3 августа православный календарь. Церковный Православный праздник августа

Православный календарь на 3 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 августа (21 июля по старому стилю, то есть по древнему юлианскому календарю, принятому в Русской Церкви и использовавшемуся в России в качестве государственного до февраля 1918 года). Четверг 9-й седмицы по Пятидесятнице (девятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память девятерых святых.

Ветхозаветный святой VI века до Рождества Христова. Знатный иудей из колена Левиина, ветхозаветный священник. Один из самых почитаемых и при этом загадочных ветхозаветных пророков. Современник двух других ветхозаветных “великих пророков” – Иеремии и Даниила (Климент Александрийский также приписывает ему знакомство с Пифагором). Именно пророк Иезекииль сподобился видения Славы Господней и множества откровений, в том числе – о Конце времен и воскресении мертвых.

В 25-летнем возрасте пророк Иезекииль, в период второго нашествия вавилонского царя Навуходоносора на святой град Иерусалим, был пленен и направлен в Вавилон. Здесь спустя несколько лет святой сподобился удивительного пророческого видения Славы Божией в виде сияющей комбинации из четырёх существ (“тетраморфа”), каждое из которых имело четыре лица (человека, тельца, орла и льва) и четыре крыла (Иез. 1:6). Видение стало прообразом четырёх евангелистов, просветивших мир с разумом человека, силою львиною, покорностью тельца и высоким пареньем духа, подобным орлиному.

Одним из центральных пророчеств Иезикииля также стало его предсказание о падении иудеев в идолопоклонничество, распутство и корыстолюбие. Однако перечисляя грехи Израиля и предрекая кары ему, пророк подчеркивал, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния (Иез. 18:23).

Однако самым ярким является его пророчество о воскрешении из мертвых: Иезекииль увидел множество костей в поле, которые начали обрастать жилами, покрываться плотью и кожей (Иез. 37:8). Затем в трупы возвратился дух, и они встали из своих могил. Это пророчество о воскресении мертвых читается в православных храмах на утрени Великой Субботы накануне Пасхи Господней.

Широко известны пророчества и о грядущем Царе Давиде, который будет править вечно (Иез. 37:25) и о грядущем князе Гоге, который во главе бесчисленного войска придет от пределов севера на землю Израиля и найдет там свою гибель от каменного града (Иез. 38:22)

Книга пророка Иезекииля умалчивает о последних годах его жизни и о кончине. Согласно древнему преданию, он был убит в Вавилоне “судией своего народа, которого он обвинил в идолослужении, и был похоронен в гробнице Арфаксада, сына Сима, сына Ноя”.

Пророчества Иезекииля отражены и в современной культуре. В фильме “Криминальное чтиво” один из героев цитирует 17 стих 25 главы Книги пророка Иезикииля: “И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение”. В честь этого получила название российская рэп-рок группа “25/17”.

Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн. Сирийские святые VI века от Рождества Христова, жившие в городе Едессе. Когда Симеону исполнилось 30 лет, а Иоанну 24 года, они совершили совместное паломническое путешествие во святой град Иерусалим. После этого оба приняли решение оставить мир и принять монашеский постриг. Так и случилось, причем Сам Господь указал игумену одной из обителей раскрыть монастырские врата для возвращавшихся богомольцев.

После нескольких лет монастырской жизни отцы Симеон и Иоанн решили усилить свой духовный подвиг и отправились отшельничать в пустыню. В строгом посте и молитвах они смогли преодолеть многие искушения от диавола. В пустыне святые провели 29 лет, сподобившись многих духовных даров, после чего решили вернуться в мир, чтобы служить людям. Отец Симеон принял на себя образ мнимого безумия – юродства Христа ради, за что подвергался насмешкам и даже побоям. И вместе с тем творил великие чудеса – изгонял бесов и исцелял.

Точная дата смерти святых старцев неизвестна, но их житие указывает на то, что это произошло практически в одно время. Первым отошел ко Господу преподобный Симеон, а вслед за ним его сомолитвенник и спостник Иоанн. Незадолго до блаженной кончины старцу Симеону был явлен венец над головой духовного брата с надписью: “За пустынническое терпение”.

Мученик Виктор Марсельский. Святой страдалец, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь в начале IV века в годы антицерковных гонений императора Максимиана.

Мученик Виктор был римским солдатом, тайно принявшим христианство. Во время гонений он ободрял марсельских христиан, а затем и сам публично осудил идолопоклонничество перед префектами своего легиона, за что был подвергнут пытками и заключен в темницу.

В темнице святой Виктор обратил ко Христу трех охранявших его солдат Лонгина, Александра и Фелициана, которые также приняли мученическую кончину. Согласно житию, мученик Виктор был сокрушен под жерновом, “подобно пшенице, выбранной Богом”.

Обретение мощей благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. Это событие произошло в 1649 году от Рождества Христова, незадолго до начала трагического раскола Русской Церкви, сыгравшего печальную роль в почитании этой великой святой XIV столетия от Рождества Христова, супруги и вдовы другого великого подвижника Земли Русской – благоверного князя Михаила Тверского.

Читать еще:  Рецепты

В 1649 году мощи Анны Кашинской были торжественно открыты и все увидели: десница святой сложена в древнем двуперстии. Но не прошло и 20 лет, как в ходе богослужебной реформы это перстосложение было ошибочно признано еретическим. Что привело к беспрецедентной в истории Церкви деканонизации святой. Ее было запрещено почитать, и только старообрядцы продолжали молиться Анне Кашинской. Однако память о ней сохранялась во всем православном народе.

Лишь в 1909 году Высочайшим указом эта ошибка была, наконец, исправлена: благоверную княгиню Анну Кашинскую вновь прославили в лике святых. Восстановление ее почитания сопровождалось грандиозными торжествами, на которые в Кашин прибыли тысячи верующих. Подробнее об этой святой и удивительной истории ее канонизации, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах “Царьграда”.

Преподобные Онуфрий молчаливый и Онисим затворник, Печерские. Русские святые рубежа XIIXIII веков от Рождества Христова, совершавшие монашеские подвиги в Ближних Антониевых пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Честные мощи этих христианских подвижников были погребены на месте их пещерного жития.

Обретение мощей священноисповедника Романа Медведя, пресвитера. Протоиерей Роман Медведь был духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского, в своем священническом служении стремившимся подражать житию своего наставника и учителя. Родом из Западной Руси, он служил в разных уголках Российской империи, в том числе долгое время протопресвитером (главным священником) Черноморского флота.

После революционных событий 1917 года отец Роман, чудом избежавший расправы, оказался в Москве, где сначала служил в соборе Василия Блаженного, а после его закрытия – в храме Святителя Алексия в Глинищевском переулке, где, несмотря на большевистские гонения, смог наладить активную приходскую жизнь.

В 1931 году батюшку арестовали и обвинили в создании и руководстве организацией “преследовавшей политические, антисоветского характера цели, в издательстве антисоветской литературы и распространении листков под заглавием “Кто наше правительство” антисемитского характера”.

Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. В 1936 году был освобожден по тяжелой болезни (костный туберкулёз и перелом шейки бедра) и поселился в городе Малоярославец, где, невзирая на страшные боли, совершал священническое служение, а незадолго до смерти принял монашеский постриг с именем Иосиф. Скончался батюшка 26 августа (8 сентября н. ст.) 1937 года на 63-м году земной жизни.

3 августа 1999 года в Малоярославце состоялось обретение честных мощей священноисповедника Романа. Святыня была перенесены в Москву и с тех пор пребывает в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе.

Священномученик Петр Голубев, пресвитер. Один из святых страдальцев из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибших в период “Большого террора” в 1938 году на трагически известном подмосковном Бутовском полигоне.

Поздравляем всех православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения и при монашеском постриге получил имена в их честь, поздравляем с именинами!

Православные церковные праздники августа

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

3 августа (21 июля по старому стилю)

* Пророка Божия Иезекииля (VI в до Р.Х.). * Преподобных Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Благоверной княгини Анны Кашинской (обретение мощей, 1649).
Мучеников трех в Мелитине по камням влачимых; Евгения; Феодора и Георгия; Ревката. Преподобных Онуфрия Молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах почивающих (XII-XIII). Священномученика Петра (Голубева) пресвитера, Московского (1938).

Пророк Иезекииль

Иезекииль (ивр. Йхезкэль, «Господь укрепит») — один из «великих пророков», родился в Иудее около 622 года до н. э. и был священником. С первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилон и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилона. Здесь, у реки Ховар, пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 году до н. э. началось его пророческое служение. В это время Иезекиилю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Автор ветхозаветной книги Иезекииля; из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». Предание говорит, что св. Иезекииль был умерщвлен одним из иудейских князей за обличение в нечестии и погребен в одной пещере с Симом и Арфаксадом, прародителями Авраама. Около 571 года до н. э. пророк скончался.

Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник

Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник его, жили в VI в. в Сирии. Отправившись в Иерусалим на поклонение святым местам и пленившись иноческой жизнью на Иордане, они решили не возвращаться домой – Иоанн даже оставил жену, хотя женился недавно, – и поселиться в монастыре. Бросили жребий; жребий указал им на монашескую жизнь, и они постриглись в монастыре св. Герасима, но потом удалились в пустыню близ Мертвого моря. Здесь они терпели немало искушений, чувствовали и уныние и леность, но ободряли себя молитвой и беседой. Так прожили подвижники 29 лет. Потом св. Симеон удалился в город Емесу в Финикии и начал юродствовать. Юродствуя, он спасал других – вразумляя словом и делом, приводил их к покаянию. Терпел для Христа множество насмешек, брани и оскорблений. Бог удостоил святого дарами чудотворения и прозорливости. Он предсказал землетрясение, разрушившее Антиохию. В 590 г. скончался; вскоре умер в пустыне и Иоанн.

Читать еще:  Любовный гороскоп для козерогов на весну. Любовный гороскоп на завтра для женщины знака козерог

3 августа (21 июля по старому стилю)

Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.).

Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем – таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее “подобие Человека”, а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое “подобие Человека”, сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли. При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком “вратами затворенными”, которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет – будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии – его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).


Преподобных Симеона Салоса, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его
(ок. 590).

Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн были сирийцами, жили в VI в. в городе Едессе. С детства их связывала тесная дружба. Старший из них, Симеон, был холост и жил с престарелой матерью. Иоанн же, только что вступив в брак, жил с отцом (мать его умерла) и с молодой супругой. Оба друга принадлежали к богатым семьям. Когда Симеону исполнилось 30 лет, а Иоанну 24, они совершили путешествие в Иерусалим на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На обратном пути друзья беседовали о путях спасения души. Сойдя с коней, они отправили слуг с конями вперед, а сами пошли пешком. Дойдя до Иордана, они увидели на берегу реки монастыри, расположенные на границе пустыни. У обоих вспыхнуло неудержимое желание оставить мир и провести остальную жизнь в иноческих подвигах. Они свернули с дороги, по которой шли их слуги в Сирию, и, усердно помолившись Богу, направились в противоположную сторону – к монастырям. Они просили Господа указать, какой монастырь им избрать и решили пойти в ту обитель, ворота которой будут открыты. В это время Господь известил во сне игумена обители Никона открыть монастырские ворота и впустить в обитель овец Христовых. В великой радости друзья подошли к открытым воротам монастыря, были ласково приняты игуменом и остались в обители. В скором времени они приняли постриг. Пробыв некоторое время в обители, Симеон возгорелся желанием усилить свой подвиг, уйти в глубь пустыни и там подвизаться в полном уединении. Иоанн не захотел отстать от своего друга и решил разделить с ним труды пустынножительства. Игумену Никону Господь открыл намерение друзей, и в ту ночь, когда иноки Симеон и Иоанн хотели покинуть обитель, он сам открыл им ворота, помолился с ними, дал свое благословение и отпустил в пустыню. Начав пустынническую жизнь, духовные братья вначале претерпели сильную брань от диавола, внушавшего им печаль об оставленных родных, устрашавшего подвижников, наводившего на них расслабление, уныние и леность. Братья Симеон и Иоанн, твердо помня о данных ими при пострижении обетах, уповая на молитвы своего старца, игумена Никона, продолжали неуклонно следовать по избранному пути, проводили время в непрестанных молитвах в строгом посте, поддерживая друг друга в борьбе против искушений. Через некоторое время, с помощью Божией, искушения прекратились. Иноки получили от Бога извещение, что мать Симеона и супруга Иоанна скончались и Господь удостоил их райского блаженства. После этого Симеон и Иоанн прожили в пустыне 29 лет, достигли полного бесстрастия и высокой степени духовности. Преподобный Симеон, по внушению Божию, помыслил о том, что им следует теперь послужить людям, а для этого необходимо оставить пустынное уединение и идти в мир. Но святой Иоанн, считая, что не достиг еще такой степени бесстрастия, как его сподвижник, решил не оставлять пустыни. Братья расстались со слезами. И Симеон направился в Иерусалим, там поклонился Гробу Господню и всем святыням. По своему великому смирению святой подвижник усердно молился Господу сподобить его послужить ближним таким образом, чтобы они не прославляли его. Святой Симеон избрал для себя трудный подвиг юродства Христа ради. Придя в город Емессу, он остался в нем и вел себя, как безумный, совершая странные поступки, за что подвергался насмешкам, брани и побоям, и между тем совершал много добрых дел. Он изгонял бесов, исцелял болезни, избавлял от скоропостижной смерти, неверующих приводил к вере, а грешников – к покаянию. Все эти добрые дела он совершал под видом юродства, и никакой похвалы или благодарности от людей не получал. Но высоко чтил своего духовного брата преподобный Иоанн: когда в пустыне его навещал кто-либо из жителей города Емессы, прося совета и молитв, он неизменно направлял их к “юродивому Симеону”, который мог лучше преподать совет духовный. За три дня до своей смерти святой Симеон перестал появляться на улицах, затворился в своей хижине, в которой, кроме вязанки хвороста, ничего не было. Пробыв в непрестанной молитве три дня, святой Симеон преставился ко Господу. Некоторые из городских нищих, друживших с ним, не встречая юродивого, пришли к его хижине и там нашли его мертвым. Взяв тело усопшего, они отнесли его без обычного церковного пения на место, где погребали бездомных и странников. Когда несли тело святого Симеона, некоторые из жителей слышали дивное церковное пение, не понимая откуда оно исходит. Вслед за святым Симеоном в пустыне мирно отошел к Господу преподобный Иоанн. Незадолго до кончины святому Симеону было дано увидеть венец над головой своего духовного брата с надписью: “За пустынническое терпение”.

Читать еще:  Календарь лунных дней на февраль. Лунный календарь на февраль

Обретение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, святая Евфросиния постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1338 года она мирно отошла ко Господу.
Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года.
Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Сщмч. Петра пресвитера (1938).
Новосщмч. Симо Баниаца и Милана Стоисавлиевица и его осына мч. Милана Гламоцких в Сербии
(1941-1945).
Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах
(XII-XIII).
Обрет. мощей св. блгв. прп. кн. Анны Кашинской.
Мч. Виктора.
Мч. Акакия Константинопольского
(Греч.).
Прп. Елевферия с “Сухого холма”
(Греч.).
Свт. Парфения, еп. Радовизлиосского
(Греч.).
Св. Анны, матери прп. Саввы Сербского
(Серб.).
Сщмч. Зотика Комананского в Армении
(204).
Мчч. Иуста, Матфея и Евгения из 13-и пострадавших в Риме и вместе с ними мчч. Трофима и Феофила
(305).
Мч. Варгавдесиана, диак. Арвельского в Ассирии
(354).
Св. Павла, еп. и св. Иоанна, пресвит., пустынников Едесских
(V).

Источники:

http://tsargrad.tv/articles/pravoslavnyj-kalendar-na-3-avgusta_76962
http://calendareveryday.ru/modul/index.php?id=pravoslavn/8/3
http://www.tamby.info/pravoslavie/august-3.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: