2 июня церковный календарь. Благоверный князь Довмонт

Святой благоверный князь Довмонт Псковский

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, “дохнула на него благодать Божия”, когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника “Дома Святой Троицы” был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что “бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее”. Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: “Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!”

Читать еще:  Зодиак в шумеро-вавилонской астрологической традиции.

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: “Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь”. Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): “Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею” (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 г. великое народное движение на Восток – “встречь солнца” – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической “албазинской обороной” (1685 – 1686).

. Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. “И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут”.

Несколько раз в 1684 – 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

“Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта” была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники – святые Всеволод и Довмонт.

Православный церковный христианский календарь на 2 июня имеет 3 праздника

2 июня отмечается 3 православных церковных праздника. Русская Православная Церковь празднует обретение мощей свт. Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431), мучеников Фалалея, Александра и Астерия и благоверного князя Довмонта.

В течение многих сотен лет в Церкви происходили события, которые позже превращались в церковные праздничные даты. Церковные православные праздники бывают великие, средние и малые. Не у всех праздников есть строгая дата, в разные годы она бывает в различные дни, поэтому она сдвигается в православных церковных календарях.

Какой церковный праздник 2 июня у христиан: история православных праздников

История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Читать еще:  Статусы про ангелов со смыслом. Статусы про ангела хранителя

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин.

Какой церковный праздник 2 июня у христиан: мучеников Фалалея, Александра и Астерия

2 июня церковь чтит память мучеников Фалалея, Александра и Астерия. Мученик Фалалей был сыном ливанского воеводы. Изучив врачебное искусство, он безвозмездно лечил больных, отчего и называется бессребренником. Язычники представили его как христианина к одному из правителей в Малой Азии. Правитель был поражен красотой и молодостью мученика (ему было в то время всего 18 лет) и начал ласково убеждать его принести жертву идолам.

Правитель после разных мучений приказал просверлить ему ноги и повесить вниз головой; но воины, просверлили и повесили вместо него дерево. Правитель принял это за насмешку со стороны воинов и велел мучить и их. Эти воины были Александр и Астерий. Правитель, считая Фалалея волшебником, приказал утопить его. Но едва успели донести правителю, что его приказание исполнено, как утопленный мученик снова явился перед ним.

Какой церковный праздник 2 июня у христиан: благоверный князь Довмонт

Св. Довмонт — Тимофей, князь Псковский, жил в XIII в. Сначала был язычником и княжил в Литве. Вследствие вражды к нему одного из князей вынужден был бежать в Псков. Здесь приняли князя радушно, и он крестился с именем Тимофей. Псковичи, видя добрые качества Довмонта, выбрали его в князья, и он вступил в родство с русскими князьями.

Св. Довмонт отличался не только храбростью, но и благочестием: любил правду, был милостив к бедным, посещал узников, покоил странников, глубоко чтил праздники, подвизался в посте и молитве. Скончался св. князь в 1299 г. Тело его погребено в Троицком соборе. При раке святых мощей Довмонта совершилось немало чудес.

Какой церковный праздник 2 июня у христиан: обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца

Церковь празднует память об обретении мощей митрополита Алексия. Событие произошло в 1431 году, во время возведения нового храма на месте разрушившегося Чудова монастыря в Кремле.

Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

2 июня. Благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский

Аудио

Отдание праздника Вознесения Господня

Сегодня мы творим память:

Мчч. Фалалея, Александра, Астерия и мч. Аскалона Антинойского (III в.).

Прпп. Завулона и Сосанны, родителей св. равноап. Нины, подвижников (III–IV вв.).

Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (XIII в.).

Обретения мощей свт. Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431 г.).

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы почтим память святого благоверного князя Довмонта Псковского. Князь Нальшинайский, или Нальшанский, родился около 1240 года, происходил из Литвы и сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать с тремя сотнями литовских семей во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял Святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение тридцати трех лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Читать еще:  Сонник ванги красная пантера. К чему снится черная пантера которая нападает

Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным стражем земли Русской. Основная его заслуга как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Но, несмотря на победу в генеральном сражении, русские войска простояли под стенами Раковора три дня, а приступить к осаде и штурму города помешала потеря в битве обоза с осадными приспособлениями. В следующем году Тевтонский орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной десятидневной осадой Пскова, ведь именно святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. Рыцари отступили при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого благоверного князя был благочестивый обычай: в благодарность Господу рядом с Кремлем он возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу.

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с семнадцатью иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Но уже через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей заболел и вскоре скончался, он был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно как вел их в бой, когда городу угрожала опасность.

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (то есть покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Святой благоверный князь Довмонт и его супруга, в схиме преподобная Марфа, почившая через год после мужа, удостоились чести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери. Ныне мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Братья и сестры, не всем может быть понятно, почему военачальников, на совести которых немало человеческой крови, Святая Церковь причисляет к лику святых. Здесь важно понимать, что эти святые брали на себя ратный подвиг не ради собственного тщеславия или алчности, а потому, что чувствовали долг перед Отечеством, желали душу свою положить за ближних своих, хотели сохранить православную веру и культуру для потомков. Вот и апостол Павел писал в послании к христианской общине Рима: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 3–4). И вот в лице святого князя Довмонта перед нами предстает яркий пример такого отмстителя. Отмстителя для врагов, а защитника и миротворца для несправедливо обиженных и угнетенных.

Святый благоверный княже Довмонте, моли Бога о нас!

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1111.htm
http://www.1rre.ru/107589-pravoslavnyj-cerkovnyj-xristianskij-kalendar-na-2-iyunya-imeet-3-prazdnika.html
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-2-iyunya-2017g

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: