех приходящих к ней.

Князь обратился к ней за помощью. Девушка пообещала вылечить его, если он возьмет ее в жены. Князь дал обещание жениться на ней, но не сдержал его, когда уже был здоров. Он посчитал простолюдинку недостойной невестой. Но болезнь с новой силой стала мучить его. Князь снова попросил помощи у Ефросиньи и на этот раз сдержал свое обещание — взял её в жёны.

Через некоторое время умер старший брат князя, и Давид Юрьевич занял его место. Он княжил в этом городе с 1205 года, в течение 23-х лет. Но местные бояре стали требовать, чтобы князь отказался от княжения или от простой жены. Бояре стали наговаривать на молодую супругу князя, но он не поверил им.

Петр очень любил жену и остановился на оставлении трона. Молодая пара уселась в лодку и отплыла по реке Оке. Жили они просто, как обычные люди и важным было то, что они находятся рядом. А в это время в Муроме начался хаос. Город остался без законного правителя, большинство хотели завладеть престолом. В городе началась жестокая смута: волнения, убийства. Народ просил вернуться князя с женой обратно.

Богатства мира не стоили для них ничего в сравнении с подлинным богатством любви, верностью и святости брака. Пройдя через трудности добровольного изгнания, эти святые вернулись в Муром и получили законную власть. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и благотворительными делами. Ефросинье вскоре удалось завоевать любовь и уважение городской знати и простых людей.

Читать еще:  Как решать примеры столбиком на вычитание. Как научить собаку команде «Сидеть»

Благочестивые супруги уже в преклонном возрасте решили принять монашеский постриг в разных монастырях. После этого они получили имена Петр и Феврония. Они молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Они специально даже приготовили гроб, в котором посередине имелась тонкая перегородка. Долго еще жили князь Пётр и княгиня Ефросинья в любви и дружбе. Их молитвы были услышаны, они оба скончались каждый в своей келье в 1228 году в один день и час — 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю.

Но люди не захотели хоронить монахов в одном гробу, сочтя это нечестивым. Воля усопших была нарушена, а на следующий день их тела снова оказались вместе. Два раза тела разносили по разным храмам, но дважды они оказывались рядом. Тогда их все-таки погребли в одном гробу в одной могиле, и посадили зелёный куст. Пришла весна, и зацвели на нём белые душистые цветы. Говорят, от того куста на земле черёмуха пошла.

В конце XVIII века святые мощи Петра и Февронии положили в одну гробницу и сейчас они находятся в Муромском Свято-Троицком монастыре. Сегодня многие приезжают сюда, чтобы поклониться этим мощам. А православная церковь причислила их к лику святых.

Значение праздника

Такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, нежность и верность очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Она нужна для воспитания детей. К сожалению, в последние годы ценность семьи существенно упала в глазах молодого поколения, и она утратила свое прежнее значение. Именно по этой причине нам еще больше следует стремиться к идеалам, о которых напоминает этот праздник. Мы все должны брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности.

Медаль «За любовь и верность»

В честь этого праздника была создана специальная памятная медаль, «За любовь и верность». Она была учреждена Федеральным оргкомитетом и вручается 8 июля супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет. А символом праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» была выбрана ромашка. Этот полевой цветок издревле на Руси считался символом любви и верности.

Семья — это еще и важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В статье 38 Конституции РФ изложено, что:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Мероприятия и традиции на праздник

С каждым годом День семьи, любви и верности становится все более популярным в России. Жизнь с тех времен изменилась в нашей стране до неузнаваемости. Но остались и вечные, не приходящие ценности, к которым относятся любовь и семья. И сегодня люди мечтают о такой крепкой семье, какая была у Петра и Февронии. Праздник может стать неплохой альтернативой и католическому Дню Святого Валентина, который отмечается 14 февраля.

Всероссийский день, семьи, любви и верности следует проводить со своей семьей или с любимым человеком. На этот праздник не принято дарить поздравительные открытки, шоколад и разные сувениры. Лучшим подарком для любимого человека в этот день может стать букет полевых или садовых ромашек.

Во многих городах силами местных властей и общественных организаций проводятся различные праздничные и торжественные мероприятия: поздравительные концерты, выставки, ярмарки, благотворительные акции, а также чествование многодетных семей и супругов, проживших вместе более 25 лет.

В храмах проходят богослужения. Играется огромное количество свадеб. Многие века на Руси существовала традиция устраивать помолвку именно 8 июля. В современной России этот день теперь считается одним из самых удачных для проведения обряда венчания и заключения брака. У молодежи есть поверье, что он будет долгим и счастливым.

Уже стало традиционным проведение в российских городах и регионах информационно-просветительской акции «Подари мне жизнь!», приуроченной к данному празднику, которая направлена на снижение количества абортов в России и сохранения семейных ценностей. Все мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации.

Праздник «Всероссийский день семьи, любви и верности» получил широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций. Отмечается он по всей России, но главным центром торжеств ежегодно становится город Муром.

Этот праздник — замечательный повод собраться всей семьей, проявить особенную заботу о своих родных и близких. Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому ему так легко шагается — выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую дверь.

Поздравляю вас с Днем семьи, любви и верности!

В этот день вспомните о ваших родителях, супруге, детях, братьях, сестрах… Скажите им самые теплые и нежные слова любви, ведь в этом мире нет ничего более дорогого, чем близкие и родные люди! Берегите их!

День семьи, любви и верности: история Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю

Информацию о героях праздника — Петре и Февронии — мы можем найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую создал в эпоху Ивана Грозного известный автор Ермолай-Еразм.

Долгое время в истории вопрос об авторе повести вызывал ожесточенные споры. В основном из-за описываемой в повести действительности и повседневности — советские историки выражали опасение, что автор никак не мог принадлежать к эпохе Грозного, а скорее творил в XV веке. Тем не менее, авторитетные источниковеды настаивают, что Повесть создавалась в середине XVI века, а автором был известный публицист, автор «Книге о Троице» и «Слова о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи» — Ермолай Еразм.

Что нам известно об авторе?

Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.

По поручению Макария, того самого, венчавшего Ивана Грозного на царство, Ермолаем — Еразмом и была создана «Повесть о Петре и Февронии». Ее оригинальное название, кстати, намного длиннее. С полным текстом вы можете ознакомиться на сайте Института русской литературы РАН.

Читать еще:  Денежный гороскоп на январь скорпион. Гороскоп для женщины – Скорпиона

Для чего была написала Повесть?

История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.

Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».

Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но. но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.

Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипах

Хотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания связых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события).

Для тех, кто любит исторические детективы и поиск ошибок, у нас есть информация. День семьи, любви и верности отмечается 8 июля (25 июня). В «Книге глаголемой описание русских святых», которая на целый век старше самой Повести, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых. Но если мы заглянем в летопись, где содержатся сведения о Давиде Муромском, то дата будет отличаться. Во-первых, на год, во-вторых, месяцем смерти князя назван апрель.

Есть и второй вариант прототипа Петра (о крестьянке-Февронии сведений нет вообще). По мнению еще одно историка позапрошлого столетия с интересной фамилией Квашин-Самарин, святой князь Петр — это муромский князь Петр, предок в будущем очень известных бояр Овцыных и Володимировых. Хотя кто не захочет себе в предки святого? Тем не менее, источники предлагают нам факты для подтверждения этой теории: в двух муромских синодиках — тексты для поминовения — есть информация о жизни такого князя и его двух братьев. Правда сама запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и может быть копией уже с нее.

Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.

День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии

В самом деле, если внимательно прочитать Повесть, задумавшись над мотивами поступков ее героев, становится не совсем понятно, почему история отношений двух этих персонажей становится идеальным представлением о браке. Давайте еще раз обратимся к тексту.

Итак, муромский смелый князь Петр убивает мечом Змея, который под видом князя Павла — брата Петра — приходит к его жене. Ужасный дьявол, принимавший облик Павла, умирает, но его кровь попадает на Петра. В итоге князь тяжело заболевает — покрывается струпьями. Далее все идет по сказочному канону, который Ермолай Еразм не мог не использовать. На поиски целителя брошены все силы, но они не приносят никаких результатов. В итоге князю удается найти в глуши Февронию — дочь собирателя меда, незнатную, но мудрую девушку. С этого места начинаются отношения героев.

Феврония не хочет вылечить князя «просто так», даже зная о том, что Петр убил самого Змея-дьявола. По логике сказок, известных нам с детства, герой должен пройти испытание, чтобы получить прекрасную жену, но он его уже прошел! Увы, Феврония объявляет княжескому слуге следующие требования: «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь Петр же не хочет брать себе в жены девушку «из леса», и он ее обманывает: принимает лечение, но обещание свое жениться на Февронии не исполняет.

Казалось бы, грустный, но вполне реальный конец. Только вот Феврония — будущая святая —оказывается хитрее: она обманывает Петра. Передавая снадобье слуге Петра, она говорит следующее: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!». Князь верит, уезжает, в ответ посылает дары, но из того злополучного струпа по телу вновь распространяется ужасная болезнь.

Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.

Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.

Источники:

http://www.syl.ru/article/314996/iyulya—den-semi-lyubvi-i-vernosti-den-petra-i-fevronii-istoriya-prazdnika
http://krugozorro.ru/den-semi-lyubvi-i-vernosti-istoriya-i-tradicii-prazdnika/
http://rosuchebnik.ru/material/den-semi-lyubvi-i-vernosti-istoriya-petra-i-fevronii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: