3 какие благородные истины провозгласил будда. Четвёртая благородная истина о пути

Четыре Благородные Истины

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так [1] : существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.

Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы».

Содержание

Первая благородная истина о страдании

Истина о дуккха или беспокойной неудовлетворенности (дукха или дуккха, санскр. दुःख , пали dukkhaṃ — «страдание», «беспокойная неудовлетворенность», «дискомфорт», «расстройство»).

Три главных великих страдания:

  1. страдание от перемены;
  2. страдание, усугубляющее другие страдания;
  3. страдание, собирающее страдания;

Четыре великих потока страдания:

  1. страдание рождения;
  2. страдание старости;
  3. страдание болезни;
  4. страдание смерти;

Стоит отметить, что часто термин дуккха переводят как страдание, хотя это не совсем верно. Люди страдают не постоянно, а периодически. Здесь же речь идёт о страдании, которое преследует людей всю жизнь.

Вторая благородная истина о причине

Истина о возникновении дуккха (дуккха самудая (санскр. समुदाय ), пали dukkhasamudayo (samudayo — «возникновение», «происхождение», «появление»)).

Благородная истина о причинах беспокойной неудовлетворённости: ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары».

Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.

Источник плохой кармы часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья благородная истина о прекращении

Истина о прекращении дуккха (дуккха ниродха (санскр. निरोध , nirodha IAST ), пали dukkhanirodho (nirodho — «прекращение», «затухание», «подавление»)). Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)».

Состояние, в котором нет дуккха, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, и т.д. То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать «срединному пути», не вдаваясь в крайности.

Четвёртая благородная истина о пути

Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. मार्ग , mārga IAST , буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī — «ведущий к», paṭipadā — «путь», «практика»)).

Благородная истина о Cрединном пути:

Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями [3] ; значит не впадать в крайности.

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

Каков же тот средний путь, о монахи, — путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?

Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение [2]

Отрицание четырёх благородных истин

Сутра сердца, которой придерживаются ряд махаянских школ, отрицает четыре благородные истины («нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути»), что, как указывает Е. А. Торчинов, звучало кощунственно или даже шокирующе для последователей хинаяны, живших в период появления и развития махаяны [4] .

Критика

Некоторые современные учёные-буддологи (К. Р. Норман, Шмидтхаузен и другие) утверждают, что «учение о четырёх благородных истинах является добавкой, хотя и сравнительно ранней, к древнейшей версии „биографии“ Будды». Буддолог Б. И. Кузнецов после изучения большого количества наиболее древних текстов выразил мнение о том, что четыре благородные истины и некоторые другие известные концепции сформировались окончательно только в сарвастивадской буддийской школе [5] .

Примечания

  1. Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 272 — ISBN 5-232-00313-5.
  2. 12345ДХАРМАЧАКРА ПРАВАРТАНА СУТРА. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  3. Дюмулен, 2003, с. 23
  4. Торчинов, 2000, с. 68
  5. Лысенко, 2003, с. 45—46

Литература

  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М .: ИНФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
  • Торчинов Е.А.Лекция 4. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр) // Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8

Ссылки

  • Сутта запуска колеса Дхаммы (пали) (рус.) . Указатель сутт. Колесо Дхаммы. (Проверено 29 июня 2011)

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Четыре Благородные Истины» в других словарях:

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ — ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. catvanarya satyani) ядро буддийской доктрины, сформулированное Буддой во время его первой проповеди под Бенаресом. Признаются всеми буддийскими школами. Четыре благородные истины это истина о духкхе… … Философская энциклопедия

Четыре благородные истины — В переводе на: Пали: cattāri ariyasaccāni Санскрит: चत्वारि आर्यसत्यानि … Википедия

Четыре благородные истины — (Four Noble Truths), осн. положения, содержащие самую сущность учения Будды, к рые он возвестил в своей первой проповеди в лесу Урувелы в окрестностях Бенареса. Ч.б.и. изложены по принципу мед. диагноза. Первая истина как бы распознает болезнь,… … Народы и культуры

Читать еще:  Архимандрит феофан. У отца Феофана

Четыре Благородные Истины Будды: — Существует страдание Существует причина страдания Существует возможность освобождения от страдания Существует путь, ведущий к освобождению от страдания Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ — БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ, основы буддийского учения, открытые Буддой в момент Просветления и сформулированные им в четырех утверждениях. * * * БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. арья сатьяни, пали ария сачча), основные положения буддизма (см. БУДДИЗМ).… … Энциклопедический словарь

Четыре — 4 четыре 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 Факторизация: 2×2 Римская запись: IV Двоичное: 100 Восьмеричное: 4 Шестнадцатеричное … Википедия

Истина — У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету[1]. Содержание 1 Определения 1.1 В философии … Википедия

Буддизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Пессимизм — Наполовину полон или наполовину пуст? … Википедия

Негативист — Наполовину полон или наполовину пуст? Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus наихудший) отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно… … Википедия

4 базовые благородные истины буддизма

Буддизм — одно из всемирных религиозных учений, с каждым годом становящееся все популярнее и завоевывающее новые сердца. В сознании пришедшего в этому религиозно-философскому направлению происходит радикальная перемена, так как буддизм иначе смотрит на жизнь и ее проявления. Христианство, иудаизм и ислам предусматривают беспрекословное лидерство божественной сущности над человеческой волей. Бог обладает абсолютной властью и подчиняться ему — священная обязанность каждого верующего. В этих религиях человеческие мысли и устремления направлены вовне, от себя-личности к идеальному богу, которому нужно услужить подчинением, молитвами, подношениями, праведной жизнью, построенной по канонам, диктуемым церковью. Буддизм же предусматривает духовные искания, направленные внутрь собственного сознания в поисках истины и единения с духовным началом, общим для всего сущего.

Что такое четыре базовые благородные истины буддизма

Базируются буддистские учения (Дхарма) на четырех основных постулатах, или истинах. Здесь они перечислены кратко:

  1. Дуккха, или страдание.
  2. Самудайя, или причина Дуккхи.
  3. Ниродха, или прекращение Дуккхи.
  4. Магга, или дорога к прекращению Дуккхи.

Все истины — это четыре этапа, проходимые на пути к нирване.

Дуккха

Сразу надо оговориться, что «страдание» в буддистской интерпретации лишено того смысла, который ему придается в христианстве. Для нас страдание — это боль, потери, несчастья, смерть. В буддизме же это понятие значительно шире и включает в себя все сферы жизни, не имея прямого отношения к ее физическим проявлениям. Да, дуккха — это страдание, но не обязательно физическое, а духовное, связанное с несовершенством человеческого бытия. У людей всегда существует дисгармония между желаемым и действительным. Грубо говоря, жизнь всегда имеет какой-то недостаток: если живешь богато, то теряешь близких, родные живы, но кто-то болен, здоровье не означает финансового благополучия и так далее до бесконечности. С точки зрения буддизма страдание — это неудовлетворенность тем, что имеешь, невозможность достичь идеала. В этом плане страдание наполняет жизнь, то есть «все есть Дуккха». Человек не в силах изменить законы природы, но он может достичь согласия с самим собой. Следующий этап в постижении четырех истин — осознание причин своих проблем.

Самудайя

Причина страдания состоит в неудовлетворенности, то есть неспособности получить желаемое. Мы жаждем богатства, получаем его, но понимаем, что достигнув своей цели, начинаем страстно желать чего-либо еще. Получение искомого не исключает страдания, а лишь увеличивает его. Чем больше хочешь, тем больше разочаровываешься или пресыщаешься достигнутым. Даже состояние счастья неотделимо от неудовлетворенности. Приводя в этот мир ребенка, женщина абсолютно счастлива, испытывая при этом физические и духовные муки от страха за будущее своего малыша.

В жизни нет не только стабильности, нет и постоянства в глобальном понимании этого термина. Все находится в непрерывном движении, постоянно изменяясь, трансформируясь и превращаясь. Даже человеческие желания со временем меняются и переосмысливаются. То, что мы страстно желали и к чему стремились всей душой из последних сил, оказывается ненужным и неинтересным на следующем жизненном этапе. В результате мы испытываем разочарование — одну из разновидностей страдания с точки зрения буддизма. В этом смысле причина страдания — мы сами, точнее то, что кроется в глубине нас, наши страсти, желания, стремления и мечты.

Ниродха

Само это слово в переводе означает контроль. Единственный способ изменить свое состояние и избавиться от мучений — перестать страдать. Для этого необходимо избавиться от причины, порождающей эти чувства. Это наши желания, страсти, привязанности, мечты. Собственность также порождает неудовлетворенность, так как с ней связаны страхи потерять ее, надежды приумножить и необходимость поддерживать ее в достойном состоянии. Мечты порождают проблемы и когда сбываются, и когда рушатся. Чтобы перестать ощущать муки, надо избавиться от бесплодных мечтаний и наслаждаться тем, что имеешь — самим фактом бытия. Страсти нужно контролировать, ибо огонь желания — причина наибольших расстройств и неудовлетворенности в этой жизни. Как часто мы стремимся завладеть любимым человеком и как быстро порой восторженная любовь и привязанность превращается в свою полную противоположность — отрицание и ненависть. Есть способ не страдать от страстей — подчинить их своему контролю.

Прекращение страдания путем контроля над своими страстями, желаниями и привязанностями освобождает последователя буддизма от пут и погружает его в особое состояние, которое называется «нирваной». Это высшее блаженство, свободное от Дуккхи, слияние с божественным духом и всемирным «я». Человек перестает ощущать себя конкретной личностью и становится частью духовной и материальной Вселенной, частичкой тотального божества.

Магга

Пытаясь избавиться от Дуккхи, один человек бросается в пучину страстей, стремясь заглушить боль потерь и разочарований новыми связями, вещами и мечтаниями. Другой же, пребывая в постоянном страхе Дуккхи, отказывается вообще от всего и становится аскетом, изнуряющим и истязающим свою плоть в тщетных попытках уйти от череды потерь и боли, обрести счастье. Оба эти пути — крайности, не несущие ничего, кроме саморазрушения и только умножающие печали и горести. Истинные же буддисты избирают так называемый срединный путь, пролегающий между двумя крайностями. Он направлен не на внешние проявления, а на концентрацию собственных внутренних сил. Его еще иначе называют благородным восьмеричным путем, так как он состоит из восьми состояний, пройдя которые можно достигнуть состояния нирваны. Все эти состояния можно разделить на три этапа, пройти которые нужно постепенно и планомерно: шила (нравственность), самадхи (дисциплина) и панья (мудрость).

Благородный восьмеричный путь

На пути к нирване разбросано множество препятствий, преодолеть которые не так-то просто. Они связаны с земной, плотской сущностью человека и мешают его духовному раскрепощению и освобождению. Кратко сформулировать их можно как:

  • Иллюзорность личности
  • Сомнения
  • Суеверия
  • Плотские страсти
  • Ненависть
  • Привязанность к земному бытию
  • Жажда удовольствий
  • Гордость
  • Самодовольство
  • Невежество

Только преодолев эти препятствия, можно считать восьмеричный путь пройденным. Показателями этого становятся три аспекта буддизма:

1. Правильное воззрение.
2. Правильное мышление.

3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильный образ жизни.

6. Правильное усердие.
7. Правильная самодисциплина.
8. Правильная концентрация.

Проходя все эти этапы, человек обретает благополучие, счастье и решает свои жизненные проблемы, а затем и входит в нирвану, избавляясь от всех видов страданий.

Читать еще:  Подробный гороскоп на март дева.

Несмотря на разнородность и многоплановость течений внутри буддизма, которые иногда противоречат одно другому, все они базируются на четырех базовых благородных истинах. Считается, что эти принципы были поняты, определены и сформулированы самим Буддой. Он связывал четыре истины с отношениями доктора и больного, в которых он сам выступал в роли врача, а все человечество — в роли страждущего от многочисленных заболеваний. Первая истина в этом свете предстает как констатация факта заболевания, вторая — установление диагноза, третья — понимание возможности излечения, четвертая — назначение курса лекарств и терапевтических процедур. Продолжая цепочку ассоциаций, можно сказать, что Будда и его учение — это опытный врач, четыре благородных истины — способ и методика излечения, а нирвана — это полное здоровье, физическое и психологическое.

Сам Будда настаивал на том, что его учение не является догмой, обязательной к беспрекословному следованию учениками и последователями. Он пришел к своим умозаключениям самостоятельно, анализируя себя и свой жизненный путь и предлагал подвергать сомнению и проверке все его слова. Это коренным образом противоположно традициям других религий и верований, где слово бога незыблемо и непоколебимо и требует безусловного принятия без малейших колебаний. Остальные личные мнения и переосмысление божественного писания относятся к ересям и подлежат радикальному искоренению. Именно это и делает буддистские учения такими притягательными в глазах его современных учеников и последователей — свобода выбора и воли.

О Буддизме. Часть 3. Первая Благородная Истина. [Основы]

Привет уважаемые читатели.

Время ночное,а значит что? Правильно! Новый пост о буддизме. Настало время начать изучать 4 благородные истины буддизма.

Мы подробно разберем каждую из них. Я не знаю сколько потребуется постов для полного объяснения, потому запаситесь терпением. Мои посты преследуют цель просветить вас пикабушники, что такое буддизм.

Сегодня мы рассмотрим, первую благородную истину Будды, названную:

Благородная истина о страдании.

Четыре истины состоят из двух групп следствия и причины: страдания и их причины, прекращение страданий и пути его осуществления. Страдание подобно болезни. Внешние и внутренние условия, приносящие болезненность, суть причины страдания. Состояние выздоровления от болезни есть пресечение страдания и его причин. Лекарства, излечивающие недомогание, являются правильными путями.

Но для того, чтобы, понять следствие, стоит начать с понимания почему вообще мы страдаем? То есть с основания. Тут мы выступаем в роли доктора самим себе. Мы устанавливаем причину возникновения страдания, а потом только приступаем к лечению.

Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности:

1. Старость, болезнь и смерть: Если мы отождествляемся с телом, тогда реальными становятся старость, болезнь и смерть и возникает страдание.

2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к обусловленному счастью.

3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда затуманен людскими мыслями, правилами и их формами, навязанными обществом, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме.

Конечно это не значит, что мы можем уйти от страданий, каким-либо способом и будет все хорошо. Или просто прекратить о них думать. Нет. Буддизм в первую очередь подталкивает к пониманию страданий.

Старость, смерть и болезнь.

Старость так же как смерть или болезнь, это неотъемлемые состояния нашего тела. Кто-то боится стареть, кто-то боится смерти, кто-то не желает лечиться так как боится врачей, иголок и прочего.

Будда объяснял, что прямой путь к излечению болезни, это непосредственно ее лечение. Правда просто? Но что делать если болезнь не излечимая? Если нету выхода. Тут на помощь приходит понимание данной болезни.

Я опишу свой неприятный опыт знакомства с такой болезнью. Болел не я, а мой родственник. У которого обнаружился рассеянный склероз мозга. Данная болезнь заставляет иммунитет пожирать собственный организм, уничтожая нервные связи. У моего родственника в течении 30 лет, постепенно отмирали ноги, руки, спина. Он их попросту переставал чувствовал. Как-то раз мне выпал случай помогать ему в течении многих лет. Так как больше было некому.

Конечно для многих будет страшным видеть каждый день инвалида, приковать себя к нему, и сделать очень сложный выбор: обречь человека на окончательную смерть, или помогать ему угасать день за днем.

Я относился к этому по-другому и учил его со своей «буддистской» точки зрения. Я рассуждал так, ты болен. И болезнь твоя не излечима. Но, ты сдаешься, не поняв свою болезнь. Когда мы говорим, что человек сдался, за частую мы имеем ввиду какой-либо физический акт, направленный на достижение чего-либо. Но есть так же и умственный акт. Когда мы выбираем. Двигаться дальше или сесть и отречься от всего? Самое страшное является вторым. Когда человек принимает решение опустить руки и отказаться от всего, угасать.

Я заставил родственника понять свою болезнь. Он много протестовал, были и обида, и злоба, от недопонимая, но со временем его взгляды поменялись, и он начал смеяться над собой. Мы вели беседы, в которых я объяснял ему: У каждого человека есть восприятие. То как человек осознает и воспринимает что-либо, связанное с его жизнью. Ты сдался, не поняв, что ты ничем не отличаешься от физически здорового человека. Да я помню тот взгляд полный ненависти, в котором говорилось: тебе то легко рассуждать о таком!

Но я продолжал: Посмотри на здорового человека. В день его ум, терзают тысячи сомнений, сотни вопросов. И каждый день он нервничает по пустякам. Каждый день, каждый человек на земле осознает, что в один день он умрет, уйдя из жизни. И больше ничего от него не останется кроме памяти. Но человек продолжает идти вперед. Я бы спросил такого человека, зачем ты борешься каждый день раз ты умрешь? На что он ответит, что хочет достичь чего-либо в этой жизни, что бы было легче уходить.

Мой родственник спрашивал: а мне то что делать? Я уже ничего достичь не смогу. Я инвалид! Я калека! Я болен!

На что я задал вопрос: а почему ты так уверен в этом? Ты уверил себя сам что ты больше ничего в этой жизни не сможешь из-за болезни. Но твоя болезнь не физическая. А мысленная. Ты принял физическое недомогание за данность, забыв, что вокруг тебя есть тысячи способов продолжить свою жизнь. Разве твоя болезнь закрыла перед тобой все двери? Нет. Это не так. Ты можешь достичь таких высот каких не достигли многие. И для этого у тебя есть все. Твоя физическая болезнь и появившееся в результате этого время.

Когда ты умрешь, так же, как и я и все другие люди, ты не заберешь с собой вещи, деньги, и все что привязывает тебя к этой жизни. Но ты можешь наоборот оставить что-то после себя.

Ввиду того, что, в наш век есть не только технологии связи, но и так же много других приспособлений, ты еще можешь сделать очень многое. Но, в данный момент ты отказываешься от всех возможностей, потому что не можешь их видеть. Вот в чем твоя болезнь. И она умственная.

Из-за своего решения, своих мыслей о том, что все будет плохо, ты начал страдать. Страдание породило болезнь. Страдание подобно болезни. И твои мысли есть суть причины страданий.

Читать еще:  Медитация "пробуждение внутренней богини". Волшебный пояс Афродиты

Если говорить коротко, то он пересмотрел свои взгляды на жизнь, написал 2 книги которые издавались в начале 2000ых и 2013году, организовал фонд взаимопомощи людям с такой же болезнью, слетал будучи прикованным к инвалидной коляске в Америку посмотреть, что хотел. И сейчас продолжает жить, но уже не страдая от своей болезни. А воспринимая ее как его не неотъемлемую часть, давшую ему новое начало. И я говорил, что с тех пор он чаще смеется, шутит и улыбается?

Понимание того, что страдания всеобщи и неизбежны, позволяют человеку встречать реальность жизни со спокойствием в душе. Человек сможет совладать со старостью, болезнями и смертью, не приходя в уныние и отчаяние, не опуская руки как мы говорим в современном мире. Оно также воодушевит людей на поиск решения проблемы страданий как это делал Будда Гаутама.

Будда учил, что все существующее непостоянно. Причина в том, что нет ничего ни внутреннего, ни внешнего, что было бы постоянным, стабильным, не было бы подвержено распаду и разрушению либо оставалось бы таким же. Все постоянно меняется. Существование подобно воде, что течет в реке или пламени горящей свечи, которые никогда не бывают одинаковыми в два разных момента времени.

Давайте возьмем за пример, стул. Да такой красивый деревянный стул. Представим, что он стоит в комнате. А теперь подумайте о том какую жизнь прошел стул?

Когда-то он был ростком. Маленьким слабым росточком среди миллионов таких же. Со временем он вырос и стал высоким сильным деревом. Потом дерево было срублено. И после обработки превратилось в доски. Из досок мастер сделал части для стула. А другой мастер собрал из них стул. Сейчас этот стул стоит в комнате. Но со временем он рассохнется, постареет, испортиться. Его хозяин, выкинет этот стул. И он отправиться в груду мусора. Груда мусора отправиться на свалку. На свалке груду мусора с этим стулом спрессуют и отправят на переработку. После переработки получится новый материал. Из которого опять создадут что-либо. И этот цикл будет вновь повторятся. Но форма та изначальная форма того самого ростка уже никогда не вернется. Она будет постоянно меняться. Это и есть, непостоянство.

Наука говорит, что постоянные на вид объекты, такие, как океаны, материки, и горные массивы, и даже Земля, Солнце и Солнечная Система постоянно меняются и когда-нибудь исчезнут. Так как все это непостоянно, невозможно сомневаться в непостоянстве жизни. Жизнь может закончиться в любой момент. Никто не может избежать смерти, или же разрушения физического тела.

Понимание непостоянства как характеристики существования приносит двоякую пользу. Во-первых, это понимание может благотворно повлиять на человеческие взаимоотношения и деятельность людей. Во-вторых, оно может воодушевить людей на практику изучения причины.

Люди часто выясняют, что сделали ошибки во взаимоотношениях из-за того, что не приняли в расчет изменения, постоянно происходящие и в них, и в других людях. Дружба часто умирает из-за того, что интересы или личные свойства одной либо обоих сторон поменялись.

Когда человек осознает, что люди и ситуации непостоянны и постоянно меняются, он сможет развить объективный подход к каждому моменту взаимоотношений. Он сможет относиться к каждой ситуации без цепляния за устаревшие представления о людях. В таком случае отношения могут развиваться плодотворно. Успех в жизни зависит от способности адаптироваться к переменам в ситуациях и извлечь максимум полезного от новых возникших возможностей. Осознав, что молодость, здоровье, материальное благополучие и даже сама жизнь непостоянны, человеку следует извлечь максимум из благоприятных обстоятельств, пока они имеются. Тогда человек избавиться от страданий, возникших из-за непонимания что все меняется. Последними словами Будды были «Все существующее подвержено закону разрушения. Достигайте цели за счет не распущенности».То есть не забивайте голову ложными мыслями. Осознайте, поймите, что все не постоянно, и не горюйте, не омрачайте себе жизнь, извлекайте из непостоянство только благоприятное для себя и окружающих. Не распускайте себя.

В общем страдание бывает трех видов: страдание от боли, страдание от перемены и сложное, распространяющееся повсюду страдание.

Страдание от боли — это то, что мы обычно принимаем за телесное или умственное мучение, например, головная боль. Желание освободиться от такого типа страдания свойственно не только людям, но и животным. Существуют способы избегать некоторых форм такого страдания, например, прием лекарственных препаратов, облачение в теплые одежды, устранение источника заболевания. Но так же и умственные мучение связанное с болезнью или старостью или смертью.

Страдание от перемены — это то, что мы поверхностно воспринимаем как удовольствие, мысли, восприятие, но стоит приглядеться, чтобы понять подлинную суть страдания. Возьмите в качестве примера то, что обычно считается приятным — покупку нового автомобиля. Когда вы приобрели его, вы чрезвычайно счастливы, восхищены и удовлетворены, но по мере пользования им возникают проблемы. Если бы причины наслаждения были внутренними, тогда, чем больше вы пользовались бы причиной удовлетворения, тем соответственно больше должно было бы увеличиваться ваше наслаждение, но этого не происходит. Привыкая все больше и больше, вы начинаете испытывать неудовольствие. Следовательно, в страдании от перемены тоже проявляется сущность страдания. Это относиться к мыслям и восприятию. Мы думаем, что все плохо и страдаем от этого. Мы воспринимаем все в отрицательном свете и страдаем от этого.

Третье страдание служит основанием для первых двух. Он отображает наши собственные ментальные и физические загрязненные совокупности. Его называют сложным, распространяющимся повсюду страданием, поскольку он наполняет собой и прилагается ко всем типам перерождения существ, входит в состав базиса нынешнего страдания, а также вызывает будущее страдание. Нет никакого способа выбраться из этого типа страдания, кроме как прекратить череду перерождений. Я бы сказал, это просто Жизнь. Будда объяснял, что третье страдание в нас самих и в нашей жизни. Мы страдаем от непонимания перемен. Мы страдаем от болезней, смертей, старости и других недугов. Мы не размышляем о них. Мы не понимаем их. И от этого только больше страдаем, накручивая самим себе глупости.

«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Поистине, все пять групп привязанности суть страдание».

«Страдание неизменно сопровождает все проявления бытия.»

Только поняв, что все постоянно меняется, мы можем избавиться от привязанности к чему-либо. Мы начинаем видеть вещи такими какие они есть.

Например, ты пикабушник читающий этот пост, ты уже не будешь таким каким был 10 минут. Ты есть сейчас в настоящем. И ты изменишься опять через последующие 10 минут. Извлеки из этого пользу и благое. Не стоит привязываться и горевать. Избавь себя от страдания.

Вот такие котята в пирожках. Сегодня мы рассмотрели первую благородную истину о том, что такое страдания и почему они возникают. В следующей часте мы рассмотрим вторую благородную истину, которая расскажет нам о том почему происходят страдания и их причины. Конечно в этом посте, я уже затронул сразу тему второй благородной истины, объясняя причины. Но в следующей части при рассмотрении второй истины, мы углубимся в причины их возникновения.

Палийский Канон — Сутта-питака.

Дхаммачаккаппаваттана Сутта — Сутра о Начале Вращения Колеса Дхармы

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/56975
http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/4-bazovye-blagorodnye-istiny-buddizma.html
http://pikabu.ru/story/o_buddizme_chast_3_pervaya_blagorodnaya_istina_osnovyi_4117894

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector