21 августа божественный праздник. Память Зосимы и Савватия Соловецких

В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре

Соловки, 21 августа 2019 г.

21 августа 2019 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Котласский и Вельский Василий; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; иеромонах Капитон (Засыпкин), клирик Илиинского кафедрального собора г. Архангельска; насельники Соловецкой обители в священном сане.

На богослужении присутствовали председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Церкви права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены:

  • игумен Савватий (Буев), клирик Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря;
  • игумен Евлогий (Стручалин), настоятель подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря — Голгофо-Распятского Анзерского скита на острове Анзер Соловецкого архипелага.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель подворья Соловецкого монастыря в г. Кемь, скитоначальник Андреевского скита на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар обители Святейший Патриарх передал резную икону преподобноисповедника Ираклия Иссык-Кульского с частицей мощей. «Образ выполнен в резьбе по дереву, то есть в том стиле, который очень близок к православной культуре Севера. Хотел бы, чтобы этот образ с частицей мощей преподобного находился в этой святой обители», — сказал Святейший Владыка.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил наместника обители архимандрита Порфирия за труды и вручил ему юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

Каждому из насельников Соловецкого монастыря Предстоятель передал Новый Завет на церковнославянском языке. Всем участникам богослужения были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству уменьшенный список чтимой на Соловках иконы Спаса Нерукотворного.

«Случилось так, что из того церковного убранства, которым обладал Соловецкий монастырь до трагической страницы его истории, до нас дошла лишь одна икона — это икона Спас на убрусе. В 1882 году иконописец монастыря создал этот дивный по своей духовной красоте и силе образ. Затем он был вывезен в музей “Коломенское”, передан в храм Казанской иконы Божией Матери, и там почитался москвичами как чудотворный, совершались молебны. В 1993 году он пришел сюда и теперь доступен для поклонения в этом храме», — рассказал наместник монастыря.

В завершение Святейший Владыка совершил славление у раки с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

После братской трапезы в Соловецком монастыре Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Плесецкую епархию, где посетил храмовые комплексы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье в Онежском районе Архангельской области, восстановленные волонтерами проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был возведен в 1859 г., автор — губернский архитектор А.П. Шахларев. Здание возникло в результате трехкратного расширения Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора XVI в. (1795, 1816, 1859 гг.). В приделе сохранялись мощи преподобных основателей монастыря — главная святыня обители, ради которой монастырь посещало все больше паломников. В связи с увеличением паломничества в Соловецкий монастырь после событий Крымской войны было принято решение о строительстве нового большого теплого храма, которое и осуществили к 1859 г.

Храм имеет три престола — в честь Святой Троицы (главный), северный — в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный — в честь преподобного Зосимы и Савватия Соловецких.

Со строительством нового храма была частично уничтожена, частично включена в новый объем предшествующая застройка, в числе которой часовни с погребениями прпп. Савватия, Германа, Иринарха, Маркелла, предшествующий алтарный северо-восточный придел Спасо-Преображенского собора.

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор входит в центральный комплекс застройки монастыря, образуя его восточную, выступающую к крепостной стене, часть. Здание вписано в историческую стесненную застройку ансамбля монастыря. Перед губернским архитектором А.П. Шахларевым, которому было поручено строительство, стояла сложная задача создания нового большого храма, способного вместить все возрастающее число богомольцев. При этом надо было учесть очень много обстоятельств — сохранить места исторических захоронений чтимых подвижников обители, избежать перестроек недавно возведенных зданий комплекса Никольской церкви, выдержать своеобразную стилистику строений ансамбля Соловецкого монастыря. Не соперничая с главным храмом обители — Спасо-Преображенским собором, новый собор должен был принять на себя роль основного храма монастыря, быть теплым, служить круглый год, вместить в себя главную святыню обители — мощи преподобных основателей монастыря. Архитектору удалось блестяще решить сложную задачу. В исторической застройке объем здания почти не выделяется, кроме венчающих частей, дополнивших силуэт ансамбля. Полностью фасад Троицкого собора открыт только с юга. Внутри же храм полностью соответствует поставленной задаче.

Юго-западным углом храм включен в объем Спасо-Преображенского собора. С севера смыкается с объемами Никольского комплекса, восточной стеной приближен к крепостной стене, от которой собор отделен узким проходом, через который перекинуты распорные арки.

Здание представляет собою компактный в объеме, одноглавый четырехстолпный храм, выстроенный на подклете с широкой проездной аркой вдоль восточной линии жилых корпусов. Алтарная часть выполнена под одну кровлю с основным объемом храма. Собор перекрыт четырехскатной кровлей, над которой возвышается массивная глава на высоком световом, овальном в сечении, барабане. Фасады, отвечая общему мотиву соловецких соборов, декорированы чрезвычайно скромно. Барабан главы дополнительно украшен широким фризом, образованным рядом профилированных филенок.

Главный вход ведет с северной паперти Спасо-Преображенского собора. меньшие дверные проемы связывают интерьер Троицкого собора с алтарем Спасо-Преображенского собора, притвором, ведущим в ризницу, выходом на кровлю одноэтажной палаты Просфорного корпуса.

Подклет собора имеет весьма сложную структуру, так как он объединил в себе части разновременной, постепенно разраставшейся, застройки. Перекрытия в подклете преимущественно в виде простых цилиндрических сводов с распалубками над проемами. В сложившуюся структуру подклетов храма вошли конструктивно вязанные с нею усыпальницы св. Филиппа, митрополита Московского, прп. Иринарха Соловецкого, частично — часовня прп. Германа Соловецкого и другие. Со временем в нижней части собора сложился некрополь, где сохранялись места исторических захоронений подвижников обители и в некоторых случаях продолжали захоронения и в более поздний период.

После упразднения Соловецкого монастыря в помещении храма размещалась карантинная рота Соловецких лагерей особого назначения (1923-1939). О ней часты упоминания в воспоминаниях бывших соловецких заключенных.

Как и другие строения, Троицкий собор пострадал в пожарах 1923, 1932 гг.

При передаче ансамбля монастыря военным в интерьер разместились пищеблок (кухня и разделочные цеха).

В 1960-19990-е гг. выполнялись работы по консервации здания. С 2007 г. начаты реставрационные работы, которые завершены в 2016 году.

В комплекс восстановительных работ входит исполнение реконструкций иконостасов, других элементов декора. В текущем году выполняются работы по устройству сеней над раками Преподобных, ограждению сеней.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Память подвижников русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь празднует 21 августа (8 августа ст. ст.). Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, а в ХIХ веке в Центральной России еще и как покровители пчеловодства.

Читать еще:  Поздравление с введением в храм пресвятой богородицы. Поздравление с Введением во храм Пресвятой Богородицы

Содержание:

Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также тексты их Жития и создававшиеся позже повествования об их посмертных чудесах, приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря (1657–1676 гг.) особую популярность, которая сохраняется затем в течение всего последующего времени.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам. Однако и здесь он слышал много похвал в свой адрес. Поэтому узнав, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой, никем не заселенный остров, Савватий покинул Валаам. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Согласно житию, оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места нахождения современного монастыря, близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1,5 км от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Подвижники прожили вместе несколько лет, после чего Герман покинул обитель.

Искушение отшельников дьяволом. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Через 2 года после его отъезда Савватий отправился в Выг, где причастился у игумена Нафанаила и почил. Это произошло 27 сентября 1435 года. В свою очередь преподобный Зосима родился в селе Толвуя, тогда Новгородской республики, на берегу Онежского озера. С преподобным Германом Зосима встретился, ища уединения, в устье реки Сумы. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам, куда прибыли в 1436 году и построили себе бревенчатую келью.

Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. № 71. Л. 28 об.)

С помощью учеников, которые стали стекаться к Зосиме, был построен первый храм Преображения. Всего вокруг Зосимы собралось 22 брата. Они занимались варкой соли и ловлей рыбы. Зосима стал третьим игуменом монастыря, его утвердил архиепископ Иона (с 1458 года — архиепископ Великоновгородский и Псковский). Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года.

Икона Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1-я пол. ХVII в. Церковно-археологический кабинет МДА

Почитание и прославление преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

История почитания Савватия началась сразу же после его кончины, а Зосимы — по прошествии небольшого времени. Особенно широко распространилось почитание преподобных Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. В частности к их помощи прибегали во время бедствий на море. Кроме того к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Повествования о чудесах святых содержатся в их Житиях. Отметим, что по имеющимся свидетельствам почитание преподобного Зосимы укоренилось глубже, в отличие от почитания преподобного Савватия.

Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту). Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Вторая половина XVII в. Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск

После вступления в 1542 году на митрополичью кафедру святого Макария, прежде всего почитание соловецких чудотворцев распространилось в столице при дворе великого князя Иоанна IV Васильевича. Собор, прошедший 1–2 февраля 1547 года в Москве, стал следующим этапом канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. Была установлена дата поминания «новых святых» — 17 апреля. Отметим, по всем данным на сегодняшний день 17 апреля считается днем почитания только преподобного Зосимы. Общим днем почитания преподобных Зосимы и Савватия считается 21 августа в честь перенесения мощей святых 8 (21) августа 1566 года.

Читать еще:  Михаил потокин священник семья. Михаил потокин и константин титов

Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 8:

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Иконы

В истории развития иконографии преподобных Зосимы и Савватия необходимо отметить, что их образы тесно связаны. В частности, на Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. Кроме того в самом монастыре хранилось несколько реликвий преподобных. Среди них четырехконечный келейный крест преподобного Савватия из белого камня, каменный колокол «строения» преподобного Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель.

В Житии Зосимы и Саваатия одно из чудес свидетельствует о почитании, вскоре после кончины святых, их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах. К XX веку каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа — изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием, 1538–1549. Государственный исторический музей, Москва Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием в 16 клеймах, XVI век. Ярославский художественный музей, Ярославль Богоматерь Боголюбская с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких, 1545 год. Успенский cобор Московского Кремля, Москва Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский, вторая половина XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVII — начало XVIII вв. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир Печерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва

Кроме того, образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, который сложился в ХVII веке. Святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху — панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трехшатровой звонницей.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль Святые Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Около середины XVIII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Также у старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ — «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием».

Деисус Соловецкий, с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими, начало XVIII века

Старообрядцы же Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий: икон, складней, образков.

Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Музей им. Андрея Рублева
XVIII в.

Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святого Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.

Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»

Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.

Читать еще:  Собор пресвятой богородицы значение праздника.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад

Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.

Заключение. Необходимо сказать, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных. В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Православный календарь на 21 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

21 августа (8 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 10-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Восьмой день Успенского поста. По монастырскому церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется варёная пища без растительного масла, однако существует одно исключение: по древнему Соловецкому уставу, в честь дня основателей этой легендарной русской обители возможно употребление рыбы. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память двенадцати известных по именам святых, а также одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Эти русские святые XV столетия были основателями Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Благодаря их монашескому подвигу этот форпост Новгородской земли на Белом море стал духовным центром всего Русского Севера, местом, где особенно ярко отразилась русская святость во всей своей трагичности.

Так, именно Соловки стали местом двух страшных трагедий нашей истории: церковного раскола XVII века и раскола национального, ставшего итогом революции 1917 года. Трагедий, связь между которыми образно отражена в монологе соловецкого политзаключённого 1920-х годов в романе Захара Прилепина «Обитель».

В 1666 году монастырь восстал против Никоновой реформы. А спустя десять лет осады его взяли, и бунтовавших монахов, и трудников — всех закидали камнями, чтоб сабли не грязнить и порох не переводить. Двести с лишним лет монастырь качался на волнах — немалый срок. Как будто готовился к чему-то. И вот. пришли времена нового подвижничества. Русская церковь именно отсюда начнёт новое возрождение.

Действительно, Соловецкая обитель стала главным символом русской святости XX века, подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подвига, непосредственные свидетели которого и сегодня есть среди нас. Те, для кого Соловецкий лагерь и Соловецкая тюрьма особого назначения — не далёкая история, но часть их жизни.

Молитвы преподобных основателей Соловецкого монастыря оказались сильнее любого зла и насилия. Четверть века назад в святых стенах этой обители была возрождена полнокровная монашеская жизнь. С тех пор здесь ежедневно возносятся молитвы о Русской земле и о том, чтобы её былые исторические трагедии больше не повторились.

Святитель Емилиан, епископ Кизический. Этот святой IX века от Рождества Христова жил в царствование еретичествующего императора-иконоборца Льва Армянина, правившего в 813-820 годах. С другими архиереями святой Емелиан был вызван к императору, потребовавшему от святителей Церкви Христовой отказаться от православного почитания святых икон. Епископ Емилиан первым нелицемерно ответил еретику-императору, что вопрос об иконопочитании решается не в царском дворце, а в Церкви духовными лицами. В 815 году от Рождества Христова святитель был заточён и вскоре скончался в неволе как истинный исповедник Православной веры.

Святитель Емилиан Кизический. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Мирон, епископ Критский. Святой IV века от Рождества Христова. Мудрый и кроткий архипастырь Крита, обративший ко Христу множество жителей острова. Владыка Мирон прославился прижизненными чудотворениями и отошёл ко Господу в столетнем возрасте около 350 года от Рождества Христова, дожив до завершения антихристианских гонений и торжества христианства в Римской империи при святом равноапостольном царе Константине Великом.

Преподобный Григорий, иконописец Печерский. Русский святой XII века от Рождества Христова, совершавший монашеские подвиги в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Сомолитвенник и сопостник другого известного святого — преподобного Алипия Печерского. В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что преподобный Григорий написал множество чудотворных икон. Существует версия, что сам этот святой был родом из ромеев, прибывших на Русь.

Преподобный Григорий Синаит. Один из самых известных и почитаемых греческих святых второй половины XIII — первой половины XIV столетий от Рождества Христова. Именно он возродил на Афоне исихастскую практику Иисусовой молитвы и стал учителем другого великого святого — святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, развившего теорию православного исихазма. Также преподобный Григорий Синаит является одним из авторов «Добротолюбия», известного сборника духовных поучений. Почил святой в 1346 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Синаит. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Елевферий и Леонид. Святые страдальцы за Христа IV века от Рождества Христова, христианские младенцы, брошенные в огонь во время одного из гонений на христиан.

Преподобномученик Иосиф (Баранов) (1918), священномученик Николай Шумков, пресвитер (1937), священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской (1938). Русские святые XX века, принявшие мученическую смерть за Христа и Его Церковь в разные годы во времена советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в числе многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Один из самых почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери. Явилась в августе 1314 года от Рождества Христова Ростовскому святителю Прохору. Прославилась многими чудесами и исцелениями. Пребывает в святых стенах Ярославского Толгского женского монастыря.

Толгская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Источники:

http://pravoslavie.ru/123228.html
http://ruvera.ru/zosima_savvatij_soloveckie
http://tsargrad.tv/articles/prepodobnye-zosima-i-savvatij-soloveckie-pravoslavnyj-kalendar-na-21-avgusta_153468

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: